Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практическая психология в высшей школе
В Украине, как и в других постсоветских государствах, не было научно-исследовательских институтов, которые бы исследовали проблемы педагогики высшей школы. Только в 90-х годах прошлого века в Украине произошли определенные сдвиги: созданы научно-исследовательские институты педагогики и психологии профессионального образования, высшей школы основаны периодические издания, посвященные проблемам организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе; появились основательные исследования AM Алексюка, В.И. Бондаря, В.М. Галузинский, М.Б. Евтуха, А.Г. Мороза и др. по педагогике высшей школы. Почти до середины прошлого века считалось, что человек после достижения зрелости (20 лет) находится в состоянии «психической окаменелости» и неспособности к обучению, а потому психология и педагогика развивались в основном как науки, касающиеся детей. Возраст обучения в высшей школе охватывает период поздней юности и ранней зрелости (17-23 лет). Если в обучении и воспитании студентов младших курсов можно в определенной степени руководствоваться положениями школьной психологии и педагогики, то на старших курсах нужны другие подходы, необходимые знания психологии взрослого человека, андрагогики. Актуальные научно-исследовательские задачи психологии высшей школы: - Психологическое обоснование профессиограммы современного специалиста высшей квалификации (педагога, психолога, менеджера, инженера и т.д.), на основе которой должна разрабатываться государственный стандарт содержания специализации профессиональной подготовки в системе многоуровневого высшего образования - Выявление социокультурных, социально-психологических, индивидуально-психологических и дидактических факторов социализации личности будущего специалиста, чтобы проектировать индивидуальную траекторию профессионального становления каждого студента в течение всех лет его обучения; - Разработка психологических основ формирования у студентов и преподавателей национального самосознания, активной гражданской позиции; - Изучение психологических закономерностей диалога студента и компьютера и разработка психологических основ компьютеризации учебного процесса в высшей школе; - Исследование психологических проблем подготовки научно-педагогических кадров, становление личности будущего преподавателя на протяжении обучения в магистратуре и аспирантуре;
- Изучение психологических основ научного творчества, совершенствования профессионализма и повышения педагогического мастерства преподавателей. К лечебно-коррекционным задачам психологии высшей школы относятся: - Разработка методов профессиональной ориентации старшеклассников для сознательного избрания ими соответствующей специальности и обоснование системы профессионального отбора молодежи в вузы; - Диагностика установок студентов относительно самих себя для формирования положительной «Я-концепции» – ядра личности будущего специалиста; - Определение уровня психологической готовности первокурсников к обучению в высшей школе и разработка предпосылок их успешной адаптации; - Изучение состояния взаимоотношений преподавателей и студентов для налаживания оптимальной педагогического взаимодействия, конструктивного решения возможных межличностных конфликтов. Среди важнейших практических задач психологии высшей школы в период реформирования высшего образования в Украине являются: - Разработка научной, психолого-методической базы для контроля за процессом, полноценностью содержания и условиями психического развития студентов, их личностным ростом и профессиональным становлением (в частности в условиях кредитно-модульной системы обучения); - Психологическая экспертиза содержания рабочих программ по изучению учебных дисциплин, которые должны содержать всю технологию освоения знаниями; - Обоснование оптимальных форм учебно-профессиональной деятельности и общения студентов, которые способствуют усвоению ими всего разнообразия профессиональных функций и важных социальных ролей; - Разработка личностно-ориентированных технологий обучения студентов, психологическое обоснование инновационных дидактических проектов и педагогических экспериментов в высшей школе; - Поиск эффективных путей (методов и средств) обеспечение фундаментальной психологической подготовки студентов, повышения уровня их общей культуры и психологической компетенции как предпосылки демократизации, гуманитаризации и гуманизации образования;
