Практическая психология в социальной сфере 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическая психология в социальной сфере



ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

 

Курс лекций

по курсу « Практическая психология в социальной сфере»

для студентов направления подготовки

6.130102 «Социальная работа»

дневной и заочной форм обучения

 

.

 

Мариуполь

2015


ББК Ю94я73+Ю95я73

 

Любчук О. К. Практическая психология в социальной сфере [Электронный ресурс]: курс лекций по курсу «Практическая психология в социальной сфере» для студентов направления подготовки 6.130102 «Социальная работа» дневной и заочной форм обучения / О. К. Любчук. – Мариуполь: ПГТУ, 2015. – 158 с. – Режим доступа: http://umm.pstu.edu/handle/123456789/8910

 

В курсе лекций представлены цель, задание, содержание дисциплины «Практическая психология в социальной сфере» для студентов направления подготовки 6.130102 «Социальная работа». Курс лекций разработан с учетом требований к подготовке социальных работников, которые должны овладеть основами практической психологии для осуществления эффективной социальной работы.

Курс лекций предназначен для самостоятельной работы студентов и имеет своей целью оказать теоретическую и практическую помощь студентам дневной и заочной форм обучения на всех этапах работы по данному курсу.

 

 

Автор О. К. Любчук, д-р гос. упр., профессор  
Рецензент И. В. Федосова, д-р пед. наук, профессор  

 

Утверждено

на заседании кафедры

«Социология и социальная работа»,

протокол № 4 от 01 октября 2015 г.

 

Утверждено

на заседании методической комиссии

социально-гуманитарного факультета,

протокол № 3 от 16 ноября 2015 г.

 

 

© ГВУЗ «ПГТУ», 2015


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 5

Лекция 1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ. 7

1.1 Психологические основы социальной работы. Национальная система социально-психологической службы и перспективы развития. 7

1.2 Практическая психология в системе социальной работы: цели, основные задачи, функции. 16

1.3 Кабинет практического психолога, его организация и оснащение. 19

Лекция 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ. 24

2.1 История становления и развития практической психологии в социальной работе 24

2.2 Современное подходы и теоретические концепции практической психологии в психосоциальной теории и практике. 27

2.3 Принципы практической психологии в системе социальной работы.. 40

Лекция 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 43

3.1 Психология социального управления. Психология личности руководителя 43

3.2 Практическая психология управления и руководства. 47

3.3 Психологические основы управления конфликтами. 51

Лекция 4. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ И ПРАКТИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ. 61

4.1 Роль и место социальной психологии в социальной работе. 61

4.2 Использование различных отраслей психологической науки в социальной работе 70

4.3 Специфика психологической практики в социальной работе. 72

Лекция 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 75

5.1 История и современное состояние социальной работы и психологической практики в системе образования. Задачи психологической службы образования. 75

5.2 Практический психолог в системе образования как профессионал и личность. Основные виды, принципы деятельности практического психолога в системе образования. 78

5.3 Практическая психология в дошкольных заведениях. 84

5.4 Психолого-педагогическая экспертиза готовности ребенка к школе. 90

5.5 Практическая психология в начальной и средней общеобразовательной школе 95

5.6 Практическая психология в высшей школе. 98

Лекция 6. СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ.. 109

6.1 Типы семьи, проблемы, специфика семейных отношений. Психологическая реабилитация женщин и детей, пострадавших от насилия в семье. 109

6.2 Основные модели, виды консультативной помощи семье. 112

6.3 Семейная психотерапия как самостоятельный вид психологической помощи 115

Лекция 7. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 118

7.1 Психологическое обеспечение безопасности труда. Психологическое сопровождение профессионального подбора, переподготовки персонала. 118

7.2 Практическая психология обеспечения профессиональной деятельности (синдром психологического выгорания) и при возникновении чрезвычайных ситуаций. 122

7.3 Психологическая помощь в ситуации профессиональной реабилитации и реадаптации (потеря работы, выход на пенсию) 127

