Лекция 7. Практическая психология обеспечения профессиональной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 7. Практическая психология обеспечения профессиональной деятельности



План

7.1 Психологическое обеспечение безопасности труда. Психологическое сопровождение профессионального подбора, переподготовки персонала

7.2 Практическая психология обеспечения профессиональной деятельности (синдром психологического выгорания) и при возникновении чрезвычайных ситуаций

7.3 Психологическая помощь в ситуации профессиональной реабилитации и реадаптации (потеря работы, выход на пенсию)

 

7.1 Психологическое обеспечение безопасности труда. Психологическое сопровождение профессионального подбора, переподготовки персонала

 

 Внедрение новой техники и технологий в экономически развитых странах в 1960-1970-х годах сопровождалось резким, а затем монотонным возрастанием производственного травматизма. Аварийность во многих отраслях промышленности, прежде всего в энергетике, на транспорте, особенно в авиации, в процессе эксплуатации новой техники была высокой. Это привело к выделению феномена «человеческого фактора» в системах «человек-техника», что привело к становлению новых подходов к конструированию и эксплуатации техники и становления новых интегральных дисциплин – эргономики, психологии безопасности и других.

Психология безопасности – это отрасль психологии и область эргономики, которая изучает психологические причины несчастных случаев, возникающих в различных видах труда и профессиональной деятельности, а также пути повышения безопасности. Предметом ее изучения являются психические процессы, состояния и свойства человека как субъекта труда, обусловленные деятельностью и влияют на ее безопасность. Среди различных условий производства изучаются, прежде всего, опасные производственные факторы, воздействие которых на работников может привести к травме, а также вредные факторы, влияние которых может привести к возникновению производственных заболеваний. К опасным производственным факторам относят явные, которые связаны с реальной опасностью, и потенциальные, которые становятся объектом опасности как следствие ненормативной поведения человека. Под производственной опасностью понимают виды угрожающих воздействий на работника и виды вредных факторов.

Несчастный случай – это внезапное умышленное повреждение организма человека, мешает нормальному осуществлению деятельности и возникает в результате воздействия на него опасного производственного фактора или собственного опасного поведения. К видам опасных производственных факторов относят: опасные ситуаии на производстве и катастрофы. Опасные ситуации – это условия, в которых возникают возможности возникновения несчастных случаев. Катастрофы – это нарушение в работе техники, приводят к несчастных случаев и вызывают гибель хотя бы одного человека. Для организации безопасного труда на производстве разрабатывается система мер, включая проектирование общего совершенствования техники, технологических процессов, условий труда с целью снижения уровня опасных производственных факторов для организации безопасных условий труда на отдельных производственных местах (использование индивидуальных средств защиты, обучение безопасной работы, контроль, пропаганда и воспитание рабочих). Около 40 % несчастных случаев возникает при выполнении рабочими вспомогательных и подготовительных трудовых операций, составляют менее 20 % объема всех трудовых действий. В исследованиях было выявлено два типа работников: «отлично защищены» и «плохо защищены».

Для «плохо защищенного рабочего» характерны: большое количество травм, более частое возникновение опасных ситуаций во время его работы, которые сопровождаются страхом получить повреждения, мешает ему работать качественно и безопасно; чаще работает в состоянии утомления; быстрее устает; более чувствителен к нарушениям трудового процесса; часто должен напрягаться, чтобы работать безаварийно; плохое настроение бывает чаще чем у других и он, особенно, сильно сказывается на безопасности труда; больше изменяет мест работы и чаще, чем другие, желает перейти в другой коллектив. Высокая критичность к руководству у него сопровождается низкой критичностью к себе.

К значимым факторам «плохой защищенности» исследователи относят начало профессиональной работы (отсутствие опыта, небольшой трудовой стаж, низкий уровень знаний по технике безопасности); невнимательность; неиспользование работником возможностей, которые есть; неосторожность; влияние биологического ритма; наличие стресса, неврозов, фобий; мера загруженности работника (нормальная нагрузка работников и их готовность обеспечивается при 40-60 %, в особых случаях кратковременно при 80 % от максимальной нагрузки). Влияние биоритма на безопасность труда обозначается следующим образом: максимум несчастных случаев наблюдается перед обедом и окончанием смены. Тип способ работы определяются влиянием следующих факторов: тяжелая или легкая работа; расход калорий; статистические нагрузки; нервно психические нагрузки, положение тела в процессе работы; нагрузки на отдельные группы мышц, анализаторы; монотонность труда; изменчивость: работа в ночное время и т.д.

Создание гигиенических условий на производстве предполагает учет наличия вредных веществ и материалов, физических и химических воздействий, температуры, влажности воздуха; освещения и тому подобное. Гигиенические условия устанавливаются инструкциями и стандартами. Графические изображения труда за смену – это продолжительность периода появления усталости, это вид и направление «ломаной» линии. Для физически легких видов работ, которые сопровождаются нервно-психическим напряжением, монотонностью, режим труда и отдыха определяет психолог; для видов работ, которые связаны с физической нагрузкой, физически тяжелых, осуществляются в горячих цехах или условиях шума, определяет режим труда и отдыха физиолог и гигиенист. Средства, которые внедряются на производстве для организации режима труда и отдыха: это перерыва на отдых; их количество; периодичность; занятия во время перерыва (активный отдых); изменение темпа, ритма труда; изменения или зминяемисть видов производственной деятельности в течение смены; применение музыки.

