Психопрофилактика: первичная, вторичная, третичная. Практическая психология в преодолении кризисних состояний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психопрофилактика: первичная, вторичная, третичная. Практическая психология в преодолении кризисних состояний



 

Практическая психология в преодолении кризисов Профилактика, по рекомендации Всемирной организации здравоохранения, делится на первичную, вторичную и третичную. Под первичной профилактикой подразумевают работу с популяцией условно здоровых людей, в которой существует определенное количество лиц из групп риска. Эта работа включает в себя действия, направленные на формирование позитивных стрессоустойчивых форм поведения с одновременным изменением дезадаптивных, уже сложившихся, нарушенных форм поведения.

Вторичная профилактика направлена на популяцию людей, у которых поведение риска уже сформировано, и включает в себя систему действий по изменению уже сложившихся дезадаптационных форм поведения и позитивному развитию личностных ресурсов и личностных стратегий. Третичная профилактика – это профилактика рецидивов, направленная на уменьшение риска возобновления употребления наркотиков или других психоактивных веществ и на активизацию личностных ресурсов, способствующих адаптации к условиям среды и формированию социально-эффективных стратегий поведения. Любые меры по профилактике, коррекции и психотерапии зависимостей должны следовать основным принципам, к которым относят принципы: добровольности, осознанности, соответствия (адекватности), целесообразности, допустимости и гуманности.

В качестве эффективной и адекватной методики профилактики и коррекции зависимого поведения в виде алкогольной или наркотической аддикции применяется разработанный антиципацийный тренинг. Профилактические программы должны обязательно учитывать возраст аудитории. У детей, не достигших 12 – 13 лет, может отсутствовать страх смерти. Подростки часто неочень высоко ценят свою жизнь, однако их страшит перспектива потерять здоровье и нищета. Молодежь 18 – 19 лет и больше может высоко оценивать возможную социальную несостоятельность, несоответствие положения в обществе людей.

Существуют следующие состояния риска: психическое состояние; тензионное состояние риска; активационное состояние риска; эмоциональное состояние риска; тоничное состояние риска; острые кризисные состояния.

  Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение). Активационные состояния риска. Расслабленность существа, которые в силу более высокой организации относительно отделились от внешней среды, могут уже обеспечить неподвижность. Физиологический покой не само собой физиологическое состояние, понимает, но результат сложного выработки и организации процессов физиологической активности. При этом способность содержание покоя тем больше, чем более быстро и срочно живая система способна заканчивать в себе нарушение, т.е. чем выше ее лабильность.

Различают две формы физиологического покоя – минимум физиологической активности и оперативный покой пристально-настороженной недвижимости, то есть внимание (о состоянии оперативного покоя речь будет идти ниже). К первой форме можно отнести состояние релаксации (мышечного расслабления). Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Кризисное состояние возникает в результате какого-либо кризиса. Так что сначала необходимо определиться с понятием кризиса.

Кризис – один из неизбежных и необходимых моментов жизни, одной из движущих сил развития, в том числе и развития личности, группы, общества. И так, с одной стороны, кризис – это необходимая часть жизни индивида и общества, человечества в целом как организма. Кризис – это всегда момент выбора из нескольких возможных альтернатив, момент выбора регрессивного или прогрессивного решения в дальнейшем развитии. Этот факт человечество знало всегда, который блестяще раскрывается в сказках абсолютно всех народов: это всем известная ситуация витязя на распутьи. Выбор дальнейшего пути легко дается герою только в сказках (на то они и сказки), но важно, что избежать выбора невозможно, нужно и даже опасно.

Таким образом, кризисэто всегда выбор между регрессивным и прогрессивным дальнейшим развитием личности. От того, какой именно выбор будет сделан, зависит вся последующая жизнь индивида. Сами определения совершенно понятны на обыденном уровне и совершенно необъяснимые с научной точки зрения. Глубина и сила переживаний кризисной ситуации зависят от многих факторов:

- уровня развития личности (уровня развития сознания);

-социо-культуральных особенностей, т.е. особенностей социума, в который погружена данная личность (моральные и нравственные представления, социокультурные установки, система ценностей, уровень развития сознания социума как организма и т.п.);

- личностных и характерологических особенностей, спецификой онтогенеза данной личности;

- вида кризисного состояния, пережитого личностью;

- социально-психологических особенностей личности (социальный статус, референтные группы, семья и т.п.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.005 с.)