Преодоление критических жизненных ситуаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преодоление критических жизненных ситуаций



На протяжении всего своего развития психология сталкивается с необ- ходимостью решения задач помощи людям в преодолении возникающих у них проблем, с поиском ответов на вопрос о том, как люди справляются

с переживаемыми трудностями. Причем этот поиск идет в широком диапа- зоне — от сформулированных еще в рамках психоаналитического подхода механизмов психологической защиты до анализа эффективности различ- ных поведенческих стратегий в трудных или критических ситуациях в со- временной психологии.

Проблема противостояния сложностям окружающего мира, его мно- гочисленным стрессам, преодоления критических ситуаций и жизненных кризисов в контексте так называемого копинг-поведения, или копинг-стра- тегий активно разрабатывается в мировой психологии примерно с конца 1970-х годов. В России разработка проблематики совладающего поведения начинается в 90-х годах прошлого века, что, как справедливо отмечают ис- следователи, было связано прежде всего с практическими потребностями. Совладающее поведение рассматривается как особый вид поведения, кото- рое «позволяет субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией с помощью осознанных действий и направлено на активное вза- имодействие с ситуацией — ее изменение (когда она поддается контролю) или приспособление к ней (в случае, когда ситуация не поддается контро- лю)» [Совладающее поведение…, 2008, с. 8]. Предполагается, что зрелый субъект способен к эффективному совладающему поведению; если он не владеет им, это может вести к негативным последствиям для его здоровья и благополучия в целом.

Изучение совладающего поведения, начавшееся когда-то с исследова- ний Р. Лазаруса по проблемам совладания со стрессом, сегодня преврати- лось в мощное направление работы современных ученых с соответствую- щими теоретическими подходами и методическими разработками.

Разные подходы акцентируют внимание на разных аспектах процесса совладания. Так, эффективное реагирование на переживаемые трудности может зависеть от того, насколько точно человек оценивает ситуацию (как отмечалось выше, как поддающуюся изменению или требующую приспо-


 

собления к ней), какие цели он ставит перед собой в ситуации, какие смыс- лы ей приписывает и др. (подробнее см. [Ялтонский, Сирота, 2008]).

В современной психологии, в том числе и отечественной, используют- ся разнообразные методические возможности для описания и измерения стратегий совладающего поведения, копинг-стратегий, которые часто объ- единяются в стили совладания.

В исследовании М. А. Холодной выделено четыре стиля совладания:

1) проблемно-ориентированный — направленность на изменение трудной ситуации, связанная с поиском средств ее преодоления, повышением собственной самоэффективности через достижения в ведущем виде деятельности, привлечением опыта других людей к решению возникшей проблемы в режиме отношений сотрудни- чества;

2) мобилизационный стиль — направленность субъекта на активиза- цию внутренних ресурсов, позитивная категоризация трудной си- туации, готовность поддерживать физическое здоровье, позиция отстранения от проблемы в целях инкубации своих ресурсов;

3) эмоционально-доминантный стиль — проявления внешней и внут- ренней эмоциональной экспрессии при столкновении с трудной ситуацией в виде различных форм эмоциональной разрядки, роста эмоционального напряжения, надежды на чудеса и веры в божест- венное провидение;

4) социотропный стиль — зависимость от других людей [Холодная, 2008].

Трудная жизненная ситуация, как справедливо отмечает М. А. Холод- ная, — это всегда вызов индивидуальным ресурсам человека. При этом ав- тор делает акцент на интеллектуальной составляющей — как человек вос- принимает и интерпретирует происходящее.

Оценка ситуации идет по двум параметрам, «ментальным шкалам» по Холодной: 1) разрешимость / неразрешимость трудной ситуации (оценка того, насколько можно изменить или устранить ситуацию); 2) преодоли- мость / непреодолимость трудной ситуации (оценка человеком своих ре- сурсов с точки зрения влияния на ситуацию).