Причины производственного травматизма представляют собой экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние) причины. Они не изолированы, а очень часто взаимосвязаны. Исследованиями (К. Марбе и другими) были получены результаты, рабочий, который не может приспособиться к конкретной ситуации, чаще получают травмы, так как у него меньше способность к адаптации на производстве. Для профилактики травматизма большое значение имеет адекватный отбор и расположение рабочих. Рабочий не может работать в течение неограниченного времени, даже когда у него есть способность к данному виду деятельности. В процессе работы и после нее требуется отдых, условия и уровень которого влияет на производительность человека. Для организации режима труда и отдыха желательно учитывать тип и способ работы, гигиенические и климатические условия, особенности работы и «ломаную производительности».

Мера безопасности труда зависит от режима работы. Е.А.Милеряном выделено четыре режима работы, которые у многих видах труда: учебно-тренировочный режим (характерно отсутствие ответственности у работника) минимальный режим (выполнения простейших задач) оптимальный режим (характеризуется широким использованием навыков и умений, которые требуют внимания, собранности, требует 40-60 % ресурсов организма); экстремальный режим (возникает, как следствие усложнения задач, увеличение внешних ограничений, существенного снижения внутренних возможностей, появления опасности, высокой цены ошибки и прочее). Для каждого режима характерны свои типичные ошибки. К устойчивым факторам, обусловливающим склонность к опасности, относят особенности темперамента и высшей нервной деятельности (инертность, слабость и т.д.), функциональные изменения в организме (сердечно-сосудистые заболевания, функциональные нарушения нервной системы и т.д.), пороки органов чувств (прежде всего, зрения и слуха), функциональные нарушения связи между моторными и сенсорными процессами, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

Временными факторами, влияющими на возникновение опасности является неопытность, неосторожность, несформированность трудовых навыков, усталость (физическая, эмоциональная и другие), влияние биоритмов, атмосферных явлений и тому подобное. Несчастные случаи анализируют с точки зрения трех подходов: клинического, статистического, моделирования. Преимуществом метода моделирования является изучение, прогнозирование, предупреждение несчастных случаев. Знание причин травматизма на производстве, знание техники безопасности, технологии производства, проявление причин неадекватного поведения среди работников, доминирующих психических состояний, особенностей трудоспособности и т.д. способствует профилактике травматизма на производстве.

Работоспособность – это потенциальная готовность и фактическая возможность человека выполнять определенный вид деятельности в течение определенного отрезка времени с уровнем эффективности, требуется. Работоспособность работника, служащего меняется в течение смены следующим образом: от периода врабатывания к периоду оптимальной работоспособности, затем наступает период компенсаторного утомления, а после него – период «конечного порыва». Проявление особенностей протекания работоспособности рабочих имеет практическое значение для адекватной организации режима труда и отдыха. К факторам, которые влияют на работоспособность человека, относят влияние цвета и музыки.

Психологические исследования показали, что по психологическому влиянию цвета могут быть «тяжелыми» и «легкими», «теплыми» и «холодными». Соответствующим цветом можно изменить впечатление прохлады, то есть изменить температуру, повысить или снизить активность человека, его настроение, влиять на безопасность труда (выделение цветом потенциально опасных частей машин, механизмов) и др. С помощью музыки можно улучшать чувство времени, память, уменьшить время двигательной реакции, повысить уровень внимания работников в течение смены. Определено, что применение музыки желательно для однообразной работы.

Процесс подбора и расстановки кадров, или кадровый менеджмент, в организациях и на производстве – одна из задач практической психологии в сфере управления. Ее решение требует, длительного, компетентного изучения людей, способных выполнять управленческую работу или претендующих на нее. Подбор и расстановка кадров на производстве должны осуществляться в соответствии с психологически выверенным и обоснованным заключением психолога, свободным от сложившихся стереотипов и установок руководства во избежание эмоциональных оценок и импульсивных суждений.

 Не менее важна в этом аспекте работа психологических и социальных служб, связанная с ротацией кадров в организации или на производстве, в основе которой лежит психологическое соответствие или несоответствие личности динамике усложняющихся требований к профессиональным качествам, уровню знаний и т.д. Практический психолог на производстве при подборе и расстановке кадров должен уметь ориентироваться не на отдельные парциальные характеристики психики, а на черты личности как целостные образования, как ее системные свойства. Чем труднее для освоения профессия, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, принимаемых в качестве основы профессиональной пригодности.

В организации важнейшим принципом решения кадровых вопросов становится принцип компенсации. Реализуя его, психолог может подобрать сотрудников, обладающих разными профессиональными качествами и взаимодополняющими личностными характеристиками. Такой подбор кадров в большей мере будет соответствовать решаемым профессиональным задачам, чем один, пусть даже универсально одаренный руководитель. На промышленных предприятиях психологи занимаются разработкой и реализацией мероприятий, направленных на повышение эффективности производства и связанных с изменением психологического климата в группах, бригадах, с изменением взаимоотношений на различных уровнях управления, а также принимают активное участие и переговорных процессах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.008 с.)