Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Й урок. Зачет по главе «антропогенез». Предмет экологии. Экологические факторы среды

Поиск

Й урок. Абиотические факторы среды

Й урок. Биотические факторы среды

Й урок. Экологическая характеристика вида и популяции

Й урок. Экологические системы

Й урок. Поток энергии и цепи питания

Й урок. Саморегуляция. Смена экосистем

Й урок. Агроценозы.

Урок 1. Предмет экологии. Экологические факторы среды

Задачи. Дать определение и сформировать знания об основных задачах, стоящих перед экологией. Сформировать понятие об экологических факторах — абиотических, биотических и антропогенных. Рассмотреть схему действия экологического фактора, сформулировать определения биологического оптимума и ограничивающего фактора.

Оборудование. Демонстрационный материал: таблицы по общей биологии, кодограмма (приложение 1), презентация.

Ход урока:

Зачет по главе «Происхождение человека»

 

  1. Приведите пять признаков млекопитающих, характерных для человека.
  2. Каков исторический возраст, V мозга палеоантропов?
  3. По каким признакам человека относят к отряду приматов?
  4. Кто относится к архантропам?
  5. Какие морфологические особенности имеет монголоидная раса?
  6. Каков исторический возраст, V мозга Человека прямоходящего?
  7. Определение рудиментов и три примера рудиментов у человека.
  8. Какие обезьяны относятся к понгидам (человекообразным обезьянам)?
  9. Каковы следствия стадного образа жизни предшественников человека?
  10. Какие морфологические особенности имеет негроидно-австралоидная раса?

 

  1. Какие биологические факторы эволюции привели к появлению человека от обезьян?
  2. Каков исторический возраст, V мозга неоантропов?
  3. Кто является ближайшим предком австралопитеков?
  4. Каков исторический возраст, V мозга Человека умелого?
  5. От каких обезьян произошли дриопитеки?
  6. Кто относится к гоминидам?
  7. Определение атавизмов и три примера атавизмов у человека.
  8. Кто является ближайшим предком понгид и гоминид?
  9. Когда и от кого произошли приматы?
  10. Какие социальные факторы привели к появлению человека?

 

  1. Кто является ближайшим предком архантропов?
  2. У какой обезьяны ДНК cходна с ДНК человека на 97,5% и одинакова последовательность аминокислот в гемоглобине?
  3. Каков исторический возраст, V мозга австралопитеков?
  4. Три примера эмбриологических доказательств животного происхождения человека.
  5. Кто относится к палеоантропам?
  6. Перечислите антропоморфозы, появившиеся в антропогенезе в результате прямохождения?
  7. Кто относится к неоантропам?
  8. Какие морфологические особенности имеет европеоидная раса?
  9. Какой объем мозга характерен для понгид? Сколько хромосом у понгид?
  10. Какой ученый-метафизик поместил человека вместе с полуобезьянами и обезьянами в группу приматов? Кто предположил, кто доказал, что человек произошел от гоминид?

Изучение нового материала. Объяснение с помощью таблиц, видеоматериалов, кодограммы, презентации.

 

Предмет экологии

Термин экология был предложен в 1866 г. немецким ученым Геккелем (от греческого Oikos дом, жилище, logos — наука). Экология — наука, изучающая взаимоотношения отдельных организмов друг с другом и со средой обитания. Экология изучает внутривидовые и межвидовые взаимоотношения, влияние факторов неживой природы, изучает жизнь на уровнях, более сложных, чем организм: популяционно-видовом, биогеоценотическом и биосферном.

Отсюда и задачи экологии:

1. Важнейшая задача экологии — изучение влияния на организм различных факторов среды — абиотических — света, температуры, влажности и биотических — изучаются взаимоотношения между организмами в популяции, динамика численности, характер изменения полового и возрастного состава;

2. На уровне биогеоценозов изучаются трофические уровни природных сообществ, круговорот веществ и движение энергии, механизмы саморегуляции, законы, по которым происходит развитие и смена сообществ;

3. На биосферном уровне экологи изучают распространение жизни в различных геологических оболочках Земли, влияние живых организмов на неживую природу, функции живого вещества и эволюцию биосферы;

4. Наибольшее практическое значение имеет особый раздел экологии — изучение влияния человека на окружающую среду, на неживую природу и живые организмы. Экология является теоретической базой охраны природы: сохранения атмосферы, почвы, гидросферы, растительного и животного мира. Экологический контроль за предприятиями, водой, атмосферой помогает сохранить здоровье людей и окружающую нас природу, экологическая стратегия при строительстве как промышленных, так и бытовых объектов помогают создать наиболее благоприятные условия для жизни людей. Хорошим примером экологической стратегии является строительство предприятия: где строить –  в городе или за городом? Город — место для жизни и отдыха людей и строить его в городе нельзя, хотя и выгодно — не нужны новые дороги и транспорт. Нужно строить за городом, снижается уровень шума в городе, уровень загрязнения.

Экологические факторы

На организм воздействует комплекс элементов окружающей среды обитания, ее отдельные элементы, оказывающие прямое или косвенное воздействие на организм и называются экологическими факторами.

Все экологические факторы делят на две большие группы: абиотические и биотические.

Абиотические факторы — факторы неживой природы: свет, температура, влажность, давление и другие.

Под биотическими факторами понимают влияние живых организмов на другие организмы. Это и внутривидовые взаимоотношения, и межвидовые — наличие пищи, хищники, паразиты, конкуренты, растения, создающие определенную среду обитания. К биотическим факторам относятся и антропогенные факторы — результат прямого воздействия человека на организмы (вырубка лесов, охота) или его косвенного влияния (загрязнение атмосферы губительно сказывается на многих растениях).

Для характеристики действия отдельного экологического фактора на организм удобно использовать график, на котором на горизонтальной оси показано изменение интенсивности фактора, а на вертикальной — степень благоприятствования фактора, которая в данном случае измеряется количеством особей. Видно, что максимальное количество особей предпочитает оптимальную интенсивность фактора, при уменьшении или увеличении его интенсивности особи сначала находятся в зоне нормальной жизнедеятельности, затем в зоне угнетения, и, наконец, при достижении нижнего и верхнего пределов выносливости наступает их гибель. Фактор, значение которого выходит за пределы выносливости называется ограничивающим фактором.

Но на организм действует комплекс факторов, причем, если интенсивность даже одного фактора выходит за пределы выносливости, организм погибает. Хорошим примером служит закон минимума Юстуса Либиха (химик, 1840 г.): «Веществом, находящимся в минимуме, управляется урожай и определяется величина и устойчивость последнего во времени». Для наглядности этот фактор можно сравнить с самой короткой дощечкой в бочке — именно она определяет количество воды в бочке.

Живые организмы способны переносить определенные изменения интенсивности каждого абиотического фактора. Причем одни организмы способны переносить изменения факторов в широких пределах и называются эврибионтными (от греч. eurus — широкий), другие выдерживают колебания интенсивности в очень небольших пределах и называются стенобионтными (от греч. stenos — узкий).

Оптимум и пределы выносливости к одному фактору зависят от интенсивности других факторов, например, сытое животное легче переносит низкие температуры, или при неизменной низкой температуре изменение влажности воздуха изменяет интенсивность теплоотдачи с поверхности кожи.

Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.

Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.

 

 

Приложение 1. Кодограмма к уроку.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.157.231 (0.01 с.)