Практическая психология в высшей школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическая психология в высшей школе



 

В Украине, как и в других постсоветских государствах, не было научно-исследовательских институтов, которые бы исследовали проблемы педагогики высшей школы. Только в 90-х годах прошлого века в Украине произошли определенные сдвиги: созданы научно-исследовательские институты педагогики и психологии профессионального образования, высшей школы основаны периодические издания, посвященные проблемам организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе; появились основательные исследования AM Алексюка, В.И. Бондаря, В.М. Галузинский, М.Б. Евтуха, А.Г. Мороза и др. по педагогике высшей школы. Почти до середины прошлого века считалось, что человек после достижения зрелости (20 лет) находится в состоянии «психической окаменелости» и неспособности к обучению, а потому психология и педагогика развивались в основном как науки, касающиеся детей. Возраст обучения в высшей школе охватывает период поздней юности и ранней зрелости (17-23 лет). Если в обучении и воспитании студентов младших курсов можно в определенной степени руководствоваться положениями школьной психологии и педагогики, то на старших курсах нужны другие подходы, необходимые знания психологии взрослого человека, андрагогики.

Актуальные научно-исследовательские задачи психологии высшей школы:

- Психологическое обоснование профессиограммы современного специалиста высшей квалификации (педагога, психолога, менеджера, инженера и т.д.), на основе которой должна разрабатываться государственный стандарт содержания специализации профессиональной подготовки в системе многоуровневого высшего образования

- Выявление социокультурных, социально-психологических, индивидуально-психологических и дидактических факторов социализации личности будущего специалиста, чтобы проектировать индивидуальную траекторию профессионального становления каждого студента в течение всех лет его обучения;

- Разработка психологических основ формирования у студентов и преподавателей национального самосознания, активной гражданской позиции;

- Изучение психологических закономерностей диалога студента и компьютера и разработка психологических основ компьютеризации учебного процесса в высшей школе;

- Исследование психологических проблем подготовки научно-педагогических кадров, становление личности будущего преподавателя на протяжении обучения в магистратуре и аспирантуре;

- Изучение психологических основ научного творчества, совершенствования профессионализма и повышения педагогического мастерства преподавателей.

К лечебно-коррекционным задачам психологии высшей школы относятся:

- Разработка методов профессиональной ориентации старшеклассников для сознательного избрания ими соответствующей специальности и обоснование системы профессионального отбора молодежи в вузы;

- Диагностика установок студентов относительно самих себя для формирования положительной «Я-концепции» – ядра личности будущего специалиста;

- Определение уровня психологической готовности первокурсников к обучению в высшей школе и разработка предпосылок их успешной адаптации;

- Изучение состояния взаимоотношений преподавателей и студентов для налаживания оптимальной педагогического взаимодействия, конструктивного решения возможных межличностных конфликтов.

Среди важнейших практических задач психологии высшей школы в период реформирования высшего образования в Украине являются:

- Разработка научной, психолого-методической базы для контроля за процессом, полноценностью содержания и условиями психического развития студентов, их личностным ростом и профессиональным становлением (в частности в условиях кредитно-модульной системы обучения);

- Психологическая экспертиза содержания рабочих программ по изучению учебных дисциплин, которые должны содержать всю технологию освоения знаниями;

- Обоснование оптимальных форм учебно-профессиональной деятельности и общения студентов, которые способствуют усвоению ими всего разнообразия профессиональных функций и важных социальных ролей;

- Разработка личностно-ориентированных технологий обучения студентов, психологическое обоснование инновационных дидактических проектов и педагогических экспериментов в высшей школе;

- Поиск эффективных путей (методов и средств) обеспечение фундаментальной психологической подготовки студентов, повышения уровня их общей культуры и психологической компетенции как предпосылки демократизации, гуманитаризации и гуманизации образования;

- Оказание психологической помощи и поддержки всем участникам педагогического процесса, особенно в периоды личностных кризисов и профессионального самоутверждения.

