Практическая психология обеспечения профессиональной деятельности (синдром психологического выгорания) и при возникновении чрезвычайных ситуаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическая психология обеспечения профессиональной деятельности (синдром психологического выгорания) и при возникновении чрезвычайных ситуаций



  Особое место занимает практическая психология при проблемах «выгорания» впроцессе профессиональной деятельностии возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с событиями кризисного или катастрофического характера, затрагивающими и общество в целом, отдельные регионы или населенные пункты. Ключевой проблемой в подобных обстоятельствах нередко выступают психологический стресс, различные неблагоприятные психологические состояния (страх, тревога, истерика, апатия, чувство вины или стыда, двигательное возбуждение, гнев, злость, агрессия ). В связи с этим важное место в деятельности социальных работников и практических психологов занимает умение своевременно определить наличие психологических проблем, умение организовать и провести при необходимости занятия по психологической разгрузке, снятию стресса, профилактике посттравматических стрессовых нарушений.

В том случае, когда требования к человеку (внутренние и внешние) постоянно превышают ресурсы (внутренние и внешние), которые есть у него, нарушается состояние психофизиологического равновесия. Непрерывный или прогрессирующий дисбаланс неминуемо ведет к выгоранию, которое возникает не просто в результате стресса, но как следствие стресса неуправляемого. При отсутствии конструктивной преодолевающей поведения (копинга) хронические стрессы на работе вызывают у человека комплекс негативных переживаний и дезадаптивного поведения, которые представляют угрозу для персонального здоровья и стабильности организации в целом. Неуправляемый стресс – причина исчерпания ресурсов, что неминуемо ведет по нисходящей к выгоранию. Некоторые авторы отрицали выгорание из-за его неопределенности и частичного совпадения с родственными понятиями, например посттравматическим стрессовым расстройством, депрессией, хронической усталостью или скукой, другие устанавливали связь синдрома выгорания с известными моделями, например теорией общего стресса, заученной беспомощностью и психодинамикой беспомощности, у представителей помогающих профессий, моделью самоэффективности и компетентности Бандуры и компульсивным предоставлениям помощи при «синдроме помогающих профессий С точки зрения теории стрессового процесса Г. Селье (1956), то есть при выделении стадий тревоги, резистентности и истощения, выгорания, можно приравнять к третьей из них, которая сопровождается резким снижением адаптивных возможностей (сопротивляемости) организма и содействует развитию болезней адаптации.

Риск выгорания смягчают стабильная и привлекательная работа, которая предоставляет возможности для творчества, профессионального и личного роста, удовлетворенность качеством жизни в разных ее аспектах, наличие разнообразных интересов, перспективные жизненные планы. Реже выгорают оптимистичные и жизнерадостные люди, которые умеют успешно преодолевать жизненные невзгоды и вековые кризисы; те, кто занимает активную жизненную позицию и обращаются к творческому поиску решения при столкновении с тяжелыми обстоятельствами, владеет средствами психической саморегуляции, заботится о заполнении своих психоэнергетических и социально психологических ресурсов.

 Снижают риск выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, круг надежных друзей и поддержка, со стороны семьи. Реже выгорают те, кто работают в организациях, где господствует могучий корпоративный или командный дух, и прослеживаются такие типы организационной культуры, какие ориентированы на сотрудничество и развитие кадрового потенциала. В настоящее время все еще слабо разработанной областью исследований остаются возможные долговременные последствия выгорания. Накоплены данные о переживании данного синдрома у сотрудников в первый год работы, которая объясняется трудностями первичной адаптации к трудовой деятельности. Есть свидетельства и о том, что такой начальный процесс, который отмечается у работников помогающих профессий, не всегда приводит к выгоранию в последующие годы, – 12 лет после.

