Критические жизненные ситуации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критические жизненные ситуации



Особый интерес психологи проявляют к так называемым критическим си- туациям, которые часто ставят человека перед необходимостью решения сложных жизненных задач, становятся вызовом его ресурсам и способно- сти справляться с трудностями. Кроме того, критические ситуации обла- дают большим диагностическим потенциалом, позволяя зачастую более точно выявить личностные особенности человека.

Анализ отечественной психологической литературы показал, что в ка- честве синонимов к понятию «критическая ситуация» используются поня- тия кризисной или экстремальной, а также трудной, проблемной или пере- ломной ситуации.

Ф. Е. Василюк, автор хорошо известных в российской психологии работ по проблемам критических ситуаций, следующим образом определяет кри- тическую ситуацию:

 

Критическая ситуация — ситуация невозможности, т. е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации вну- тренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценно- стей и пр.). <…> Тип критической ситуации определяется характером состояния “невозможности”, в котором оказалась жизнедеятельность субъекта. “Невозможность” же эта определяется, в свою очередь, тем, какая жизненная необходимость оказывается парализованной в ре-

зультате неспособности имеющихся у субъекта типов активности справиться с наличными внешними и внутренними условиями жизне- деятельности [Василюк, 1984, c. 31–32].

 

На основании этих критериев Василюк анализирует особенности четырех типов критических ситуаций: стресс, фрустрация, конфликт и кризис (табл. 7).


 

Таблица 7. Типология критических жизненных ситуаций

Онтологиче - ское поле Тип активности Внутренняя необходимость Нормальные условия Тип критической ситуации
Витальность Жизнедея- тельность организма «Здесь-и-теперь» удовлетво рение Непосред- ственная данность жизненных благ Стресс
Отдельное жизненное отношение Деятельность Реализация мотива Трудность Фрустрация
Внутренний мир Сознание Внутренняя согласованность Сложность Конфликт
Жизнь как целое Воля Реализация жизненного замысла Трудность и сложность Кризис

[Василюк, 1984, с. 48]

 

Понятие стресс а, изначально означавшее неспецифическую физио- логическую реакцию организма, постепенно обретает законный статус и

в психологии. Нормальными условиями функционирования организма яв- ляется непосредственная данность жизненных благ, а внутренней необхо- димостью — «здесь-и-сейчас» удовлетворение. Любые нарушения процесса взаимодействия организма со средой, невозможность немедленного удов- летворения потребностей вызывает в ответ активность на уровне жизне- деятельности организма. Таким образом, онтологическим полем, в рамках которого переживается стресс, является витальность.

Фрустрация описывается в психологии как ситуация, в которой моти- вация индивида, связанная с достижением каких-то целей и удовлетворе- нием потребностей, сталкивается с препятствиями. Само по себе это яв- ляется обычной жизненной ситуацией, вызывающей активность человека, направленную на преодоление трудностей и реализацию своей мотивации. Критической эта ситуация становится тогда, когда трудность воспринима- ется как непреодолимая.

Конфликт как следующий и более сложный вид критической ситуации

развивается во внутреннем мире человека и представляет собой пережива- емое им противоречие, столкновение мотивов человека, его представлений, что нарушает внутреннюю согласованность, непротиворечивость нашего мира. Критической эта ситуация становится тогда, когда субъект ощущает ее субъективную неразрешимость.

Кризис возникает, когда мы сталкиваемся с невозможностью реализации

нашего жизненного замысла. Кризис — это всегда кризис жизни, критический момент, который может стать поворотным на жизненном пути личности.


 

Внутренней необходимостью жизни личности является реализация своего пути, своего жизненного замысла. Психологическим «органом», проводящим замысел сквозь неизбежные трудности и сложности мира, является воля. Воля — это орудие преодоления умноженных друг на друга сил трудности и сложности. Когда перед лицом событий, охваты- вающих важнейшие жизненные отношения человека, воля оказыва- ется бессильной (не в данный изолированный момент, а в принципе, в перспективе реализации жизненного замысла), возникает специфи- ческая для этой плоскости жизнедеятельности критическая ситуация — кризис [Василюк, 1984, с. 47].