Стили совладания обнаруживают связь с тем, как человек оценивает ситуацию. Проблемно-ориентированный стиль соответствует оценке ситу- ации как разрешимой, а своих ресурсов — как достаточных («могу спра- виться»). Мобилизационный стиль — «ситуация неразрешима, но я могу

с ней справиться». Социотропный стиль — ситуация разрешима, но ресур- сы недостаточны, человек считает, что не может с ней справиться. Эмоци- онально-доминантный стиль — ситуация оценивается как неразрешимая, ресурсы как недостаточные, и отреагирование идет по эмоциональному типу (рис. 7).


 

РАЗРЕШИМЫЕ СИТУАЦИИ


Социотропный

стиль

НЕПРЕОДОЛИМЫЕ

СИТУАЦИИ


Проблемно - ориентированный стиль

ПРЕОДОЛИМЫЕ СИТУАЦИИ



Эмоционально - доминантный

стиль


Мобилизационный стиль


НЕРАЗРЕШИМЫЕ СИТУАЦИИ

Рис. 7. Соотношение стилей совладания с оценками трудной ситуации

[Холодная, 2008, с. 93]

 

Оценочное пространство, в котором размещаются стили совладания с трудной ситуацией, не статично: как отмечает Холодная, внутри этого пространства оценка трудной ситуации может изменяться, например раз-

решимая ситуация может превратиться в неразрешимую или, наоборот, не- разрешимая становится разрешимой.

При этом было бы ошибочно приписывать тому или иному стилю од- нозначно позитивную или негативную оценку. В каждом стиле, подчерки- вает Холодная, одновременно представлены и продуктивные, и непродук- тивные составляющие. Так, продуктивной составляющей проблемно-ори- ентированного стиля является поддержание чувства самоэффективности, непродуктивной — иллюзия контроля, переоценка своих возможностей

и недооценка сложности ситуации, возможное истощение ресурсов лично- сти из-за стремления бороться с трудной ситуацией любой ценой. В моби- лизационном стиле продуктивная составляющая связана с использованием собственных ресурсов, непродуктивная — с вероятностью формирования защитного типа поведения. Эмоционально-доминантный стиль содержит продуктивный компонент в виде возможности эмоциональной разрядки, принятия на себя ответственности за происходящее, беспокойства за бу- дущее, что повышает ресурсы психологического сопротивления человека; непродуктивная составляющая связана с отрицательными последствиями фиксации человека на эмоциях. Наконец, социотропный стиль продукти- вен своей опорой на поддержку других людей, однако в качестве непродук- тивных следствий может вести к потере автономии, появлении зависимо- сти и даже «выученной беспомощности».

Таким образом, исследования М. А. Холодной позволяют рассматри- вать эффективность совладающего поведения в зависимости от сформиро- ванности интеллектуального контроля, который проявляется в особенно-


 

стях оценки ситуации и имеет четыре основные формы: контроль ситуа- ции, контроль внешних факторов (контекста), контроль своих психических ресурсов, контроль базовых убеждений.

Многочисленные исследования направлены на выявление факторов, прежде всего личностных особенностей людей, оказывающих значимое влияние на то, как они справляются с трудностями жизненных ситуаций.

 

Риски и противоречия продолжают генерироваться обществом; ин- дивидуализированы лишь обязанность и необходимость справляться с ними [Бауман, 2008, с. 42].

 

Так, Л. И. Анцыферова пишет о типологических особенностях, связан- ных с разным реагированием на трудные ситуации: «Исследования показы- вают, что люди, предпочитающие конструктивно преобразующие страте- гии, оказываются личностями с оптимистическим мировоззрением, устой- чивой положительной самооценкой, реалистическим подходом к жизни

и сильно выраженной мотивацией достижения. Люди же, уходящие от трудных ситуаций, прибегающие к механизмам психологической защиты, склонные к “идущему вниз социальному сравнению”, воспринимают мир как источник опасностей, у них невысокая самооценка, а мировоззрение окрашено пессимизмом» [Анцыферова, 1993, с. 12]. Таким образом, за ре- агированием человека на те или иные жизненные ситуации, прежде всего критические, стоит целый комплекс особенностей человека: его мировоз- зрение, установки, личностные особенности и т. д. С точки зрения психо- логии субъекта акцент в изучении совладающего поведения делается на его преобразующей активности, опирающейся на конструктивные силы лич- ности (К. А. Абульханова) или ее жизнетворческие дарования (Л. И. Анцы- ферова) [Крюкова, 2008, с. 56].