- Оказание психологической помощи и поддержки всем участникам педагогического процесса, особенно в периоды личностных кризисов и профессионального самоутверждения. Исследовательская деятельность в высшей школе является основным средством проверки эффективности педагогических воздействий на студенческую аудиторию. Это единственный источник действенного познания особенностей студенческого возраста, условий становления студентов как специалистов и профессионального роста их как личности. Психология высшей школы фактически использует все методы и конкретные методики, которые применяются в тех областях психологической науки, с которыми она связана (возрастная и педагогическая психология, социальная психология, психология личности и др.). Методы сбора эмпирических фактов избираются по целям и задачами исследования: описать факты – наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседа, интервью, анкетирование, изучение жизненного пути (биографический метод) и др.; измерить психические явления – тесты; определить особенности – констатирующий (природный или лабораторный) эксперимент; найти факторы, выявить психологические условия развития и превратить явление – формовочный психолого-педагогический эксперимент. Для научного решения психологической проблемы обычно используется комплекс методов, разрабатывается и реализуется определенная методика (совокупность методов в действии). Методика исследования как конкретное воплощение метода – выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и определенной процедуры. Коренным образом меняется стратегия подготовки специалистов с высшим образованием. Главным для специалиста становится самостоятельный поиск и отбор научной информации, которая необходима ему для дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности. Приобретенные знания очень быстро устаревают, если их не обновлять. Именно поэтому во всем мире актуальна проблема развития у будущих специалистов с высшим образованием желание и умение учиться самостоятельно в течение всей трудовой жизни. В В этих условиях образованным становится тот специалист, который не только пополняет свои знания, но и проявляет творчество при решении профессиональных проблем. Важно понять и такой факт: конкурентоспособность специалиста с высшим образованием сегодня базируется не на сумме усвоенных во время обучения знаний, а на умении их творческого применения и способности самостоятельно пополнять и приобретать. Цель образования сегодня – воспитание у молодежи доверия к динамическим знаний, осознание необходимости развития своих творческих способностей. Однако высокий профессионализм специалиста должен сочетаться с пониманием последствий своей деятельности для общества, с ответственностью перед ним (и даже перед человечеством в целом). Современный человек технически способна совершить что-то ужасное даже в масштабах всей планеты. Становится понятно, что подготовка специалиста с высшим образованием – это прежде всего становление его как личности, человека гуманного, ответственного, с гражданскими и нравственными качествами. Возникла потребность в подготовке специалистов новой формации, но для этого не было ни научной, ни методической базы. Долгое время подготовка специалистов происходила в ущерб их духовному и культурному развитию (возник термин «технократическое мышление», для которого были чужими понятия «нравственность», «гуманность», «достоинство»). Тоталитарное управление образованием, унификация требований подавляли инициативу, творчество, ответственность преподавателей высшей школы. Низкая оплата труда специалистов с высшим образованием привела к девальвации ценности высшего образования. Социальный престиж специалиста с высшим образованием очень снизился. Десятилетиями не было запроса профессионализм, талант, интеллект. К личности специалиста был усредненный подход, порождало функционеров, людей с технократическим мышлением.
Основная идея реформирования системы образования в Украине – это поэтапное трансформации национальной системы образования в европейское геокультурного пространства, повышение престижа отечественных дипломов о высшем образовании. Эти идеи конкретизируются в таких реформаторских задачах: готовить специалистов с высшим образованием к дальнейшей самостоятельной непрерывного самообразования, вооружить их методами теоретического мышления и научного познания; научить ориентироваться в потоке информации, наращивает темпы развития; воспитывать потребность в дальнейшей самообразованию и профессиональному самосовершенствованию. Одной из важнейших задач реформирования высшего образования в Украине является усиление роли самостоятельной учебной работы студентов. Это связано как с требованиями к современному специалисту с высшим образованием, необходимостью заниматься самообразованием на протяжении всей профессиональной жизни, так и бешеным ростом объема информации, которую надо усвоить. Студенчество как социальная группа возникло в XI-XII вв. с открытием в Европе первых высших учебных заведений. Оно объединяет молодых людей, которые сознательно и целенаправленно овладевают профессиональными знаниями, умениями и навыками, приобретают профессиональных качеств, готовятся к выполнению важных профессиональных, культурологических, общественно-политических, семейных и других функций через обучение в высших учебных заведениях.
