Практическая психология управления и руководства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическая психология управления и руководства



 

Современную управленческую деятельность, согласно В.И. Токаревой, можно определить как способность находить лучшее решение в конкретной ситуации, исходя из существующей структуры задач и полномочий, используя многовариантную систему влияния на окружение. Соответственно на первый план выходят умение принимать творческие, нестандартные решения, и навыки эффективной работы в постоянно меняющихся группах, мотивировать подчиненных к творчеству и развития.

К психологическим особенностям управленческойдеятельности относят следующие: большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии; неалгоритмический, творческий характер деятельности, часто осуществляется в условиях недостатка необходимой информации и ресурсов в постоянно меняющихся ситуациях; прогнозируемость управленческих задач; необходимость высокого или достаточного уровня сформированности коммуникативных способностей; высокий уровень психологического напряжения, которое вызывается ответственностью за принятие решения и тому подобное.

Успешность управления в значительной степени зависит от того, насколько руководителями учитываются психологические факторы, обусловливающие активное включение работников в исполнение профессионально-функциональных обязанностей, решение нетипичных, сложных задач; проявление высокой работоспособности; формирование благоприятного психологического климата; создание коллектива, команды; развитие творчества и индивидуальности; достижения личностного успеха и прибыльности организации.

 Современные руководители и менеджеры требуют знаний и навыков осуществления эффективного оперативного и стратегического управления компанией, определения долгосрочных целей и ориентиров развития организации, управления творческими высококвалифицированными работниками и коллективами, знания здоровьезберигаючих технологий, алгоритмов обработки больших массивов информации, реализации социально-адекватного менеджмента, сформированности умение учиться на протяжении жизни и т. Анализ показал, что значительные достижения в Японии, Германии, Южной Кореи обусловлены подходом в управлении к человеку как высшей ценности любой организации, способствует возможностям проявления способностей работников, становлению мотивации достижений.

Управленческая деятельность требует от руководителя умения управлять собой (своими эмоциональными состояниями) решать нестандартные, проблемные задачи; постоянно заниматься саморазвитием; иметь четкие личностные и профессиональные цели и ценности, развивать свои коммуникативные и организационные способности; быть психологически готовым к нововведениям, уметь создавать ситуации для саморазвития (самообучения, самовоспитания) в своих подчиненных; владеть перспективным планированием и контролем не только своей работы, но и подчиненных, создавать ситуацию успеха в коллективе и т. Все это требует психологических знаний структуры управленческой деятельности от руководителя и умений применять эти знания в своей профессиональной деятельности.

Руководство в большей степени является социальной характеристикой отношений в группе, базируется на принципах правовых отношений, социального контроля и применения дисциплинарной практики. Основными отличиями руководства от управления ограничения руководства влиянием на людей и их общности; построение взаимодействия руководителя с подчиненными; поощрения осуществления подчиненными деятельностей в соответствии с намерениями руководителя. К значимым детерминант эффективности руководящего воздействия следует отнести наличие знаний по психологии управления, социальной психологии, психологии коллектива, этнопсихологии и их творческое применение с учётом сочетанием психологических аспектов специфики руководящего и группового влияния на поведение и профессиональную деятельность как отдельного подчиненного, так и подразделения или организации в целом.

Структура руководящего воздействия включает следующие составляющие: субъект влияния, объект воздействия, способы воздействия. Результативность руководящего влияния зависит от степени овладения руководителем тремя разновидностями знаний: знанием содержания и специфики руководящего воздействия; знанием основных способов психологического воздействия; знанием индивидуальных особенностей объектов воздействия. Основными формами руководящего воздействия являются приказ, распоряжение, инструктаж, указание, рекомендация, призыв, беседа. К основным методам передачи руководящего влияния относят метод побуждения, метод убеждения, метод принуждения. Регуляция социального поведения подчиненных осуществляется с помощью системы социальной регуляции поведения и деятельности и требует следующие компоненты: регуляторы, приемы и методы, влияние менталитета. К регуляторам социального поведения, которые использует руководитель, относят: социальную позицию, социальную роль, социальные нормы, социальные ожидания, социальные ценности, социальные установки.

Согласно В.С. Лозницы, феномен успешного руководства заключается в своеобразии сочетания и взаимодействия двух главных факторов:

- врожденных задатков;

- приобретенного опыта личности руководителя.

Врожденные задатки обусловливают психические качества, которые не поддаются или слабо поддаются коррекции (стремление к лидерству, склонность к риску, темперамент, особенности ощущений). Психические качества, поддающиеся совершенствованию: это уровень и структура интеллекта, адаптивность, произвольная память, внимание. Совершенствуются психические качества как в процессе выполнения специальных упражнений (тренинга), так и под влиянием опыта.

