Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подготовительные упражнения по освоению с водой

Поиск

Эта группа упражнений применяется с целью формирования основных ощущений, соответствующих свойствам и условиям водной среды; устранения страха перед водой и психологической подготовки к обучению; освоению рабочих поз пловца и навыка дыхания в воде. В занятиях используются следующие подгруппы упражнений:

контрастные упражнения

упражнения на погружение

упражнения на всплывание

упражнения на лежание

упражнения на скольжение

упражнения на дыхание.

 

Контрастные упражнения. Для ознакомления со свойствами воды, для чего решаются следующие  частные задачи:

 1) развивать чувство координации движений;

 2) развивать силу рук и ног для выполнения ходьбы, бега, прыжков;

3) разучить ходьбу, бег с движениями рук и ног;

4) добиться самостоятельного выполнения различных сочетаний движений с движениями рук в ходьбе, в прыжках в изменяющихся условиях;

5) проверить и оценить умение выполнять сочетание ходьбы, бега с движениями рук.

Для изучения упражнений на погружение тела под воду необходимо решить частные задачи:

1) разучить задержку дыхания на вдохе;

2) научить погружению под поверхность воды на задержанном вдохе;

3) добиться уверенного и самостоятельного погружения под поверхность воды с открытыми глазами;

 4) закрепить умение погружаться под поверхность воды с открыванием глаз, в сочетании с другими движениями;

5) совершенствовать умения погружаться под поверхность воды, открывать глаза и ориентироваться под водой;

6) проверить и оценить погружение под воду с открыванием глаз.

Погружение под воду, как правило, с трудом осваивается людьми, страдающими водобоязнью, поэтому при работе с ними нельзя спешить.

При изучении упражнений на всплывание решаются следующие задачи:

1) развивать умение задерживать дыхание на вдохе;

2) разучить положение головы и ног для выполнения группировки;

3) научить группировке в приседе на задержанном вдохе;

4) добиться самостоятельного выполнения группировки и умения всплывать на задержанном вдохе;

5) проверить и ценить умение выполнять всплывание к поверхности воды.

Наиболее распространенными упражнениями являются «поплавок» и «медуза». Необходимо помнить, что у некоторых людей при полном вдохе тело не приобретает положительной плавучести и не всплывает - им не следует выполнять это упражнение.

Упражнения на лежание изучаются в положении на спине и на груди («стрелочка» и «звездочка» на максимальном вдохе). При обучении этой подгруппы упражнений решаются следующие задачи: 1) научиться лежать на груди (на спине) в облегченных условиях; 2) разучить положение лежа на груди из положения группировки; 3) добиться самостоятельного выполнения лежания на груди; 4) научиться умению лежать на спине с посторонней помощью; 5) разучить положение лежа на спине; 6) добиться самостоятельного умения лежать на спине; 7) добиться умения лежать на спине с различными движениями рук и ног; 8) закрепить и совершенствовать умение лежать на груди (на спине) из положения группировки в сочетании с другими движениями; 9) проверить и оценить умение лежать на груди и на спине.

Упражнения на скольжение создают у занимающихся ощущение движения тела в воде, формирует чувство встречного давления воды, поддерживающего тело у поверхности. Вначале изучают скольжение на груди. Наиболее простым упражнением является скольжение толчком от дна с предварительно наклоненным туловищем и вытянутыми вверх руками. Такое же движение выполняется и на спине, но из положения прогнувшись. При скольжении на груди необходимо, чтобы голова находилась между рук или ниже рук (на спине - между рук или выше рук).

 В результате обучения должны быть решены следующие задачи:

 1) развивать силу ног для выполнения толчка при скольжении;

2) разучить движения ног при выполнении толчка от дна в скольжении; 3) научить постановке ног на борт для выполнения толчка при скольжении;

4) научить положению головы и движению рук при выполнении скольжения;

5) добиться самостоятельного выполнения скольжения на груди и на спине;

6) закрепить и совершенствовать умение выполнять скольжение на груди и на спине;

7) проверить и оценить умение выполнять скольжение на груди и на спине.

Специалисты едины в своем мнении, что освоение упражнений на дыхание в воду является наиболее важным элементом процесса обучения техники способов плавания. От того, насколько успешно идет освоение дыхания, зависит качество выполнения движений ног, движений рук и их согласование в любом способе плавания. К изучению дыхания необходимо приступать сразу после освоения погружений и продолжать его, чередуя с другими упражнениями.

При обучении дыханию необходимо решать такие задачи:

1) учить выдоху в облегченных условиях;

2) научить выдоху через рот при опускании лица в воду;

3) разучить выдох через рот при погружении под поверхность воды;

4) добиться самостоятельного выполнения выдоха при погружении под воду;

5) научить выдоху с поворотом головы для вдоха (влево и вправо);

6) закрепить и совершенствовать умения выполнять выдох в воду в изменяющихся условиях;

7) проверить и оценить умения выполнять выдохи в воду.

Трудности при изучении дыхания в воду прежде всего связаны с тем, что при выдохе, когда голова находится в воде, в нос и в рот может попадать вода.