Исследовательская деятельность в высшей школе является основным средством проверки эффективности педагогических воздействий на студенческую аудиторию. Это единственный источник действенного познания особенностей студенческого возраста, условий становления студентов как специалистов и профессионального роста их как личности. Психология высшей школы фактически использует все методы и конкретные методики, которые применяются в тех областях психологической науки, с которыми она связана (возрастная и педагогическая психология, социальная психология, психология личности и др.). Методы сбора эмпирических фактов избираются по целям и задачами исследования: описать факты – наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседа, интервью, анкетирование, изучение жизненного пути (биографический метод) и др.; измерить психические явления – тесты; определить особенности – констатирующий (природный или лабораторный) эксперимент; найти факторы, выявить психологические условия развития и превратить явление – формовочный психолого-педагогический эксперимент. Для научного решения психологической проблемы обычно используется комплекс методов, разрабатывается и реализуется определенная методика (совокупность методов в действии). Методика исследования как конкретное воплощение метода – выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и определенной процедуры.

Коренным образом меняется стратегия подготовки специалистов с высшим образованием. Главным для специалиста становится самостоятельный поиск и отбор научной информации, которая необходима ему для дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности. Приобретенные знания очень быстро устаревают, если их не обновлять. Именно поэтому во всем мире актуальна проблема развития у будущих специалистов с высшим образованием желание и умение учиться самостоятельно в течение всей трудовой жизни. В В этих условиях образованным становится тот специалист, который не только пополняет свои знания, но и проявляет творчество при решении профессиональных проблем. Важно понять и такой факт: конкурентоспособность специалиста с высшим образованием сегодня базируется не на сумме усвоенных во время обучения знаний, а на умении их творческого применения и способности самостоятельно пополнять и приобретать.

Цель образования сегодня – воспитание у молодежи доверия к динамическим знаний, осознание необходимости развития своих творческих способностей. Однако высокий профессионализм специалиста должен сочетаться с пониманием последствий своей деятельности для общества, с ответственностью перед ним (и даже перед человечеством в целом). Современный человек технически способна совершить что-то ужасное даже в масштабах всей планеты. Становится понятно, что подготовка специалиста с высшим образованием – это прежде всего становление его как личности, человека гуманного, ответственного, с гражданскими и нравственными качествами. Возникла потребность в подготовке специалистов новой формации, но для этого не было ни научной, ни методической базы. Долгое время подготовка специалистов происходила в ущерб их духовному и культурному развитию (возник термин «технократическое мышление», для которого были чужими понятия «нравственность», «гуманность», «достоинство»). Тоталитарное управление образованием, унификация требований подавляли инициативу, творчество, ответственность преподавателей высшей школы. Низкая оплата труда специалистов с высшим образованием привела к девальвации ценности высшего образования. Социальный престиж специалиста с высшим образованием очень снизился. Десятилетиями не было запроса профессионализм, талант, интеллект. К личности специалиста был усредненный подход, порождало функционеров, людей с технократическим мышлением.

Основная идея реформирования системы образования в Украине – это поэтапное трансформации национальной системы образования в европейское геокультурного пространства, повышение престижа отечественных дипломов о высшем образовании. Эти идеи конкретизируются в таких реформаторских задачах: готовить специалистов с высшим образованием к дальнейшей самостоятельной непрерывного самообразования, вооружить их методами теоретического мышления и научного познания; научить ориентироваться в потоке информации, наращивает темпы развития; воспитывать потребность в дальнейшей самообразованию и профессиональному самосовершенствованию. Одной из важнейших задач реформирования высшего образования в Украине является усиление роли самостоятельной учебной работы студентов. Это связано как с требованиями к современному специалисту с высшим образованием, необходимостью заниматься самообразованием на протяжении всей профессиональной жизни, так и бешеным ростом объема информации, которую надо усвоить.

Студенчество как социальная группа возникло в XI-XII вв. с открытием в Европе первых высших учебных заведений. Оно объединяет молодых людей, которые сознательно и целенаправленно овладевают профессиональными знаниями, умениями и навыками, приобретают профессиональных качеств, готовятся к выполнению важных профессиональных, культурологических, общественно-политических, семейных и других функций через обучение в высших учебных заведениях.

