Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Хх век: смена жизненных моделей
Главным проводником и хранителем нормативных образцов является куль- тура. Г. Олпорт отмечает, что культура — это «набор изобретений, воз- никший в разных частях мира (или подгруппах населения), чтобы сделать жизнь эффективной и понятной для смертных, сражающихся с одинаковы- ми базовыми проблемами: рождением, ростом, смертью, поиском здоровья, благосостояния и смысла» [Олпорт, 2002, с. 265], передаваемых из поколе- ния в поколение. Культура формирует личность, главным образом пото- му, что дает готовые, опробованные решения или заранее организованный проект жизни, становящийся со временем образом жизни, когда «мы начи- наем любить обычаи, ценности и интерпретации, которые узнали из своей культуры» [Там же]. При этом реальная культура является гибкой в силу того, что, предписывая границы человеческому поведению, она допускает широкий диапазон свободы и, таким образом, внутри культурной фор- мы существует широкий («терпимый») диапазон приемлемого поведения. Олпорт оперирует понятиями культурной ценности (образа жизни, рас- сматриваемого в качестве желательного большинством членов общества), культурных паттернов и моделей, усвоение которых происходит в ранние годы жизни через научение одинаковыми культурными способами в од- ном и том же обществе (при этом одним из принципов является иденти- фикация). Постоянное давление в направлении культурного паттерна, по Олпорту, оказывает влияние на развитие личности, ведет к формированию у нее определенных черт, общих для большинства представителей данной культуры. Во взрослом возрасте личность — это соединение типичного и уникального, традиционного и личного. Олпорт считает, что старшие поколения склонны подкреплять и продолжать культурную традицию, так как находят ее близкой и привычной, при этом они передают установки, «непригодные для жизни в мире, очень изменившемся со времен их дет- ства» [Олпорт, 2002, с. 162].
Изменения в нормативных сценариях инициируются более молоды- ми, более гибкими представителями социума. Культурные сценарии имеют присущие времени темы, характеры, ожидаемые роли и т. д. С течением вре- мени появляются новые темы, и, когда бóльшая часть людей выбирает темы, отличные от тех, которые предписываются их культурой, драматический стиль всей культуры начинает меняться. В качестве основных носителей изменений выступают «современные молодые люди, родившиеся в иной обстановке, чем их родители», которые отвергают прежние сценарии как
«не имеющие ценности или неуместные в их жизни» [Джеймс, Джонгвард, 1995, с. 84–86]. В середине прошлого века, когда во многих странах достигнутый уро- вень благосостояния ослабил жесткий прессинг задач выживания, в запад- ной культуре предрекалось наступление «эры праздности». Этот прогноз в 50–60-х годах ХХ века основывался на благоприятных экономических по- казателях, перманентном росте заработной платы, что позволяло предполо- жить, что в будущем для поддержания уровня жизни потребуется меньше усилий, рабочая неделя сократится, а возраст выхода на пенсию будет при- ближен. Однако последующие десятилетия опровергли эти прогнозы: даже в период экономического процветания люди не стремились к уменьшению своих усилий по зарабатыванию денег и деланию карьеры. Наоборот, люди стали работать больше, а предметы роскоши стали казаться предметами первой необходимости. Реакцией на тогдашнее состояние общества становится движение хип- пи — особая молодежная субкультура, расцвет которой, как считается, приходится на конец 1960-х — начало 1970-х годов. Базовыми для фило- софии хиппи являются идеи свободы человека как величайшей ценности и непринятия никаких форм насилия, их идеалом — жизнь в мире любви, дружбы, помощи друг другу, в духовных сообществах людей, разделяющих общие взгляды. Качнувшийся маятник общественных настроений порождает движе- ние яппи, которое приходится на начало 80-х годов ХХ века и считается ан- титезой философии хиппи. Яппи — в буквальном смысле — это поколение успешных профессионалов, делающих карьеру, для которых работа стано- вится не просто смыслом жизни, но фактически ее единственным содержа- нием. Всё остальное — проведение свободного времени, одежда, дорогие аксессуары, машина, стиль жизни в целом — направлено на создание и под- держание образа успешного и прагматичного «хозяина жизни». Однако уже в конце 1970-х появляется понятие добровольной просто- ты как сознательного выбора образа жизни, удовлетворяющего жизнен- ным и духовным потребностям человека. Считается, что на Западе стиль
яппи начинает выходить из моды в начале 1990-х годов, а идея доброволь- ной простоты реализуется — наиболее явным образом — в движении да- уншифтеров. Его философия довольно точно выражается названием: ан-
Римская бронзовая монета с изображением императора Диоклетиана. Конец II — начало III века н. э.