В последние десятилетия популярным конструктом в описании спо- собности человека справляться с возникающими трудностями стал фактор жизнестойкости.

Понятие жизнестойкости стало очередным ответом на вопрос, почему одни люди способны противостоять ударам судьбы и справляться с небла- гоприятными обстоятельствами, а для других они оказываются критич- ными, и какова природа этих индивидуальных различий. В американской психологии эта способность человека не просто справляться со стрессами, но сохранять при этом внутреннюю сбалансированность и возможность успешной деятельности, была обозначена понятием hardiness. Для измере- ния этой личностной способности С. Мадди разработал специальный опро- сник, который был адаптирован для отечественной психологии Д. А. Ле- онтьевым, предложившим перевод данного понятия на русский язык как

«жизнестойкость».


 

 

Фото Г. Кургина

 

Как считает Д. А. Леонтьев, концепция жизнестойкости «позволяет со- отнести исследования в области психологии стресса с экзистенциальными представлениями об онтологической тревоге и способах совладания с ней, предлагая практически эффективный, основанный на экзистенциальных воззрениях ответ на одну из наиболее актуальных проблем конца ХХ века» [Леонтьев, Рассказова, 2006, с. 4].

Жизнестойкость — это определенная жизненная позиция челове- ка. Разработчики концепции рассматривают ее прежде всего как систему убеждений человека относительно себя, мира и отношений с ним. Она включает в себя три компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска. Вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовле- ченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности. Человек с развитым компонентом вовлечен-

ности получает удовольствие от собственной деятельности. В противопо- ложность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя “вне” жизни». Контроль — убежденность в способности человека влиять на результаты происходящего, ощущение собственного выбора в жизни, при низком чувстве контроля человек ощу- щает свою беспомощность перед лицом жизни. Принятие риска — третий

компонент жизнестойкости — представляет собой «убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта — неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности» [Там же, с. 5–6].


 

Приведенное описание подчеркивает: решающую роль в преодолении жизненных трудностей играет жизненная позиция человека, его готов- ность к открытости жизни и новому, обогащающему его опыту.

В связи с этим заслуживают упоминания идеи и работы, посвящен- ные теме посттравматического роста. Если традиционные и ранее разви- вавшиеся подходы в проблематике совладания со стрессом рассматри- вали его эффективность как способность человека восстанавливаться

и восстанавливать свое функционирование, нарушенное травмирующей ситуацией, то современные ученые говорят уже о том, что человек может

«использовать возникшую ситуацию как возможность для дальнейшего индивидуального развития, достижения более высокого уровня функцио- нирования в определенных областях по сравнению с тем, который он имел до травмы». Совладание, соответственно, может работать не только по принципу гомеостаза (восстановления нарушенного), но и по принципу развития. Так называемый посттравматический рост, ставший предметом описания и разработки в работах ряда американских ученых, понимает- ся как «субъективный опыт существенных положительных изменений человека, являющихся результатом борьбы с большим кризисом жизни», как «многомерный конструкт, включающий возникновение изменений

в убеждениях, целях, поведении, идентичности Я применительно к разви- тию собственной жизни» [Ялтонский, Сирота, 2008, с. 31]. Критическая или травматическая ситуация разрушает привычное жизненное пространство. Необходимость его восстановления, реконструкции может побудить чело- века пересмотреть свои представления, иерархию жизненных целей, по- ставить его перед задачей обретения новых приоритетов и нового смысла существования.

