Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практическая психология в системе социальной работы: цели, основные задачи, функции
Цель практической психологии в системе социальной работы как учебной дисциплины является формирование у студентов представлений о содержании и основных методиках, используемых в практике психосоциальной работы, которые позволили бы им перейти к рефлексивному анализу сведений, полученных в рамках теоретических курсов. Показателем успешности овладения данным спецкурсом может быть умение студентов анализировать ситуацию необходимости оказания психосоциальной помощи клиенту с научных позиций, способность решать практическую задачу, связанную с психосоциальной поддержкой, опираясь на основные принципы и алгоритмы, существующие в современном научно-практическом социально-психологическом знании. Задачи практической психологии в системе социальной работы: способствовать формированию у студентов представлений о системе научно-методического, методологического, нормативно-правового и технологического обеспечения психосоциальной работы; формирование прочной системы знаний о содержании и методах психосоциальной практики; развитие профессиональной рефлексии, системного и комплексного мышления, необходимого для реализации интегрального подхода в практике психосоциальной помощи «личности в ситуации»; воспитание личностно-ориентированной профессиональной позиции к практике психосоциального вспомоществования. Центральной задачей практической социальной работы считается содействие оптимальной адаптации как отдельных личностей, так и семей и других групп населения к социальной среде и, в частности, к своему окружению. К функциям социальной работы относят социальную помощь, социальную коррекцию, социальная реабилитация, социальная терапия. К функциям практической психологии в социальной роботе относят диагностическая, консультативная, коррекционная Для решения практических психологических проблем в системе социальной работы возникает научный психосоциальный подход. Данный подход обычно связывают с именами М. Ричмонд (Mary Richmond) и Ф. Холлиз (Florence Hollis), а в 1950–1960-е гг. большое влияние на его формирование оказали психоаналитические идеи Фрейда, затем – работы Дж. Боулби. В исследованиях, посвященных психосоциальному подходу, обосновывается необходимость понимать личность клиента в его взаимоотношениях с миром, который его окружает. Иначе говоря, не следует разделять такие понятия, как внутренний мир и внешняя реальность, чтобы понять целостность «человека в ситуации», т.е. психосоциальность.
Цель психосоциального подхода – поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. При психосоциалъном подходе оптимистически рассматриваются возможности человека, высоко оцениваются потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих условий, ресурсов и помощи. Суть помощи – эффективное участие в решении психологических, межличностных и социальных проблем «личности в ситуации». В настоящее время психодиагностика определяется как деятельность психолога, направленная на количественную (измерение) и качественную оценку психических функций и психологических особенностей человека. В своей работе психолог-диагност ориентируется на определенные нормы в проявлении психических функций человека. Отклонение от нормы определяет диагноз. Для оценки психолог использует профессиональные психологические наблюдения, беседы, психологические тесты. В ходе наблюдения или беседы психолог констатирует наличие или отсутствие определенных психологических качеств, эмоциональных реакций, поведенческих проявлений и их соответствие накопленным в профессиональной психологии нормам В психологическом тестировании могут использоваться тест-опросники, проективные тесты и тесты, требующие выполнения каких-либо практических задач. Психологическое консультирование. Самый распространенный вид деятельности практического практического психолога – консультирование – используется в различных сферах жизни и профессиональной деятельности людей. В процессе консультации практический психолог оказывает психологическую помощь, помогая клиенту посмотреть под разными углами на трудности, с которыми тот встретился, и на способы действия в ситуации, с которой он столкнулся. Психолог помогает человеку преодолеть психологические барьеры, побуждает к развитию в себе определенных качеств.
Важнейшими функциями психологии в системе социальной работы являются: - диагностическая; - социализаторская (социально-терапевтическая); - прогностическая; - профилактическая . Диагностическая функция означает анализ социально-психологических проблем клиентов, выявление их психологических особенностей (как индивидуальных, так и социально-групповых, возрастных, этнических, профессиональных и т.д.) в их связи с социальной средой. Основная цель такого анализа – установление диагноза, т. е. психологической проблемы и степени психологического дискомфорта, неустроенности, неблагополучия, дезадаптации, неспособности к оптимальной адаптации и социализации. Социализаторская (социально-терапевтическая) функция – это функция социальной терапии в широком смысле, выражающая разрешение установленных социально-психологических проблем на основе использования психолого-терапевтических методов и процедур (психологическое консультирование, социальная педагогика и пр.) Основные цели и задачи социальной терапии: - сформировать или доформировать в сознании клиента систему установленных в обществе, общепринятых социально-гуманистических ценностей; - обеспечить усвоение (особенно в социальной работе с молодежью, с несовершеннолетними) общепринятых норм и принципов поведения и деятельности; - изменить (или способствовать изменению) негативной социально-мировоззренческой ориентации личности, укреплению или восстановлению ее социально-психологического иммунитета, устойчивости, сопротивляемости внешним негативным обстоятельствам, более оптимальной приспособленности к ним (если их сложно изменить), формировать умение по другому взглянуть на мир; г) преодолеть имеющийся диссонанс, разлад, дисгармонию во внутреннем мире и поведении самого индивида с целью утверждения гармонического единства мыслей, чувств, действий; - по возможности, содействовать социально-психологическому изменению социальной среды (особенно ближайшей) в направлении создания необходимых оптимальных условий жизнедеятельности клиента; - по мере возможности и необходимости активно вовлекать клиента в этот процесс совершенствования, научить самосовершенствоваться. Прогностическая функция выражается в установлении прогноза поведения личности, ее изменений и изменений социальной среды на основе выявленных закономерностей, особенностей их взаимодействия. Профилактическая функция предполагает использование психопрофилактических методов по предотвращению негативных изменений поведения и деятельности клиентов, проведение своего рода профилактических прививок с целью закрепления социально – психологического иммунитета на будущее.