Лекция 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА СОСТОЯНИЙ, СИТУАЦИЙ И ПОВЕДЕНИЯ РИСКА.. 131

8.1 Психопрофилактика: первичная, вторичная, третичная. Практическая психология в преодолении кризисних состояний. 131

8.2 Психологическая профилактика состояний, ситуаций и поведения риска (профилактика и коррекция суицидального поведения) 133

8.3 Девиантное поведение. Профилактика негативных явлений в подростковой среде 137

Лекция 9. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕЗАЩИЩЕННЫМИ СЛОЯМИ НАСЕЛЕНИЯ.. 143

9.1 Понятие инвалидности. Психологическая практика работы с инвалидами. 143

9.2 Психологическая работа с неизлечимо больными. Психологическая работа с беспризорными. 147

9.3 Социально-психологическая работа с пожилыми в домах-интернатах. Отношение к смерти лиц пожилого возраста и практическая психологическая работа. 150

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 158


ВВЕДЕНИЕ

 

Объективные трудности трансформации украинского общества, становления демократического правового государства, социально ориентированной рыночной экономики, привели к тому, что обострилась проблематика личности и социальных групп, которая проявилась в несостоятельности самостоятельно решать определенные задачи социализации.

Этими группами являются пенсионеры, инвалиды, безработные, мигранты и другие, – которым вместе с активной материально – экономической поддержкой необходима социально – психологическая помощь, повышение уверенности в завтрашнем дне, снижение напряженности и тревожности.

Кроме того, проблемами для Украины конца ХХ – начала XXI века стали: рост уровня правонарушений, в том числе среди подростков и молодежи; рост количества больных наркоманией и токсикоманией; увеличение заболеваемости венерическими болезнями; стремительный рост количества людей, живущих с ВИЧ / СПИД; малодетность семей; нарушение естественной структуры семьи, состоящей веками, создание различных типов, преимущественно неполных семей; упадок моногамной семьи. Данные проблемы вызывают новые трудности, которые ведут к появлению беспризорных детей и подростков, проявлению девиантного поведения, активизации негативной среды неблагополучных семей, необходимости оказания социальной защиты для граждан, потерявших работу, лишившихся имущества, своего привычного социального положения и окружения. Поэтому и возникла настоятельная потребность подготовки специалистов по социальной работе, знающих и умеющих разрешать проблемы незащищенных слоев населения в социальной сфере на основе применения практической психологии.

Исходя из этого целью освоения дисциплины «Практическая психология в социальной сфере» является: формирование у студента умения использовать знания по практической психологии в социальной работе с различными категориями клиентов. Поставленные цели реализуются путем решения следующих задач курса:

- овладеть основными направлениями и сферами применения практической психологии в системе социальной работы;

- усвоить требования к личности и профессиональной компетентности социального работника, организации его места работы.

Согласно требованиям образовательно-профессиональной программы студенты должны:

Знать:

- понятийный аппарат практической психологии в социальной сфере;

-историю становления и развития практической психологии в социальной работе;

- психологическую проблематику в основных сферах социальной работы;

-профессионально важные черты и качества психолога, основы организации его работы в социальной сфере;

Уметь:

- применять модели социальной работы согласно различных парадигм психологической практики;

- осуществлять различные подходы психологической практики в социальной работе: психологическая помощь, психологическое содействие, психологическая поддержка и социально-психологическое сопровождение;

- применять основные функциональные направления практической психологии: просветительскую работу, психопрофилактику, психодиагностику, психокоррекцию, психологическое консультирование и немедицинское психотерапию с различными видами клиентов;

- осуществлять профессиональную диагностику и самодиагностику профессиональной пригодности и коррекционные мероприятия по исправлению профессиональных девиаций социального работника.


