Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 3. Формы естественного отбораСодержание книги
Поиск на нашем сайте Задачи. Сформировать знания о различных формах естественного отбора, которые в зависимости от особенностей условий обитания живых организмов определяют направление отбора, его влияние на эволюцию. Проанализировать лабораторную работу, повторить материал и проконтролировать знания учащихся по теме "Естественный отбор — направляющий фактор эволюции". Оборудование. Демонстрационный материал: диафильм «Естественный отбор», кодограмма (приложение 1), презентация. Ход урока: Повторение. Анализ лабораторной работы (5-7 мин). Повторение домашнего задания устно и компьютерное тестирование (10 мин). Изучение нового материала. Объяснение с помощью диафильма, кодограммы. Формы естественного отбора Различают несколько форм естественного отбора: стабилизирующую, движущую, разрывающую и дестабилизирующую. Стабилизирующая форма действует в том случае, если условия среды остаются неизменными. В этом случае преимущественно выживают особи, приспособленные к данным условиям, отклонения от среднего значения признака устраняются отбором. Учение о стабилизирующей форме отбора было разработано русским ученым И.И.Шмальгаузеном. Благодаря этой форме отбора сохраняются примитивные формы жизни, хорошо приспособленные к конкретным условиям; сохраняются средние значения различных признаков. Под контролем стабилизирующей формы отбора находятся самые различные признаки организма. Хорошим примером являются размеры ушей у зайцев, являющихся важным органом регуляции теплоотдачи. От их размеров зависит количество теплового излучения. Большее количество зайцев имеют уши средних размеров, короткоухие погибают от перегревания, длинноухие — от переохлаждения. Движущая форма. При изменении условий существования изменяется и направление естественного отбора, преимущественно выживают особи с отклонениями от среднего значения признака. Классическим примером движущей формы естественного отбора является эксперимент с бабочкой березовая пяденица. Были подсчитаны особи со светлой и темной окраской крыльев в популяциях, живущих вдали от города и в популяциях расположенных около города Манчестера. Светлая форма мало заметна на деревьях вдали от города (на березах, покрытых лишайниками), где эта форма и преобладает. Около промышленного центра, где проводился подсчет, исчезли лишайники на березах и сами стволы стали более темными. Здесь преобладают темноокрашенные особи. Движущая форма отбора приводит к изменению признаков и образованию новых видов. Так, пресноводные кистеперые, живущие на мелководье в палеозойскую эру дали земноводных, земноводные — пресмыкающихся, последние — птиц и млекопитающих. Наглядными примерами движущей формы отбора служат микроорганизмы, насекомые и мышевидные грызуны, у которых выработалась устойчивость к антибиотикам и ядохимикатам. Разрывающую форму естественного отбора (дизруптивный отбор) Ч.Дарвин наблюдал на океанических островах, на которых появились бескрылые насекомые и насекомые с очень длинными крыльями. Насекомые со средними крыльями ветром сносились в море и погибали. Мадагаскарские тараканы, в отличие от Американских блаберусов, совершенно не имеют крыльев, но цепкие лапки позволяют им подниматься даже по стеклянной вертикальной плоскости. Разрывающая форма отбора приводит к полиморфизму — образованию нескольких форм, отличающихся по определенному признаку. Дестабилизирующий отбор приводит к расширению нормы реакции признака, при этом преимущество получают особи не с узкой (как при стабилизирующем отборе), а широкой нормой реакции. Впервые эта форма отбора описана американским эволюционистом Д.Г.Симпсоном, термин дестабилизирующий отбор был предложен Н.Н.Воронцовым. Например, лягушки, живущие в водоемах с разными условиями освещенности и разнообразной растительностью имеют более разнообразную окраску, чем лягушки, живущие в водоемах с однородными условиями. Таким образом, естественный отбор играет роль не только «сита», устраняющего появляющиеся в популяции изменения, но и играет творческую роль, накапливая наследственные изменения и определяя направление эволюции. Вместе с наследственной изменчивостью и другими факторами эволюции за 3,5 млрд. лет отбор создал все огромное разнообразие видов на нашей Земле, сохраняя как примитивные формы при стабильных условиях среды, и образуя новые виды в измененных условиях обитания.
Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой. Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.
Приложение 1. Кодограмма к уроку
Приложение 2 Тестовое задание.
Задание 4. "Борьба за существование" Тест 1. Изменчивость, связанная с изменением генов особи: 1. Наследственная. 2. Комбинативная. 3. Мутационная. 4. Модификационная. Тест 2. Изменчивость, связанная с перекомбинацией генов без их изменения: 1. Наследственная. 2. Комбинативная. 3. Мутационная. 4. Модификационная. Тест 3. Направляющий фактор эволюции: 1. Изменчивость. 2. Наследственность. 3. Естественный отбор. 4. Все выше перечисленные факторы эволюции. Тест 4. Изменчивость, способствующая распространению возникших мутаций: 1. Модификационная. 2. Мутационная. 3. Наследственная. 4. Комбинативная. Тест 5. Наиболее напряженная борьба за существование: 1. Внутривидовая. 2. Межвидовая. 3. Борьба с условиями среды. 4. Все три вида в равной степени. **Тест 6. К внутривидовой борьбе за существование относится: 1. Взаимопомощь особей одной семейной группы. 2. Паразитизм. 3. Конкуренция. 4. Симбиоз. **Тест 7. Формы межвидовой борьбы за существование: 1. Симбиоз. 2. Паразитизм. 3. Конкуренция. 4. Комменсализм. Тест 8. Верное суждение: 1. Симбиоз — пример межвидовой борьбы за существование. 2. Размножение в геометрической прогрессии — фактор эволюции. 3. Наиболее остро протекает межвидовая борьба за существование. 4. Борьба за существование — следствие естественного отбора. Тест 9. Изменчивость, приспосабливающая живые организмы к разным условиям без изменения генотипа: 1. Наследственная. 2. Комбинативная. 3. Мутационная. 4. Модификационная. Тест 10. Под борьбой за существование Дарвин понимал: 1. Только борьбу между особями одного вида. 2. Только борьбу между особями одного вида и между особями разных видов. 3. Только борьбу с условиями среды обитания. 4. Любые взаимоотношения между организмами и средой обитания.
Урок 4. Факторы эволюции Задачи. Сформировать знания о дрейфе генов, популяционных волнах и изоляции как факторах эволюции, наряду с наследственностью, изменчивостью и естественным отбором влияющих на эволюцию видов. Проверить знания учащихся и повторить материал по теме "Формы естественного отбора". Оборудование. Демонстрационный материал: таблицы по общей биологии, кодограмма (приложение 1), презентация. Ход урока: Повторение. Письменная работа с карточками на 10 мин. 1. Объясните механизм стабилизирующей формы отбора. 2. Объясните механизм движущей формы отбора. 3. Какую роль в эволюции играет движущая форма отбора? 4. Какую роль в эволюции играет стабилизирующая форма отбора? Работа с карточкой у доски: приложение 2. Компьютерное тестирование: приложение 3. Устное повторение. Изучение нового материала. Объяснение с помощью диафильма, кодограммы.
|
||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.011 с.) |