![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 6. Развитие жизни в кайнозоеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задачи. Сформировать знания о временных рамках и продолжительности кайнозойской эры, делении ее на третичный и четвертичный периоды. Рассмотреть изменение климата и эволюцию растений и животных по периодам кайнозойской эры. Дать характеристику основным ароморфозам растительного и животного мира кайнозоя. Проверить знания учащихся и повторить материал по теме "Развитие жизни в мезозое". Оборудование. Демонстрационный материал: слайды, таблицы по общей биологии, кодограмма (приложение 1), презентация. Ход урока: Повторение. Письменная работа с карточками на 10 мин. 1. Растительный мир мезозоя. 2. Приведите примеры ароморфозов у животных в мезозое. Объясните их значение. 3. Характеристика животного мира мезозоя. 4. Приведите примеры ароморфозов, возникших в мезозое у растений. Объясните их значение. Работа с карточкой у доски: приложение 2. Компьютерное тестирование: приложение 3. Устное повторение. Изучение нового материала. Объяснение с помощью слайдов, таблиц, кодограммы, презентации. Развитие жизни в кайнозое
Кайнозой — эра новой жизни. Продолжается кайнозой 67 млн. лет и делится на два неравных по времени периода — третичный (палеоген и неоген) и четвертичный (антропоген). В это время уже сформировалось современное положение материков. В первой половине третичного периода (в палеогене) на большей части Земли вновь установился теплый тропический климат. Очень быстро идет эволюция цветковых растений, они приспосабливаются к жизни в различных условиях, увеличивается их видовое разнообразие. Кроме двудольных растений появляются эволюционно более молодые однодольные растения. Исчезновение динозавров способствовало эволюции и появлению современных отрядов млекопитающих. Некоторые из них вторично перешли к жизни в воде, в дальнейшем от них произойдут ластоногие и китообразные. Млекопитающие становятся доминирующим классом среди позвоночных животных. Продолжается эволюция приматов, увеличиваются их размеры, жизнь на деревьях привела к формированию длинных пальцев и цветного бинокулярного зрения. В воздухе господствуют птицы, в их челюстях уже отсутствуют зубы. Среди беспозвоночных наибольшего видового многообразия достигают насекомые.
Во второй половине (неогене) изменяется климат, тропические леса заменяются степями, распространяются однодольные растения. В морях неогена властвовали гигантские акулы – кархародоны, длина которых достигала 20 м, в их раскрытую пасть мог въехать автомобиль. В связи с появлением открытых пространств быстро эволюционируют непарнокопытные. 50 млн. лет назад на опушках в лесах Северной Америки обитало существо размером с собаку с четырехпалыми передними конечностями и трехпалыми задними. Приспособления к жизни на открытых пространствах привело к увеличению размеров, уменьшению количества пальцев – к формированию лошади. В результате остепнения, происходившего во второй половине третичного периода, часть приматов вынуждена была спуститься на землю и приспосабливаться к жизни на открытых пространствах. В конце неогена некоторые приматы стали постоянно жить на открытых пространствах – появились приматы, передвигающиеся на двух ногах, прямоходящие приматы – гоминиды. Другая часть осталась жить в тропических лесах и стала предками человекообразных обезьян — понгид. В конце третичного периода от гоминид появляются обезьянолюди, питекантропы. В четвертичном периоде, который продолжается около 1,5 млн. лет, в ледниковый период Евразия и Северная Америка четыре раза подвергались оледенениям. Холодный климат привел к уменьшению уровня мирового океана на 60 — 90 м, образовывались и спускались к югу ледники, толщина льда которых достигала десятков метров, вода испарялась, а таять не успевала. Образовались сухопутные мосты между Азией и Северной Америкой, между Европой и Британскими островами, полуостровом Индокитай и островами Зондского архипелага. По этим сухопутным мостам происходили миграции животных с континента на континент. Около 40 тыс. лет назад по Берингийскому мосту древние люди ушли из Азии в Северную Америку. В результате похолодания и появления человека, успешно охотившегося на животных, исчезают многие крупные звери: саблезубые тигры, мамонты, шерстистые носороги. Рядом со стоянками древних людей обнаруживаются останки многих десятков мамонтов и других крупных животных. В связи с истреблением крупных животных 10 — 12 тыс. лет назад человек вынужден был от собирательства и охоты перейти к земледелию и скотоводству.
Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой. Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.
Приложение 1. Кодограмма к уроку Приложение 2. Карточка у доски
Приложение 3. Тестовое задание.
Задание 13. "Развитие жизни в мезозое" Тест 1. Временные рамки мезозойской эры: 1. 3,5 — 2,5 млрд лет назад. 2. 2500 — 570 млн лет назад. 3. 570 — 230 млн лет назад. 4. 230 — 67 млн лет назад. Тест 2. Яйцекладущие млекопитающие появились в мезозойскую эру: 1. В триасе. 2. В юре. 3. В начале мела. 4. В конце мела. Тест 3. Сумчатые и плацентарные млекопитающие появились в мезозойскую эру: 1. В начале триаса. 2. В конце триаса. 3. В юре. 4. В меловом периоде. Тест 4. Первые птицы появились в мезозойскую эру: 1. В триасе. 2. В юре. 3. В начале мела. 4. В конце мела. Тест 5. Покрытосеменные растения появились в мезозойскую эру: 1. В начале триаса. 2. В конце триаса. 3. В юре. 4. В меловом периоде. Тест 6. Птицы произошли: 1. От птеранодонов. 2. От археоптериксов. 3. От пресмыкающихся, перешедших к жизни на деревьях. 4. От рамфоринхов. **Тест 7. Ароморфозы, которые привели к появлению цветковых растений: 1. Ветроопыление. 2. Появление цветов. 3. Появление плодов. 4. Появление семян. **Тест 8. Ароморфозы, которые привели к появлению млекопитающих от пресмыкающихся: 1. Внутреннее оплодотворение. 2. Четырехкамерное сердце. 3. Волосяной покров. 4. Внутриутробное развитие. **Тест 9. Ароморфозы, которые привели к появлению птиц от пресмыкающихся: 1. Внутреннее оплодотворение. 2. Четырехкамерное сердце. 3. Перьевой покров. 4. Откладывание яиц. **Тест 10. Появились в мезозойскую эру: 1. Псилофиты. 6. Рыбы. 2. Семенные папоротники. 7. Земноводные. 3. Голосеменные растения. 8. Пресмыкающиеся. 4. Цветковые растения. 9. Птицы. 5. Хордовые. 10. Млекопитающие.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.196.242 (0.011 с.) |