Поведения тогда становится тождественной (1) нахождению научно - 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поведения тогда становится тождественной (1) нахождению научно -



го представления жизненного пространства (L sp) и (2) определению функции (F), которая связывает поведение с жизненным простран - ством. Эта функция (F) есть то, что обычно называется законом» [Field Theory, 1963, p. 239–240].

Структура жизненного пространства включает ряд регионов, число и характер которых в целом определяются многообразием сфер жизнедея-

тельности человека и которые динамично меняются в соответствии с ними. Важнейшей общей характеристикой жизненного пространства является степень свободы, или «пространство свободного передвижения», которым обладает человек. Сужающие возможности препятствия или барьеры мо- гут быть связаны как с системой внешних либо внутренних запретов или ограничений, так и с недостаточным потенциалом самого человека (отсут- ствием или недостаточным развитием навыков, способностей и т. д.). В ка- честве примеров такого рода ограничений Левин наиболее часто приводит социальные факторы — ту часть социального окружения человека, которая является частью его жизненного пространства, а потому заставляет его ре- шать фундаментальную проблему адаптации к любой группе (в том чис- ле и к семье): каким образом человек может обеспечить для себя в группе пространство свободы, необходимое и достаточное для удовлетворения его личных потребностей, чтобы не мешать реализации потребностей и инте- ресов других членов группы и группы в целом.


 

Так, в своей работе, посвященной проблемам супружеских отноше- ний, Левин отмечает их тесный характер, взаимопроникновение супругов в частные сферы друг друга, разнообразие и противоречивость потребно- стей, удовлетворяемых в браке, и другие особенности, увеличивающие ве- роятность возникновения супружеских конфликтов. Оригинальность под- хода Левина состоит в обсуждении супружеских конфликтов в терминах их жизненного пространства. Так, один из рисунков, помещенных в статье, представляет конфликты, связанные с совместной деятельностью в семье. Анализ конфликтной ситуации показывает, что муж стремится уменьшить объем совместной семейной деятельности, а жена — увеличить его, а в от- ношении объема сексуальных отношений тенденция прямо противопо- ложная (рис. 5). Описывая жизненные пространства супругов, на другом рисунке Левин отмечает различное значение, которое супруги придают од- ному и тому же событию в своих жизненных пространствах (рис. 6). В част- ности, дружба мужа с третьим лицом, которая может, например, вырасти из каких-то деловых отношений, для мужа находится за пределами сферы его супружеских отношений, и потому он не видит противоречия между своей семейной жизнью и отношениями с третьим лицом. Однако жена может представлять себе эту ситуацию совершенно иначе, поскольку в ее жизненном пространстве вся жизнь мужа включена в семейные отноше- ния и его дружба с третьим лицом воспринимается ею как вторжение в ее супружескую сферу [Левин, 2000].

 

 

Рис. 5. Конфликты, связанные с объемом совместной дея- тельности: ДЖ — деятельность жены; ДМ — деятельность мужа; СД — совместная семейная деятельность; ЛЖ — дея- тельность жены, в которой не участвует муж; ЛМ — деятель- ность мужа, в которой не участвует жена; СО — сексуальные отношения; Сж — силы, соотносящиеся с желаниями жены;

См — силы, соотносящиеся с желаниями мужа

[Левин, 2000, с. 232]

 

Согласно принципам теории поля, анализ должен начинаться с рассмот- рения ситуации в целом, после чего различные ее аспекты могут подвергаться


 

всё более детальному рассмотрению. «Целостная ситуация описывается ее специфической структурой. Это означает, что отдельные факторы ситуации не являются характеристиками, которые могут быть сомнительным образом объединены “суммированием”. Если психология должна делать предсказания относительно поведения, ей необходимо попытаться выполнить эту задачу концептуальными средствами. В выборе методов и концептов мы должны использовать прагматический критерий: мы должны найти концепты, на основе которых могут быть сделаны предсказания. Другими словами, наши концепты должны представлять взаимосвязи условий» [Lewin, 1936, p. 9–13].