Можно сказать, что самый первый дауншиф- тер — римский император Диоклетиан, жив- ший в III веке до н. э., происходивший из низ- ших социальных слоев и прошедший путь от простого солдата до императора. Успешно управлял Римской империей в течение 20 лет, способствуя ее расширению и укреплению. Уйдя от дел, последние 8 лет жизни провел счастливо, занимаясь разведением ово- щей. По преданию, когда к нему обратились с просьбой вернуться на «должность» импера- тора, апеллируя к его прошлым успехам и вос- хваляя его достоинства, он отказался, добавив при этом, что, если бы они видели капусту, которую он выращивает, то не приставали бы к нему с подобными предложениями.
глийское слово downshifting в буквальном смысле означает переключение автомобиля на более низкую передачу, замедление темпа, снижение напря- жения. Дауншифтинг определяется как «переход с высокооплачиваемой, но связанной с чрезмерным стрессом, нагрузками и отнимающей всё сво- бодное время работы на более спокойную, не требующую квалификации или постоянного присутствия в офисе» [Дрейк, 2007, с. 13]. К этому ча- сто добавляют неизбежное снижение уровня оплаты, понижение статуса, уменьшение ответственности, но обретение человеком бóльшей свободы. Далее Дрейк пишет: «Менеджеры-трудоголики, уставшие от бесконечных стрессов и рутины, становятся дауншифтерами, когда понимают, что упу- скают в своей жизни что-то более важное. Дауншифтеры отказываются от карьерных перспектив ради покоя и более размеренной, гармоничной жиз- ни; иногда они радикально меняют свой образ жизни: оставляют большие города и поселяются в глуши, чтобы вернуться к природе и посвятить себя семье и детям» [Там же]. Классический дауншифтер — это человек, достиг- ший успеха и довольно высокого социального положения, но отказываю- щийся от него, «снижающий жизненные обороты» ради большей свободы и «простой жизни» или реализации своих желаний или новых смыслов. Обычные стратегии дауншифтинга — это изменение характера деятельно- сти (переход на более низкую должность, сокращение объема работы, отказ от карьерных возможностей в работе) или кардинальная смена деятельно- сти, уход в частную жизнь (семья, увлечения) или смена окружения (напри- мер места жительства). В 1990-х годах, когда движение дауншифтинга на Западе уже вовсю набирало силу, а ценности бизнеса уже не казались столь очевидными, в России предпринимательство только начинало разворачиваться. Оно вы- ступает в качестве привлекательной альтернативы для многих, особенно
молодых людей, стремящихся к реализации своих инициатив, к выстраи- ванию успешной карьеры, наконец, к обеспечению финансовой независи- мости, обретению жизненных благ. Прошедшие годы, безусловно, внесли свои коррективы в эти ожидания, однако многим не удалось, даже испы- тывая некоторые разочарования в первоначальных планах, увидеть другие ва рианты выстраивания своего жизненного пути.
