Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 3. Формы естественного отбораСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задачи. Сформировать знания о различных формах естественного отбора, которые в зависимости от особенностей условий обитания живых организмов определяют направление отбора, его влияние на эволюцию. Проанализировать лабораторную работу, повторить материал и проконтролировать знания учащихся по теме "Естественный отбор — направляющий фактор эволюции". Оборудование. Демонстрационный материал: диафильм «Естественный отбор», кодограмма (приложение 1), презентация. Ход урока: Повторение. Анализ лабораторной работы (5-7 мин). Повторение домашнего задания устно и компьютерное тестирование (10 мин). Изучение нового материала. Объяснение с помощью диафильма, кодограммы. Формы естественного отбора Различают несколько форм естественного отбора: стабилизирующую, движущую, разрывающую и дестабилизирующую. Стабилизирующая форма действует в том случае, если условия среды остаются неизменными. В этом случае преимущественно выживают особи, приспособленные к данным условиям, отклонения от среднего значения признака устраняются отбором. Учение о стабилизирующей форме отбора было разработано русским ученым И.И.Шмальгаузеном. Благодаря этой форме отбора сохраняются примитивные формы жизни, хорошо приспособленные к конкретным условиям; сохраняются средние значения различных признаков. Под контролем стабилизирующей формы отбора находятся самые различные признаки организма. Хорошим примером являются размеры ушей у зайцев, являющихся важным органом регуляции теплоотдачи. От их размеров зависит количество теплового излучения. Большее количество зайцев имеют уши средних размеров, короткоухие погибают от перегревания, длинноухие — от переохлаждения. Движущая форма. При изменении условий существования изменяется и направление естественного отбора, преимущественно выживают особи с отклонениями от среднего значения признака. Классическим примером движущей формы естественного отбора является эксперимент с бабочкой березовая пяденица. Были подсчитаны особи со светлой и темной окраской крыльев в популяциях, живущих вдали от города и в популяциях расположенных около города Манчестера. Светлая форма мало заметна на деревьях вдали от города (на березах, покрытых лишайниками), где эта форма и преобладает. Около промышленного центра, где проводился подсчет, исчезли лишайники на березах и сами стволы стали более темными. Здесь преобладают темноокрашенные особи. Движущая форма отбора приводит к изменению признаков и образованию новых видов. Так, пресноводные кистеперые, живущие на мелководье в палеозойскую эру дали земноводных, земноводные — пресмыкающихся, последние — птиц и млекопитающих. Наглядными примерами движущей формы отбора служат микроорганизмы, насекомые и мышевидные грызуны, у которых выработалась устойчивость к антибиотикам и ядохимикатам. Разрывающую форму естественного отбора (дизруптивный отбор) Ч.Дарвин наблюдал на океанических островах, на которых появились бескрылые насекомые и насекомые с очень длинными крыльями. Насекомые со средними крыльями ветром сносились в море и погибали. Мадагаскарские тараканы, в отличие от Американских блаберусов, совершенно не имеют крыльев, но цепкие лапки позволяют им подниматься даже по стеклянной вертикальной плоскости. Разрывающая форма отбора приводит к полиморфизму — образованию нескольких форм, отличающихся по определенному признаку. Дестабилизирующий отбор приводит к расширению нормы реакции признака, при этом преимущество получают особи не с узкой (как при стабилизирующем отборе), а широкой нормой реакции. Впервые эта форма отбора описана американским эволюционистом Д.Г.Симпсоном, термин дестабилизирующий отбор был предложен Н.Н.Воронцовым. Например, лягушки, живущие в водоемах с разными условиями освещенности и разнообразной растительностью имеют более разнообразную окраску, чем лягушки, живущие в водоемах с однородными условиями. Таким образом, естественный отбор играет роль не только «сита», устраняющего появляющиеся в популяции изменения, но и играет творческую роль, накапливая наследственные изменения и определяя направление эволюции. Вместе с наследственной изменчивостью и другими факторами эволюции за 3,5 млрд. лет отбор создал все огромное разнообразие видов на нашей Земле, сохраняя как примитивные формы при стабильных условиях среды, и образуя новые виды в измененных условиях обитания.
Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой. Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.
Приложение 1. Кодограмма к уроку
Приложение 2 Тестовое задание.
Задание 4. "Борьба за существование" Тест 1. Изменчивость, связанная с изменением генов особи: 1. Наследственная. 2. Комбинативная. 3. Мутационная. 4. Модификационная. Тест 2. Изменчивость, связанная с перекомбинацией генов без их изменения: 1. Наследственная. 2. Комбинативная. 3. Мутационная. 4. Модификационная. Тест 3. Направляющий фактор эволюции: 1. Изменчивость. 2. Наследственность. 3. Естественный отбор. 4. Все выше перечисленные факторы эволюции. Тест 4. Изменчивость, способствующая распространению возникших мутаций: 1. Модификационная. 2. Мутационная. 3. Наследственная. 4. Комбинативная. Тест 5. Наиболее напряженная борьба за существование: 1. Внутривидовая. 2. Межвидовая. 3. Борьба с условиями среды. 4. Все три вида в равной степени. **Тест 6. К внутривидовой борьбе за существование относится: 1. Взаимопомощь особей одной семейной группы. 2. Паразитизм. 3. Конкуренция. 4. Симбиоз. **Тест 7. Формы межвидовой борьбы за существование: 1. Симбиоз. 2. Паразитизм. 3. Конкуренция. 4. Комменсализм. Тест 8. Верное суждение: 1. Симбиоз — пример межвидовой борьбы за существование. 2. Размножение в геометрической прогрессии — фактор эволюции. 3. Наиболее остро протекает межвидовая борьба за существование. 4. Борьба за существование — следствие естественного отбора. Тест 9. Изменчивость, приспосабливающая живые организмы к разным условиям без изменения генотипа: 1. Наследственная. 2. Комбинативная. 3. Мутационная. 4. Модификационная. Тест 10. Под борьбой за существование Дарвин понимал: 1. Только борьбу между особями одного вида. 2. Только борьбу между особями одного вида и между особями разных видов. 3. Только борьбу с условиями среды обитания. 4. Любые взаимоотношения между организмами и средой обитания.
Урок 4. Факторы эволюции Задачи. Сформировать знания о дрейфе генов, популяционных волнах и изоляции как факторах эволюции, наряду с наследственностью, изменчивостью и естественным отбором влияющих на эволюцию видов. Проверить знания учащихся и повторить материал по теме "Формы естественного отбора". Оборудование. Демонстрационный материал: таблицы по общей биологии, кодограмма (приложение 1), презентация. Ход урока: Повторение. Письменная работа с карточками на 10 мин. 1. Объясните механизм стабилизирующей формы отбора. 2. Объясните механизм движущей формы отбора. 3. Какую роль в эволюции играет движущая форма отбора? 4. Какую роль в эволюции играет стабилизирующая форма отбора? Работа с карточкой у доски: приложение 2. Компьютерное тестирование: приложение 3. Устное повторение. Изучение нового материала. Объяснение с помощью диафильма, кодограммы.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.253.21 (0.008 с.) |