Термин «студент» (от лат. Studens (studentis) – такой, что усердно работает, тот, что занимается) означает того, кто упорно работает, делает дело, то есть овладевает знания, изучающая (изучает) науку. Согласно Закону Украины «О высшем образовании», студент (слушатель) – лицо, которое в установленном порядке зачислено в вуз и учится на дневной (очной), вечерней или заочной, дистанционной формам обучения с целью получения определенного образовательного и образовательно-квалификационного уровней.

Считается, что студентов по сравнению с другими группами молодежи этого возраста, отличают следующие черты: высокий образовательный уровень; большое стремление к знаниям; высокая социальная активность; достаточно гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости. Студенческий период жизни человека приходится в основном на период поздней юности или ранней взрослости, который характеризуется овладением всем многообразием социальных ролей взрослого человека, получением права выбора, приобретения определенной юридической и экономической ответственности, возможности включения во все виды социальной активности (до государственного уровня), получением высшего образования и освоением профессии. Главными сферами жизнедеятельности студентов является профессиональное обучение, личностный рост и самоутверждения, развитие интеллектуального потенциала, духовное обогащение, нравственное, эстетическое и физическое самосовершенствование. Внутренней предпосылкой успешной самостоятельной работы студентов является уровень их познавательной активности и самостоятельности. Для познавательной активности в обучении характерно устойчивый интерес к учебному материалу, сосредоточение на нем внимания, направленность на преодоление трудностей при его усвоении, выполнения мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения и т.п.) для его понимания. Психологи различают три уровня познавательной активности студентов:

- Воспроизводящая активность – характеризуется стремлением личности запомнить и воспроизвести учебный материал, научиться применять его по образцу; отсутствует выраженное желание углублять знания;

- Интерпретирующая активность – характеризуется стремлением личности осознать изучено, связать его с ранее усвоенным, овладеть способами применения знаний в новых условиях; индивид более самостоятельный, пытается найти пути преодоления трудностей;

- Творческий уровень активности – характеризуется стремлением личности к поиску нового, ранее неизвестного способа решения задачи (решение проблемы); настойчивость в достижении цели.

Студенческий возраст – сенситивный к приобретения зрелости, восхождение к вершинам творчества, с которых начинается социальная (объективная) творчество. В годы студенчества нельзя не работать старательно и творчески, потому что именно в этот период есть все благоприятные условия для развития своих потенциальных возможностей. На развитии креативных качеств основывается развитие процессов творчества. Творчество студента – это получение чего-то нового, прежде всего в своем внутреннем опыте. Творчество не синоним мышлению. Мышление – это интеллектуальная обработка материала, акцент на понимании материала, на процессе обработки отдельных деталей, с которого рождается новый продукт. Творчество проявляется в разных стилях обработки информации

Успешность обучения студента зависит также от профиля вуза и специфики специальности. Так, например, для успешного овладения гуманитарным специальностям важно:

- Ярко выраженный вербальный тип интеллекта;

- Широта познавательных интересов и эрудированность; – Хорошее владение языком, богатый словарный запас и умение правильно его применять;

- Точное ориентирование в конкретных и абстрактных понятиях, высокий уровень словесно-логического, абстрактного мышления;

- Творческая и воспроизводящая воображение;

- Хорошо развитая словесно-логическая память;

- Высокий уровень развития коммуникативных способностей;

- Коммуникабельность и екстровертованисть;

- Умение работать с большим объемом информации, в частности высокая скорость чтения и умение обрабатывать литературу;

- Умение четко устно и письменно выражать свое мнение.

Влияет на успешность студента и его «Я-концепция». Результаты исследований показывают, что между успеваемостью и представлениями индивида о своих учебных способности существует тесная взаимосвязь (Р. Бернс), который сохраняется даже в том случае, когда делается поправка на показатель интеллекта. Успеваемость студентов определяется не только состоянием организации учебного процесса в высшей школе, но и психологическими закономерностями учебно-профессиональной деятельности, уровнем сформированности у студентов учебных действий и операций. Неучет всего этого может быть одной из многочисленных причин неуспеваемости студентов.

