Концепт жизненного пространства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепт жизненного пространства



Концепт психологического жизненного пространства основан на теории поля и обозначает всю совокупность фактов, влияющих на поведение человека.

Переход от аристотелевских к галилеевским концептам требует, чтобы мы искали «причину» событий не в природе одиночного изо- лированного объекта, а во взаимоотношениях между объектом и его окружением. Не следует думать, что окружение индивида просто спо- собствует проявлению или торможению тенденций, которые раз и на- всегда упрочены в природе личности. Надеяться на понимание сил, управляющих поведением, можно только при включении в рассмотре- ние психологической ситуации в целом.

В психологии начало описанию целостной ситуации может быть положено грубым различением человека (Р) и его окружения (Е). Каж- дое психологическое событие зависит от состояния человека и в то же самое время от окружающих условий, хотя их относительное зна-

чение различно в различных случаях. Таким образом, мы можем вы-

разить нашу формулу В = f(S) для каждого психологического события как В = f(РЕ). Экспериментальные работы последних лет в различных областях психологии всё более подтверждают эту двойную связь. Каж-

дая научная психология должна принимать во внимание целостную ситуацию, то есть состояние как человека, так и среды. Это предпола- гает, что необходимо найти методы описания человека и окружающих условий в общих терминах как частей одной ситуации. В психологии нет понятия, которое объединяло бы и то, и другое. Слово «ситуация» обычно используется для обозначения среды. В дальнейшем мы будем использовать термин «психологическое жизненное пространство» для обозначения всей совокупности фактов, которые детерминируют по- ведение индивида в конкретный момент [Lewin, 1936, p. 11–12].

Что является содержанием психологического жизненного пространства? Если оно представляет собой совокупность влияющих на поведение фактов, значит необходимо учесть и объективные факты, и то субъективное значение, которое они имеют для индивида. Левин указывал, что объекты физического


 

мира с его объективными характеристиками должны быть включены в репре- зентацию психологического жизненного пространства только в той степени и в том виде, в которых они влияют на индивида в его сиюминутном состоянии, а сама ситуация должна быть представлена такой, какой она в действитель- ности является для индивида. Он предложил называть их квазифизически- ми фактами. Аналогично применительно к социальному пространству Левин предлагает различать объективные социальные факты и квазисоциальные факты (например, членство в группе — это объективный социальный факт,

а то, в какой степени это членство реально имеет влияние на индивида, отно- сится к квазисоциальным фактам). Таким образом, объективные обстоятель- ства жизни человека становятся частью его психологического пространства в зависимости от того значения, которое они имеют для индивида.

 

Левин описывает жизненное пространство с помощью следующей формулы: «… Поведение и развитие зависят от состояния человека и его среды, B = F(P,E). В этом уравнении человек (P) и его среда (E) должны рассматриваться как переменные, которые зависят друг от друга. Другими словами, чтобы понять или предсказать поведе - ние, нужно рассматривать человека и среду как единую констелля - цию взаимозависимых факторов. Мы называем совокупность этих факторов жизненным пространством (L sp) этого индивида и пишем B = F(P,E) = F(Lsp). Жизненное пространство, следовательно, включает как человека, так и его психологическую среду. Задача объяснения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.004 с.)