Нетрудно увидеть, что появление в обществе новых жизненных моде- лей как основы формирования жизненного сценария связано с изменением состояния общества и часто становится альтернативой прежним моделям. В обществе всегда существовали и будут существовать предлагаемые сценарии достижения, связанные с социальными целями и ориентирован- ные на социальную успешность. Ориентация на социальные достижения может формироваться в до- вольно раннем возрасте и определять соответствующие личностные склон- ности. Так, в одном из проведенных нами исследований его участниками были 164 успешных предпринимателя (из России, Италии, Бразилии). Критериями их отбора выступали объективные показатели социальной успешности (высокий уровень достижений социального и экономического характера), а также субъективные показатели удовлетворенности жизнью в целом и актуальной жизненной ситуацией. В результате изучения их ин- дивидуальных особенностей мы получили ряд повторяющихся характери- стик (среди которых ранние проявления самостоятельности, в том числе при принятии решений; раннее начало работы; высокая ценность самосто- ятельности; приоритет и вовлеченность в деятельность; ответственность; стремление к росту и развитию и др.). Эти характеристики оказались уни- версальными для представителей разных культур и, следовательно, могут рассматриваться в качестве прототипных в описании жизненного сценария «успешный предприниматель». Предлагаемые культурой жизненные модели и стандарты поведения не ограничиваются «правильным» с точки зрения общества поведением. Ю. М. Лотман, анализируя психологические основы бытового поведения, пишет о том, что культура диктует «субъективную ориентированность на норму (высоко оценивается “правильное поведение”, жизнь “по обычаю”, “как у людей”, “по уставу” и пр.) или же ее нарушения (стремление к ори- гинальности, необычности, чудачеству, юродству, обесцениванию нормы амбивалентным соединением крайностей)» [Лотман, 1975, с. 26]. Так, уже описанный сценарий дауншифтера может рассматриваться как иллюстрация жизненной модели ухода от традиционных образцов со- циальной успешности. В основе «классического» дауншифтинга — не соци- альный протест или политические идеи, а исключительно духовный поиск, стремление к личностной реализации. В западных исследованиях часто выделяются следующие основные причины того, почему люди становятся дауншифтерами: (1) желание уменьшить стресс и иметь более сбалансиро-
ванную жизнь, (2) противоречие между личностными ценностями и веро- ваниями и ценностями, проповедуемыми в организации, (3) поиск более удовлетворяющей жизни, (4) здоровье [Прихидько, 2008]. Отечественное исследование ценностно-мотивационной сферы дауншифтеров показало, что для них характерны сильная ориентация на независимость и личную свободу, а также отказ от социально одобряемых материальных ценностей (таких как материально обеспеченная жизнь, общественное признание и др.) и поворот к ценностям человеческих отношений, здоровья, «правиль- ного образа жизни» [Риккель, Когель, 2015]. Одна из немногих изданных на русском языке книга Дж. Дрейка о дауншифтинге имеет примечательное название «Дауншифтинг: как работать поменьше, а удовольствия от жизни получать побольше». Впервые термин «дауншифтинг» появился в английской печати в 1994 году, однако споры о том, какова природа этого явления — возвраще- ние к подлинности или корпоративный бунт — не прекращаются. И вряд ли на этот вопрос может быть дан однозначный ответ. С точки зрения экзистенциального психолога решающим является смысловое значение осуществляемого человеком выбора. В сценарии даун- шифтинга обычно подчеркивается отказ от — от карьеры, погони за со- циальными благами в их наиболее примитивных формах и т. д. Решающим, однако, как ранее обсуждалось, является последующий выбор: сложность проблемы свободы не в свободе от, а в свободе для. Жизненный путь — это время жизни человека, в которое мы вписы- ваем узоры собственных жизненных сценариев. Несомненным фактом яв- ляется ослабление роли внешних регуляторов, которое со всей остротой ставит проблему собственных ответов человека на возникающие у него экзистенциальные вопросы, проблему его собственного выбора и постро- ения им собственной жизни. Как отмечает А. Г. Асмолов, по мере перехода личности «от режима потребления, усвоения культуры в режим созидания и творчества биологическое и историческое время, в котором живет чело- век, всё более превращается в психологическое время личности» [Психоло- гия личности, 2006, с. 382]. Общепризнанным для современной гуманитарной литературы являет- ся представление об обретении человеком в современной реальности уни- кальных возможностей для раскрытия своей индивидуальности, что связа- но с беспрецедентным изменением условий жизни людей и расширением возможностей свободного выбора на протяжении последнего столетия. Создаются условия, усиливающие процесс самодетерминации, связанные с ростом самосознания, индивидуальности, стремлением человека к реали- зации собственных целей и смыслов существования. В силу этого человек оказывается перед необходимостью выстраивания собственной жизни, осуществления жизнетворчества как преобразования структуры бытия
в мир конкретного субъекта.