Когда речь идет о потенциальных позитивных последствиях пережива- ния критических ситуаций, обычно имеют в виду три возможных аспекта. Во-первых, это может быть аспект отношений — с близкими или окружаю- щими людьми. Ранее в качестве одного из последствий near-death experience (см. гл. 4) уже упоминалось улучшение межличностных отношений, благо- даря, например, осознанию их ценности или помощи, полученной от окру- жающих в трудной ситуации. Сфера отношений человека относится к его социальным ресурсам.

Второе возможное следствие — усиление личностных ресурсов. След- ствием эффективного преодоления критической ситуации может стать укрепление уверенности в себе, улучшение самооценки или Я-концепции, рост самоуважения. Наконец, еще одно, довольно очевидное, позитивное следствие в этом случае — усиление навыков преодоления сложных жиз- ненных ситуаций. Об этом известное и широко распространенное в обы- денной речи выражение: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее» (в ори- гинале принадлежащее Ницше).


 

13.6
Кризисы человека: экзистенциальное понимание

Изучение кризисов в отечественной психологии берет свое начало с работ Л. С. Выготского, описавшего кризисы детского возраста. Взрослые кри- зисы также рассматривались в возрастном контексте, связывались с теми или иными возрастными изменениями человека и событиями его жизни. Среди кризисов, переживаемых человеком в течение жизни, традиционно различают кризисы нормативного характера, связанные с возрастом, и не- нормативные, вызванные критическим изменением жизненной ситуации в силу каких-то внешних событий или потребностью самого человека в из-

менениях. Наиболее часто среди кризисов взрослого возраста описываются критические ситуации, связанные с утратой близких, разрушением семьи, профессиональной нереализованностью, вынужденной сменой вида дея- тельности или места работы, потерей работы и др.

Первое и важнейшее значение понимания кризисов человека с точки зрения экзистенциальной психологии состоит в том, что любые кризисы взрослого возраста являются экзистенциальными, поскольку они порож- дают осознание невозможности дальнейшего существования человека

в данной ситуации, а потому должны анализироваться в контексте экзи- стенциальных данностей жизни человека.

Как уже отмечалось, экзистенциальную психологию жизненный путь интересует не как смена возрастных этапов, а прежде всего как творение своей жизни человеком, поэтому в фокусе ее внимания — критические си- туации, события, переходные, транзитивные точки жизненного сценария человека.

 

Жизненный путь личности отмечен событиями — это «узловые момен- ты и поворотные этапы жизненного пути», нашедшие отклик во внут- реннем мире личности. В силу способности затронуть личность и по-

родить субъективные переживания биографический факт становится фактом психическим [Рубинштейн, 1957, с. 369].

 

Традиция внимания к этим особенным «экзистенциальным мгнове- ниям» в жизни человека имеет свою историю. Еще Хайдеггер видел в них вызовы, создающие возможность переосмысления своей жизни, усиления подлинности своего существования. Об этом же пишет и К. Ясперс, отме- чавший роль пограничных ситуаций в жизни человека.

Представители экзистенциального направления убеждены, что «гораз- до важнее <…> чем отрицать и искусственно разрешать напряжения, в ко- торых мы находим себя, научиться жить внутри напряжения противоречий способами, которые усиливают новые и более гибкие формы существова- ния» [Mahoney, Mahoney, 2001].


 

Проблемы, переживаемые человеком в современном мире, как ранее отмечалось, приводят к появлению у человека чувства ненадежности, не- уверенности и отсутствия безопасности. Современные ученые в этой связи пишут о тревогах человека, его отчаянии, кризисе надежды.

Одним из базовых понятий экзистенциальной психологии является по- нятие тревоги. Классической работой, в которой осуществлен анализ экзи- стенциальной тревоги, признана работа П. Тиллиха «Мужество быть».

Экзистенциальная тревога (в отличие от других ее видов) — это тре- вога небытия: небытие угрожает бытию, а бытие утверждает себя вопреки небытию.

 

Тревога во всей своей наготе — это всегда тревога предельного небы- тия. На первый взгляд, тревога — это болезненно переживаемая не- способность справиться с угрозой, заключающейся в определенной ситуации. Однако более тщательный анализ показывает, что тревога

по поводу любой определенной ситуации подразумевает тревогу по поводу человеческой ситуации как таковой. Именно тревога неспо- собности сохранить собственное бытие лежит в основе всякого страха и создает страшное в страхе [Тиллих, 1995, c. 32].