Термин «студент» (от лат. Studens (studentis) – такой, что усердно работает, тот, что занимается) означает того, кто упорно работает, делает дело, то есть овладевает знания, изучающая (изучает) науку. Согласно Закону Украины «О высшем образовании», студент (слушатель) – лицо, которое в установленном порядке зачислено в вуз и учится на дневной (очной), вечерней или заочной, дистанционной формам обучения с целью получения определенного образовательного и образовательно-квалификационного уровней. Считается, что студентов по сравнению с другими группами молодежи этого возраста, отличают следующие черты: высокий образовательный уровень; большое стремление к знаниям; высокая социальная активность; достаточно гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости. Студенческий период жизни человека приходится в основном на период поздней юности или ранней взрослости, который характеризуется овладением всем многообразием социальных ролей взрослого человека, получением права выбора, приобретения определенной юридической и экономической ответственности, возможности включения во все виды социальной активности (до государственного уровня), получением высшего образования и освоением профессии. Главными сферами жизнедеятельности студентов является профессиональное обучение, личностный рост и самоутверждения, развитие интеллектуального потенциала, духовное обогащение, нравственное, эстетическое и физическое самосовершенствование. Внутренней предпосылкой успешной самостоятельной работы студентов является уровень их познавательной активности и самостоятельности. Для познавательной активности в обучении характерно устойчивый интерес к учебному материалу, сосредоточение на нем внимания, направленность на преодоление трудностей при его усвоении, выполнения мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения и т.п.) для его понимания. Психологи различают три уровня познавательной активности студентов: - Воспроизводящая активность – характеризуется стремлением личности запомнить и воспроизвести учебный материал, научиться применять его по образцу; отсутствует выраженное желание углублять знания; - Интерпретирующая активность – характеризуется стремлением личности осознать изучено, связать его с ранее усвоенным, овладеть способами применения знаний в новых условиях; индивид более самостоятельный, пытается найти пути преодоления трудностей; - Творческий уровень активности – характеризуется стремлением личности к поиску нового, ранее неизвестного способа решения задачи (решение проблемы); настойчивость в достижении цели. Студенческий возраст – сенситивный к приобретения зрелости, восхождение к вершинам творчества, с которых начинается социальная (объективная) творчество. В годы студенчества нельзя не работать старательно и творчески, потому что именно в этот период есть все благоприятные условия для развития своих потенциальных возможностей. На развитии креативных качеств основывается развитие процессов творчества. Творчество студента – это получение чего-то нового, прежде всего в своем внутреннем опыте. Творчество не синоним мышлению. Мышление – это интеллектуальная обработка материала, акцент на понимании материала, на процессе обработки отдельных деталей, с которого рождается новый продукт. Творчество проявляется в разных стилях обработки информации
Успешность обучения студента зависит также от профиля вуза и специфики специальности. Так, например, для успешного овладения гуманитарным специальностям важно: - Ярко выраженный вербальный тип интеллекта; - Широта познавательных интересов и эрудированность; – Хорошее владение языком, богатый словарный запас и умение правильно его применять; - Точное ориентирование в конкретных и абстрактных понятиях, высокий уровень словесно-логического, абстрактного мышления; - Творческая и воспроизводящая воображение; - Хорошо развитая словесно-логическая память; - Высокий уровень развития коммуникативных способностей; - Коммуникабельность и екстровертованисть; - Умение работать с большим объемом информации, в частности высокая скорость чтения и умение обрабатывать литературу; - Умение четко устно и письменно выражать свое мнение. Влияет на успешность студента и его «Я-концепция». Результаты исследований показывают, что между успеваемостью и представлениями индивида о своих учебных способности существует тесная взаимосвязь (Р. Бернс), который сохраняется даже в том случае, когда делается поправка на показатель интеллекта. Успеваемость студентов определяется не только состоянием организации учебного процесса в высшей школе, но и психологическими закономерностями учебно-профессиональной деятельности, уровнем сформированности у студентов учебных действий и операций. Неучет всего этого может быть одной из многочисленных причин неуспеваемости студентов. К вышесказанному можно добавить еще и такие: - Недооценка студентами теоретических знаний; - Несформированность приемов мышления; - Не владение рациональными методами познания; - Прагматическая направленность на близкую цель (сдать зачет, экзамен и т.