Лекция 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

План

5.1 История и современное состояние социальной работы и психологической практики в системе образования. Задачи психологической службы образования

5.2 Практический психолог в системе образования как профессионал и личность. Основные виды, принципы деятельности практического психолога в системе образования

5.3 Практическая психология в дошкольных заведениях

5.4 Психолого-педагогическая экспертиза готовности ребенка к школе

5.5 Практическая психология в начальной и средней общеобразовательной школе

5.6 Практическая психология в высшей школе

5.1 История и современное состояние социальной работы и психологической практики в системе образования. Задачи психологической службы образования

 

В зарубежных странах социальная работа в школе получила наибольшее распространение в 60-е годы. Выделяют два подхода к этой сфере социальной работы: социальные работники либо входят в состав персонала школы, либо объединены в специальные службы обеспечения образования. Первый подход имеет место, например, в Германии, второй – в Великобритании.

Независимо является ли социальный работник штатным сотрудником или работает в специальной службе обеспечения образования задачи у них одни и те же. В школе социальный работник выполняет несколько ролей: дает советы детям и родителям по различным вопросам, консультирует учителей, вспомогательный персонал и администрацию школ, является связующим звеном между школой и местным сообществом. Социальные работники в Великобритании прикрепляются к отдельным школам, регулярно их посещают, работают с учителями, помогая им решать проблемы посещаемости, поведения, а также материальные проблемы. Особой заботой социальных работников являются дети, подвергающиеся жестокому обращению, страдающие от материнской депривации, и дети-инвалиды. Всем им оказывается помощь с привлечением в необходимых случаях психологов, юристов, врачей, полиции и пр.

В задачи указанной службы в Великобритании входит и оказание помощи детям, которые временно или окончательно исключены из школы. В этом случае социальный работник должен помочь родителям устроить ребенка в другое учебное заведение, наладить детско-родительские отношения. Специалисты этой сферы также осуществляют наблюдение за выполнением правовых норм труда детей, выясняют причины длительного отсутствия детей в школе, осуществляют материальную помощь. Социальные работники школ могут также разрабатывать планы и программы, а также возглавлять различные альтернативные образовательные учреждения или вспомогательные школы для детей, которые не могут учиться в общеобразовательной. В развитых зарубежных странах социальные работники есть и в высших учебных заведениях. Там они помогают студенческим организациям защищать свои права, организовывать жизнь в общежитиях, помогают иностранным студентам, приезжающим на учебу по обмену, а также студентам инвалидам. Нередко социальные работники преподают практические дисциплины студентам, изучающим социальную работу.

Развитие практической психологии как научной дисциплины для системы образования обусловлено в значительной степени многоотраслевым развитием самой психологической науки. Становление практической психологии происходит в тесной взаимосвязи с фундаментальными отраслями психологии, такими как общая, возрастная, социальная психология, педагогическая психология и психология личности. Развитие практической психологии, по сути, является ответом на социальный заказ общества в условиях социальной нестабильности, межнациональных конфликтов, событий кризисного и катастрофического характера. Развитие практической психологии в настоящее время идет интенсивными темпами. Она стала не только приоритетной областью знания во многих отраслях науки, но и самым востребованным разделом психологии. В настоящее время происходит обобщение накопленного эмпирического материала, методических приемов работы психологов в системе образования, и описание всего множества проблем деятельности психолога с точки зрения реальной практики, возможного внедрения в различные сферы деятельности человека.

Внимание практической психологии направлено на индивида, личность, испытывающую определенные психологические трудности и напряжение в решении конкретных жизненных проблем, переживающую события кризисного или катастрофического характера. К основным результатам профессиональной деятельности практического психолога относят обсуждаемые и совместно с клиентом выработанные системы социальных взаимодействий и программы поведения, обеспечивающие оптимальные условия жизнедеятельности и нейтрализующие негативные последствия пережитых жизненных напряжений и проблем в соответствии с возрастными возможностями и индивидуально-личностными особенностями.

Психологическая служба в системе образования действует для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, своевременного выявления трудностей, проблем и условий индивидуального развития личности, коррекции межличностных отношений всех участников педагогического процесса, профилактики отклонений в индивидуальном развитии и поведении. Она является системой, которая направлена прежде всего на индивидуальную работу с человеком с целью максимального выявления их творческих способностей и условий их развития, формирования здорового образа жизни, преодоления кризисных жизненных ситуаций.