1.3 Кабинет практического психолога, его организация и оснащение Психолог должен развивать в себе особое состояние эмпатического сопереживания с установками, чувствами, опытом и поведением другого человека. Этим определяются и успешность деятельности практического психолога, продуктивные результаты взаимодействия психолога и его клиентов, в каких бы областях практической деятельности оно не осуществлялось.
В каждой конкретной ситуации специалист – психолог применяет не один конкретный метод, а скорее набор техник, методик, которые сочетаются друг с другом и подходят конкретному клиенту. Специально оборудованный кабинет практического психолога может функционировать на базе обычного кабинета учебно-воспитательного, образовательного или муниципального учреждения, не требуя для этого специальных площадей, сверхсложной планировки или дорогостоящего инструментария. Кабинет практического психолога, его организация и оснащение имеют немаловажное значение в повышении эффективности психологической службы и снимают многие трудности профессиональной адаптации начинающих психологов. Кабинет практического психолога – одно из звеньев единой системы психологической помощи и поддержки населения. Его задачей является оказание своевременной квалифицировано-методической, психологической и психокоррекционной помощи различным категориям населения, в том числе учащимся разного уровня развития и возраста, их родителям, а также решение проблем социально-психологической реабилитации и адаптации. Многофункциональность психологического кабинета позволяет решать ряд специфических задач, связанных с преодолением стрессовых нарушений и их последствий, в том числе: - купирование развития острых стрессовых реакций; - нормализация эмоционального фона деятельности; - снятие эффекта умственного утомления; -минимизация негативных последствий психоэмоционального напряжения; - психологический дебрифинг. Таким образом, кабинет практического психолога можно рассматривать как структуру из двух составляющих, первая из которых решает общие задачи и является универсальной в любых условиях, а вторая выполняет специфические задачи в особых условиях экстремальных ситуаций и катастроф. Реализация комплекса психокоррекционных и восстановительных мероприятий предполагает проведение занятий в специально оборудованных помещениях, которые должны отвечать соответствующим условиям и требованиям к техобеспечению и оснащению психологического кабинета. Технические средства: система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов; система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей; компьютер. Методические материалы: практические материалы для психологической работы в школе; набор игрушек, настольных игр, соответствующих возрасту детей; набор различных материалов (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага и т.п.); библиотека практического психолога; раздаточный материал для учащихся, родителей и учителей, участников групп социально-психологического тренинга или для других групповых занятий.
Документация: график работы кабинета, обеспечивающий проведение занятий, консультаций в удобное для детей, учителей и родителей время (после уроков, во время больших перемен); перспективный план работы; карты психологического изучения детей; журналы первичного приема, посещаемости, учета групповых замятий с детьми; бланки для регистрации результатом обследования. Мебель: рабочий стол психолога – 1; шкаф для пособий – 1; шкаф для техники – 1; рабочие места детей – 6; журнальный стол – 1; кресла – 6; стулья. Дополнительные средства для дизайна интерьера: цветные сменные перегородки помещения; посты; клетка для птиц; аквариум. Учитывая специфику задач, кабинет практического психолога должен территориально включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение. Зона ожидания приема представляет собой часть помещения, отделенную перегородкой от посторонних и тех посетителей, которые уже находятся в КПП. Рекомендуется широко использовать цветы. На стенах не должно быть никаких плакатов, особенно медицинского содержания, чтобы не вызывать нежелательных ассоциаций у детей и их родителей. Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащается рабочим столом, картотекой с данными о детях, учителях, родителях как клиентах кабинета, закрытой картотекой, содержащей данные и результаты обследований, которые должны быть недоступны посторонним. В шкафу размещаются психологические таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования клиентов. Зона консультативной работы оформляется максимально комфортно. Журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковых бра создают обстановку уюта, защищенности, располагают к расслаблению, успокоению, способствуют открытому, доверительному общению в условиях индивидуального, группового или семейного консультирования. Зона игровой терапии имеет особое значение и поэтому должна быть соответствующе оснащена: мягкое покрытие полов; передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете; игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения предполагает свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха, что способствует снятию усталости и восстановлению работоспособности на сеансах кратковременной релаксации, а также при обучении методам саморегуляции в группах. Психоэмоциональная разрядка может достигаться и специфическим решением интерьера: изменением объемов и формы зоны, перемонтировкой подвижного и легко комбинируемого оборудования, трансформацией пространства с помощью временных перегородок. Эффект релаксации и снятия мышечного напряжения может быть достигнут и под воздействием определенных элементов обстановки, изменении слайдовых изображений и светового оформления, а также функциональной музыки. Помимо обучения навыкам формирования состояния релаксации, в этой зоне психологического кабинета можно проводить занятия и сеансы аутогенной тренировки с просмотром слайдопрограмм и видеопрограмм с музыкальным сопровождением.