 

В области онтического самоутверждения относительная угроза небы- тия предстает в виде судьбы, абсолютная — в виде смерти. В области ду- ховного самоутверждения: относительная — в виде пустоты, абсолютная — в виде утраты смысла. В области нравственного самоутверждения: относи- тельная — в виде вины, абсолютная — в виде осуждения.

В соответствии с этими сферами различаются три типа тревоги:

1) тревога судьбы и смерти (или просто тревога смерти);

2) тревога пустоты и утраты смысла (или просто тревога отсутствия смысла);

3) тревога вины и осуждения (или просто тревога осуждения).

Тиллих подчеркивает, что «тревога в этих трех формах экзистенциаль- ная потому, что она присуща существованию как таковому, а не представ- ляет собой аномальное существование души» [Там же, с. 33].

Тревога судьбы и смерти является наиболее основополагающей и уни- версальной. Судьба человека в определенном смысле являет собой цепь слу- чайностей, начиная с места и времени нашего прихода в этот мир и непред- сказуемых событий, которые могут оказать влияние на нашу жизнь. Вопре- ки этим случайностям и нередко вопреки самой судьбе человек утверждает себя в бытии. Нас побуждает к этому тревога смерти, нашего неизбежного ухода из жизни.

Духовное самоутверждение, по Тиллиху, осуществляется через прида- ние осмысленности нашему существованию, жизнь в пространстве смыс- лов. Угроза нашему духовному самоутверждению идет от разрушения


 

смыслов существования, что оборачивается чувством пустоты или полной утраты смысла. Мы говорим, что ощущаем пустоту, когда из нашей жиз- ни уходит что-то важное для нас, а нарастающая пустота угрожает самому смыслу нашего существования. «Пустота и утрата смысла суть выражения небытия, угрожающего духовной жизни человека».

Небытие подрывает и нравственное самоутверждение человека. Оно связано с его ответственностью за свое бытие, с ответом на вопрос, что он из себя сделал. Этот вопрос человек задает себе сам, испытывая вину за не- исполнение своего предназначения, вплоть до отвержения себя.

Тревога вины присутствует в каждом моменте нравственного опыта,

и это может привести нас к полному отвержению себя, к переживанию того, что мы осуждены и приговорены, — но это не внешнее наказа- ние, а отчаяние по поводу утраты собственного предназначения. Что- бы избежать такой экстремальной ситуации, человек старается преоб- разовать тревогу вины в нравственное действие, невзирая на то, что нравственное действие несовершенно и двусмысленно. Он мужествен- но принимает небытие в свое нравственное самоутверждение [Тиллих, 1995, с. 41].

 

Все три типа тревоги взаимосвязаны и переплетены между собой; одна из них может доминировать, задавать общий тон. Результатом действия этой тройной угрозы становится отчаяние — как отсутствие надежды, как торжество небытия, которое становится фактором дезорганизации жизни человека.

Альтернативой отчаянию может быть только мужество.

 

Мужество как совершаемый человеком акт, подлежащий оценке, есть этическое понятие. Мужество как универсальное и сущностное само- утверждение человеческого бытия есть онтологическое понятие. Му- жество быть — это этический акт, в котором человек утверждает свое бытие вопреки тем элементам своего существования, которые проти- востоят его сущностному самоутверждению [Тиллих, 1995, с. 8].

 

Мужество человека представляет собой утверждение им своей сущ- ностной природы. Оно связано с его способностью преодолевать тревоги и страхи. Однако страхи несут в себе и некие предостережения, которые должны быть услышаны. Тревога и мужество — это не только психологи- ческие, но и биологические явления, и они требуют определенного рав- новесия. «Жизнь включает в себя страх и мужество в качестве элементов жизненного процесса, находящихся в состоянии подвижного, но, в сущ- ности, устойчивого равновесия. До тех пор пока жизнь обладает таким равновесием, она способна сопротивляться небытию. Неуравновешенный страх и неуравновешенное мужество разрушают жизнь, сохранение и при- умножение которой есть цель равновесия между страхом и мужеством» [Там же, с. 59].