     

А                                                             б

Рис. 6. Различное значение, придаваемое мужем и женой одному и тому же событию в их жизненном пространстве: а — жизненное пространство мужа; б — жизненное пространство жены; С — супру- жеская область; Б — деловая сфера жизни мужа; К — клубная жизнь

мужа; До — домашняя жизнь; Д — общение с детьми; Се — сексуаль- ные отношения между мужем и женой; Со — социальная активность мужа и жены; др — дружба мужа с третьим лицом

[Левин, 2000, с. 232]

 

Понимание ситуации, считает Левин, должно идти от ее целостной оценки к более конкретному и детальному анализу ее отдельных частей

и аспектов, что позволит учесть проявление в них общих свойств поля как целого. «Вместо того, чтобы выдергивать изолированные факты, а затем пытаться “синтезировать” их, с самого начала учитывается и отображается общая ситуация. Подход теории поля, следовательно, означает метод “по- степенного приближения” с помощью постепенно увеличивающейся кон- кретности. Выдергивание изолированных фактов из ситуации может легко привести к картине, которая будет полностью искажена. Репрезентация

с позиций теории поля, в свою очередь, может и должна быть по существу верной на любой стадии завершенности» [Ibid., p. 149].

Психологическое поле может быть описано как на уровне общих ха- рактеристик, к которым Левин относит, например, его атмосферу и степень свободы, так и на уровне более частных, конкретных его аспектов — от- дельных целей, стимулов, потребностей, социальных связей и др. Кроме того, при описании ситуаций целесообразно различать общую жизненную ситуацию человека и более конкретную, частную, «сиюминутную» ситуа-


 

цию. Если, отмечает Левин, мы описываем женщину, в данный конкретный момент времени работающую на станке и огорченную тем, что она мало сде- лала за это утро, то это будет ее актуальная, «сиюминутная» ситуация. Если же мы говорим о ее семье, отношениях с мужем, болезни ребенка и т. д., мы уже рассматриваем ее общую жизненную ситуацию. Очевидно, что каждая конкретная, частная ситуация связана с общей жизненной ситуацией чело- века, которая образует своего рода основу для «сиюминутных» ситуаций: прямым или косвенным образом влияя на состояние человека, она в боль- шей или меньшей степени определяет его реакции в конкретной ситуации; например, цель относится к сиюминутной ситуации, но ее содержание предопределено прошлым человека, его целостной жизненной ситуацией.

 

В настоящее время мы не имеем адекватного научного метода описа- ния психологического жизненного пространства. В соответствии с об- щими методами психологии исследование влияний окружающих усло- вий начинается с классификации и статистики. Например, этими мето- дами изучается средний уровень достижений «единственного ребенка» или «второго ребенка в семье с тремя детьми». В исследовании меди- цинских случаев обычно можно найти более конкретные детали психо- логических условий. Например, они дают превосходные описания до- машних условий. Метод описания частично схож с тем, который, напри- мер, использует писатель-романист, пытаясь создать возможно более правдоподобную картину ситуации, выбирая экспрессивные выраже- ния и подчеркивая значимые детали примерами. В общем, описания, которые могут быть наиболее ценными для науки, — это не те, которые делаются научными методами. Там, где в конкретное описание вводят- ся теоретические концепты, они часто выделяются как чуждые. Вместо научного описания они являются не более чем спекулятивной интер- претацией. Наиболее полные и конкретные описания ситуаций — это те, которые дали нам такие писатели, как Достоевский. Эти описания достигают того, чего наиболее явным образом лишены статистические характеристики, а именно создают картину, которая определенным об- разом показывает, как различные факты в окружающих индивида усло- виях связаны друг с другом и с самим индивидом [Lewin, 1936, p. 9–13].

 

Психологическое жизненное пространство характеризуется Левином как множество возможных событий. И с теоретической, и с практической точки зрения важнейшей характеристикой ситуации, по его мнению, явля- ется то, что возможно или невозможно для человека в данных обстоятель- ствах. Каждое изменение психологической ситуации означает, что опреде- ленные события, которые прежде были «невозможны» (или «возможны»), теперь являются «возможными» (или «невозможными»). И тогда задачей научной психологии становится понимание того, почему именно это по- ведение имеет место, а фокус интереса смещается от объектов к процес- сам, от состояний к изменениям состояния. Если жизненное пространство представляет собой совокупность возможных событий, тогда «предме- ты», которые входят в ситуацию, особенно сам человек и психологические

«объекты», должны быть охарактеризованы через их связь с возможными


 

событиями. Важные иллюстрации этого понимания жизненного про- странства у Левина связаны с обсуждением его изменений в процессе раз- вития человека.