Важнейшими условиями эффективности работы службы является правильное понимание психологом и педагогическими работниками сущности их профессионального взаимодействия в единой системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, в решении проблем учебно-воспитательного учреждения.

Одной из основных целей психологической службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья учащихся. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.

Основные задачи психологической службы образования:

1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;

2) развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;

3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками;

4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

Содержание и система работы обусловливают ряд основных требований к организации психологической службы в системе образования. К ним относятся:

- применение специфических методов и приемов воздействия на поведение человека, требующих высокого профессионализма;

-высокая ответственность специалистов за результаты диагностической и коррекционной работы и за те советы, которые они дают;

-анонимность в работе и необходимость дозированного предоставления информации специалистам разного профиля, родителям, детям;

- работа с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в состоянии депрессии, стресса, внутриличностного или межличностного конфликта, имеют определенные органические или психические заболевания, отличаются от других нестандартными фор мамы поведения.

Такие условия работы предусматривают организацию в структуре ведомства отдельного относительно независимой службы со своей структурой подчинения, ответственности и управления. Каждый сотрудник этой структуры, каждое должностное лицо не суть персональную ответственность за содержание и результаты работы, за компетентность принимаемых решений.

 

5.2 Практический психолог в системе образования как профессионал и личность. Основные виды, принципы деятельности практического психолога в системе образования

Большинство практических психологов осуществляют свою профессиональную деятельность являясь сотрудниками конкретных организационных структур в системе образования: детских садиков, школ, интернатов, консультаций, агентств и т.д., что влечет за собой необходимость соблюдать нормы и правила, которые приняты в данном учреждении. 

Внутренняя позиция психолога по отношению к организации определяет сам характер приложения сил. При этом в первую очередь подразумевается административная подчиненность психолога руководству организации, которая зачастую переходит рамки должностного соответствия и распространяется на область профессиональной этики (проблемы конфиденциальности получаемой информации, защита интересов клиента, нейтральность участия в конфликтных ситуациях и т.п.). Решение ситуаций, связанных с морально-этическими конфликтами, когда требования данной организации вступают в противоречие с профессиональными и этическими принципами практической психологии. В каждом конкретном случае практический психолог должен подходить к решению подобных вопросов со всей ответственностью. Четкое осознание психологом своего местоположения в структуре организации поможет предотвратить возникновение подобного рода конфликтов и значительно облегчит процедуру их разрешения. Внутри организации психолог, как правило, занимает определенную иерархическую позицию. Психолог «всегда находится в положении подчиненного. В результате руководители относятся к нему без особого трепета, а «низовые» служащие испытывают глубокие сомнения насчет его объективности».

По отношению к субъектам взаимодействия внутри организации психолог может занимать следующие позиции: позиция «под», т.е. находится в подчиненном положении (например, школьный психолог по отношению к директору школы); позиция «рядом», т.е. занимает равную статусную позицию (например, психолог, консультирующий в поликлинике, по отношению к другим специалистам); позиция «над», т.е. психолог может входить в более высокую иерархическую структуру (например, в состав совета директоров). Исследуя особенности этих позиций, некоторые психологи отмечают, что во всех этих случаях на передний план выходят внутриорганизационные, вполне открытые и скрытые тенденции распределения ответственности и борьбы за власть, что иногда довольно сильно осложняет профессиональную деятельность психолога. Не во всех организациях статус психолога, а также уровень его влияния на внутриорганизационные процессы определены должностными инструкциями, во многом это зависит от личности самого психолога и сложившихся отношений в коллективе. Для начинающего психолога определение своего статуса и своей позиции внутри коллектива – одна из основных задач на начальном этапе работы. Неопределенность в этом вопросе и нечеткость профессионального самоопределения создают проблемы и отвлекают внимание от непосредственной работы.