 

Мы обязаны обратиться к экзистенциализму, так как это наиболее ра- дикальная форма мужества быть собой [Тиллих, 1995, с. 89].

 

В экзистенциальном смысле, таким образом, преодоление кризиса есть всегда утверждение своего бытия и предназначения.

Природа кризиса амбивалентна: это всегда риски и опасности (нена- дежность, неуверенность, небезопасность, о которых писалось выше), но и новые возможности. Кризис — это ситуация невозможности дальней- шего существования в неизменности, какие бы конкретные проблемы за ней ни стояли. Старые представления и привычные паттерны поведения в этих условиях не работают. Кризис требует изменений жизненных целей или планов, пересмотра ценностей или представлений, или обстоятельств

жизни. Новое не возникает без разрушения старого, но именно восприятие ситуации кризиса прежде всего как ситуации новых возможностей являет- ся важным фактором его успешного преодоления.

В период финансового и экономического кризиса нами было проведе- но несколько исследований, показавших, что психологические факторы — отношение к ситуации, личностные особенности — играли бóльшую роль в конструктивном проживании кризисной ситуации, чем объективные об- стоятельства.

Еще один важный аспект понимания и анализа критических ситуаций с точки зрения экзистенциальной психологии состоит в необходимости изу чения кризисов с позиций целостного жизненного мира человека.

В качестве одной из возможных иллюстраций обратимся к уже упо- минавшимся работам Ф. Е. Василюка по проблемам критических ситуаций. Ранее мы приводили его типологию критических ситуаций, важным допол- нением которой является их рассмотрение в связи с типологией жизненных миров. При описании жизненных миров Василюк предлагает различать,

во-первых, внешний мир и его два возможных состояния: «легкий» и «труд- ный». «Легкость» означает обеспеченность потребностей живущего в нем существа, «трудность» — ее отсутствие. Во-вторых, он выделяет внутрен- ний мир, который может быть «простым» и «сложным». «Простота» — это ограниченность внутреннего мира единственным жизненным отношением или жизненной потребностью, «сложность» — это наличие нескольких от- ношений, потенциально способных порождать внутренние противоречия или столкновения.

Соотношение этих параметров «внешнего» и «внутреннего» миров об- разует типологию, которая используется Василюком для анализа соответ- ствующих разным типам критических ситуаций.

1. Внутренне простой и внешне легкий жизненный мир. Его суть

проясняет название — инфантильный жизненный мир. Действи- тельно, наверное, только в самом раннем возрасте можно пред- ставить себе существование человека в простом и легком мире.


 

 

Соответственно, любые нарушения в этом мире, любая частная неудовлетворенность перерастает в катастрофу, любой стресс становится кризисом, и это будет тем более характерно для чело- века, чем более ему свойственна инфантильная жизненная пози- ция. «Чем больший вес инфантильная установка имеет в психике данного человека, чем больше она определяет его мироощущение, тем больше вероятность, что любая ситуативная неудача и непри- ятность будет ощущаться как глобальный жизненный кризис» [Василюк, 1985].

2. Внутренне простой и внешне трудный жизненный мир. Он харак- теризуется автором как реалистический жизненный мир. «Труд- ность» внешнего мира связана с теми существующими прегра- дами и сложностями, которые индивид переживает при удовлет- ворении своих потребностей. Он способен справляться со стрес- сами, но неудовлетворенность потребностей его простого мира вызывает фрустрацию, которая для него равнозначна кризису. Острота данной реакции связана с ограниченностью внутренне- го мира, для которого все ценности и смыслы сосредоточены на единственном желании, нереализация которого превращается

в катастрофу.