К вышесказанному можно добавить еще и такие:

- Недооценка студентами теоретических знаний;

- Несформированность приемов мышления;

- Не владение рациональными методами познания;

- Прагматическая направленность на близкую цель (сдать зачет, экзамен и т.д.).

Среди психологических причин также следующие:

- Недостаточное развитие волевой сферы (низкий самоконтроль и недостаточная произвольность психических функций);

- Недисциплинированность и неорганизованность;

- Несистематическая работа, снижает ее эффективность;

- Лень, пасовка перед трудностями; – Эмоциональная нестабильность и высокий уровень тревожности;

- Не идентификация с ролью студента;

- Большие пробелы в знаниях, в т. Ч. И из-за недостаточной школьную подготовку;

- Предоставление студентом преимущества отдыха, веселью и тому подобное.

Причинами неуспеваемости студентов могут быть также нейрофизиологические: общая ослабленность организма (переутомления, некачественное питание, экология, недостаточная двигательная активность и др.); слабый тип ВНД; нарушения зрения, слуха, артикуляции; микроповреждения коры головного мозга (в т. ч. и через токсическое воздействие никотина, алкоголя и наркотиков). Педагогические причины: низкая интенсивность учебной деятельности («от сессии до сессии»); низкая ее эффективность (неумение учиться) пропуски занятий; отсутствие индивидуального, дифференцированного подхода со стороны преподавателей; неудовлетворительные бытовые условия, тяжелое материальное положение, отсутствие помощи и поддержки от родителей.

Наиболее кризисными ситуациями студенческого возраста являются:

1. Кризис профессионального выбора. Этот кризис обусловлена ​​тем, что выбор профессии часто происходит уже после поступления в высшую школу. Из-за этого часто возникает диссонанс между бессознательно выбранной профессии и необходимостью получения высшего образования, пусть даже с другой специальности. Амбивалентность таких тенденций (или уйти из вузов по собственному сознательным выбором, или продолжать обучение для сохранения социально-культурного статуса) нередко приводит к развитию у студентов многих личностных проблем и психосоматических расстройств. Факт поступления в университет порождает надежду на полноценную и интересную жизнь, укрепляет веру молодого человека в свои силы и способности. Однако в некоторых быстро наступает разочарование: возникает вопрос о правильности избрания вузов, профессии, специальности. В конце 3-го курса в целом решается вопрос профессионального самоопределения, однако далеко не все выпускники связывают свое профессиональное будущее с полученной в вузе специальности. Остро стоит проблема профориентации и профотбора.

2. Кризис зависимости от родительской семьи. С одной стороны, молодые люди могут жить отдельно от родительской семьи в студенческом общежитии, иметь выраженную тенденцию к самостоятельности, проявлять личностную зрелость, а с другой – эмоционально-личностная и бытовая (особенно материальная) зависимость от родителей.

3. Кризис интимно-сексуальных отношений. Студенческий возраст соответствует периоду усиления сексуального влечения. Растет потребность в интимно-личностных отношениях с психологически духовно близким человеком (друг, любимый). В то же время создание собственной семьи блокировано материальной зависимости от родителей, жилой неустроенностью (у студентов это острее выражено, чем у их сверстников, которые работают на производстве), а внебрачные отношения в целом являются социально нелестными и могут сопровождаться внутренне личностной конфликтностью (напряженностью). В некоторых студентов интимные отношения могут омрачать собой все остальное.

4. Кризисные ситуации в учебно-профессиональной деятельности. Факторами, провоцирующими кризисы у студентов, есть некоторые психотравмирующие особенности организации учебного процесса в высшей школе.

