Практическая психология в системе социальной работы: цели, основные задачи, функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическая психология в системе социальной работы: цели, основные задачи, функции



Цель практической психологии в системе социальной работы как учебной дисциплины является формирование у студентов представлений о содержании и основных методиках, используемых в практике психосоциальной работы, которые позволили бы им перейти к рефлексивному анализу сведений, полученных в рамках теоретических курсов. Показателем успешности овладения данным спецкурсом может быть умение студентов анализировать ситуацию необходимости оказания психосоциальной помощи клиенту с научных позиций, способность решать практическую задачу, связанную с психосоциальной поддержкой, опираясь на основные принципы и алгоритмы, существующие в современном научно-практическом социально-психологическом знании.

Задачи практической психологии в системе социальной работы: способствовать формированию у студентов представлений о системе научно-методического, методологического, нормативно-правового и технологического обеспечения психосоциальной работы; формирование прочной системы знаний о содержании и методах психосоциальной практики; развитие профессиональной рефлексии, системного и комплексного мышления, необходимого для реализации интегрального подхода в практике психосоциальной помощи «личности в ситуации»; воспитание личностно-ориентированной профессиональной позиции к практике психосоциального вспомоществования. Центральной задачей практической социальной работы считается содействие оптимальной адаптации как отдельных личностей, так и семей и других групп населения к социальной среде и, в частности, к своему окружению.

К функциям социальной работы относят социальную помощь, социальную коррекцию, социальная реабилитация, социальная терапия. К функциям практической психологии в социальной роботе относят диагностическая, консультативная, коррекционная

Для решения практических психологических проблем в системе социальной работы возникает научный психосоциальный подход. Данный подход обычно связывают с именами М. Ричмонд (Mary Richmond) и Ф. Холлиз (Florence Hollis), а в 1950–1960-е гг. большое влияние на его формирование оказали психоаналитические идеи Фрейда, затем – работы Дж. Боулби. В исследованиях, посвященных психосоциальному подходу, обосновывается необходимость понимать личность клиента в его взаимоотношениях с миром, который его окружает. Иначе говоря, не следует разделять такие понятия, как внутренний мир и внешняя реальность, чтобы понять целостность «человека в ситуации», т.е. психосоциальность.

Цель психосоциального подхода – поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. При психосоциалъном подходе оптимистически рассматриваются возможности человека, высоко оцениваются потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих условий, ресурсов и помощи. Суть помощи – эффективное участие в решении психологических, межличностных и социальных проблем «личности в ситуации».

В настоящее время психодиагностика определяется как деятельность психолога, направленная на количественную (измерение) и качественную оценку психических функций и психологических особенностей человека. В своей работе психолог-диагност ориентируется на определенные нормы в проявлении психических функций человека. Отклонение от нормы определяет диагноз. Для оценки психолог использует профессиональные психологические наблюдения, беседы, психологические тесты. В ходе наблюдения или беседы психолог констатирует наличие или отсутствие определенных психологических качеств, эмоциональных реакций, поведенческих проявлений и их соответствие накопленным в профессиональной психологии нормам В психологическом тестировании могут использоваться тест-опросники, проективные тесты и тесты, требующие выполнения каких-либо практических задач.

  Психологическое консультирование. Самый распространенный вид деятельности практического практического психолога – консультирование – используется в различных сферах жизни и профессиональной деятельности людей. В процессе консультации практический психолог оказывает психологическую помощь, помогая клиенту посмотреть под разными углами на трудности, с которыми тот встретился, и на способы действия в ситуации, с которой он столкнулся. Психолог помогает человеку преодолеть психологические барьеры, побуждает к развитию в себе определенных качеств.

Важнейшими функциями психологии в системе социальной работы являются:

- диагностическая;

- социализаторская (социально-терапевтическая);

- прогностическая;

- профилактическая   .

Диагностическая функция означает анализ социально-психологических проблем клиентов, выявление их психологических особенностей (как индивидуальных, так и социально-групповых, возрастных, этнических, профессиональных и т.д.) в их связи с социальной средой. Основная цель такого анализа – установление диагноза, т. е. психологической проблемы и степени психологического дискомфорта, неустроенности, неблагополучия, дезадаптации, неспособности к оптимальной адаптации и социализации.

Социализаторская (социально-терапевтическая) функция – это функция социальной терапии в широком смысле, выражающая разрешение установленных социально-психологических проблем на основе использования психолого-терапевтических методов и процедур (психологическое консультирование, социальная педагогика и пр.)

