Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 3. Формы естественного отбора

Поиск

Задачи. Сформировать знания о различных формах естественного отбора, которые в зависимости от особенностей условий обитания живых организмов определяют направление отбора, его влияние на эволюцию. Проанализировать лабораторную работу, повторить материал и проконтролировать знания учащихся по теме "Естественный отбор — направляющий фактор эволюции".

Оборудование. Демонстрационный материал: диафильм «Естественный отбор», кодограмма (приложение 1), презентация.

Ход урока:

Повторение.

Анализ лабораторной работы (5-7 мин).

Повторение домашнего задания устно и компьютерное тестирование (10 мин).

Изучение нового материала. Объяснение с помощью диафильма, кодограммы.

Формы естественного отбора

Различают несколько форм естественного отбора: стабилизирующую, движущую, разрывающую и дестабилизирующую.

Стабилизирующая форма действует в том случае, если условия среды остаются неизменными. В этом случае преимущественно выживают особи, приспособленные к данным условиям, отклонения от среднего значения признака устраняются отбором. Учение о стабилизирующей форме отбора было разработано русским ученым И.И.Шмальгаузеном. Благодаря этой форме отбора сохраняются примитивные формы жизни, хорошо приспособленные к конкретным условиям; сохраняются средние значения различных признаков. Под контролем стабилизирующей формы отбора находятся самые различные признаки организма. Хорошим примером являются размеры ушей у зайцев, являющихся важным органом регуляции теплоотдачи. От их размеров зависит количество теплового излучения. Большее количество зайцев имеют уши средних размеров, короткоухие погибают от перегревания, длинноухие — от переохлаждения.

Движущая форма. При изменении условий существования изменяется и направление естественного отбора, преимущественно выживают особи с отклонениями от среднего значения признака. Классическим примером движущей формы естественного отбора является эксперимент с бабочкой березовая пяденица. Были подсчитаны особи со светлой и темной окраской крыльев в популяциях, живущих вдали от города и в популяциях расположенных около города Манчестера. Светлая форма мало заметна на деревьях вдали от города (на березах, покрытых лишайниками), где эта форма и преобладает. Около промышленного центра, где проводился подсчет, исчезли лишайники на березах и сами стволы стали более темными. Здесь преобладают темноокрашенные особи. Движущая форма отбора приводит к изменению признаков и образованию новых видов. Так, пресноводные кистеперые, живущие на мелководье в палеозойскую эру дали земноводных, земноводные — пресмыкающихся, последние — птиц и млекопитающих. Наглядными примерами движущей формы отбора служат микроорганизмы, насекомые и мышевидные грызуны, у которых выработалась устойчивость к антибиотикам и ядохимикатам.

Разрывающую форму естественного отбора (дизруптивный отбор) Ч.Дарвин наблюдал на океанических островах, на которых появились бескрылые насекомые и насекомые с очень длинными крыльями. Насекомые со средними крыльями ветром сносились в море и погибали. Мадагаскарские тараканы, в отличие от Американских блаберусов, совершенно не имеют крыльев, но цепкие лапки позволяют им подниматься даже по стеклянной вертикальной плоскости. Разрывающая форма отбора приводит к полиморфизму — образованию нескольких форм, отличающихся по определенному признаку.

Дестабилизирующий отбор приводит к расширению нормы реакции признака, при этом преимущество получают особи не с узкой (как при стабилизирующем отборе), а широкой нормой реакции. Впервые эта форма отбора описана американским эволюционистом Д.Г.Симпсоном, термин дестабилизирующий отбор был предложен Н.Н.Воронцовым. Например, лягушки, живущие в водоемах с разными условиями освещенности и разнообразной растительностью имеют более разнообразную окраску, чем лягушки, живущие в водоемах с однородными условиями.

Таким образом, естественный отбор играет роль не только «сита», устраняющего появляющиеся в популяции изменения, но и играет творческую роль, накапливая наследственные изменения и определяя направление эволюции. Вместе с наследственной изменчивостью и другими факторами эволюции за 3,5 млрд. лет отбор создал все огромное разнообразие видов на нашей Земле, сохраняя как примитивные формы при стабильных условиях среды, и образуя новые виды в измененных условиях обитания.

 

Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.

Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.

 

Приложение 1. Кодограмма к уроку

 

 

 

 


Приложение 2 Тестовое задание.

 

Задание 4. "Борьба за существование"

Тест 1. Изменчивость, связанная с изменением генов особи:

1. Наследственная.

2. Комбинативная.

3. Мутационная.

4. Модификационная.

Тест 2. Изменчивость, связанная с перекомбинацией генов без их изменения:

1. Наследственная.

2. Комбинативная.

3. Мутационная.

4. Модификационная.

Тест 3. Направляющий фактор эволюции:

1. Изменчивость.

2. Наследственность.

3. Естественный отбор.

4. Все выше перечисленные факторы эволюции.

Тест 4. Изменчивость, способствующая распространению возникших мутаций:

1. Модификационная.

2. Мутационная.

3. Наследственная.

4. Комбинативная.

Тест 5. Наиболее напряженная борьба за существование:

1. Внутривидовая.

2. Межвидовая.

3. Борьба с условиями среды.

4. Все три вида в равной степени.

**Тест 6. К внутривидовой борьбе за существование относится:

1. Взаимопомощь особей одной семейной группы.

2. Паразитизм.

3. Конкуренция.

4. Симбиоз.

**Тест 7. Формы межвидовой борьбы за существование:

1. Симбиоз.

2. Паразитизм.

3. Конкуренция.

4. Комменсализм.

Тест 8. Верное суждение:

1. Симбиоз — пример межвидовой борьбы за существование.

2. Размножение в геометрической прогрессии — фактор эволюции.

3. Наиболее остро протекает межвидовая борьба за существование.

4. Борьба за существование — следствие естественного отбора.

Тест 9. Изменчивость, приспосабливающая живые организмы к разным условиям без изменения генотипа:

1. Наследственная.

2. Комбинативная.

3. Мутационная.

4. Модификационная.

Тест 10. Под борьбой за существование Дарвин понимал:

1. Только борьбу между особями одного вида.

2. Только борьбу между особями одного вида и между особями разных видов.

3. Только борьбу с условиями среды обитания.

4. Любые взаимоотношения между организмами и средой обитания.

 


Урок 4. Факторы эволюции

Задачи. Сформировать знания о дрейфе генов, популяционных волнах и изоляции как факторах эволюции, наряду с наследственностью, изменчивостью и естественным отбором влияющих на эволюцию видов. Проверить знания учащихся и повторить материал по теме "Формы естественного отбора".

Оборудование. Демонстрационный материал: таблицы по общей биологии, кодограмма (приложение 1), презентация.

Ход урока:

Повторение.

Письменная работа с карточками на 10 мин.

1. Объясните механизм стабилизирующей формы отбора.

2. Объясните механизм движущей формы отбора.

3. Какую роль в эволюции играет движущая форма отбора?

4. Какую роль в эволюции играет стабилизирующая форма отбора?

Работа с карточкой у доски: приложение 2.

Компьютерное тестирование: приложение 3.

Устное повторение.

Изучение нового материала. Объяснение с помощью диафильма, кодограммы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.253.21 (0.008 с.)