Роль и место социальной психологии в социальной работе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль и место социальной психологии в социальной работе



 Коммуникативная компетентность социального работника – это его способность эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, предполагает знание социальной психологии, в частности психологии общения, психологии группы, психологии коллектива, психологии конфликта.

Психология общения. В процессе общения формируются, проявляются и формируются межличностные отношения; реализуется потребность в другом человеке; вне общения невозможно формирование личности. Общение – это особый вид деятельности; это связь между людьми, в результате которого происходит воздействие одного человека на другого; процесс взаимодействия между двумя или несколькими лицами, заключается в обмене информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера.

Психологическая структура общения, по Г.Андреевою, включает три взаимосвязанных между собой подструктуры: коммуникативную (обмен информацией между общающимися), интерактивную (обмен не только знаниями, идеями, но и действиями), перцептивную (процесс воспринят-я один друга партнерами по общению и установление на этой осно-ве взаимопонимания). Психологический анализ модели коммуникативного процесса включает знание того: кто (передает) – коммуникатора; что (передается) – сообщение; как (осуществляется) – канала; кому (направлено) – аудитории; с каким результатом передается – эффективности.

Общение выполняет различные функции. Функциями общения, по Б.Ломову, является информационно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная, регуляторно-коммуникативна. В исследованиях выделяют также побудительную (стимуляция активности партнера по союз-нию), координационную (взаимное ориентирование и согласование действий при организации и осуществлении совместной деятельности), понимание (адекватное восприятие и оценка содержания общения), амотивную (обмен эмоциями, изменениями собственных переживаний и состояниями), установление контактов (осознание и фиксирование человеком своего места в системе роль вых, уставных, деловых, межличностных связей), осуществление воз-ву (изменение состояния поведения, личностно-смысловых образований партнера по общению) и др.

Выделяют различные виды общения в зависимости от критериев, которые кладутся в основу их классификации. Так, видами союз ния по цели общения являются: целевое; инструментальное; за средствами общения: вербальное, невербальное; по количеству людей, общающихся: личностное, групповое, социальное, по степени участия в союз ванные: личностно ориентированное, деловое, официальное или ролевое; по типу коммуникативных связей: однонаправленное, двуспрямоване; за включенностью промежуточных звеньев в общение: непосредственное, опосредованное; по продолжительности: долгосрочное, кратковременное; по степени завершенности коммуникаций: закончено, незаконченное (прерванное) и др.

Среди качеств значимых для эффективного делового общения выделяют, прежде всего: общительность, контактность, диалогичность, инициативность. Общительность – мера стремления личности к общению. Различают чрезмерно общительных, умеренно товарищеских, необщительных, аутичных (аутизм – уход от любых контактов, погружение в мир собственных переживаний) людей. Необщительность – может быть результатом: изменения работоспособности; неадекватно заниженной самооценки; Отсев-тности навыков общения; погружение человека в любую деятельность; избытком общения; потребности побыть одному; последствий перенесет ных ранее эмоциональных травм, стремление избежать контактов.

Контактность владение способами общения, умение вступить в контакт с партнером по общению, то есть преодоление ная-в них барьеров. О возникновении контакта можно судить по наличию: спивмиркування; сопереживание; содействие. Диалогичность – готовность в общении настраиваться не только на себя, но и на партнера, учитывать его позиции, мнения, взгляды. Инициативность – активность человека во взаимодействии, готовность принять на себя ответствен-ность за установление контакта и весь процесс взаимодействия.

Деловому общению надо учиться. Особое внимание необходимо уделять подготовительному, начальному и заключительному этапам. Подготовительный этап предполагает прежде чем начать в общение, надо определиться в своих интересах и соотнести их с интересами тех, с кем будет общение. В процессе этого прогноза она оценивает человека как личность, предусматривает ее отношение и поведение, о-гнозуе наличие возможной взаимодействия. Для начальной стадии союз ния особое значение имеет организация первого впечатления. Чем более приятное впечатление производят партнеры друг на друга, тем удачнее складываются предпосылки для общения. Психологи доказали, что в отношении пожеланий «привлекательного» человека люди более уступчивы, с его мнением легче соглашаются, относятся к его действиям с меньшей упрежденностью. Что вкладывают в понятие «обаятельный человек»? В 85 % случаев отношение к другому человеку в начале общения формируется на основе ее внешности и манеры поведения. Конкретные критерии привлекательности: жизненная сила, энергия молодого, жизнерадостного, бодрого, спортивно сложенного человека, аккуратность, раскованное поведение – уверенность в себе.