Приобретенный опыт включает как ориентацию на социальную конъюнктуру, так и управленческие умения (контроля, распределения, принятие решений). Н.Н. Вересов и американский психолог М. Шоу считают, что особенности личности руководителя обусловлены тремя группами характеристик: социально-биографическими характеристиками, наличием способностей (общих и специальных), личностными качествами (доминантность, уверенность в себе, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижениям, ответственность, независимость, общительность). Креативность руководителя – это способность руководителя к творчеству, отыскания решений в нестандартной ситуации, проявление дивергентного типа мышления, направленность на новое и умение глубоко осознавать собственный опыт.

К социально-биографическим характеристикам относят: возраст, пол, социальный статус, образование. Влияние пола на эффективность руководства рассматривается как влияние физиологических особенностей женского (мужского) организма на настроение, психическое состояние руководителя, его особенности общения. Возраст рассматривается как вопрос об оптимальном возрасте для начала, расцвета и завершения деловой карьеры руководителя.

Главными преимуществами молодого руководителя является энергичность, высокая чувствительность к инновациям, предприимчивость, крепкое здоровье, высокая работоспособность.

К преимуществам руководителей пожилого возраста относят: опыт, знание специфики организации, мудрость, умение различать главное от второстепенного. Образование занимает промежуточное положение между объективными и субъективными факторами эффективной деятельности менеджера. Оно представляет собой уровень профессиональной подготовки, а не наличие диплома; совокупность умений применять полученные знания и навыки в реальной профессиональной жизнедеятельности. Уровень образования в высокоразвитых странах влияет на возможность получить высокооплачиваемую работу и социальный статус.

Эффективность осуществления руководства персоналом, подразделением зависит от того, какой используется стиль руководства. Стиль руководства – это целостная, относительно устойчивая система методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения управленческих функций, которая характеризуется определенными индивидуально-типологическими особенностями.

Индивидуальный стиль управления – это проявление индивидуально-психологических, личностных характеристик руководителя, которые являются важным, но не единственным фактором становления стиля руководства. На стиль руководства влияет целая система факторов, связанных с особенностями социально – экономического положения в обществе, характером деятельности организации, социально-психологическими характеристиками коллектива и тому подобное. Существуют различные классификации стилей управленческой деятельности.

Индивидуальный стиль управления является интегрированной, иерархически построенной системой, в котором один или несколько компонентов стиля являются ведущими, доминантными, определяющими стратегию взаимодействий руководителя в организации и подчиненным ему коллективом. Сознательный выбор индивидуального стиля управления организацией является одной из важных задач руководителя. Для этого необходимо как понимать положительные и отрицательные последствия каждого из известных стилей, так и учитывать адаптивность в применении в отношении себя и коллектива.

На основе критерия «целей» выделяют следующие виды стилей управленческой деятельности: «стратег», «операционалист», «максималист», «хлопотун», «организатор». По критерию направленности управленческой деятельности выделяют такие управленческие стиле: «администратор», «лидер», «толкач», «воспитатель» и другие.

Согласно классификации К. Левина выделяют такие основные стили руководства, как: демократический (коллегиальный, товарищеский) авторитарный (автократический, административный, волевой, директивный) либеральный (свободный, анархически, нейтральный, формальный, такой что НЕ вмешивается). Каждый из данных стилей имеет свои положительные и отрицательные черты. Демократический стиль руководства обеспечивает эффективную совместную деятельность коллектива; выраженную ориентацию руководителя на внимательное отношение к предложениям, учета опыта, знаний, новаторских подходов работников; поощрение проявления их самостоятельности и самодисциплины; предусматривает партнерство и равноправие участников коммуникативного процесса; применение преимущественно социально-психологических методов воздействия (личностный пример, объяснение, просьба, убеждение, обращение за советом и т.п.); постоянное повышение профессионального творческого потенциала руководителя.

Для авторитарного стиля руководства характерно единоличное решение проблем коллектива, выборочное формирования межличностных отношений, подчеркивание социальной дистанции, преобладание официальных и односторонних каналов коммуникаций («сверху вниз), выраженная ориентация на обязательность достижения результата, чему способствует скорость принятия управленческих решений, преобладание командно-приказных методов воздействия. Либеральный стиль характеризуется отсутствием влияния на коллектив, фактически управление осуществляется его заместителями. Характерно проявление равнодушия к налаживанию межличностных отношений, внедрению нововведений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.012 с.)