3. Внутренне сложный и внешне легкий жизненный мир. Основная сложность жизни в этом мире связана с согласованием разных жизненных отношений, их противоречиями или столкновени-


 

 

 

ями. Василюк называет этот мир «ценностным», поскольку его

«внутренняя работа» связана с согласованием жизненных ценно- стей и смыслов. Человек, живущий в этом мире, способен эффек- тивно справляться со стрессами и фрустрациями, но внутренние конфликты нарушают цельность его внутреннего мира, порождая кризисы.

4. Внутренне сложный и внешне трудный жизненный мир. Индивид, живущий в этом мире, сталкивается со всеми его сложностями, со всеми противоречиями своего внутреннего мира, что обязывает его к постоянному решению задач по согласованию противоре- чивых требований. «Главная внутренняя необходимость субъекта этого мира — воплощение идеального надситуативного замысла своей жизни в целом» [Василюк, 1985], что требует его усилий, его волевых решений. Именно поэтому данный мир и называется твор ческим.

Данное описание является примером экзистенциального подхода (хотя автор сам и не прибегает к этому понятию), поскольку проблемы человека рассматриваются через категорию жизненного мира, описывающую его как соотношение «внешнего» и «внутреннего» миров, определяющее его жиз- ненное мировоззрение и стиль жизни.

Следующий аспект экзистенциального подхода к проблеме критиче- ских жизненных ситуаций человека связан с тем, что любая критическая


жизненная ситуация может актуализировать переживание экзистенци- альных проблем. Ранее, при обсуждении характеристик критических ситу- аций упоминалось о возможном сопровождающем их ощущении утраты привычных смыслов.

Действительно, любая критическая ситуация нарушает привычный ход жизни, и чем она сложнее, тем более вероятно, что она приведет и к наруше- нию привычных смыслов и потребует их подтверждения или пересмотра.

Особенно остро это проявляется в ситуации кризисов, которые для своего преодоления требуют восстановления нарушенной (или разрушенной) кар- тины окружающего мира и внутреннего мира человека.

Именно критические ситуации чаще других ставят нас перед значимым выбором.

 

РЕЗЮМЕ

1. Жизненная ситуация является наиболее часто используемым понятием, конкретизирующим жизненный путь человека. Традиционное рассмо-

трение ситуации как совокупности внешних обстоятельств жизни чело- века уступило пониманию того, что ситуация должна рассматриваться так, как она существует в восприятии участвующего в ней индивида.

2. Методологические основания изучения ситуации заложены работами К. Левина, его идеями психологического понимания ситуации и ее це-

лостного изучения; концептом «определение ситуации», предложен- ным У. Томасом; представлением Л. С. Выготского о переживании как о единице изучения взаимодействия личности со средой.

3. Тема взаимодействия личности со средой получила оформление в че- тырех объяснительных моделях, среди которых и подход, предлагаю-

щий рассматривать контекст существования человека как простран- ство его возможностей.

4. Особое внимание в психологии уделяется критическим жизненным си- туациям, из которых наибольшее значение имеют кризисы. Любые кри-

зисы взрослого человека имеют экзистенциальный характер, посколь- ку связаны с невозможностью дальнейшего существования в данной жизненной ситуации.

5. Изучение преодоления критических ситуаций является важным на- правлением практически ориентированных исследований. В современ-

ной психологии накоплен большой эмпирический материал, описы- вающий факторы эффективного преодоления критических ситуаций, среди которых важную роль играет жизнестойкость как экзистенци- альный параметр жизненной позиции индивида.


 

6. Экзистенциальное понимание переживания человеком жизненных кризисов связано с понятием экзистенциальной тревоги как угрозы

бытию, как тревоги небытия. Признание экзистенциального содержа- ния кризисов взрослого человека требует их изучения с позиций це- лостного жизненного мира человека. Понимание фундаментального характера экзистенциальных проблем также означает возможность их актуализации в любой критической жизненной ситуации.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Дайте определение жизненной ситуации. Почему в ее понима- ние необходимо включать ее субъективное восприятие самим ин дивидом?

2. Сформулируйте основные методологические идеи изучения ситуа- ций К. Левина, У. Томаса, Л. Выготского.