Существует очень много средств передачи информации: принятие определенного выражения лица, выбор позы, первых слов и тона высказывания, движений и жестов, настраивают партнера на взаимодействие; дистанцию, которую выбирают партнеры и т. Например: посередине пустой комнаты на стуле сидит исследуемый. Он должен остановить каждого на той расстояния, на котором ему удобно общаться с ним. Некоторые желают, чтобы собеседник находился подальше от них – тогда они не воспринимают ситуацию как угрожающую. Другие чувствуют себя безопаснее, если собеседник находится на сокращенной дис-танции, как бы пытаясь «обезоружить» их своим доверием. Ворвавшись в чужое пространство защищаемого мы можем изменить ситуацию общения, потому что создадим дискомфортную ситуацию. Изучением этого занимается проксемика.

Невербальные средства общения разнообразны, к ним относят визуальные, аудиальные, тактильные и ольфакторные средства.

К основным визуальных средствам общения относят следующие:

- Движение мышц лица (мимику)

- Движение рук и ног (жесты), движения тела;

- Особенности походки (пантомимику)

- Пространственную и временную организацию общения;

- Расстояние до собеседника, угол поворота к нему, лицо-ный пространство (Проксемика) и др.

Среди аудиальных средств общения выделяют две группы сред-бов: паро лингвистическую систему (интонация и сила голоса, тембр, ритм, высота звуков), которую называют вокальной мимикой; и екстралингвис политических систему (речевые паузы, смех, плач, кашель, вздохи).

Тактильные средства общения – это разные виды прикосновения к собеседникам.

Ольфакторные средства общения – это запахи как окружающей среды, так и непосредственно человека.

Средства общения всегда обусловлены влиянием конкретной культурой (национальной, региональной, субкультуры). Одним из основных средств человеческого общения является язык – система словесных знаков, которые используются как форма существования, средство усвоения и передачи общественно-исторического опыта человечества. Поэтому общение как обмен информацией предполагает овладение вербальными и невербальными средствами коммуникации; для построения межличностного взаимодействия надо учитывать распространенные способы влияния на партнеров: заражение, внушение, подражание, убеждение; для построения образа партнера используют такие средства, как идентификация (способ понимания человеком другого индивида через осознанное или неосознанное уподобление себя его характеристикам), рефлексия (осознание субъектом того, как его воспринимает партнер по общению) и др.

Анализируя процесс общения, можно выявить коммуникативные барьеры, которые демонстрирует партнер по общению. Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути к адекватной информации между партнерами по общению. Согласно Ю.Крижанськой и Третьякова, в процессе делового общения можно столкнуться с тремя видами коммуникативных барьеров и их разнообразными модификациями: барьеры «авторитета», барьеры «избегания», барьеры «непонимание». Барьеры в общении не выступают результатом сознательного, произвольного и направленной защиты от воздействия информации. Причины их возникновения различны: от незнания социально-психологических закономерностей, психологических механизмов, феноме-нов и эффектов общения в несформированности коммуникативных умений, навыков и нежелание, неготовности их приобретать или совершенствовать.

При общении социальному работнику следует анализировать некоторые виды жестов клиента:

- жесты оценки – почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание и др.;

- уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;

- нервозности и неуверенности – переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами;

- самоконтроля – руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотники;

- отрицания или защиты – сложенные на груди руки, отклоненный назад корпус, потрагивание кончика носа;

- ожидания – потирание ладоней;

- расположения – прикладывание руки к груди, прерывистое расположение к собеседнику и другие.

Психология малых и больших социальных групп, массовых явлений. Для большинства людей, вся их жизнедеятельность связана с пере- пребыванием в группах, особенно в малых группах. Малая группа – это небольшое по размеру объединение людей, для которого характерны непосредственные взаимодействия. Границы малой группы определяются качественными признаками, среди которых основными являются контактность и целостность. Контактность определяется как возможность каждого члена данной группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, оценками и воздействиями. Оптимальный размер малой группы зависит от характера деятельности, выполняемой и находится в пределах от пяти до двадцати человек. Существуют различные классификации групп. Критериями классификации групп выступают размер группы, общественный статус, непосредственность связей, развитие группы, реальность и время существования и тому подобное.