д.). Среди психологических причин также следующие: - Недостаточное развитие волевой сферы (низкий самоконтроль и недостаточная произвольность психических функций); - Недисциплинированность и неорганизованность; - Несистематическая работа, снижает ее эффективность; - Лень, пасовка перед трудностями; – Эмоциональная нестабильность и высокий уровень тревожности; - Не идентификация с ролью студента; - Большие пробелы в знаниях, в т. Ч. И из-за недостаточной школьную подготовку; - Предоставление студентом преимущества отдыха, веселью и тому подобное. Причинами неуспеваемости студентов могут быть также нейрофизиологические: общая ослабленность организма (переутомления, некачественное питание, экология, недостаточная двигательная активность и др.); слабый тип ВНД; нарушения зрения, слуха, артикуляции; микроповреждения коры головного мозга (в т. ч. и через токсическое воздействие никотина, алкоголя и наркотиков). Педагогические причины: низкая интенсивность учебной деятельности («от сессии до сессии»); низкая ее эффективность (неумение учиться) пропуски занятий; отсутствие индивидуального, дифференцированного подхода со стороны преподавателей; неудовлетворительные бытовые условия, тяжелое материальное положение, отсутствие помощи и поддержки от родителей. Наиболее кризисными ситуациями студенческого возраста являются: 1. Кризис профессионального выбора. Этот кризис обусловлена тем, что выбор профессии часто происходит уже после поступления в высшую школу. Из-за этого часто возникает диссонанс между бессознательно выбранной профессии и необходимостью получения высшего образования, пусть даже с другой специальности. Амбивалентность таких тенденций (или уйти из вузов по собственному сознательным выбором, или продолжать обучение для сохранения социально-культурного статуса) нередко приводит к развитию у студентов многих личностных проблем и психосоматических расстройств. Факт поступления в университет порождает надежду на полноценную и интересную жизнь, укрепляет веру молодого человека в свои силы и способности. Однако в некоторых быстро наступает разочарование: возникает вопрос о правильности избрания вузов, профессии, специальности. В конце 3-го курса в целом решается вопрос профессионального самоопределения, однако далеко не все выпускники связывают свое профессиональное будущее с полученной в вузе специальности. Остро стоит проблема профориентации и профотбора. 2. Кризис зависимости от родительской семьи. С одной стороны, молодые люди могут жить отдельно от родительской семьи в студенческом общежитии, иметь выраженную тенденцию к самостоятельности, проявлять личностную зрелость, а с другой – эмоционально-личностная и бытовая (особенно материальная) зависимость от родителей. 3. Кризис интимно-сексуальных отношений. Студенческий возраст соответствует периоду усиления сексуального влечения. Растет потребность в интимно-личностных отношениях с психологически духовно близким человеком (друг, любимый). В то же время создание собственной семьи блокировано материальной зависимости от родителей, жилой неустроенностью (у студентов это острее выражено, чем у их сверстников, которые работают на производстве), а внебрачные отношения в целом являются социально нелестными и могут сопровождаться внутренне личностной конфликтностью (напряженностью). В некоторых студентов интимные отношения могут омрачать собой все остальное. 