Один из способов решения этих проблем является поиск своей профессиональной и социальной ниши, что предполагает создание своего кабинета, сектора, подразделения в организации, где психологи могли бы работать, следуя нормам собственно психологического профессионализма. Этим они отчерчивают зону своей ответственности, создают себе более или менее комфортную среду обитания и отграничивают себя от прочих служащих организаций, утверждая свою профессиональную позицию в ней. Оборотной стороной такого дистанцирования в рамках организации становится превращение психологического подразделения в своеобразную резервацию, связи которой с «внешней средой» ограничены. Проблема выбора психологом своей профессиональной позиции в системе взаимодействий в организации поднимает вопрос о степени свободы психолога и его независимости от внутриорганизационной динамики социально – психологических процессов. В ситуации внутриорганизационного конфликта психолог не должен занимать сторону ни одной из противоборствующих группировок, он обязан хранить нейтралитет, и уклонятся от участия в конфронтациях и интригах.

Позиция нейтралитета и неучастия в конфликтах способствует беспристрастности психолога, что обеспечивает адекватный анализ ситуации и получение объективной информации. Например, такая отстраненная позиция психолога наиболее предпочтительна в ситуации производственного конфликта между администрацией школы и учительским коллективом. Это относится также к профессиональному отбору при приеме на работу, когда психолог не должен проявлять свои предпочтения по отношению к кому-либо из претендентов на вакантное место в организации. Аналогичным должно быть поведение практического психолога при решении вопросов карьерного роста и продвижения по служебной лестнице кого-либо из сотрудников. Однако не всегда позиция нейтралитета и беспристрастности приемлема. В частности, психолог может занять особую пристрастную позицию с отстаиванием своих собственных интересов (например, корпоративных интересов своего подразделения) и участвовать в социально-психологических процессах наравне с другими. В таком случае отношения психолога с организациями могут быть установлены в процессе переговоров и закреплены официальными и неофициальными соглашениями, хотя на сегодняшний день трудно привести удачные примеры реализации такой стратегии.

Наряду с описанными особенностями работы практического психолога в структуре организации необходимо обратить внимание на специфику изменений взаимодействий психолога с другими участниками профессионального процесса. В случае, когда психолог работает самостоятельно, не является сотрудником какой-либо организации (например, частнопрактикующий специалист), действует наиболее простая схема: психолог – клиент. Однако, эта ситуация лишь на первый взгляд кажется простой. В реальности структура взаимодействия включает в себя более широкий ролевой репертуар, так как каждый из двух участников может совмещать несколько ролей.

Система ролевых взаимоотношений психолога в структуре организации значительно шире и сложнее. В качестве удобной модели, описывающей пространство профессиональной деятельности психолога в организации, можно использовать концепцию ролевого кольца, которое состоит из следующих наиболее важных ролей: клиента, заказчика, спонсора, посредника, подрядчика и исполнителя. Функциональный подход описывает позиции психолога по отношению к Клиенту. Выделяют следующие позиции психолога: эксперт, учитель, консультант.

Позиция эксперта подразумевает наличие какого-то уже готового продукта деятельности и необходимо как-то квалифицировать данное событие, оценить возможные последствия, дать прогноз. Эксперт – носитель специализированных знаний и опыта, поэтому от эксперта ждут заключений в пределах приписываемой ему компетенции. Авторитетность экспертных суждений психолога зависит от: 

- связи между объектом экспертизы и отраслью знаний, представляемых экспертом;

- авторитетности самой отрасли знаний;

- формальных атрибутов профессионализма самого эксперта (научная степень, звания, знания, занимаемая должность);

- доверия, которое возникает у заказчика лично к эксперту;

- согласованности с экспертными оценками специалистов из других областей в случае комплексной экспертизы. Позиция учителя означает не простое изложение каких-то сведений.