По величине или размером выделяют большие, средние, малые ответную игру пи и микрогруппы. Большие группы – это группы количественно не ограничены. К большим группам относят условные общности людей, выделяемые на основе определенных социальных признаков: классовой принадлежности, пола, возраста, национальности, по месту жительства и т.д., а также реальные, значительные по размерам, составу, организованные общности людей, которые занимаются определенной общественной деятельностью, в которых вырабатываются нормы поведения, общественные и культурные ценности и традиции. Если в реальной большой группе почему-то перестают функционировать регулирующие ее деятельность структурные образования, то она превращается в стихийно действующую общность – толпа.

Большие социальные группы классифицируются по определенным признакам: по продолжительности существования – долговременные (классы, нации) и менее продолжительные (митинги, аудитории, толпа) по характеру организованности – стихийно возникающие (толпа) и сознательно организованные (партии, ассоциации) и др. Психические явления в больших социальных группах выделяют по сферам психики: когнитивной (коллективные представления, социальное мышление, публичных мнение, общественное сознание), потребностно-мотивационной (групповые потребности, интересы, ценности, цели, установки, идеалы, жизненные ческие-ции), аффективной (социальные чувства, общественные настроения, эмоции), регуляторно-волевой (коллективная деятельность и групповое поведение).

К массовым явлениямв больших социальных группах относятся: слухи (форма искаженной информации о значимый объект, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности) паника (стихийно возникающие состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях пове-динковои неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от неконтролируемого страха).

Эффективность деятельности группы по определенным критериям определяется ется как соотношение достигнутого результата к максимально возможному или к заранее запланированного результата. Чаще всего эффективность деятельности группы подсчитывается на основе применения двух универсальных критериев: производительности (чаще всего экономической) и удовлетворенности (трудом, принадлежности к группе и т.д.). Кроме «производительности» и «удовлетворенности» применяют и социально-психологические критерии эффективности деятельности групп: наличие условий для всестороннего, гармоничного развития личности; проявление добросовестного и бескорыстного отношения к труду; сформированность определенных ценностных ориентаций и норм; рассмотрение величины и состава группы; особенности социально-психологического климата; результативность общественно-политической активности и другие.

 В зарубежной социальной психологии к параметрам группообразования относят: время существования группы; наличие сформированных отно-сын власти и подчинения; количество групповых коммуникаций; количество взаимных социометрических выборов. Отечественная социальная психология для выявления уровня группового развития учитывает два фактора: наличие влияния целей, ценностей, особенностей организации и содержания совместной деятельности на межличностные отношения; особенности характеристик значимых целей и ценностей для членов группы. Коллектив организации формируется не сразу, а проходит несколько уровней группового развития. Уровень группового развития является характеристикой сфо-рмованости межличностных отношений. Если в диффузной группе обоюдного мовидносины являются непосредственными, построенными в отношении «симпатия – антипатия», то в коллективе групповые процессы опосредованные и образуют иерархию уровней и казней.

В результате исследования, проведенного в США Дж. Клора и его коллегами, был создан список поведенческих признаков, отражающих антипатии. К ним относятся:

- Хмурый вид;

- Нежелание смотреть в глаза собеседнику;

- Хождение с места на место;

- Зевота;

- Усмешка;

- Ковыряние в зубах

- Покачивание головой;

- Чистка ногтей.

Психология коллектива. Колективообразование – это превращение группы в коллектив. Выделяют, три уровня или казни процесса формирования коллектива организации с диффузной группы. Третий или поверхностный уровень становления коллектива характеризуется межличностными взаимоотношениями, не опосредованные ни коллективными целями, ни общезначимыми коллективными ориентациями.

Второй уровень – это уровень межличностных отношений, ОПОС-редковани содержанием совместной деятельности. Показателями «перехода» группы в своем становлении как коллектива на второй уровень выступает появление таких новообразований, как: коллективное самоопределение, коллективная идентификация. Коллективная идентификация характеризуется появлением межличностных взаимоотношений, обусловленных стечением ценностных ориентаций как для отдельного работника, так и для группы в целом. Коллективное самоопределение – это избирательное отношение работников к организации на уровне целей, идеалов, норм и ценностей профессиональной деятельности. Если группа в своем становлении как коллектив перешла на первый (глубинный) уровень, то для него становится характерным наличие групповой сплоченности ценностно – ориентированного единения.