Жизненный путь человека — это соотношение процессов социализации и индивидуализации, следование нормам своего времени и поиск собствен- ного пути. Соотношение процессов социализации и индивидуализации яв- ляется предметом постоянного обсуждения в психологии. Понятие «индивидуация» в свое время ввел в психологию К. Г. Юнг. (В современной психологии часто используется совпадающее по содержа- нию понятие индивидуализации.) В концепции Юнга конечная цель жиз- ни человека — это его полная реализация, обретение самости, достижение интеграции, целостности всех аспектов души человека. Каждый человек проходит свой уникальный путь развития, в процессе индивидуации фор- мируется индивидуальное бытие человека. В соответствии с традициями психологии своего времени Юнг делает основной акцент на тенденциях из- менения внутреннего мира человека и их интеграции. Современные исследователи расширяют представления дифференци- альной психологии, в большей мере акцентировавшей внимание на тра- диционных индивидуальных особенностях людей и их внутреннего мира, добавляя к этому — в качестве важнейшей психологической характеристи- ки индивида — особенности выстраивания способов отношений с окружа- ющим миром. Дифференциация людей, пишет Д. А. Леонтьев, «определя- ется мерой их индивидуальной онтогенетической эволюции, являющейся следствием их личного выбора и усилия. Вариативность людей проявляется не просто в выраженности тех или иных индивидуальных особенностей и в своеобразии внутреннего мира, а в качественной разнородности форм от- ношений с миром у разных людей» [Леонтьев, 2004, с. 107]. Добавим к это- му — и разнородности их жизненных сценариев. Основные проявления тенденции к вариативности жизненных сцена- риев, к их индивидуализации могут быть описаны в нескольких аспектах: социологическом, психологическом и экзистенциальном. Социологический аспект индивидуализации жизненных сценариев про- является в описанной в литературе тенденции к дестандартизации жизнен- ных моделей у более поздних, младших поколений по сравнению с предше- ствующими, старшими поколениями. Сказанное означает, что жизненные модели современных поколений всё больше отходят от заданных сценариев их предков. Эта тенденция является следствием ранее описанных измене- ний социальной реальности — усиления социальной вариативности, не- определенности, множественности выбора и др. — и означает снижение роли нормативных компонентов, что находило неоднократное эмпириче- ское подтверждение в исследованиях. Обычно исследования такого рода строятся на сравнении людей раз- ных поколений. Например, в Британии было проведено сравнительное
исследование двух когорт (лиц 1958 и 1970 годов рождения), которое про- демонстрировало растущую тенденцию к отклонению от жизненных стан- дартов у более поздних поколений, что, по мнению авторов, бросает вы- зов нормативным представлениям о паттернах жизненного пути [Schoon, 2008, p. 169]. Одним из сложных вопросов исследований этого типа — основанного на межпоколенческих сравнениях, является то, что принадлежность к раз- ным поколениям наряду с особенностями социокультурной ситуации опре- деленного времени одновременно предполагает различия в возрасте. Одна- ко многочисленные исследования Ш. Шварца, проведенные им более чем в 50 странах, позволили ему констатировать приоритет социальных и куль- турных факторов над возрастными. По его утверждению, самое большое влияние на ценности оказывает культура, и лишь затем возраст, образо- вание и пол. Именно культурная принадлежность оказывается основным фактором влияния на ценности, а значит, и нормы повседневной жизни.