 

12.4
в процессе развития
Изменения жизненного пространства

Левин следующим образом подытоживает изменения жизненного про- странства, имеющие место в ходе развития человека:

(1) увеличение размера жизненного пространства в отношении (а) того, что является частью психологического настоящего; (б) временнóй пер- спективы в отношении психологического прошлого и психологическо- го будущего; (в) измерения реальности—ирреальности; (2) растущая дифференциация каждого уровня жизненного пространства на множе- ство социальных связей и областей деятельности; (3) возрастающая ор - ганизация; (4) изменение в отношении неустойчивости или твердости жизненного пространства [Field Theory, 1963, р. 246–247].

 

Развитие человека сопровождается расширением его временнóй пер- спективы. Для совсем маленького ребенка существует только ближайшее прошлое и ближайшее будущее. По мере его взросления горизонты раздви- гаются, и «всё более отдаленные будущие и прошлые события оказывают влияние на поведение в настоящем» [Ibid., p. 75]. Процесс увеличения жиз- ненного пространства в отношении психологической временнóй перспек- тивы сопутствует и более старшим возрастам, когда «планы простираются в более отдаленное будущее, и виды деятельности все большей продолжи- тельности организуются как единое целое» [Ibid., р. 245].

Зрелость связана и с увеличением дифференциации во временнóй пер- спективе, в том числе «то, о чем мечтается или что является желаемым (уро- вень ирреальности в будущем), отделяется от того, что ожидается (уровень реальности в будущем). Туманные идеи должны быть заменены более или менее определенными решениями… человек должен “планировать”: струк- турировать временнýю перспективу в соответствии как с собственными идеальными целями и ценностями, так и с теми реальностями, которые не- обходимо принимать во внимание для реалистичного структурирования уровня ожиданий» [Ibid., p. 141]. Немаловажное значение имеет и степень соответствия реальности и ирреальности: «Уровень ирреальности психо- логического будущего соответствует желаниям или страхам в отношении будущего; уровень реальности — тому, что ожидается. <…> Надежда со- ответствует достаточному сходству между реальностью и ирреальностью где-то в психологическом будущем; вина — определенному расхожде-

нию между реальностью и ирреальностью в психологическом прошлом» [Ibid., р. 245].


 

Важнейшим положением теоретического описания жизненного про- странства у Левина является представление о его когнитивной структуре:

«Поведение есть результат действия сил, которые имеют направление. Сле- довательно, любое поведение в значительной степени зависит от когни- тивной структуры жизненного пространства. В неструктурированной или новой ситуации человек чувствует себя неуверенно, потому что психоло- гические направления не определены; другими словами, человек не знает, какое действие и к какому результату будет приводить» [Ibid., р. 74]; «неста- бильность психологической среды ведет в некоторых отношениях к боль- шей нестабильности человека» [Ibid., р. 140]. Используя ранее приведенные соображения Левина о том, что жизненное пространство в каждый данный момент времени включает в себя не только психологическое настоящее, но и психологическое прошлое и психологическое будущее, можно предполо- жить, что эта неопределенность актуальной жизненной ситуации может быть связана в том числе и с будущим и даже с прошлым человека. Тогда своего рода целью человека становится «определение ситуации» в отноше- нии как психологического настоящего, так и психологического прошлого

и будущего. (Если в отношении прошлого это кажется неочевидным, доста- точно вспомнить многочисленные примеры необходимости «завершения гештальта» как цели или элемента терапевтического процесса из области психотерапевтической теории и практики.)

Дифференциация предполагает в том числе и когнитивное освоение пространства жизни, когда незнакомые или неопределенные ситуации ста- новятся более определенными. Ориентация означает, что неструктуриро- ванная область становится более структурированной. Позитивный смысл этого процесса связан с тем, что неструктурированная, неопределенная среда делает неясными последствия действий, а потому фактически ста- новится препятствием для них. Это относится к любой части жизненно- го пространства индивида, в том числе и к нему самому. Например, Левин привлекает к описанию жизненной ситуации индивида такой компонент, как его организм, его собственное тело. Анализируя психологические осо- бенности подростка, он пишет о том, что новые телесные ощущения при- водят к тому, что «область, которая раньше казалась хорошо известной

и надежной, теперь становится неизвестной и ненадежной. Это изменение неизбежно колеблет веру человека в стабильность почвы, на которой он стоит, и, возможно, даже стабильность мира в целом» [Ibid., р. 139]. Подоб- ные рассуждения вполне приложимы не только к подростковому возрасту, но и к более старшим возрастам, когда, в частности, человек начинает ощу- щать проблемы со здоровьем. Связанные с этим переживания вполне укла- дываются в рассуждения Левина о роли «нестабильности психологической почвы» в состоянии человека.

