Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принцип ситуационизма , утверждающий сильное детермини -
рующее влияние ситуации: «социальный контекст пробуждает к жизни мощные силы, стимулирующие или ограничивающие поведение» [ Росс, Нисбетт, 1999].
Вопрос о том, как человек взаимодействует с окружающей средой, является «вечной» темой психологии. В свое время Х. Хекхаузен, обобщая все воз- можные подходы психологии к объяснению поведения человека, свел их к че- тырем возможным вариантам. 1. Личностно-центрированный подход (теория свойств личности) ис- ходит из того, что в повторяющихся или схожих ситуациях человек ведет себя схожим образом, а разные люди в одной и той же ситуации ведут себя различным образом. На основании этого делается вывод о том, что поведение человека является следствием его личностных, индивидуальных особенностей. Ситуация выступает как импульс к действию, актуализируя диспозиции «привычной готовности».
Критика данного подхода обычно подвергает сомнению однородность поведения индивида по отношению к ситуациям и акцентирует внимание на том, что в схожих ситуациях поведение человека не так уж однотипно (как можно было бы ожидать исходя из детерминированности поведения человека исключительно имеющимися у него личностными диспозициями). 2. Ситуационно-центрированный подход (ситуационизм) опирается на представления о вариативности поведения человека, обусловленной его от- ношением к ситуации и ситуационной мотивацией. Поведение выводится из свойств ситуации, что доказывалось в том числе экспериментальными исследованиями, в которых варьировались ее особенности, в результате чего наблюдались и соответствующие этому вариации поведения человека. Обе предложенные объяснительные модели стали основанием для различающихся направлений исследований, что позволило даже говорить о «двух дисциплинах научной психологии» [Хекхаузен, 1986, с. 20], одна из которых изучает индивидуальные различия людей и разрабатывает со- ответствующие методы измерения, а другая делает акцент на анализе эф- фектов, производимых внешними переменными. Однако очевидная од- носторонность этих подходов довольно быстро приводит к возникновению третьей объяснительной модели. 3. Новый подход пытается соединить две ранее представленные точ- ки зрения, ставя в центр внимания взаимодействие индивида с ситуацией как объяснительный фактор поведения человека. Действительно, трудно не согласиться с тем, что в большинстве ситуаций поведение человека обыч- но обусловлено как личностными, так и ситуационными факторами. При этом понятие «взаимодействие индивида с ситуацией» подразумевает, что поведение человека есть результат некоторого взаимовлияния его харак- теристик и особенностей ситуации, которые в результате непрерывного взаимо обмена между ними влияют как на мотивацию и диспозиции инди- вида, так и на его оценку ситуации.
Несмотря на преимущества этого подхода, он тем не менее сталкива- ется с рядом исследовательских трудностей, в том числе с невозможностью строгого разграничения личностных и ситуационных факторов: взаимо- действие индивида с ситуацией, в сущности, представляет собой их взаи- мовлияние, взаимопроникновение. 4. Возможности осуществления деятельности. Название данного подхо- да к пониманию взаимодействия личностных и ситуационных переменных в поведении человека заметно отличается от других. Объясняя смысл дан- ного подхода, Хекхаузен отмечает, что он дает объяснение «не тому, почему производится определенное действие, а тому, почему оно не производится». Ответ на этот вопрос — из-за недостаточных возможностей осуществле- ния вследствие ограниченности условий жизненного окружения. Акцент в данном подходе делается на ситуационных характеристиках жизненно- го окружения, которые рассматриваются как возможности и ограничения
осуществления деятельности. Длительный дефицит возможностей ограни- чивает личность, развитие у нее соответствующих черт и формирование паттернов поведения. Фактически ситуация определяет поведение челове- ка теми формами, которые соответствуют данному месту и времени и не зависят от индивида. Каждый из описанных Хекхаузеном подходов имеет свои основания и релевантен для разного типа исследований поведения и решения задач поиска детерминант активности человека.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.004 с.) |