Культура постоянно регулирует нашу жизнь. С момента нашего рожде- ния и до самой смерти, сознаём мы это или нет, на нас оказывается постоянное давление, принуждающее нас принимать определенные типы поведения, выработанные другими людьми. Одни пути мы вы- бираем по собственной воле, на другие вступаем потому, что не знаем иных, от третьих мы отклоняемся или возвращаемся к ним совершен- но невольно… [Клакхон, 1998, с. 49].
Эту точку зрения предельно четко выразил С. Л. Рубинштейн: истори- ческая эпоха «ставит перед человеком определенные задачи и в силу объек- тивной логики вещей требует от него как самого существенного определен- ности в отношении этих задач. На них формируется и на них же испытыва- ется и проверяется характер людей» [Рубинштейн, 1999, с. 621]. Таким образом, эмпирические данные позволяют утверждать, что по мере продолжающегося роста темпов изменений социокультурного кон- текста будет усиливаться тенденция к дестандартизации жизненных сце- нариев и моделей. В то же время, несмотря на нарастающую тенденцию ин- дивидуализации жизненных моделей и, соответственно, жизненного опыта людей, сообщество всегда будет продуцировать нормы жизнедеятельности, и, следовательно, будет сохраняться общее, типическое в жизни людей. Нет двух людей одного и того же возраста, пола, социального положе- ния и одной субкультуры, которые имели бы идентичный жизненный опыт. Культура сама по себе состоит из набора норм, которые самым различным образом применяются и интерпретируются каждой ма- терью и каждым отцом. И всё же из опыта мы знаем, что члены раз- личных обществ будут, как правило, стремиться разрешать проблемы удовлетворения биологических потребностей, приспособления к при- родным условиям и к другим людям способами, в которых будет много общего [Клакхон, 1998, с. 230].
Психологический аспект индивидуализации жизненных сценариев про- является в движении от детерминации к самодетерминации, в становлении человека как субъекта жизни, в соответствующих изменениях в ценност- но-смысловой сфере. Эмпирическое подтверждение этой тенденции также может быть получено на основании межпоколенных сравнений. В качестве примера рассмотрим исследование (С. Ю. Лавренчук под нашим руководством), участницами которого были женщины трех поко- лений, состоящие в прямом родстве, жительницы Петербурга и Ленин- градской области от 17 до 86 лет в количестве 90 человек, составляющие 30 семей: женщины старшего поколения («бабушки») — 1920–1945 го- дов рождения (средний возраст — 74 года); женщины среднего поколе- ния («матери») — 1948–1964 годов рождения (средний возраст — 46 лет); женщины младшего поколения («дочери») — 1975–1988 годов рождения (средний возраст — 22 года). Исходя из возраста участниц исследования, можно утверждать, что их ценностные ориентации были в основном сфор- мированы в 50–60-х годах (для старшего поколения), в 80-х годах прошло- го века (для среднего поколения) и в наше время (для младшего поколе- ния); таким образом, различия в значимости для них тех или иных цен- ностей могут быть обусловлены существенными социальными изменени- ями, произошедшими в российском обществе на протяжении последнего полувека. Полученные в результате проведенного исследования показатели сис- темы ценностей дают четкую картину их изменений от поколения к поко- лению. От старшего поколения к среднему и младшему поколениям, как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приорите- тов, уменьшаются показатели конформности, традиций, щедрости (моти- вационной целью данного типа ценностей является благополучие близких людей), универсализма (ориентация на благополучие всех людей и приро- ды) и безопасности. Напротив, возрастают значения показателей ценности самостоятельности, стимуляции (как стремления к новизне и глубине пе- реживаний), гедонизма (как стремления к наслаждению жизнью), достиже- ний (как личного успеха, обеспечиваемого социальной компетентностью), власти (как достижения социального статуса, признания, достатка) [Гри- шина, Лавренчук, 2008]. Содержательный анализ результатов демонстрирует тенденцию сниже- ния (как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов) значимости социальных ценностей и одновременного увели- чения — личных. Практически все эти ценности так или иначе отражают ориентацию на активную, субъектную позицию в отношениях с их жизнен- ным миром. Полученные данные подтверждаются результатами другого проведен- ного нами исследования, участниками которого были несколько поколений студентов. Совпадение полученных данных позволяет рассматривать их
