Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 3. Доказательства эволюцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задачи. Сформировать знания о фактах, свидетельствующих в пользу эволюции. Дать краткую характеристику биохимических, эмбриологических, сравнительно-анатомических, палеонтологических и биогеографических доказательств эволюции. Повторить материал и проконтролировать знания учащихся по теме "Возникновение и развитие дарвинизма". Оборудование. Демонстрационный материал: таблицы по общей биологии, кодограмма (приложение 1), презентация. Ход урока: Повторение. Письменная работа с карточками на 10 мин. 1. Чем теория Дарвина отличается от теории Ламарка? 2. Как по Ч.Дарвину появилось многообразие видов? 3. Какие наблюдения привели Дарвина к мысли об изменяемости видов? 4. Как по Ч.Дарвину появилась длинная шея у жирафа? Работа с карточкой у доски: приложение 2. Компьютерное тестирование: приложение 3. Устное повторение. Изучение нового материала. Объяснение с помощью таблиц, кодограммы или презентации. Данные наук
Доказательства эволюции базируются на данных различных наук: биохимии, эмбриологии, сравнительной анатомии, палеонтологии, физиологии, биогеографии. Данные молекулярной биологии, вероятно, одни из самых убедительных. Универсальность генетического кода и единство аминокислотного состава белков свидетельствуют о едином происхождении всех живых организмов Земли. Доказано, что у близкородственных групп организмов белки сходны по аминокислотному составу и сходна нуклеотидная последовательность ДНК в хромосомах. Например, гемоглобин человека и шимпанзе идентичен по аминокислотному составу, а между гемоглобином человека и гориллы отличия в двух аминокислотах. Сравнение аминокислотной последовательности в рибосомальных белках и нуклеотидной последовательности в рибосомальных РНК (как одних из наиболее консервативных) подтверждает классификацию всех основных групп живых организмов. Чем ближе родство, тем меньше отличий в строении ДНК и белков.
Сравнительная эмбриология приводит убедительные доказательства в пользу эволюции. Еще Ч.Дарвин обратил внимание на связь между индивидуальным развитием — онтогенезом и историческим развитием вида — филогенезом. Немецкие ученые Э.Геккель и Ф.Мюллер сформулировали биогенетический закон, закон рекапитуляции:"онтогенез — есть краткое и быстрое повторение филогенеза".Например, зародыши млекопитающих на ранних стадиях развития имеют длинный хвост и жаберные щели и похожи на зародыш рыбы, затем на зародыш земноводного, затем — пресмыкающегося, имеют клоаку. Рекапитуляция признаков объясняется тем, что на разных стадиях включаются сохранившиеся гены далеких предков — рыбы, земноводного, пресмыкающегося, обезьяны. Головастик лягушки имеет рыбообразную форму тела, боковую линию, двухкамерное сердце и один круг кровообращения. Он как бы повторяет признаки рыб, далеких предков земноводных. Взрослая асцидия неподвижна, похожа на беспозвоночное животное, а личинка асцидии имеет хорду и нервную трубку и сходна с ланцетником. На этом основании асцидию относят к типу хордовых, подтипу личиночно-хордовых. Сравнительная анатомия показывает, что план строения позвоночных животных одинаков у различных классов. Например, в скелете земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих различают четыре отдела: скелет головы, туловища, конечностей и поясов конечностей. Отделы состоят из одинаковых костей, различия в строении появляются в результате приспособлений к конкретным условиям среды. Сходный план строения имеют и остальные системы органов, и отдельные органы. Для всех птиц, например характерна правая дуга аорты, а для млекопитающих — левая. В пользу эволюции свидетельствуют рудименты — органы, утратившие свои функции и находящиеся на грани исчезновения (волосяной покров на конечностях и туловище у человека, копчик — рудимент хвоста, состоящий из 3 — 4 позвонков, остатки тазового пояса у кита). К сравнительно анатомическим доказательствам относятся и атавизмы — случаи возврата к признакам предков (у человека — случаи рождения с детей хвостом, с дополнительными парами сосков). Классические доказательства предоставляет сравнительная палеонтология, изучающая ископаемые организмы, жившие в прошлые эпохи. История развития живых организмов на Земле сохранилась в виде ископаемых остатков. Прямым доказательством эволюции является ярусность расположения остатков живых организмов: чем более древний слой изучается, тем более примитивные формы жизни в нем находятся, в верхних слоях находят остатки более поздних форм жизни. Обнаружены ископаемые переходные формы, позволяющие с уверенностью