Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 6. Развитие жизни в кайнозоеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задачи. Сформировать знания о временных рамках и продолжительности кайнозойской эры, делении ее на третичный и четвертичный периоды. Рассмотреть изменение климата и эволюцию растений и животных по периодам кайнозойской эры. Дать характеристику основным ароморфозам растительного и животного мира кайнозоя. Проверить знания учащихся и повторить материал по теме "Развитие жизни в мезозое". Оборудование. Демонстрационный материал: слайды, таблицы по общей биологии, кодограмма (приложение 1), презентация. Ход урока: Повторение. Письменная работа с карточками на 10 мин. 1. Растительный мир мезозоя. 2. Приведите примеры ароморфозов у животных в мезозое. Объясните их значение. 3. Характеристика животного мира мезозоя. 4. Приведите примеры ароморфозов, возникших в мезозое у растений. Объясните их значение. Работа с карточкой у доски: приложение 2. Компьютерное тестирование: приложение 3. Устное повторение. Изучение нового материала. Объяснение с помощью слайдов, таблиц, кодограммы, презентации. Развитие жизни в кайнозое
Кайнозой — эра новой жизни. Продолжается кайнозой 67 млн. лет и делится на два неравных по времени периода — третичный (палеоген и неоген) и четвертичный (антропоген). В это время уже сформировалось современное положение материков. В первой половине третичного периода (в палеогене) на большей части Земли вновь установился теплый тропический климат. Очень быстро идет эволюция цветковых растений, они приспосабливаются к жизни в различных условиях, увеличивается их видовое разнообразие. Кроме двудольных растений появляются эволюционно более молодые однодольные растения. Исчезновение динозавров способствовало эволюции и появлению современных отрядов млекопитающих. Некоторые из них вторично перешли к жизни в воде, в дальнейшем от них произойдут ластоногие и китообразные. Млекопитающие становятся доминирующим классом среди позвоночных животных. Продолжается эволюция приматов, увеличиваются их размеры, жизнь на деревьях привела к формированию длинных пальцев и цветного бинокулярного зрения. В воздухе господствуют птицы, в их челюстях уже отсутствуют зубы. Среди беспозвоночных наибольшего видового многообразия достигают насекомые. Во второй половине (неогене) изменяется климат, тропические леса заменяются степями, распространяются однодольные растения. В морях неогена властвовали гигантские акулы – кархародоны, длина которых достигала 20 м, в их раскрытую пасть мог въехать автомобиль. В связи с появлением открытых пространств быстро эволюционируют непарнокопытные. 50 млн. лет назад на опушках в лесах Северной Америки обитало существо размером с собаку с четырехпалыми передними конечностями и трехпалыми задними. Приспособления к жизни на открытых пространствах привело к увеличению размеров, уменьшению количества пальцев – к формированию лошади. В результате остепнения, происходившего во второй половине третичного периода, часть приматов вынуждена была спуститься на землю и приспосабливаться к жизни на открытых пространствах. В конце неогена некоторые приматы стали постоянно жить на открытых пространствах – появились приматы, передвигающиеся на двух ногах, прямоходящие приматы – гоминиды. Другая часть осталась жить в тропических лесах и стала предками человекообразных обезьян — понгид. В конце третичного периода от гоминид появляются обезьянолюди, питекантропы. В четвертичном периоде, который продолжается около 1,5 млн. лет, в ледниковый период Евразия и Северная Америка четыре раза подвергались оледенениям. Холодный климат привел к уменьшению уровня мирового океана на 60 — 90 м, образовывались и спускались к югу ледники, толщина льда которых достигала десятков метров, вода испарялась, а таять не успевала. Образовались сухопутные мосты между Азией и Северной Америкой, между Европой и Британскими островами, полуостровом Индокитай и островами Зондского архипелага. По этим сухопутным мостам происходили миграции животных с континента на континент. Около 40 тыс. лет назад по Берингийскому мосту древние люди ушли из Азии в Северную Америку. В результате похолодания и появления человека, успешно охотившегося на животных, исчезают многие крупные звери: саблезубые тигры, мамонты, шерстистые носороги. Рядом со стоянками древних людей обнаруживаются останки многих десятков мамонтов и других крупных животных. В связи с истреблением крупных животных 10 — 12 тыс. лет назад человек вынужден был от собирательства и охоты перейти к земледелию и скотоводству.
Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой. Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.
Приложение 1. Кодограмма к уроку Приложение 2. Карточка у доски
Приложение 3. Тестовое задание.
Задание 13. "Развитие жизни в мезозое" Тест 1. Временные рамки мезозойской эры: 1. 3,5 — 2,5 млрд лет назад. 2. 2500 — 570 млн лет назад. 3. 570 — 230 млн лет назад. 4. 230 — 67 млн лет назад. Тест 2. Яйцекладущие млекопитающие появились в мезозойскую эру: 1. В триасе. 2. В юре. 3. В начале мела. 4. В конце мела. Тест 3. Сумчатые и плацентарные млекопитающие появились в мезозойскую эру: 1. В начале триаса. 2. В конце триаса. 3. В юре. 4. В меловом периоде. Тест 4. Первые птицы появились в мезозойскую эру: 1. В триасе. 2. В юре. 3. В начале мела. 4. В конце мела. Тест 5. Покрытосеменные растения появились в мезозойскую эру: 1. В начале триаса. 2. В конце триаса. 3. В юре. 4. В меловом периоде. Тест 6. Птицы произошли: 1. От птеранодонов. 2. От археоптериксов. 3. От пресмыкающихся, перешедших к жизни на деревьях. 4. От рамфоринхов. **Тест 7. Ароморфозы, которые привели к появлению цветковых растений: 1. Ветроопыление. 2. Появление цветов. 3. Появление плодов. 4. Появление семян. **Тест 8. Ароморфозы, которые привели к появлению млекопитающих от пресмыкающихся: 1. Внутреннее оплодотворение. 2. Четырехкамерное сердце. 3. Волосяной покров. 4. Внутриутробное развитие. **Тест 9. Ароморфозы, которые привели к появлению птиц от пресмыкающихся: 1. Внутреннее оплодотворение. 2. Четырехкамерное сердце. 3. Перьевой покров. 4. Откладывание яиц. **Тест 10. Появились в мезозойскую эру: 1. Псилофиты. 6. Рыбы. 2. Семенные папоротники. 7. Земноводные. 3. Голосеменные растения. 8. Пресмыкающиеся. 4. Цветковые растения. 9. Птицы. 5. Хордовые. 10. Млекопитающие.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.127 (0.011 с.) |