 

Рассматриваемая нами тематика экзистенциальных проблем относит- ся к переживаемым человеком кризисам. Стресс, фрустрация, конфликт — понятия, которые могут употребляться при обсуждении экзистенциальной тематики, но действительное переживание экзистенциальной проблемы — это всегда экзистенциальный кризис. Кризис, связанный с невозможностью дальнейшего существования в данной жизненной ситуации, который, как и любой кризис, требует своего преодоления, в результате которого что-то меняется в нас и нашей жизненной ситуации.

В любом случае критическая ситуация — это столкновение человека

с новым опытом, ставящее его перед необходимостью осваивать или пере- осмысливать новое в своей деятельности, отношениях с окружающими или в своей жизни в целом.

Таким образом, критическая ситуация определяется, с одной стороны, неготовностью к ней человека (ее неожиданностью, отсутствием у человека адекватных данной ситуации знаний, умений, навыков, паттернов поведе- ния), с другой — ощущением невозможности жить в данной ситуации.

Что провоцирует возникновение критических жизненных ситуаций?

С одной стороны, как уже отмечалось, это могут быть объективные факторы — изменения широкого контекста, влекущие за собой или про- воцирующие изменения в жизненных ситуациях людей. Распространен- ным в современной литературе является представление о потенциальном увеличении числа критических ситуаций в современном мире. В качестве примера ссылаются на сокращение числа рабочих мест и рост безработицы, оборачивающиеся для конкретного человека потерей работы; финансовые и банковские кризисы, приводящие к потере накоплений и средств к суще- ствованию конкретных людей; стихийные бедствия, отнимающие у людей крышу над головой, и т. д.

Однако одних объективных условий — без того, как они переживают- ся человеком, — недостаточно. Социолог З. Бауман, оценивая сегодняшнее состоя ние среды, приходит к выводу: «Ненадежность, неустойчивость, уязвимость — это наиболее широко распространенная (а также наиболее остро ощущаемая) особенность современных условий жизни. <…> Этот феномен, который пытается передать и ясно сформулировать все эти по- нятия, представляет собой комбинированное переживание ненадежности


Фото Г. Кургина

 

 

(работы, имеющихся прав и средств к существованию), неуверенности

(в их сохранении и будущей стабильности) и отсутствия безопасности (собственного тела, своего “Я” и их продолжений: имущества, соседей, все- го сообщества)» [Бауман, 2008, с. 173].

В психологической литературе также приводятся различные эмпири- ческие данные, описывающие факторы, способствующие восприятию си- туаций как критических.

Так, В. В. Нуркова и К. Н. Василевская считают, что отличительные осо- бенности критических (трудных) ситуаций образуются в результате комп- лексного взаимодействия пяти факторов:

1) фактора вероятностного прогнозирования: исходя из анализа сво- его прошлого опыта, человек оценивал вероятность наступления этого события как нулевую либо минимальную;

2) витального фактора, который выражается в субъективном ощуще- нии невозможности жить, существовать в навязанной ситуации, когда человеку кажется, что он не перенесет этих условий, не смо- жет с ними смириться;

3) когнитивного фактора — отсутствия необходимых знаний, умений и навыков для жизни в данной ситуации, неприменимости имею- щихся когнитивных схем;

4) поведенческого фактора — отсутствия сформированных моделей поведения;

5) экзистенциального фактора — ощущения смыслоутраты, «экзи-

стенциального вакуума».

На более высоком уровне обобщения эти ситуации объединяет

в первую очередь симптоматика деформации временнóй трансспективы


 

личности, когда будущее утрачивает свою позитивную валентность, на- стоящее хаотично, а прошлое перестает быть ресурсом для продуктивного жизне творчества [Нуркова, Василевская, 2003]. Примечательно, что авторы добавляют к традиционным характеристикам экзистенциальный фактор — как ощущение того, что привычный смысл теряется, требует подтвержде- ния или пересмотра.

13.5
Как человек с этим справляется?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.015 с.)