Нарастание зрелости человека, становление его как субъекта жизни в тер- минах К. Левина будет проявляться в том числе в ощущении расшире                                                   ния


 

 

Рене Магритт. Голконда. 1953

пространства психологического настоящего, в структурировании и усиле- нии регулирующей роли психологической перспективы, когда «единицы жизнедеятельности» становятся более протяженными, создавая осмыслен- ные связи настоящего с будущим, в увеличении свободы и гибкости структу- ры актуального жизненного пространства и соответствующем уменьшении ограничений и зависимости человека от внешних барьеров и т. д.

Таким образом, одной из важнейших характеристик жизненного про- странства, обеспечивающих возможности для эффективной деятельности

и реализации человека, является его определенность, проявляющаяся в соот- ветствующей дифференциации и когнитивной «освоенности» ситуации.

Общие изменения жизненного пространства индивида могут соответство- вать вектору развития, характеризующемуся вышеназванными параметрами,

а могут быть обозначены как временная или постоянная регрессия. Она может быть описана через противоположные развитию тенденции — сужение жизнен- ного пространства в области психологического настоящего, уменьшение вре- меннóй перспективы, снижение дифференциации жизненного пространства, уменьшение его организованности и т. д. Например, Р. Мэй описывает невроти- ческую симптоматику через сужение мира человека и отказ от своей свободы.

Симптомы — некая возможность сузить размеры того мира, в котором человеку приходится жить, до размеров, с которыми он может справить- ся. Эти симптомы могут быть временными, когда человек простывает

и на несколько дней оказывается выключенным из офисной жизни, что позволяет ему на какое-то время отойти от того мира, которому прихо-


 

дится противостоять. Или же симптомы могут настолько уходить корня- ми в ранний опыт человека, что если на них не обращать внимания, они могут достаточно сильно блокировать возможности человека на про- тяжении всей его жизни. Данные симптомы указывают на нарушение взаимосвязи между свободой человека и его судьбой [Мэй, 2013, с. 29].

 

Таким образом, расширение—сужение жизненного пространства мо- жет быть эффективным критерием оценки преодоления человеком крити- ческих жизненных ситуаций и кризисов.

 

12.5
Экзистенциальное значение концепта жизненного пространства К. Левина

Фундаментальное значение концепта жизненного пространства Леви- на состоит в том, что он понимал его как неразрывное единство челове-

ка и среды, единство не декларируемое, а реализованное в теоретических и экспериментальных исследованиях. Основанием этого единства челове- ка и его ситуации, действительной целостности жизненного пространства является то, что человек и ситуация — это не две разные сущности: си- туация становится тем, что она есть (психологической ситуацией), толь- ко благодаря личности, а личность в данный момент такова, какова ее ситуация.

Это означает, что человек не просто реагирует на ту или иную ситуацию, но фактически строит мир, в котором существует: воспринимая, оценивая, эмоционально отражая окружающее и т. д., он конструирует из фрагментов объективного мира свое особое, неповторимое психологическое жизнен- ное пространство.

Подобная точка зрения нашла свое отражение и в отечественной пси- хологии, как у ее классиков, так и в работах современных авторов. В част- ности, А. Н. Леонтьев отмечал: «Субъект… находится изначально не перед миром, а в самом мире… составляет часть его и вне этого мира вообще не существует» [Леонтьев, 1999, с. 148]. Ф. Е. Василюк, рассматривая «онтоло- гию жизненного мира», пишет: «Обыденная “очевидность” отделенности живого существа от мира не может служить исходным онтологическим по- ложением, ибо мы нигде не находим живое существо до и вне его связанно- сти с миром. Оно изначально вживлено в мир, связано с ним материальной пуповиной своей жизнедеятельности. Этот мир, оставаясь объективным

и материальным, не есть, однако, физический мир… это — жизненный мир. Жизненный мир и является, собственно говоря, единственным побудите- лем и источником содержания жизнедеятельности обитающего в нем суще- ства» [Василюк, 1984, с. 86].

С экзистенциальной точки зрения жизнь человека — это превраще- ние всеобщего и универсального бытия в его индивидуальный жизненный


 

 

Владимир Тамби. Город (розовый). 1930

 

мир, человек присваивает, персонализирует даже такие безличные фено- мены, как пространство и время. Он наделяет пространство своей жиз- ни и его время, свое прошлое, настоящее и будущее, своим собственным, глубоко личным значением. Жизненное пространство человека являет- ся его собственным проектом, результатом его выборов и жизненных решений.