4. Кризисные ситуации в учебно-профессиональной деятельности. Факторами, провоцирующими кризисы у студентов, есть некоторые психотравмирующие особенности организации учебного процесса в высшей школе. Кризис может возникнуть и на старших курсах. Главная проблема – построение планов на будущее, но все обсуждается с максималистских позиций: все должно быть лучшим, уникальным, неповторимым (все или ничего). Нередко кризисной также ситуация трудоустройства после окончания высшего учебного заведения. Так, в условиях, многие выпускники, которые овладевали педагогические специальности, не ориентированы на профессионально-педагогическую деятельность. Эта профессия для них не является личностно значимой жизненной ценностью, а потому свое будущее они не связывают с ней. Эта серьезная проблема еще более усугубляется в условиях экономической нестабильности, отсутствия стабильного рынка труда, падение социального престижа труда педагога. Внутренняя жизнь студента также насыщенное, богатое переживания, наполненное противоречиями: дружба – одиночество; критичность – самокритичность; застенчивость – самовосхваление; самоотверженность – эгоизм и тому подобное. Таким образом, знание особенностей студенческого возраста позволяет понять сущность личности каждого студента и своевременно оказать ему психологическую помощь в определении самого себя и своего жизненного пути. Такая помощь особенно важна в период адаптации первокурсников к новым требованиям вузов, в преподавателей и однокурсников. Одной из основных задач в работе с первокурсниками является организация и руководство самостоятельной учебной работой студентов, разработка и внедрение путей ее рационализации и оптимизации. Личностно-психологическая адаптация связана с принятием студентом новой социальной позиции и освоением новой социальной роли «студента» (студент – тот, кто учится самостоятельно, настойчиво овладевает профессией) и «будущего специалиста». Наличие в «Я-концепции» студента конструктов, которые указывают на его профессионально-ролевую идентификацией («Я – студент», «Я – будущий специалист» и т.п.) положительно сказывается на процессе его профессионального становления. Это дает относительно жесткий стержень и ориентирует студента, вызывает необходимость подтвердить представление о собственном «Я» («Если я хороший студент, то надо преодолеть все искушения развлечений, слабость воли и лень, чтобы подтвердить этот» Образ -Я «. Я должен действовать так, как должен действовать в моем представлении специалист «). Наличие профессионально-ролевой установки в сочетании с социальной и познавательной активностью студента может свидетельствовать о его профессиональную направленность. «Я-концепция» студента, его самооценка непосредственно влияет как на его дидактическую адаптацию, так и на адаптацию к условиям будущей профессиональной деятельности. Под влиянием «Я-концепции» в некоторых возникают сомнения в своих способностях, в правильности выбора профессии. Это порождает неуверенность в своих силах, страх перед оценками. Мешает также неумение видеть профессиональную направленность процесса обучения, непонимание того, что формирование будущего специалиста начинается с первого дня обучения в высшей школе. Период адаптации не все равно проходят. По результатам исследования, 49 % студентов трудно перестраиваются к новым формам организации учебного процесса; 20 % – остро переживают оторванность от семьи, трудно приспосабливаются к самообслуживанию; 12 % студентов испытывают трудности вхождения в новый коллектив; 39 % – не могут охватить весь объем самостоятельной работы. В зависимости от активности студента адаптивный процесс может быть двух типов: 1) активное адаптации; 2) пассивное, конформное принятия целей и ценностей новой социальной группы. В зависимости от скорости адаптации и ее результатов различают следующие типы адаптации студента: 1 тип – студент, который легко адаптируется к новым условиям, быстро вырабатывает стратегию своего поведения, легко входит в коллектив; поведение эмоционально устойчива, неконфликтный. 2 тип – студент, адаптация которого полностью зависит от среды и социального окружения. Бывают осложнения и в организации своей работы, и в режиме работы, и в общении. Важная помощь, внешний контроль и поддержка. 3 тип – студент, трудно адаптируется через свои индивидуальные особенности. Поведение его деструктивная, конфликтная, эмоционально неустойчивая, с неадекватной реакцией на требования и условия обучения. В период адаптации студент переживает деструктивное состояние. Для деструктивного состояния студента в период адаптации характерно: - Неспособность переживать одиночество; - Заниженная самоуважение и самооценка; - Социальная тревожность, неуверенность в общении, застенчивость, ожидания осуждения со стороны окружающих; - Недоверие к людям - Трудности в выборе партнера, друга; - Пассивность и неопределенность снижает собственную инициативность и в учебе, и в общении; - Нереалистичные ожидания, ориентация на