Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соединение объективного и субъективного
Основы психологического понимания ситуации были заложены достаточ- но давно, прежде всего в классических работах К. Левина. В соответствии с его подходом «описание ситуации должно быть ско- рее “субъективным”, нежели “объективным”, т. е. ситуация должна описы- ваться с позиции индивида, поведение которого исследуется, а не с пози- ции наблюдателя». Ситуация должна быть представлена такой, какой она в действительности является для индивида. Тем самым, придавая внешним, ситуативным факторам «внутренний», субъективный характер, Левин пре- одолевает «вечную» оппозицию «внутреннее—внешнее» в интерпретации источников поведения. Именно благодаря работам К. Левина фактически общепризнанным является представление, что ситуация должна рассма- триваться с точки зрения и в интерпретации участвующего в ней человека. По мнению ряда ученых, именно К. Левин, чья теория поля описывает сре- ду как воспринимаемую и переживаемую субъектом, сыграл наибольшую роль в прорыве субъективности в психологию [Stryker, 1977].
Поведение определяет не ситуация, которая может быть описана «объ- ективно» или по согласованному мнению нескольких наблюдателей, а ситуация как она дана субъекту в его переживании, как она суще- ствует для него. Соответственно, различные люди в объективно той же ситуации должны действовать по-разному. Лишь люди, одинаково воспринимающие, понимающие и оценивающие ситуацию, одинако- во в ней и действуют [Хекхаузен, 1986, с. 22].
Еще одно важное методологическое условие, на котором постоянно настаивает К. Левин, — это необходимость целостного изучения ситуации, o чем он много писал в связи с обсуждением понятия психологического поля.
Целостная ситуация описывается ее специфической структурой. Это означает, что отдельные факторы ситуации не являются характери- стиками, которые могут быть сомнительным образом объединены «суммированием». Если психология должна делать предсказания от- носительно поведения, ей необходимо попытаться выполнить эту за- дачу концептуальными средствами. В выборе методов и понятий мы должны использовать прагматический критерий: мы должны найти по- нятия, на основе которых могут быть сделаны предсказания. Другими словам, наши понятия должны представлять собой взаимосвязи усло- вий [Lewin, 1936, р. 13].
В те же 1920–1930-е годы еще один фундаментальный вклад в теоретиче- ское объяснение и описание отношения «объективного» и «субъективного» аспектов ситуации был сделан с помощью введения методологического кон- цепта «определение ситуации». Приоритет в четкости постановки и форму- лировки концепта «определение ситуации» отдается американскому социо- логу У. Томасу (известному прежде всего благодаря написанной совместно с Ф. Знанецким книге «Польский крестьянин в Европе и Америке»). Он не просто указывает на роль ситуации в поведении человека, но подчеркива- ет возможность ее адекватного объяснения только с помощью понимания субъективного значения ситуации для данного индивида. Как считает У. То- мас, всякой деятельности предшествует «стадия рассмотрения, обдумыва- ния, которую можно назвать определением ситуации». Более того, по мне- нию ученого, определение ситуации не просто детерминирует следующие из данного определения действия индивида, но и «весь образ жизни и самое личность следует из цепи таких определений» [Thomas, Znaniecki, 1958]. Мы должны поставить себя в позицию субъекта, который пытается найти свой путь в этом мире, и мы должны помнить, прежде всего, что среда, которая влияет на него и к которой он пытается адаптироваться, это не объективный мир науки, это его мир, природа и общество, как он видит их, а не как их рассматривает ученый [Thomas, Znaniecki, 1958, vol. 2, p. 1846]. Целостное описание ситуации, по мнению Томаса и Знанецкого, долж- но включать три типа данных: 1) объективные условия, в которых действу- ют индивид или группа, оказывающие влияние на их состояние сознания; 2) «уже существующие у индивида или группы установки, которые в дан- ный момент оказывают реальное влияние на их поведение»; 3) «определе- ние ситуации, представляющее собой более или менее ясную концепцию условий и осознание установок» [Thomas, Znaniecki, 1958, vol. 1, p. 20]. Фактически по ряду принципиальных моментов позиции К. Левина и У. Томаса совпадают.
Поль Дельво. Вечерний поезд. 1957
Еще одно важное методологическое дополнение принадлежит Л. С. Выгот- скому, который в то же самое время развивает схожие идеи. В своих работах начала 1930-х годов в связи с исследованием детского развития Выготский ука- зывал, что огромной помехой в его теоретическом и практическом изучении является «неправильное решение проблемы среды», когда среда рассматри- вается как некая совокупность внешних условий по отношению к человеку.
Традиционной ошибкой существующих подходов, по его мнению, является то, что среда изучается «в ее абсолютных показателях… На деле это совершенно ложно с точки зрения и теоретической, и практической. Ведь существенное отличие среды ребенка от среды животного заключается в том, что человече- ская среда есть среда социальная, в том, что ребенок есть часть живой среды, что среда никогда не является для ребенка внешней. Если ребенок существо социальное и его среда есть социальная среда, то отсюда следует вывод, что сам ребенок есть часть этой социальной среды» [Выготский, 1984, с. 381]. Это положение было конкретизировано Выготским в двух важнейших концептах. Первый из них — социальная ситуация развития. Определяя это понятие в контексте проблем детского возраста, он описывал его как «отно- шение между ребенком и окружающей его действительностью», что в более широком контексте означает, что жизненная ситуация человека образует- ся его отношениями с окружающей действительностью и только через эти отношения и может быть понята. Другое понятие, предложенное Выгот- ским в качестве единицы для изучения личности и среды, — это понятие переживания, которое следует понимать как внутреннее отношение чело- века к тому или иному моменту действительности. Именно это внутреннее отношение играет фундаментальную роль в детском возрасте: «Среда опре- деляет развитие ребенка через переживание среды» [Там же] — и сохраняет свое значение и в жизни взрослого человека. Таким образом, уже в работах таких классиков мировой и российской психологии, как К. Левин и Л. Выготский, были фактически сформулиро- ваны методологические принципы подхода, рассматривающего целостное единство личности и ее ситуации. Тем самым было преодолено традици- онное жесткое противопоставление внутренних (личностных) и внешних (ситуационных) факторов. Общие принципы изучения ситуаций, таким образом, могут быть сформулированы следующим образом: Принцип понимания ситуации в субъективной оценке и интер - претации участвующего в ней субъекта — описание объектив - ных условий жизнедеятельности, существования в их восприя - тии и переживании самим субъектом жизненной ситуации;
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.007 с.) |