Коллектив (от лат. Сolectivus – собирательный) – это группа объединенных общими целями и задачами организации людей, достигших в про-процессе совместной деятельности высокого уровня развития. Для коллектива характерным есть особый тип межличностных отношений, в которых наблюдается высокая референтнисть членов коллектива в отношении друг к другу; объективность в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности; коллективная идентификация; высокая сплоченность и наличие ценностных ориентаций, связанных с совместной деятельностью; сформированность и принятия коллективных норм пове- динка и взаимоотношений. Для коллектива характерны социально – психологические закономерности, которые отсутствуют в группах низкого уровня развития, а именно: создают лучшие возможности для процессов интеграции и персонализации; способствуют позитивной связи между эффективностью совместной деятельности и благоприятным психологическим климатом.

Выделяют следующие психологические механизмы развития малой группы: решение внутригрупповых противоречий (между потенциальными возможностями растущих и реально выполняемых деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усилен нием тенденции интеграции с группой) «Психологический обмен» (предоставление группой более высокого психологического устава индивидам за более крупный вклад в ее жизнедеятельность) «Идиосинкратический кредит» (предоставление группой высоко уставным членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей).

Основными характеристиками структуры социальной власти и влияния выступают связи, лежащие в основе руководства группой как единичного закрепленного социального воздействия, основанный на феномене лидерства. К основным функциям лидера относят: организацию жизнедеятельности в различных сферах; разработка и поддержка групповых норм; внешнее представительство группы; ответственности за результаты групповой деятельности; становления и поддержка благоприятных социально – психологических отношений в группе. Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, среди которых: особенности осо-бистости самого лидера; социально – психологические характеристики членов малой группы; характер задач, решаются; особенности ситуации, в которых находится группа и тому подобное.

Лидерство – это феномен влияния индивида на мнения, оценки, от-ношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Наибольшую известность получили классификации стилей лидерства К. Левина автократический, демократический, либеральный стиль), Р. Лейкерта (лидерство, ориентированное на решение задач, и лидерство, которое ориенти-никак на человека). Ф. Фидлер обнаружил, что стиль, который ориентирован на вы-решения задач наиболее эффективно в наиболее и наименее благоприятных ситуациях, а стиль, ориентированный на человека, эф-ный в умеренно благоприятных условиях.

В исследованиях М. Шерифа, С. Аша, С. Милграма было обнаружено, что групповое давление – это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мысли и поведение индивида. Нормативный влияние характеризуется принятием индивидуальных мнений большинства в качестве групповой нормы, зависимостью индивида от группы и его попыткой в согласованности своего поведения и своих установок с поведением и установками группы. Индивид всегда принимает групповые ценности, нормы, установки, но вынужден это не демонстрировать, чтобы не вступать в конфронтацию с группой.

Внешний конформизм – внешнее согласование с мнением группы или ее поведением соответствует групповым нормам, но внутренне проявляет несогласие. Особой разновидностью зависимости от давления группы есть проявление негативизма (нонконформизма) – стремление непременно действовать вопреки позиции господствующей большинства, любой ценой и во всех случа-ях утверждать противоположную точку зрения. На уровень конформности влияет ряд факторов: характеристика индивида, подвергается груп-ном давлении (пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность и т.д.); характеристики группы (размер, степень единства большинства) особенности взаимосвязей индивида и группы; содержание задач и степень заинтересованности в них, наличие компетентности. Конформизм – это изменение мыслей, установок, поведения индивидов под влиянием окружающих. В життедие-ности группы, организации могут возникать конфликты как на внутрен-ньогруповому уровне (руководитель – подчиненный, руководитель – подразделение, сотрудник – сотрудник), так и на межгрупповом уровне.

В исследованиях формальных групп и организаций, согласно Э. Мэйо, принято выделять формальную и неформальную структуру группы. Для изучения неформальной структуры малой группы наиболее часто применяют метод социометрии, предложенный Д.Морено. С помощью социометрии определяют социометрический устав членов группы, характеристики взаимных преимуществ и отклонений, наличие микрогрупп, относительное количество взаимных преимуществ.

  Психология межгрупповой взаимодействия, психология внутригрупповых и межгрупповых конфликтов. Предметом исследования психологии межгруппового взаимодействия являются психологические закономерности поведения и взаимодействия между людьми, что обусловлено принадлежностью их к определенным социальным группам (больших и малых). К таким закономерностям относят этноцентризм, внутригрупповой фаворитаризм, внутригрупповую дискриминацию. Этноцентризм – это свойство сознания этнической группы, которая связана с завышением положительно оцинюваемих характеристик собственной этнической группы, ценности и нор-мы которой выступают центром, критерием оценки всех групп (был описан У.Самнер).

