Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 3. Круговорот химических элементовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задачи. Сформировать знания о круговороте важнейших биогенных элементов — углерода и азота. Показать основные этапы поглощения этих элементов, движении их по цепям питания и возвращение в неживую природу. Вспомнить значение данных элементов для живых организмов. Проверить знания учащихся и повторить материал по теме "Биомасса биосферы". Оборудование. Демонстрационный материал: таблицы по общей биологии, кодограмма (приложение 1), презентация. Ход урока: Повторение. Письменная работа с карточками на 10 мин. 1. Сравните биомассу продуцентов и консументов на суше и в океане. 2. Как распределена биомасса в Мировом океане? 3. Охарактеризуйте биомассу суши. 4. Дайте определение терминам или раскройте понятия: нектон; фитопланктон; зоопланктон; фитобентос; зообентос; процент биомассы Земли от массы косного вещества биосферы; процент биомассы растений от общей биомассы наземных организмов; процент биомассы растений от общей биомассы водных организмов. Работа с карточкой у доски: приложение 2. Компьютерное тестирование: приложение 3. Устное повторение. Изучение нового материала. Объяснение с помощью таблиц, кодограммы.
Круговорот углерода
Деятельность живых организмов приводит к биогенной миграции химических элементов в биогеоценозах, к их круговороту. Автотрофные организмы постоянно извлекают из косного вещества биосферы биогенные элементы, которые движутся по цепям питания, могут на длительное время выводится из круговорота в форме биогенного вещества, но, в конце концов, редуценты, деструкторы возвращают их в неживую природу. Круговорот химических элементов рассмотрим на примере круговорота важнейших биогенных элементов — углерода и азота. Углерод входит в состав всех органических веществ любых живых организмов. Он извлекается из атмосферы в форме углекислого газа во время фотосинтеза, из углекислого газа и воды образуются углеводы и другие органические молекулы. Часть углерода возвращается в атмосферу при дыхании самих растений (до 50%), другая часть начинает движение по пастбищным и детритным цепям питания. Большая часть потребленного каждым организмом органического вещества окисляется при дыхании и только 5-25% превращается в собственное органическое вещество. При переходе от одного организма к другому происходит потеря большей части энергии в форме тепла и разрушение органического вещества до углекислого газа и воды. Редуценты разлагают органическое вещество погибших организмов, погибают сами и таким образом углерод в форме углекислого газа возвращается в атмосферу.
Круговорот азота
Несмотря на то, что растения буквально купаются в азоте (азота в атмосфере около 80%), они не могут использовать. Атмосферный азот химически инертен, его фиксация осуществляется только некоторыми свободноживущими бактериями, клубеньковыми бактериями и цианобактериями. После их гибели соединения азота используются продуцентами, затем консументами. Часть азота фиксируется из атмосферы в виде оксидов во время грозовых разрядов. Азот входит в состав белков и нуклеиновых кислот, это один из четырех элементов первой группы, на долю которых приходится до 98% от массы организма. В результате жизнедеятельности происходит постоянное выведение из организма продуктов белкового обмена — аммиака, мочевины, мочевой кислоты и других. После гибели организмов, при разложении органических веществ аммонифицирующие бактерии образуют аммиак (NH3). Нитрифицирующие бактерии окисляют аммиак до нитритов и нитратов. Растения способны усваивать часть нитратов, вновь используя азот для синтеза белков. Возвращают азот в атмосферу денитрифицирующие бактерии, которые в процессе гниения остатков растений и животных превращают нитраты в свободный азот.
Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой. Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы. Можно задать ряду учащимся подготовить рефераты или краткие сообщения на темы: «Климат биосферы», «Загрязнение атмосферы», «Загрязнение водных систем», «Уничтожение лесов», «Почва, ее настоящее и будущее», «Потеря биоразнообразия биосферы», «Энергетика сегодня и завтра». Приложение 1. Кодограмма к уроку Приложение 2. Карточка у доски
Приложение 3. Тестовое задание.
Задание 27. "Биомасса биосферы" Тест 1. Биомасса биосферы от массы косного вещества биосферы составляет: 1. 1%. 2. 0,1%. 3. 0,01%. 4. 0,001%. Тест 2. На долю растений от биомассы Земли приходится: 1. 99%. 2. 90%. 3. 80%. 4. 75%. Тест 3. Биомасса растений на суше по сравнению с биомассой наземных гетеротрофов: 1. Преобладает и составляет 99,2%. 2. Составляет 60%. 3. Составляет 50%. 4. Меньше биомассы гетеротрофов и составляет 6,3%. Тест 4. Биомасса растений в океане по сравнению с биомассой водных гетеротрофов: 1. Преобладает и составляет 99,2%. 2. Составляет 60%. 3. Составляет 50%. 4. Меньше биомассы гетеротрофов и составляет 6,3%. Тест 5. Использование солнечной энергии для фотосинтеза на суше в среднем составляет: 1. 1%. 2. 0,1%. 3. 0,04%. 4. 0,01%. Тест 6. Использование солнечной энергии для фотосинтеза в океане в среднем составляет: 1. 1%. 2. 0,1%. 3. 0,04%. 4. 0,01%. Тест 7. Бентос океана представлен: 1. Активно передвигающимися в толще воды животными. 2. Организмами, населяющими толщу воды и переносимыми морскими течениями. 3. Организмами, живущими на грунте и в грунте. 4. Организмами, живущими на поверхностной пленке воды. Тест 8. Нектон океана представлен: 1. Активно передвигающимися в толще воды животными. 2. Организмами, населяющими толщу воды и переносимыми морскими течениями. 3. Организмами, живущими на грунте и в грунте. 4. Организмами, живущими на поверхностной пленке воды. Тест 9. Планктон океана представлен: 1. Активно передвигающимися в толще воды животными. 2. Организмами, населяющими толщу воды и переносимыми морскими течениями. 3. Организмами, живущими на грунте и в грунте. 4. Организмами, живущими на поверхностной пленке воды. Тест 10. От поверхности вглубь водоросли произрастают в следующем порядке: 1. Неглубоко бурые, глубже зеленые, глубже красные до — 200 м. 2. Неглубоко красные, глубже бурые, глубже зеленые до — 200 м. 3. Неглубоко зеленые, глубже красные, глубже бурые до — 200 м. 4. Неглубоко зеленые, глубже бурые, глубже красные — до 200 м.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.62.5 (0.008 с.) |