Кризис может возникнуть и на старших курсах. Главная проблема – построение планов на будущее, но все обсуждается с максималистских позиций: все должно быть лучшим, уникальным, неповторимым (все или ничего). Нередко кризисной также ситуация трудоустройства после окончания высшего учебного заведения. Так, в условиях, многие выпускники, которые овладевали педагогические специальности, не ориентированы на профессионально-педагогическую деятельность. Эта профессия для них не является личностно значимой жизненной ценностью, а потому свое будущее они не связывают с ней. Эта серьезная проблема еще более усугубляется в условиях экономической нестабильности, отсутствия стабильного рынка труда, падение социального престижа труда педагога. Внутренняя жизнь студента также насыщенное, богатое переживания, наполненное противоречиями: дружба – одиночество; критичность – самокритичность; застенчивость – самовосхваление; самоотверженность – эгоизм и тому подобное.

Таким образом, знание особенностей студенческого возраста позволяет понять сущность личности каждого студента и своевременно оказать ему психологическую помощь в определении самого себя и своего жизненного пути. Такая помощь особенно важна в период адаптации первокурсников к новым требованиям вузов, в преподавателей и однокурсников.

Одной из основных задач в работе с первокурсниками является организация и руководство самостоятельной учебной работой студентов, разработка и внедрение путей ее рационализации и оптимизации.

Личностно-психологическая адаптация связана с принятием студентом новой социальной позиции и освоением новой социальной роли «студента» (студент – тот, кто учится самостоятельно, настойчиво овладевает профессией) и «будущего специалиста». Наличие в «Я-концепции» студента конструктов, которые указывают на его профессионально-ролевую идентификацией («Я – студент», «Я – будущий специалист» и т.п.) положительно сказывается на процессе его профессионального становления. Это дает относительно жесткий стержень и ориентирует студента, вызывает необходимость подтвердить представление о собственном «Я» («Если я хороший студент, то надо преодолеть все искушения развлечений, слабость воли и лень, чтобы подтвердить этот» Образ -Я «. Я должен действовать так, как должен действовать в моем представлении специалист «). Наличие профессионально-ролевой установки в сочетании с социальной и познавательной активностью студента может свидетельствовать о его профессиональную направленность.

«Я-концепция» студента, его самооценка непосредственно влияет как на его дидактическую адаптацию, так и на адаптацию к условиям будущей профессиональной деятельности. Под влиянием «Я-концепции» в некоторых возникают сомнения в своих способностях, в правильности выбора профессии. Это порождает неуверенность в своих силах, страх перед оценками. Мешает также неумение видеть профессиональную направленность процесса обучения, непонимание того, что формирование будущего специалиста начинается с первого дня обучения в высшей школе.

Период адаптации не все равно проходят. По результатам исследования, 49 % студентов трудно перестраиваются к новым формам организации учебного процесса; 20 % – остро переживают оторванность от семьи, трудно приспосабливаются к самообслуживанию; 12 % студентов испытывают трудности вхождения в новый коллектив; 39 % – не могут охватить весь объем самостоятельной работы.

В зависимости от активности студента адаптивный процесс может быть двух типов:

1) активное адаптации;

2) пассивное, конформное принятия целей и ценностей новой социальной группы.

В зависимости от скорости адаптации и ее результатов различают следующие типы адаптации студента:

1 тип – студент, который легко адаптируется к новым условиям, быстро вырабатывает стратегию своего поведения, легко входит в коллектив; поведение эмоционально устойчива, неконфликтный.

2 тип – студент, адаптация которого полностью зависит от среды и социального окружения. Бывают осложнения и в организации своей работы, и в режиме работы, и в общении. Важная помощь, внешний контроль и поддержка.

3 тип – студент, трудно адаптируется через свои индивидуальные особенности. Поведение его деструктивная, конфликтная, эмоционально неустойчивая, с неадекватной реакцией на требования и условия обучения. В период адаптации студент переживает деструктивное состояние.