Запрос клиента не всегда строится на любознательности. Наиболее типичным является ожидание знаний в особой пригодной к немедленному практическому употреблению, форме. В связи с этим значительную часть профессиональной подготовки психолога должно составлять владение методами активного обучения. Позиция консультанта означает его включение в сам ход деятельности, выполняемой клиентом на момент запроса. Передача консультантом специальных знаний и умений клиенту носит точечный характер в тех объемах и формах, которые необходимы на каждом отдельном этапе осуществляемой деятельности Таким образом, внутриорганизационная позиция психолога оказывает существенное влияние на специфику его работы, принципы деятельности и систему профессиональных взаимодействий. Четкая ориентация, осознание психологом своей позиции внутри организационной структуры и беспристрастность в конфликтных ситуациях предупреждают трудности в решении профессиональных задач.

К основным видам деятельности практического психолога относятся: психологическая диагностика, психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая прогностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция и развитие.

Психологическая диагностика может пониматься в широком и узком смысле. В широком смысле она сближается с измерением вообще или с психометрикой – наукой об измерении индивидуальных различий и практикой использования психологического знания. В более узком смысле психологическая диагностика понимается как измерение индивидуально-психологических особенностей личности, основу которого составляют классификация и ранжирование людей по психологическим и психофизиологическим признакам.

Психологическая диагностика базируется на использовании психодиагностических инструментов и методов, позволяющих осуществлять применение современного статистического аппарата, обеспечивающего надежность и достоверность полученных данных. В психодиагностическом обследовании можно выделить три основные этапа: сбор данных; переработку и интерпретацию данных; вынесение решения (диагноз и прогноз). Таким образом, психодиагностическая работа практического психолога предусматривает выбор метода или конкретной методики исследования, которая максимально отвечала бы целям и задачам исследования.

Психологическая экспертиза направлена на определение психических качеств, способностей и перспектив развития отдельной личности, структуры и содержания общения в коллективе для различных органов управления образованием, оценка психологически-педагогической эффективности новых технологий обучения и воспитания детей, подростков, молодежи, оценка субъективной ценности обучения.

Психологическая прогностика – это разработка, апробация и применения моделей поведения группы и личности в различных условиях жизнедеятельности, проектирование содержания и направлений индивидуального развития ребенка и составление на этой основе жизненных планов, определения тенденций развития групп, межгрупповых отношений и образовательной ситуации в регионе, участие в планировании образовательной политики. Консультативно-методическая помощь всем участникам учебно-воспитательного процесса по обучению, воспитанию и развитию детей и подростков, помощь органам государственного управления образованием в оценке профессиональной пригодности педагогических и управленческих кадров.

Психопрофилактическая работа связана с сообщением необходимых психологических знаний тем, кто в первую очередь в них нуждается – родителям, учителям, учащимся, работникам социальных служб и др., с целью предупреждения возможных нарушений психологических условий развития и повышения уровня психологической компетенции. Это может быть так же работа по созданию условий, максимально благоприятных для развития продуктивных межличностных взаимодействий в педагогических коллективах или в организационных структурах на предприятии.

Психопрофилактика касается так же превентивных мер по предупреждению неблагополучия в психическом и личностном развитии, совершения противоправных действий, пагубных последствий наркоманических и алкогольных пристрастий. Психопрофилактика включает работу с неблагополучными семьями, родителями и детьми из этих семей, предупреждая случаи возможных социальных осложнений. Профилактикадолжна быть систематической работой, направленной на своевременное предупреждение отклонений в развитии личности, возникновения конфликтов и проблем в межличностных отношениях, на предотвращение создания конфликтных ситуаций в учебно-воспитательном процессе.

Психологическое консультирование является важным направлением деятельности практического психолога. Оно включает в себя индивидуальное консультирование, профконсультирование, консультирование родителей, преподавателей и многое другое. Фактически в любой сфере деятельности, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование. Содержанием психологического консультирования является работа с конкретным запросом, идущим как от отдельного клиента, так и от группы или организации в целом.