как возрастную норму (для молодых людей, получающих высшее образова- ние), а сами данные обнаруживают сходство с данными младшего поколе- ния из ранее описанного исследования. Таким образом, и в социологическом аспекте — как отход от стандарт- ных жизненных моделей, и в психологическом — как усиление стремления к самостоятельности, к новизне, личной активности — жизненные сцена- рии людей обнаруживают тенденцию к снижению нормативности и усиле- нию индивидуализации. Когда начинается индивидуальное выстраивание жизненного сцена- рия? Начальный период жизни человека более жестко определяется норма- тивными установками общества, что связано с необходимостью решения задач эффективной социализации человека в социальном контексте. В рам- ках нашей культуры этот период задан установленным сроком начала обя- зательного школьного образования. Однако уже на этом типичном сценар- ном отрезке возникают отклонения, оказывающие влияние на дальнейший жизненный сценарий человека. Эти отклонения могут быть сопряжены с особыми трудностями прохождения нормативного сценария. В результа- те этот этап жизненного сценария реализуется неэффективно, или удли- няются сроки его прохождения, или этот отрезок нормативного сценария остается незавершенным, что в дальнейшем может привести к деструкции жизненного сценария. Например, подросток плохо учится, с трудом окан- чивает школу, остается на второй год или вовсе бросает учебу, что создает очевидные трудности в его дальнейшей реализации. Другой тип возникающих отклонений от нормативного сценария — ранние проявления самостоятельности, ответственности, появление в структуре типичного содержания нормативного сценария занятий, от- ражающих проявления профессиональной направленности, устойчивых увлечений, являющихся результатом собственного выбора, что отражает ранние проявления субъектности; данные отклонения от нормативности фактически задают «опережающий сценарий», также влияющий на после- дующий жизненный сценарий. С возрастом авторское отношение человека к собственной жизни при- обретает всё бóльшие основания и возможности. Периоды взрослости — особенно средней и старшей — это уже периоды самостоятельного творе- ния своего жизненного пути [Сапогова, 2013]. Как описывается индивидуальный жизненный сценарий? Индивидуа- лизация жизненного сценария проявляется в вариативности ряда его ха- рактеристик и обычно описывается с помощью следующих параметров: (1) количество событий, выделяемых человеком в качестве значимых в сво- ей жизненной истории; (2) содержание этих событий (их тип); (3) оценка (восприятие) собственной жизни и особенности ее описания. Объем жизненного сценария определяется количеством событий, вклю- чаемых человеком в описание своей жизни. Этот показатель не обязательно
увеличивается с возрастом, как можно было бы ожидать: бóльшая часть со- бытий, упоминаемых людьми, обычно приходится на более молодой воз- раст; кроме того, с возрастом, видимо, происходит более строгий отбор со- бытий, включаемых в описание своей жизни. По результатам наших исследованиях количество упоминаемых че- ловеком событий при описании своей жизни положительно коррелирует с показателями жизнестойкости, с высокими значениями ценностей само- стоятельности и стремления к новизне, с позитивной оценкой настоящего и позитивной установкой к будущему. Кроме того, лица с объемным жиз- ненным сценарием более высоко оценивают свою способность влиять на течение собственной жизни и получают больше удовольствия от жизни. Хотя эти данные выглядят вполне правдоподобно, нет достаточных