повышенные требования к себе («меня не понимают...», «ко мне относятся несправедливо...»). В этот период решающее значение имеет поддержка, помощь, внимание со стороны куратора и преподавателей, а именно: - Совет по установлению режима труда и отдыха; - Совет по вопросам организации самостоятельной учебной работы; - Помощь в познании товарищей, в становлении деловых и дружеских отношений. В адаптации студента в вуз на старших курсах помогает также студенческая группа, если она становится коллективом с положительным микроклиматом. Группа становится референтной (значимой) для студента. К факторам, которые определяют социально-психологический портрет современного студента относятся: 1. Уровень подготовки, система ценностей, отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о профессиональном будущем и прочее, то есть то, с чем студент приходит в высшую школу и влиять на что можно только косвенно. 2. Организация учебного процесса в высшей школе, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя со студентами и другие факторы, которые проявляются в процессе обучения и которым можно управлять. По уровню профессиональной направленности М. И. Дьяченко, Л. А. Кандибович рассматривают такую типологию студентов: Первый тип – студенты с положительной профессиональной направленностью, которая сохраняется в течение всего периода обучения. Она обусловлена четким представлением о будущей профессии. Ориентация в профессиональной сфере связана с привлекательностью содержания профессии, его соответствием собственным способностям, высокой социальной значимостью. Эти студенты характеризуются высоким уровнем активности. Второй тип – студенты, которые окончательно еще не определились в своем отношении к профессии. В основном выбор профессии не имеет четко выраженной профессиональной мотивации, информация о профессии поверхностна. Главная ориентация в профессиональной сфере связана с социальными возможностями, предоставляемыми профессией, с широким применением специальности и перспективой успешной профессиональной карьеры. Для большинства студентов этой группы приемлем компромисс между отрицательным (или индифферентным) отношением к профессии и продолжением обучения в вузе. Из-за этого их активность характеризуется непостоянством, чередованием спадов и подъемов. Третий тип – студенты с негативным отношением к профессии. Мотивация выбора обусловлена преимущественно общепризнанными в обществе ценностями высшего образования. Уровень их представлений о профессии низок. В профессиональной сфере привлекает материальное вознаграждение, социальные возможности, предоставляемые профессии (возможность работать в городе, длительный отпуск и т.п.). Показатели активности невысокие и очень неустойчивы. Какие рекомендации можно дать студентам для развития в них креативности (дивергентного мышления), положительного отношения к профессии? Для этого нужно воспринимать научную информацию не для механического запоминания, а для логического обработки, для установления причинно-следственных связей; важно соблюдать принципы научной организации обучения (НОН), принципов научной организации умственного труда; формировать такие черты личности, которые способствуют формированию компонентов творческой деятельности. Важнейшие среди них такие, как: положительная «Я-концепция», уверенность в своих возможностях; склонность к риску; развитие воображения, привязанность к фантазированию; самодисциплина; ответственность. Нельзя заставить студента творить, если он сам не хочет этого... Восточная мудрость гласит: «Осла, которого мучает жажда, не подадут водой...». Могут мешать формированию компонентов творчества слабая мотивация учебно-профессиональной деятельности; негативная «Я-концепция»; конформизм; отсутствие самодисциплины. Эти качества могут быть также причиной неуспеваемости студентов.
Контрольные вопросы 1. Какие современное состояние социальной работы и психологической практики в системе образования? 2. Какие основные виды, принципы деятельности практического психолога в системе образования? 3. В чем проявляются особенности применения практической психологии в дошкольных заведениях? 4. Что представляет собой психолого-педагогическая экспертиза готовности ребенка к школе? 5. Какие основные направления применения практической психологии в начальной и средней общеобразовательной школе? 6. Какие особенности практической психологии в высшей школе?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.049 с.) |