Наиболее широкой сферой применения психологического консультирования является семейное консультирование, связанное с решением супружеских проблем, детско-родительских отношений, добрачных проблем, предразводных и послеразводных состояний. Возрастное консультирование направлено на решение проблем психического развития ребенка на разных возрастных этапах, в том числе в периоды возрастных кризисов. Психологическое консультирование можно определить как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с преодолением трудностей в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Психологический смысл консультирования заключается в том, чтобы помочь человеку понять причины трудностей, проблем социальных взаимодействий в личных, семейных и профессиональных контактах.

Психологическая коррекция – это осуществление психологических мероприятий для устранения отклонений в индивидуальном развитии и поведении, в межличностных и межгрупповых взаимоотношениях, преодоления различных форм девиантного поведения, алкоголизма, наркомании и т.д. Социально-психологическая реабилитация – это оказание социальной и психологической помощи детям, подросткам, молодежи, взрослым, находящихся в кризисной жизненной ситуации, по страдали от социальных, природных и технических катастроф, перенесших тяжелые болезни, стрессы и т.д., с целью адаптации к новым условий жизнедеятельности, обучения, развития.

Коррекционная и развивающая деятельность. Деятельность психолога по устранению отклонений в психическом и личностном развитии ребенка и работа по развитию его способностей называется коррекционно-развивающей. Психокоррекционная деятельность тесно связана с диагностико-коррекционным воздействием. Практический психолог ставит диагноз, на основе которого разрабатывает коррекционную программу развития, и сам осуществляет значительную часть коррекционной работы. Диагностико-коррекционное воздействие проводится по результатам обследования и предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в жизненных ситуациях и как они соотносятся с возрастными особенностями испытуемых.

Диагностико-коррекционная деятельность предполагает выполнение ряда действий: изучение практического запроса, формулировку психологической проблемы, выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений, выбор методов исследования, использование этих методов, формулировку психологического диагноза, разработку рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы, осуществление этой программы, контроль за ее выполнением. Рекомендации должны быть конкретными и понятными тем, кому они предназначены. Психолог несет полную ответственность за реализацию рекомендаций и конечный результат.

В основу работы психолога в системе образования положена определенная система принципов:

1. Принцип индивидуального подхода. Работа психолога направлена на выявление индивидуальных особенностей личности формирующегося человека, поиск способов его индивидуального развития и коррекции, решение индивидуальных проблем и трудностей в учении и поведении.

2. Второй важный принцип – принцип взаимодействия психолога с педагогами и родителями. Психолог является членом педагогического коллектива и заинтересован вместе с родителями в достижении общей педагогической цели – формирование полноценного члена общества.

3. Третий фундаментальный принцип – принцип соблюдения прав и обязанностей психолога, которые регламентируются соответствующими документами. Кроме общих принципов выделяют и определенные организационные принципы работы психолога.

Это принцип многообразия форм и методов работы, который позволяет избежать, с одной стороны, ограниченности и узкой специализации профессионала, а с другой – бессистемности, следования моде и поверхностного отношения к своим обязанностям. Важным представляется соблюдение принципа нравственности, позволяющего психологу найти золотую середину между морализаторством и игнорированием вопросов нравственности.

Принцип преемственности, ориентирующий специалиста на усвоение современного уровня науки, предостерегающий от излишнего консерватизма и закрытости к инновациям и способствующий бережному подходу к наработанному предшественниками опыту. Следующий важный принцип – принцип самоактуализации, поиска внутренних источников развития, позволяющих психологу активно противостоять как внутренней пассивности, так и самосгоранию на работе. Реализация принципа профессионального содружества (включенность в профессиональную общность) осуществляется как прямо через профессиональные организации психологов (например, ассоциации, общества и т.д.), так и в результате чтения профессиональной литературы, журналов и пр. Реализация данного принципа позволяет преодолевать тенденции к самоизоляции и потери профессионального самоощущения. Психологическая служба образования – не просто важная часть целостной системы образования, она – интегральное явление, представляющее собой единство научного, прикладного, практического и организационного аспектов.

 

5.3 Практическая психология в дошкольных заведениях

Большую роль в развитии детской практической псих



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.073 с.)