Основные цели и задачи социальной терапии:

- сформировать или доформировать в сознании клиента систему установленных в обществе, общепринятых социально-гуманистических ценностей;

- обеспечить усвоение (особенно в социальной работе с молодежью, с

несовершеннолетними) общепринятых норм и принципов поведения и деятельности;

- изменить (или способствовать изменению) негативной социально-мировоззренческой ориентации личности, укреплению или восстановлению ее социально-психологического иммунитета, устойчивости, сопротивляемости внешним негативным обстоятельствам, более оптимальной приспособленности к ним (если их сложно изменить), формировать умение по другому взглянуть на мир; г) преодолеть имеющийся диссонанс, разлад, дисгармонию во внутреннем мире и поведении самого индивида с целью утверждения гармонического единства мыслей, чувств, действий;

- по возможности, содействовать социально-психологическому изменению социальной среды (особенно ближайшей) в направлении создания необходимых оптимальных условий жизнедеятельности клиента;

- по мере возможности и необходимости активно вовлекать клиента в этот процесс совершенствования, научить самосовершенствоваться.

Прогностическая функция выражается в установлении прогноза поведения личности, ее изменений и изменений социальной среды на основе выявленных закономерностей, особенностей их взаимодействия.

Профилактическая функция предполагает использование психопрофилактических методов по предотвращению негативных изменений поведения и деятельности клиентов, проведение своего рода профилактических прививок с целью закрепления социально – психологического иммунитета на будущее.

 

1.3 Кабинет практического психолога, его организация и оснащение

 Психолог должен развивать в себе особое состояние эмпатического сопереживания с установками, чувствами, опытом и поведением другого человека. Этим определяются и успешность деятельности практического психолога, продуктивные результаты взаимодействия психолога и его клиентов, в каких бы областях практической деятельности оно не осуществлялось.

В каждой конкретной ситуации специалист – психолог применяет не один конкретный метод, а скорее набор техник, методик, которые сочетаются друг с другом и подходят конкретному клиенту. Специально оборудованный кабинет практического психолога может функционировать на базе обычного кабинета учебно-воспитательного, образовательного или муниципального учреждения, не требуя для этого специальных площадей, сверхсложной планировки или дорогостоящего инструментария.

Кабинет практического психолога, его организация и оснащение имеют немаловажное значение в повышении эффективности психологической службы и снимают многие трудности профессиональной адаптации начинающих психологов. Кабинет практического психолога – одно из звеньев единой системы психологической помощи и поддержки населения. Его задачей является оказание своевременной квалифицировано-методической, психологической и психокоррекционной помощи различным категориям населения, в том числе учащимся разного уровня развития и возраста, их родителям, а также решение проблем социально-психологической реабилитации и адаптации. Многофункциональность психологического кабинета позволяет решать ряд специфических задач, связанных с преодолением стрессовых нарушений и их последствий, в том числе:

- купирование развития острых стрессовых реакций;

- нормализация эмоционального фона деятельности;

- снятие эффекта умственного утомления;

-минимизация негативных последствий психоэмоционального напряжения;

- психологический дебрифинг.

Таким образом, кабинет практического психолога можно рассматривать как структуру из двух составляющих, первая из которых решает общие задачи и является универсальной в любых условиях, а вторая выполняет специфические задачи в особых условиях экстремальных ситуаций и катастроф. Реализация комплекса психокоррекционных и восстановительных мероприятий предполагает проведение занятий в специально оборудованных помещениях, которые должны отвечать соответствующим условиям и требованиям к техобеспечению и оснащению психологического кабинета.

Технические средства: система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов; система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей; компьютер.

Методические материалы: практические материалы для психологической работы в школе; набор игрушек, настольных игр, соответствующих возрасту детей; набор различных материалов (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага и т.п.); библиотека практического психолога; раздаточный материал для учащихся, родителей и учителей, участников групп социально-психологического тренинга или для других групповых занятий.

Документация: график работы кабинета, обеспечивающий проведение занятий, консультаций в удобное для детей, учителей и родителей время (после уроков, во время больших перемен); перспективный план работы; карты психологического изучения детей; журналы первичного приема, посещаемости, учета групповых замятий с детьми; бланки для регистрации результатом обследования.

Мебель: рабочий стол психолога – 1; шкаф для пособий – 1; шкаф для техники – 1; рабочие места детей – 6; журнальный стол – 1; кресла – 6; стулья. Дополнительные средства для дизайна интерьера: цветные сменные перегородки помещения; посты; клетка для птиц; аквариум. Учитывая специфику задач, кабинет практического психолога должен территориально включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.

Зона ожидания приема представляет собой часть помещения, отделенную перегородкой от посторонних и тех посетителей, которые уже находятся в КПП. Рекомендуется широко использовать цветы. На стенах не должно быть никаких плакатов, особенно медицинского содержания, чтобы не вызывать нежелательных ассоциаций у детей и их родителей.

Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащается рабочим столом, картотекой с данными о детях, учителях, родителях как клиентах кабинета, закрытой картотекой, содержащей данные и результаты обследований, которые должны быть недоступны посторонним. В шкафу размещаются психологические таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования клиентов.

Зона консультативной работы оформляется максимально комфортно. Журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковых бра создают обстановку уюта, защищенности, располагают к расслаблению, успокоению, способствуют открытому, доверительному общению в условиях индивидуального, группового или семейного консультирования. Зона игровой терапии имеет особое значение и поэтому должна быть соответствующе оснащена: мягкое покрытие полов; передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете; игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы.

Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения предполагает свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха, что способствует снятию усталости и восстановлению работоспособности на сеансах кратковременной релаксации, а также при обучении методам саморегуляции в группах. Психоэмоциональная разрядка может достигаться и специфическим решением интерьера: изменением объемов и формы зоны, перемонтировкой подвижного и легко комбинируемого оборудования, трансформацией пространства с помощью временных перегородок. Эффект релаксации и снятия мышечного напряжения может быть достигнут и под воздействием определенных элементов обстановки, изменении слайдовых изображений и светового оформления, а также функциональной музыки. Помимо обучения навыкам формирования состояния релаксации, в этой зоне психологического кабинета можно проводить занятия и сеансы аутогенной тренировки с просмотром слайдопрограмм и видеопрограмм с музыкальным сопровождением.

Особое значение эти занятия приобретают для контингента, проживающего в районах неблагоприятных экологических воздействий, а также испытавших травматический стресс. Все эти зоны, по сути, соответствуют целям и задачам функционирования кабинета практического психолога, основным контингентом которого являются учащиеся различного возраста, дошкольники, их родители, воспитатели и учителя. Наиболее характерными ассоциативными растительными фитокомпозициями, экологически и эстетически совместимыми, являются «Тропический лес», «Лесные поляны», «Зеленая стенка», «Скальный», «Болотный» и «Садово-декоративный».

При выборе ассортимента растений следует отбирать те, для которых оптимальные условия произрастания сходны с комфортными для человека и находятся в следующих пределах: температура воздуха от 18 до 24°,  лажность от 50 до 60 %, освещенность от 500 до 1000 лк.

Составляя интерьеры психологического кабинета, можно размещать в них живые цветы, зеленые травяные газоны, фитокомнозиции, иногда щебечущих птиц, чтобы полнее имитировать экологическое пространство, которое призвано оказывать благоприятное психологическое влияние на клиентов, особенно в те часы, когда они наиболее восприимчивы к этому (усталость в конце трудового дня, эмоциональная возбужденность вследствие напряженных социальных контактов).

Музыка в психологическом кабинете – это субдоминантный раздражитель, который можно регулировать по силе и времени звучания. Максимальная громкость звучания музыкальных вариаций и произведений не должна превышать уровня 30 дБ, а общая продолжительность звучания составляет от 15 до 30 мин. Музыкальные программы по характеру произведений важно четко соотносить с возрастными, психологическими особенностями человека, способствуя снятию эффектов утомления и психоэмоциональной напряженности.

При составлении музыкальных программ, сопровождающих аутотренинг или социально-психологический тренинг, необходимо помнить о том, что подбор музыкальных произведений должен осуществляться руководителем индивидуально, в соответствии с собственным стилем и методикой ведения занятий. Проникновенное слово, сказанное на фоне прекрасной музыки, изменяет у пациентов их взгляды на жизнь гораздо эффективнее, чем это может быть достигнуто в процессе обычной рациональной психотерапии. Обязательное условие – соотнесение ритма произнесенных формул самовнушения с ритмом звучащей музыки, совпадение начала и окончания каждой формулы с началом и окончанием музыкальной фразы. Важно, чтобы формулы для выполнения определенного упражнения совпадали с завершением музыкального отрывка. Музыка звучит всегда тише голоса руководителя и служит ему музыкальным фоном. Поэтому надо подбирать музыку, не слишком эмоционально насыщенную. Не следует сопровождать занятия модными шлягерами, широко известными, популярными классическими произведениями, ибо такая музыка может ассоциироваться с личностно значимыми событиями и отвлекать от выполнения упражнений, концентрируя внимание на собственных переживаниях.

Выводы. В кабинете психолога должны быть методики для разных возрастныхгрупп. Методики, разработанные в научной психологии и апробированные на практике, при использовании их в раннем возрасте требу ют особой модификации, предусматривающей глубокий психологический анализ и грамотную интерпретацию комплекса разных показателей в их динамике. Должны быть представлены методики, как для индивидуального, так и для группового исследования. Поскольку психологу часто необходима оперативная информация, большое значение приобретают методики, не связанные с громоздкой процедурой обработки и позволяющие осуществить экспресс-диагностику. В качестве экспресс-методик в условиях психологического кабинета целесообразно использовать так называемые функциональные пробы. Практический психолог имеет право применять только аттестованные психодиагностические методики.

Контрольные вопросы

1.Что представляет собой Национальная система социально-психологической службы: значение, структура, функции?

2.Какими специалистами может оказываться профессиональная психологическая помощь?

3.В чем состоит специфика профессиональной психологической помощи?

4.Какие основные цели, задачи, функции выполняет практическая психология в системе социальной работы?

5.Какие основные понятия психологии социальной работы?

6.Какие сущность и цели социально-психологической работы?

7. Какие методики имеет право применять практический психолог?

8. Какое оснащение должно быть кабинета практического психолога?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.02 с.)