осно- ваний считать их универсальными. Однако можно утверждать, что низкий уровень событийности картины жизни (малое количество приводимых со- бытий) является скорее неблагоприятным признаком. Содержание событий жизни. Обычно они включают биографические факты типичного жизненного сценария (поступление в институт, начало работы, появление семьи и т. д.), социальные события (например измене- ния в социальном статусе), события, связанные с отношениями с людьми (появление новых друзей, кризис в отношениях), события в жизни близких людей (выход на пенсию, развод), события «внутреннего плана», связанные с переживаниями, новым опытом и т. д. Показательным является соотно- шение разного типа событий. В проведенном нами лонгитюдном исследова- нии, участниками которого являлись студенты, сравнивались личностные особенности тех из них, кто при описании событий, произошедших с ними за последние годы, упоминал события экзистенциального типа («острое чувство одиночества», «первый опыт свободы» и др.), с остальными. Ока- залось, что у студентов, которые среди значимых событий своей жизни упоминали духовные события, экзистенциальный опыт, наблюдались более интенсивные изменения в становлении ценностно-смысловой сферы и раз- витии тех личностных особенностей, общую тенденцию которых можно описать как нарастание личностной зрелости. Способность рефлексиро- вать события в духовной сфере и оценивать их значимость является пози- тивной характеристикой личности. Оценка и восприятие собственной жизни. Бóльшая часть людей оце- нивает свою жизнь как уникальную. По нашим данным, такая оценка кор- релирует с высокими значениями ценностей самостоятельности и стремле- ния к новизне, а также со шкалой контроля из теста жизнестойкости: чем больше чувство управления своей жизнью и выстраивания ее по личному замыслу, тем более уникальной, индивидуализированной ощущает свою жизнь человек. Важным параметром в восприятии собственной жизни является ее це- лостность, что может проявляться как в прямых оценках, так и в описани-
Каталано Бруно. Путешественники. Серия скульптур. Сен-де-Ванс, Франция
ях, выявляющих связность событий, их внутреннюю взаимосвязь, «жиз- ненную логику» или фрагментарность, распадение на отдельные этапы («начинать с чистого листа»; прошлое воспринимается как «мелкое», «ма- ленькое», «не заслуживающее внимания»; или, напротив, отсутствие карти- ны будущего — «всё в прошлом»). Восприятие собственной жизни как це- лостной и внутренне взаимосвязанной, по нашим данным, положительно связано с жизнестойкостью. При анализе жизненной ситуации человека заслуживает внимания и то, как он описывает свое будущее — одни видят и говорят о нем в терми- нах социальных ролей и социальных достижений («стану специалистом», «получу диплом»), другие — в терминах личностного роста, развития по- тенциала, приобретения компетенций и развития психологических ка- честв («научусь… смогу…»). Заметны различия и в грамматике описаний: «я хочу» или «меня ждет». Описание разных типов жизненных сценариев (как и их общих па- раметров: структуры, объема, внутренней связности или дискретности и т. д.) представляется задачей особой сложности, но и особой теоретиче- ской и практической значимости. Это становится тем более очевидным, поскольку мы вступаем в эпоху индивидуальных жизненных выборов, ин- дивидуального выстраивания жизненного сценария, индивидуализации человеческого существования. Жизнь человека становится сложнее, но эта сложность вполне отвечает его сущности и потенциалу, его возможностям и желаниям, открывая перед ним перспективу иного, более полного и под- линного существования. Как писал М. Мамардашвили, жизнь, в которой я сам участвую, тем самым превращается в бытие.
Экзистенциальный аспект индивидуализации жизненных сце - нариев проявляется в осмыслении человеком собственной жизни, в осознавании собственной свободы и способности действовать и в силу этого — в осознавании авторства собственной жизни как от - ветственности за свой жизненный мир.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.061 с.) |