Установлено, что к факторам, содействующим преодолению выгорания, относятся те же организационные факторы, которые в начале карьеры ему способствовали: новые рабочие ситуации, которые обеспечивают большую автономность и персональную ответственность, административная (организационная) поддержка и др. Плохо изученным остается вопрос об эффективных технологиях (стратегиях) вмешательства для преодоления выгорания. Причины последнего имеют разную природу. Это следует учитывать как при выборе направлений, подходов, к его преодолению, так и при выборе конкретных средств «антивыгорания». Одни причины могут быть нейтрализованы личными усилиями человека с помощью техники самопомощи и умений того, которое управилось со стрессом. Другие требуют новых организационных решений, среди которых: изменение организационной структуры, кадровой политики, организационной культуры, и переход на новый этап организационного развития, технологическая модернизация предприятия, улучшения условий труда.

Успех стратегий вмешательства – помощи по смягчению или преодолению выгорания – во многом зависит от организационной культуры и сотрудничества на каждом уровне организации. «Рыночная» организационная культура, ориентированная на конкурентность и соперничество, способствует заострению факторов черточки выгорания. «Клановая» культура, которая придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату, поощряет бригадную работу, согласие, и воспринимается как дружественное место работы по типу большой семьи, где лидеры или разделы организаций воспринимаются воспитателями или даже родителями, что и смягчает риск выгорания. Препятствует этому также организационная культура, которая поощряет новаторство и творчество. Выгорание может возникнуть как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. В связи с этим стратегии вмешательства могут быть сгруппированы в зависимости от сфокусированной на одном работнике и рабочей группе структуре работы или на управлении организацией в целом. Стратегии, ориентированные на беспокойство о каждом работнике и рабочей группе. Чаще всего они основаны на технике релаксации и самопомощи в преодолении стресса, объединении группы.

Доказано, что к эффективным стратегиям относят следующие:

- стратегия обучения сотрудников конструктивным моделям поведения при взаимодействии с «тяжелыми» людьми и обстоятельствами, навыкам ведения организационных переговоров и решения конфликтов в рабочей группе;

- стратегия своевременной обратной связи и позитивного подкрепления сотрудников, чувствительных к моральному поощрению или отличающихся высокой тревожностью и неуверенностью;

- стратегия регулярного предоставления возможности для обучения, повышения профессиональной квалификации и ролевой эффективности;

- стратегия индивидуального консультирования сотрудников, испытывающих сильный стресс и подвергающихся выгоранию;

- стратегия обучения планированию и управлению временем;

- стратегия использования специальных мер (знакомство с сотрудниками и историей фирмы, тренинги объединения команды и др.) по адаптации новых сотрудников к внутреннему устройству организации и к организационной структуре отдельных подразделов;

- стратегия поощрения сотрудничества, групп поддержки и сетей взаимообмена ресурсами.

Программы помощи отдельным работникам легче поддаются осуществлению и оценке, чем программы, ориентированные на рабочие группы или организационные стратегии. Задача реализации вмешательств, ориентированных на рабочие группы или организационные стратегии, и оценки их последствий очень сложная, если иметь в виду построение концепции интервенции, привлечения поддержки руководства, определения конкретных, измеримых целей, и дальнейшую количественную оценку результатов вмешательства. Трудность заключается также в разработке стандартизированных интервенций, которые были бы адаптированы к реальным условиям каждой организации.

Оказание экстренной психологической помощи в условиях чрезвычайной ситуации – это самостоятельная область психологической практики. Необычность условий определяется четырьмя факторами.

1. Наличие психотравмирующего события. Оказание экстренной психологической помощи происходит после события, имеющего сильнейшее воздействие на эмоциональную, когнитивную, личностную сферы человека. Это могут быть масштабные чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера, или менее масштабные события, также являющиеся мощными стрессогенными воздействиями на человека (ДТП, изнасилование, внезапная смерть близкого человека). Почти всегда такое событие можно охарактеризовать как событие внезапное.

2. Фактор времени – экстренная психологическая помощь всегда оказывается в сжатые сроки.