Жизненная среда человека в описании Г. М. Андреевой включает внут- реннюю среду индивида — его образ среды, представление о «своей среде», которое может рассматриваться как «имплицитная теория среды»; также во внутреннюю среду индивида входят знания и навыки, которые могут быть в ней актуализированы. Кроме этого, в жизненную среду индиви-

да входит «первичная экоструктура», которую Андреева определяет как

«жизненное пространство, непосредственно “моя” среда обитания (дом, квартира, комната, вещи), как бы продолжение моего собственного “Я”. Психологически эта среда формирует чувство хозяина — это “мой” мир» [Андреева, 1997, с. 169].

 

Непосредственная жизненная среда выступает основой идентифика- ции личности с определенным местом ее существования и пребыва- ния. Если в обыденных обстоятельствах для человека не столь значи- мо отождествление себя с каким-либо «местом», то в исключительных случаях это родство приобретает особую роль. Ностальгия по покину- той родине, «три березки» на малой родине при переезде в большой


 

город, землячество для новобранцев в армии, любое памятное место, связанное с каким-либо значимым событием, например с первым объ- яснением в любви, служат основанием для «погружения себя» в опре- деленную среду обитания. Такая идентификация порой более очевид- на, чем отнесение себя к определенной социальной группе — среда

воспринимается как существенная характеристика социального бытия человека. Ее показателем является процесс наделения «своей» среды определенными предпочтениями и стереотипами, особыми символа- ми, рассмотренными в качестве позитивных характеристик «средовой идентичности» [Андреева, 2011, с. 1].

 

Современный человек расширяет свой жизненный мир, включая в него виртуальную реальность, мир интернета, общение со множеством не всегда даже знакомых ему людей. Он способен не просто преобразовывать свое настоящее или проектировать будущее, но изменять свое прошлое, пере- оценивая, переосмысляя его события и обретенный опыт. Ранее уже отме- чалось, что опыт настоящего может изменять восприятие прошлого. Но- вое вдение своего прошлого, основанное на его более зрелом осмыслении, преобразует прошлую перспективу жизненного пространства человека

и тем самым изменяет его личную историю.

В одном из ранних экспериментов Левина было продемонстрировано, что поведение человека может приобретать «полевой», ситуативно обу- словленный характер, когда человек фактически подчиняется валентно- сти объектов данной конкретной ситуации, «власти поля». Намеренное,

«личностное» действие связано со способностью человека противостоять

«силам поля», действовать не под их влиянием, но в соответствии с соб- ственными целями, с собственным «личностным замыслом», сколь бы от- даленной или ненадежной ни была его реализация. Возможно, в осознании природы этих явлений и процессов мы и найдем ответ на вопрос о главном условии самореализации как экзистенциальном поиске самого себя, своего места в жизни и ее смысла.

 

 

РЕЗЮМЕ

1. Жизненное пространство — понятие, конкретизирующее жизненный путь человека в его «горизонтальном» измерении. Концепт жизненно-

го пространства был сформулирован К. Левином.

2. Методологический подход К. Левина состоял в констатации необходи- мости рассмотрения событий жизни человека через его взаимоотноше-

ния с окружающим миром, в противоположность описанию отдельно- го изолированного объекта («переход от аристотелевского мышления к галилеевскому»).


 

3. Концептуализацией методологических принципов К. Левина стала тео- рия поля и понятие психологического поля. Важнейшим принципом

теории поля стало обоснование систематического концепта причинно- сти в противовес историческому (принятому в психоанализе).

4. Жизненное пространство человека имеет свою структуру, определя- емую многообразием сфер деятельности человека, и характеризуется

степенью «пространства свободного движения», которым обладает че- ловек. Оно является пространством возможных событий, и его изме- нения связаны с тем, что события, которые были невозможными (или возможными), становятся возможными (или невозможными).

5. В ходе развития человека его жизненное пространство изменяется за счет трансформации временнóй перспективы, ее дифференциации

и организации, устойчивости и неустойчивости.

6. Экзистенциальный смысл концепта жизненного пространства К. Леви- на — в описанном им единстве человека и его жизненного мира, в кон-

струировании своего собственного неповторимого психологического пространства, персонализации им пространства и времени объектив- ного мира.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем смысл провозглашенного К. Левином перехода от аристоте- левского мышления к галилеевскому?

2. Перечислите основные аргументы, отстаивающие систематический принцип причинности в противовес историческому.

3. Чем отличаются объекты физического мира от квазифизических фактов, а социальные факты — от квазисоциальных?