3. Перечислите основные типы критических ситуаций. Почему имен- но кризисным ситуациям придается особое значение?

4. Опишите основные аспекты экзистенциального понимания кризис- ных ситуаций.

 

Задание для самостоятельной работы

1. Проанализируйте повседневные ситуации, которые вы считаете труд- ными для себя. К какому типу относятся эти ситуации? Что может по- мочь вам справляться с ними?

2. Приходилось ли вам переживать критические жизненные ситуации, которые можно назвать кризисными? Что помогло вам и помогает дру- гим людям справляться с трудными жизненными ситуациями?

3. Обоснуйте точку зрения, в соответствии с которой опыт переживания сложных жизненных ситуаций может способствовать развитию и лич- ностному росту человека.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Жу- равлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М., 2008.

Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.

Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М., 1999.


 


 

 

 


ЖИЗНЕННЫЙ ВЫБОР: ЧЕЛОВЕК ВЫБИРАЮЩИЙ

Понятие выбора широко используется психологией; существуют различ- ные подходы к пониманию и изучению выбора. В экзистенциальной пси- хологии понятие выбора относится к ключевым. Его значение связано не только с результатом, но с самим процессом выбора как обретения чело- веком самого себя. Процесс экзистенциального выбора не сводится к ра- циональному анализу существующих возможностей и имеет несколько интерпретаций. Экзистенциальный выбор — это всегда выбор между но- вым и привычным, развитием и стабильностью. Готовность к изменениям и выбору связана с психологическими особенностями человека. Индивид в экзистенциальной психологии — это человек выбирающий. Становле- ние человека как экзистенциальной индивидуальности — это его станов- ление как субъекта жизни.


 

 

14.1
Тема выбора в психологии

Выбирать, как пишет В. И. Даль, означает «избирать, брать любое из мно- гого, отбирать, что особо» [Даль, 1956, с. 278]. Человек выбирает образова- ние, профессию, место жительства, принимает решение о создании семьи, а также множество повседневных решений. Сложности выбора и принятия решения в непростой жизненной ситуации часто становятся причиной об- ращения за психологической помощью.

Необходимость и неизбежность выбора лежат в основе функциониро- вания различных психических процессов и психических механизмов чело- века, идет ли речь о работе с информацией и ее селекции, способах реаги- рования, паттернах поведения и других системах. Выготский считал, что

«вся психика построена по типу инструмента, который выбирает», поэтому

«психику можно рассматривать как орган человека, который обеспечивает ему избирательное взаимодействие, благодаря которому человек выходит из рабства реактивного поведения и становится существом, способным на активный выбор».

Не менее значима и разнообразна проблема личностного выбора.

Д. А. Леонтьев выделяет следующие направления в понимании и изуче- нии проблемы выбора:

1) выбор как сущностное свойство человека (в контексте философ- ской антропологии);

2) выбор как осознанное нравственное самоопределение в про- странстве этических дилемм (в контексте этики);

3) выбор как принятие рационального решения (в контексте когни- тивной психологии);

4) выбор как проявление личностных особенностей, мотивации

и уровня развития (в контексте философской антропологии и пси- хологии личности);

5) выбор как экзистенциальный акт, смысл которого заключается не столько в принятом решении, сколько в самом процессе выбо- ра и позиции, занимаемой субъектом в этом процессе (в контек- сте экзистенциальной философии и психологии) [Леонтьев и др., 2015, с. 12].


 

Каждый из этих подходов раскрывает определенный аспект проблемы выбора и вносит свой вклад в ее понимание. Однако уже одно перечисление направлений в изучении выбора указывает на сложность данного феноме- на, его многоаспектность и разнообразие проявлений.

Любой выбор имеет «жизненный» характер, поскольку тем или иным образом вносит свой вклад в жизненную ситуацию или изменяет ее, раз- ворачивает в ту или иную сторону. Как об этом пишет Д. А. Леонтьев, срав- нивая выбор и принятие решений, «если принятие решения происходит



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.134 с.)