3. Непривычные для работыспециалистов – социальных работников, психологов условия (нет или недостаточно отдельных помещений для работы, плохие бытовые условия и т.д.).

4. Сконцентрированность в одном месте большого числа людей, нуждающихся в психологической помощи.

Основные задачи, на выполнение которых направлена деятельность специалиста при оказании данного вида помощи, можно сформулировать следующим образом:

- поддержание на оптимальном уровне психологического и психофизиологического состояния человека (оказание помощи при острых стрессовых реакциях).

- предупреждение отсроченных неблагоприятных реакций, в том числе и путем избавления человека от неблагоприятных эмоциональных состояний, возникших непосредственно в результате психотравмирующего события.

- предупреждение и при необходимости прекращение проявления выраженных эмоциональных реакций, в том числе массовых.

- консультирование пострадавших, их родных, близких, а также персонала, работающего в условиях ликвидации последствий ЧС, об особенностях переживания стресса.

- помощь специалистам, принимающим участие в ликвидации последствий ЧС.

Можно определить основные принципы оказания экстренной психологической помощи. Безусловно, что деятельность психолога в подобной ситуации регулируется общими принципами, принятыми для оказания психологической помощи. Однако эти принципы в ситуации экстремальной приобретают некоторое своеобразие в соответствии с особенностями условий оказания помощи.

Принцип защиты интересов клиента. Особенность применения этого принципа в экстремальных условиях состоит в том, что в отличие от обычных условий деятельности с клиентом чаще всего не заключается психотерапевтический договор (как это бывает при консультационной или психокоррекционной работе), то есть не проговариваются границы работы с проблемой. Это происходит потому, что помощь, как правило, направлена на актуальное состояние клиента. Однако, несмотря на это, защита интересов клиента является ведущим принципом работы специалиста – психолога.

Принцип «не навреди». Оказываемая в экстремальных условиях психологическая помощь носит краткосрочный характер, поэтому она должна быть направлена на коррекцию актуального состояния, вызванного данной ситуацией, одновременно обеспечивая экологичность проводимых мероприятий для будущей жизни клиента. Принципиально неверно проводить психологическую работу с давними, застарелыми проблемами клиента, так как такая работа должна быть пролонгированной.

Принцип добровольности. В обычных условиях специалист часто занимает пассивную позицию (ждет, пока клиент обратиться за помощью). Этот принцип в условиях экстренной психологической помощи трансформируется в особое поведение – специалист – психолог активно и не навязчиво предлагает свою помощь пострадавшим. Такая позиция позволяет, с одной стороны, обеспечить необходимую помощь людям, которые находятся в особом состоянии и зачастую не могут адекватно оценить потребность в помощи, с другой стороны – не нарушает личных границ человека.

Принцип конфиденциальности. При оказании экстренной психологической помощи этот принцип сохраняет свою актуальность, однако конфиденциальность может быть нарушен в случае получения психологом информации о том, что действия клиента могут быть опасны для него самого или для окружающих (такая ситуация может сложиться в том случае, если психолог, например, узнает о готовящейся попытке самоубийства).

Принцип профессиональной мотивации. Этот принцип принятЭтот принцип принят для любого вида психологической помощи. В экстремальной ситуации соблюдение его становится особенно важным, так как существует большая вероятность того, что, помимо профессиональной мотивации, у специалиста могут присутствовать другие, иногда более сильные мотивы (мотив самоутверждения, мотив получения социального признания и т.д.).

Принцип профессиональной компетентности предполагает, что специалист, оказывающий помощь, должен быть достаточно квалифицирован, иметь соответствующее образование и специальную подготовку для работы в чрезвычайных ситуациях. В обычных условиях деятельности психолог при необходимости рекомендует обратиться к другому специалисту, но в чрезвычайных условиях найти другого специалиста часто невозможно. Поэтому в профессиональные обязанности психолога должны входить, в том числе, и такие аспекты, как подготовка до момента выезда на ЧС, умение быстро восстановить высокий уровень работоспособности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.017 с.)