говорить о происхождении той или иной группы организмов. Например, псилофиты — переходная форма от водорослей к высшим наземным растениям, семенные папоротники доказывают образование голосеменных растений от папоротникообразных. В царстве животных наиболее известны находки археоптерикса, первоптицы размером с голубя, но имеющей многие признаки пресмыкающихся: зубы на челюстях; по три пальца с когтями, выступающие из крыльев; хвост, состоящий из большого количества позвонков с расположенными на нем перьями; наличие брюшных ребер. Ископаемые стегоцефалы имеют признаки рыб и земноводных, котилозавры — признаки земноводных и пресмыкающихся, зверозубый ящер — признаки пресмыкающихся и млекопитающих. Палеонтологи по ископаемым остаткам сумели восстановить эволюцию многих групп животных — составлены филогенетические ряды лошади, хоботных, верблюдов. Интересные факты приводит и биогеография, наука о распространении растительного и животного мира. Поверхность Земли разделена на шесть биогеографических областей: 1) Палеоарктическую (Европа, Северная Африка, Северная и Средняя Азия, Япония); 2) Неоарктическую (Северная Америка); 3) Эфиопскую (Африка к югу от Сахары); 4) Индо-малайскую (Южная Азия и Малайский архипелаг); 5) Неотропическую (Центральная и Южная Америка); 6) Австралийскую. Фауна и флора Палеоарктической и Неоарктической областей сходны, хотя и между ними находится Берингов пролив. Сходство объясняется тем, что в недалеком прошлом существовал сухопутный мост — Берингов перешеек. Эти две области объединены Голарктическую область. Различия в растительном и животном мире между Неоарктической и Неотропической областями объясняются тем, что Панамский перешеек появился недавно. Только немногие виды сумели проникнуть в Северную Америку (броненосец, опоссум) и из Северной Америки в Южную. Австралия отделилась от остальных материков более 100 млн. лет назад, тогда еще не было плацентарных животных, и изоляция сохранила примитивных яйцекладущих и сумчатых млекопитающих. Фауны и флоры различных островов также отличаются от материковых, причем, чем раньше была потеряна связь с материком и чем дальше они расположены друг от друга, тем больше разница между обитателями островов и материка. Например, на Мадагаскаре нет высших обезьян, типичных для Африканского континента, но сохранились лемуры. Это объясняется появлением водной преграды между континентом и островом в то время, когда еще не было высших обезьян. Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой. Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.
Приложение 1. Кодограмма к уроку. Приложение 2. Карточка для работы у доски.
Приложение 3. Тестовое задание.
Задание 2. "Возникновение и развитие дарвинизма" Тест 1. Ч.Дарвин совершил кругосветное путешествие: 1. В 1831 — 1836 годы. 2. В 1841 — 1846 годы. 3. В 1851 — 1856 годы. 4. В 1865 — 1870 годы. Тест 2. Направляющим фактором при создании пород домашних животных и сортов культурных растений Дарвин считал: 1. Изменчивость. 2. Наследственность. 3. Естественный отбор. 4. Искусственный отбор. Тест 3. Направляющим фактором, обеспечивающим появление приспособленностей к среде обитания, Дарвин считал: 1. Изменчивость. 2. Наследственность. 3. Естественный отбор. 4. Искусственный отбор. Тест 4. В основе естественного отбора по Дарвину лежит: 1. Размножение в геометрической прогрессии. 2. Наследственность. 3. Изменчивость. 4. Борьба за существование. Тест 5. Книга Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора….» вышла: 1. В 1831 году. 2. В 1836 году. 3. В 1859 году. 4. В 1882 году. Тест 6. Ученый, едва не опередивший Дарвина в открытии движущих сил эволюции: 1. А.Уоллес. 2. Ч.Лайель. 3. Ж.Б.Ламарк. 4. К.Линней. Тест 7. Английский ученый, выдающийся геолог и натуралист, доказавший, что геологическое строение нашей планеты постоянно меняется в результате естественных процессов и оказавший большое влияние на мировоззрение Дарвина: 1. А.Уоллес. 2. Ч.Лайель. 3. Ж.Б.Ламарк. 4. К.Ф.Рулье. **Тест 8. Основные движущие силы эволюции по Дарвину: 1. Внутреннее стремление к самоусовершенствованию. 2. Наследственность. 3. Изменчивость. 4. Упражнение или неупражнение органов под влиянием среды. 5. Естественный отбор. 6. Передача по наследству благоприобретенных под влиянием среды признаков. **Тест 9. Длинная шея у жирафа по Дарвину появилась в результате: 1. Внутреннего стремления к самоусовершенствованию. 2. Наследственности. 3. Изменчивости. 4. Упражнения под влиянием среды. 5. Естественного отбора. 6. Передачи по наследству благоприобретенных под влиянием среды признаков.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.52.248 (0.011 с.) |