Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепт жизненного пространства
Концепт психологического жизненного пространства основан на теории поля и обозначает всю совокупность фактов, влияющих на поведение человека. Переход от аристотелевских к галилеевским концептам требует, чтобы мы искали «причину» событий не в природе одиночного изо- лированного объекта, а во взаимоотношениях между объектом и его окружением. Не следует думать, что окружение индивида просто спо- собствует проявлению или торможению тенденций, которые раз и на- всегда упрочены в природе личности. Надеяться на понимание сил, управляющих поведением, можно только при включении в рассмотре- ние психологической ситуации в целом. В психологии начало описанию целостной ситуации может быть положено грубым различением человека (Р) и его окружения (Е). Каж- дое психологическое событие зависит от состояния человека и в то же самое время от окружающих условий, хотя их относительное зна- чение различно в различных случаях. Таким образом, мы можем вы- разить нашу формулу В = f(S) для каждого психологического события как В = f(РЕ). Экспериментальные работы последних лет в различных областях психологии всё более подтверждают эту двойную связь. Каж- дая научная психология должна принимать во внимание целостную ситуацию, то есть состояние как человека, так и среды. Это предпола- гает, что необходимо найти методы описания человека и окружающих условий в общих терминах как частей одной ситуации. В психологии нет понятия, которое объединяло бы и то, и другое. Слово «ситуация» обычно используется для обозначения среды. В дальнейшем мы будем использовать термин «психологическое жизненное пространство» для обозначения всей совокупности фактов, которые детерминируют по- ведение индивида в конкретный момент [Lewin, 1936, p. 11–12]. Что является содержанием психологического жизненного пространства? Если оно представляет собой совокупность влияющих на поведение фактов, значит необходимо учесть и объективные факты, и то субъективное значение, которое они имеют для индивида. Левин указывал, что объекты физического
мира с его объективными характеристиками должны быть включены в репре- зентацию психологического жизненного пространства только в той степени и в том виде, в которых они влияют на индивида в его сиюминутном состоянии, а сама ситуация должна быть представлена такой, какой она в действитель- ности является для индивида. Он предложил называть их квазифизически- ми фактами. Аналогично применительно к социальному пространству Левин предлагает различать объективные социальные факты и квазисоциальные факты (например, членство в группе — это объективный социальный факт,
а то, в какой степени это членство реально имеет влияние на индивида, отно- сится к квазисоциальным фактам). Таким образом, объективные обстоятель- ства жизни человека становятся частью его психологического пространства в зависимости от того значения, которое они имеют для индивида.
Левин описывает жизненное пространство с помощью следующей формулы: «… Поведение и развитие зависят от состояния человека и его среды, B = F(P,E). В этом уравнении человек (P) и его среда (E) должны рассматриваться как переменные, которые зависят друг от друга. Другими словами, чтобы понять или предсказать поведе - ние, нужно рассматривать человека и среду как единую констелля - цию взаимозависимых факторов. Мы называем совокупность этих факторов жизненным пространством (L sp) этого индивида и пишем B = F(P,E) = F(Lsp). Жизненное пространство, следовательно, включает как человека, так и его психологическую среду. Задача объяснения
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.004 с.) |