4. Перечислите основные характеристики жизненного пространства. Как они изменяются с развитием человека?

 

Задание для самостоятельной работы

1. Опишите структуру своего жизненного пространства с помощью обо- значения различных регионов, как это сделано на приведенных рисун- ках К. Левина. Проанализируйте структуру своего жизненного про- странства. Насколько оно отвечает вашим желаниям и потребностям?

2. Опишите свое будущее с точки зрения предполагаемых вами событий. Какие из них можно назвать жизненными планами, какие — надежда- ми, а какие — мечтами? Какие из них доминируют в вашем вдении бу- дущего? Насколько ваше будущее является реальным или ирреальным? Насколько велико сходство или расхождение между уровнем реально- сти и ирреальности?


 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.

Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб., 2000.

Гришина Н. В. Курт Левин: жизнь и судьба // Левин К. Разрешение социальных кон- фликтов. СПб., 2000.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Зейгарник Б. В. Теория личности Курта Левина. М., 1981.

Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М., 1999.

Левин К. Динамическая психология. М., 2001.


 


 

 

 


ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ

Методологические основания изучения жизненной ситуации заложены ра- ботами К. Левина; его идеями психологического понимания ситуации и ее целостного изучения; концептом «определение ситуации», предложенным У. Томасом; представлением Л. С. Выготского о переживании как о единице изучения взаимодействия личности со средой. Тема взаимодействия лич- ности со средой получила оформление в объяснительных моделях взаи- модействия человека со средой. Особое внимание в психологии уделяется критическим жизненным ситуациям, из которых особое значение имеют кризисы. Любые кризисы взрослого человека имеют экзистенциальный характер.


 

 

13.1
Понятие жизненной ситуации

Жизненное пространство включает в себя всё, что обладает значимостью для человека, составляет его мир и определяет его поведение. Частью наше- го жизненного пространства могут быть наши друзья, живущие в других городах, с которыми мы общаемся только по скайпу или электронной поч- те, литературные или киногерои, которым мы подражаем.

Жизненная ситуация более конкретна, она привязана к объективным обстоятельствам нашей жизни. Она представляет собой относительно ста- бильный фрагмент реальности, который, безусловно, подвержен изменени- ям, как относительно постепенным и плавным, так и резким, которые вы- званы внезапными и кардинальными переменами в обстоятельствах жизни, связанными с изменениями более широкого контекста: или среды существо- вания человека, или же обстоятельствами его собственной ситуации.

Из всех «жизненных» категорий понятие жизненной ситуации являет- ся наиболее используемым, что, однако, не означает его терминологической определенности.

В обыденной речи понятие жизненной ситуации используется в двух контекстах. Обычно под ней понимают объективные жизненные обстоя- тельства. Второе употребление слова «ситуация» связано с ее субъективной оценкой, с некими возникшими особыми обстоятельствами, часто означа- ющими проблему или трудность, требующую своего решения («у меня сло- жилась такая ситуация», «я попал в такую ситуацию» и т. д.).

Та же двойственная интерпретация понятия ситуации — и как объек- тивных обстоятельств жизни, и как их субъективной оценки — присутству- ет и в ее научном понимании. Включение в целостный анализ ситуации на- ряду с ее объективными характеристиками их субъективного восприятия и оценки человеком обусловлено реальной феноменологией.

В психологии, несмотря на растущее признание роли ситуационных пе- ременных в качестве детерминант поведения человека и факторов влия ния на психологическую феноменологию в целом, ситуация до сих пор не стала


 

предметом систематических исследований. Более полувека назад Гофман, отмечая невнимание психологов к теме ситуаций, употребил выражение

«пренебрегаемая ситуация», и прошедшие десятилетия немногое изменили в этом отношении.

Сегодня понятие ситуации гораздо чаще встречается в психологиче- ской литературе, в том числе понятие жизненной ситуации, что в целом связано с возрастанием интереса к «жизненной проблематике».

Традиционные определения ситуации делали акцент на ее внешнем по отношению к человеку характере, в соответствии с чем ситуация рассма- тривалась как совокупность внешних по отношению к субъекту условий, которые стимулируют и опосредуют его активность. Соответственно, жиз- ненная ситуация описывается как фрагмент среды, обстоятельства, в кото- рых осуществляется жизнедеятельность человека.

Данный подход уже не соответствует представлениям современной психологии, накопившей достаточный объем доказательств существенной роли субъективного восприятия во взаимодействии человека с ситуацией.

 

13.2
Понимание ситуации:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.09 с.)