Экспериментальные исследования феномена внутригруппового фаворитаризму обнаружили тенденцию отдавать предпочтение своей группе в противовес интересам другой, а феномена внутригрупповой дискры-минации – тенденцию к установлению различий в оценках «своей» и «чужой» группы в пользу «своей». Теория Г.Теджфела и Д.Тернера объясняет феномены внутригруппового фаворитаризму, внутрен-ньогруповои дискриминации как результат серии когнитивных процессов, связанных с нахождением подобного и отличного между представителями различных социальных групп, потребностью личности в положительной со-ных идентичности.

Конфликты в организации считают составляющей современной организации. Организационный конфликт – это интерактивное состояние, проявля-ется в различиях, различиях или несовместимости между индивидами и группами. Конфликт может нести в себе как положительные, так и отрицательные функции. Наиболее частыми причинами конфликтов на мижособистис ном уровне в группе являются: неопределенность или противоречивость норм и критериев оценки различных видов труда; неравные условия труда, заработной платы, перспективы роста, предоставления социальных льгот, конкуренция за ресурсы и фонды; наличие различий в профессиональной подготовке, ценностях, социальном статусе группы и тому подобное.

Выделяют различные способы или стили поведения для урегулирования межличностных конфликтов в организации: концептуальная схема Р. Блейка и Дж. Мутона (принуждение, уход, сглаживание, решения проблем), модернизация концептуальной схемы К. Тома сом (1976) и М. Рахим (1985) (ориентация на себя и ориентация на других). Комбинация этих двух параметров позволила разработать двухпод-раметричну модель стилей управления межличностными конфликтами: пять стилей-способов управления конфликтами. Интеграция – высокая ориентация на себя и других (этот стиль включает открытость, обмен информацией, проявление и проверку различий для достижения эффективного решения приемлемого для двух сторон). Уступчивость – низкая ориентация на себя и высокая ориентация на других (этот стиль ассоциируется с попытками занизить различия и подчеркнуть единство, общность, чтобы удовлетворить потребности других, проявляя Нехта ния собственными интересами).

Доминирование – высокая ориентация на себя и низкая ориентация на других (этот стиль идентифицируется с ориентацией «выиграть – проиграть» или «силовой» поведением с целью достичь победы). Избегание – низкая ориентация на себя и других (этот стиль ассоциируется с уходом, устранением себя (психологически или физически) из ситуации конфликта). Компромисс – средняя ориентация на себя и других (этот стиль включает тактику «ты – мне, я – тебе»). Руководитель должен помнить, что конф-локтей в организациях могут нести как положительные, так и отрицательные функции.

Управление конфликтами в организациях должно включать два процесса – диагностику конфликта и выбор стратегии вмешательства согласно модели управления организационными конфликтами. Модель управления организационными конфликтами включает: диагностику (анализ изменений); вмешательства (поведенческое или структурное) конфликт (проявление величины конфликта на индивидуальном, групповом, межгрупповом уровнях); эффективность (индивидуальная, групповая, межгрупповая) Обратная связь. Предполагается, что результаты диагностики обсуждаются группой руководителей с привлечением специалистов.

Всегда конфликт должен ликвидироваться, но им всегда нужно эффективно управлять. В структурных стратегиях используются методы обогащения труда, реструктуризация рабочих мест, социотехнические изменения трудового процесса. В стратегиях вмешательства, ориентированных на поведение, достижения групповой и организационной эффективности достигается за изменения организационной культуры (установок, норм, ценностей, убеждений и т.д.) и, как следствие, поведения. Кроме того, используются процедуры вмешательства, которые ориентированы на обучение членов организации различным стилям управления конфликтами и диагностике ситуаций, в которых они используются. К процедурам вмешательства относят Т – тренинг, транзактном процедуры, методы группового развития и т.п..

 В состав коммуникативной компетентности входят:

- умение ориентироваться в социальных ситуациях;

- умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей;

- умение выбирать и реализовать адекватные способы взаимодействия.

Исследователи выделяют характеристики личности профессионала, способного решать задачи на общение: полное и правильное восприятие объекта (наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации); понимание внутренних свойств другого (интуиция); сопереживание; рефлексия как способность к анализу своего поведения и самоконтроль (умение управлять своим состоянием).

В литературе также описываются базовые умения профессионального общения, которые составляют три группы: межличностная коммуникация, межличностное взаимодействие; восприятие и понимание друг людей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.045 с.)