Особое значение эти занятия приобретают для контингента, проживающего в районах неблагоприятных экологических воздействий, а также испытавших травматический стресс. Все эти зоны, по сути, соответствуют целям и задачам функционирования кабинета практического психолога, основным контингентом которого являются учащиеся различного возраста, дошкольники, их родители, воспитатели и учителя. Наиболее характерными ассоциативными растительными фитокомпозициями, экологически и эстетически совместимыми, являются «Тропический лес», «Лесные поляны», «Зеленая стенка», «Скальный», «Болотный» и «Садово-декоративный». При выборе ассортимента растений следует отбирать те, для которых оптимальные условия произрастания сходны с комфортными для человека и находятся в следующих пределах: температура воздуха от 18 до 24°, лажность от 50 до 60 %, освещенность от 500 до 1000 лк. Составляя интерьеры психологического кабинета, можно размещать в них живые цветы, зеленые травяные газоны, фитокомнозиции, иногда щебечущих птиц, чтобы полнее имитировать экологическое пространство, которое призвано оказывать благоприятное психологическое влияние на клиентов, особенно в те часы, когда они наиболее восприимчивы к этому (усталость в конце трудового дня, эмоциональная возбужденность вследствие напряженных социальных контактов). Музыка в психологическом кабинете – это субдоминантный раздражитель, который можно регулировать по силе и времени звучания. Максимальная громкость звучания музыкальных вариаций и произведений не должна превышать уровня 30 дБ, а общая продолжительность звучания составляет от 15 до 30 мин. Музыкальные программы по характеру произведений важно четко соотносить с возрастными, психологическими особенностями человека, способствуя снятию эффектов утомления и психоэмоциональной напряженности. При составлении музыкальных программ, сопровождающих аутотренинг или социально-психологический тренинг, необходимо помнить о том, что подбор музыкальных произведений должен осуществляться руководителем индивидуально, в соответствии с собственным стилем и методикой ведения занятий. Проникновенное слово, сказанное на фоне прекрасной музыки, изменяет у пациентов их взгляды на жизнь гораздо эффективнее, чем это может быть достигнуто в процессе обычной рациональной психотерапии. Обязательное условие – соотнесение ритма произнесенных формул самовнушения с ритмом звучащей музыки, совпадение начала и окончания каждой формулы с началом и окончанием музыкальной фразы. Важно, чтобы формулы для выполнения определенного упражнения совпадали с завершением музыкального отрывка. Музыка звучит всегда тише голоса руководителя и служит ему музыкальным фоном. Поэтому надо подбирать музыку, не слишком эмоционально насыщенную. Не следует сопровождать занятия модными шлягерами, широко известными, популярными классическими произведениями, ибо такая музыка может ассоциироваться с личностно значимыми событиями и отвлекать от выполнения упражнений, концентрируя внимание на собственных переживаниях. Выводы. В кабинете психолога должны быть методики для разных возрастныхгрупп. Методики, разработанные в научной психологии и апробированные на практике, при использовании их в раннем возрасте требу ют особой модификации, предусматривающей глубокий психологический анализ и грамотную интерпретацию комплекса разных показателей в их динамике. Должны быть представлены методики, как для индивидуального, так и для группового исследования. Поскольку психологу часто необходима оперативная информация, большое значение приобретают методики, не связанные с громоздкой процедурой обработки и позволяющие осуществить экспресс-диагностику. В качестве экспресс-методик в условиях психологического кабинета целесообразно использовать так называемые функциональные пробы. Практический психолог имеет право применять только аттестованные психодиагностические методики. Контрольные вопросы 1.Что представляет собой Национальная система социально-психологической службы: значение, структура, функции? 2.Какими специалистами может оказываться профессиональная психологическая помощь? 3.В чем состоит специфика профессиональной психологической помощи? 4.Какие основные цели, задачи, функции выполняет практическая психология в системе социальной работы? 5.Какие основные понятия психологии социальной работы? 6.Какие сущность и цели социально-психологической работы? 7. Какие методики имеет право применять практический психолог? 8. Какое оснащение должно быть кабинета практического психолога?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.02 с.) |