Для деструктивного состояния студента в период адаптации характерно:

- Неспособность переживать одиночество;

- Заниженная самоуважение и самооценка;

- Социальная тревожность, неуверенность в общении, застенчивость, ожидания осуждения со стороны окружающих;

- Недоверие к людям

- Трудности в выборе партнера, друга;

- Пассивность и неопределенность снижает собственную инициативность и в учебе, и в общении;

- Нереалистичные ожидания, ориентация на повышенные требования к себе («меня не понимают...», «ко мне относятся несправедливо...»).

В этот период решающее значение имеет поддержка, помощь, внимание со стороны куратора и преподавателей, а именно:

- Совет по установлению режима труда и отдыха;

- Совет по вопросам организации самостоятельной учебной работы;

- Помощь в познании товарищей, в становлении деловых и дружеских отношений. В адаптации студента в вуз на старших курсах помогает также студенческая группа, если она становится коллективом с положительным микроклиматом. Группа становится референтной (значимой) для студента.

К факторам, которые определяют социально-психологический портрет современного студента относятся:

1. Уровень подготовки, система ценностей, отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о профессиональном будущем и прочее, то есть то, с чем студент приходит в высшую школу и влиять на что можно только косвенно.

2. Организация учебного процесса в высшей школе, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя со студентами и другие факторы, которые проявляются в процессе обучения и которым можно управлять.

По уровню профессиональной направленности М. И. Дьяченко, Л. А. Кандибович рассматривают такую типологию студентов:

Первый тип – студенты с положительной профессиональной направленностью, которая сохраняется в течение всего периода обучения. Она обусловлена четким представлением о будущей профессии. Ориентация в профессиональной сфере связана с привлекательностью содержания профессии, его соответствием собственным способностям, высокой социальной значимостью. Эти студенты характеризуются высоким уровнем активности.

Второй тип – студенты, которые окончательно еще не определились в своем отношении к профессии. В основном выбор профессии не имеет четко выраженной профессиональной мотивации, информация о профессии поверхностна. Главная ориентация в профессиональной сфере связана с социальными возможностями, предоставляемыми профессией, с широким применением специальности и перспективой успешной профессиональной карьеры. Для большинства студентов этой группы приемлем компромисс между отрицательным (или индифферентным) отношением к профессии и продолжением обучения в вузе. Из-за этого их активность характеризуется непостоянством, чередованием спадов и подъемов.

Третий тип – студенты с негативным отношением к профессии. Мотивация выбора обусловлена преимущественно общепризнанными в обществе ценностями высшего образования. Уровень их представлений о профессии низок. В профессиональной сфере привлекает материальное вознаграждение, социальные возможности, предоставляемые профессии (возможность работать в городе, длительный отпуск и т.п.). Показатели активности невысокие и очень неустойчивы.

Какие рекомендации можно дать студентам для развития в них креативности (дивергентного мышления), положительного отношения к профессии? Для этого нужно воспринимать научную информацию не для механического запоминания, а для логического обработки, для установления причинно-следственных связей; важно соблюдать принципы научной организации обучения (НОН), принципов научной организации умственного труда; формировать такие черты личности, которые способствуют формированию компонентов творческой деятельности. Важнейшие среди них такие, как: положительная «Я-концепция», уверенность в своих возможностях; склонность к риску; развитие воображения, привязанность к фантазированию; самодисциплина; ответственность. Нельзя заставить студента творить, если он сам не хочет этого... Восточная мудрость гласит: «Осла, которого мучает жажда, не подадут водой...». Могут мешать формированию компонентов творчества слабая мотивация учебно-профессиональной деятельности; негативная «Я-концепция»; конформизм; отсутствие самодисциплины. Эти качества могут быть также причиной неуспеваемости студентов.

 

Контрольные вопросы

1. Какие современное состояние социальной работы и психологической практики в системе образования?

2. Какие основные виды, принципы деятельности практического психолога в системе образования?

3. В чем проявляются особенности применения практической психологии в дошкольных заведениях?

4. Что представляет собой психолого-педагогическая экспертиза готовности ребенка к школе?

5. Какие основные направления применения практической психологии в начальной и средней общеобразовательной школе?

6. Какие особенности практической психологии в высшей школе?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.049 с.)