Подготовительные упражнения по освоению с водой по своему характеру статичны и при недостаточной температуре воды или воздуха должны чередоваться с динамичными упражнениями, играми в воде. Обычно при освоении подготовительных упражнений дается задание выполнять частые движения прямыми ногами сидя на борту бассейна, лежа в воде на груди или на спине.

Учебные прыжки в воду

 Учебные прыжки в воду повышают эмоциональный фон занятий. Включение в занятия учебных прыжков позволяет решить такие задачи как:

1) снять страх перед водой и быстрее освоиться с новой средой, овладеть умением выполнять гребковые движения в воде;

 2) подготовиться к успешному освоению старта и элементов прикладного плавания, ориентировку под водой;

3) содействовать воспитанию смелости и уверенности.

 Прыжки в воду вносят оживление и радость в занятия плавание. Проводятся они в начале основной и в заключительной части занятия. При изучении прыжков в воду необходимо соблюдать следующие правила:

1. Проводить изучение прыжков в глубоком бассейне после того, как дети научились плавать или под контролем преподавателя. С первых уроков можно применять прыжки, если тренер находится в воде или с поддерживающими средствами (палки, пояса и др.).

2. При изучении прыжков необходимо учитывать, что его трудность повышается по мере увеличения высоты, поэтому обучение надо начинать с борта бассейна, затем с тумбочки, с вышки или трамплина.

3. При выполнении прыжков необходимо соблюдать строгую дисциплину.

По технике выполнения учебные прыжки в воду делятся на соскоки, спады, кувырки, полуобороты, выполняемые из положений сидя согнувшись и сидя в группировке, упора присев, стоя согнувшись и стоя в группировке, с места и с разбега, из передней или задней стойки. Разнообразия, повышения эмоциональности можно достичь за счет использования предметов (палки, обручи, мячи и др.), различной высоты, выполнения различных движений в воздухе (комические прыжки, прыжковые интервалы и др.). В технике прыжков выделяют отдельные фазы: исходное положение, толчок, полет, вход в воду. В фазе полета занимающийся может принимать положение прогнувшись, согнувшись и в группировке.

Игры и развлечения на воде

  На занятиях по плаванию желательно применять игры и развлечения, которые содействуют:

1) повышению интереса к повторению знакомых упражнений;

 2) повышению эмоциональности и уменьшению монотонности занятия.

3) воспитанию смелости, самостоятельности, инициативы.

 4) воспитание чувства товарищества, укрепления коллектива.

Выделяют три группы игр на воде: бессюжетные с элементами соревнований, сюжетные с элементами соревнований и командные.

Примеры игр на воде:

игры, знакомящие со свойствами воды («хождение по дну», «лови воду», «цапли»);

игры, способствующие преодолению водобоязни («футбол в воде», «охотники и утки», «жучок-паучок»);

игры, вырабатывающие умение держать глаза в воде открытыми («подводное царство», «морские шашки», «поезд в тоннель»);

игры, обучающие выдоху в воду («у кого больше пузырей», «остуди чай», «ванька-встанька»);

игры, знакомящие с плавучестью тела («вращение», «звездочка», «поплавок»);

игры, способствующие выработке навыка лежания на воде и скольжения («на буксире», «тюлени», «торпеды и кораблики»);

игры, способствующие выработке навыка создания упора о воду («восьмерка», «балетная нога», «фламинго»);

игры, закрепляющие плавательные движения («мотор», «фонтан», «кто быстрее»);

игры, развивающие физические качества («волейбол», «баскетбол», «бой всадников»).

Развлечения на воде проводятся с использованием оборудования и без него («трое на одном матраце», «эквилибрист», «хоккей в воде»).

3.3.5. Упражнения для изучения техники плавания, старта и поворта Эти упражнения являются основным материалом, освоение которого обеспечивает овладение техникой плавания. Изучение этих упражнений проводится в строгой методической последовательности:

· создание зрительного представления о технике изучаемого способа плавания;

· предварительное практическое ознакомление с положением тела, дыханием, формой и характером гребковых движений на суше и на воде путем выполнения имитационных и специальных упражнений, схожих по форме и характеру с изучаемыми движениями;

· изучение элементов техники и соединение их в целостное двигательное действие.

Техника изучается в такой последовательности: положение тела, движение ногами в сочетании с дыханием, движения руками в сочетании с дыханием, согласование движений рук, ног и дыхания. При обучении используются различные варианты дыхания - с произвольным дыханием, на задержке дыхания на вдохе, в согласовании с дыханием.

Последовательность упражнений для изучения способов плавания рассмотрим на примере техники кроля на груди, старта с тумбочки и простого открытого поворота при плавании кролем на груди.

Обучение движению ног на суше следует начинать с имитации по фазам подготовительного и ударного движения. Упражнения выполняют из положений: стоя, сидя и лежа. Из положения стоя на одной ноге, держась рукой за опору, сгибая ногу в тазобедренном суставе так, чтобы носок этой ноги, вытянутый и повернутый вовнутрь, находился на 10-15 см выше пола. Насчет «Раз» прямая нога движется назад, на счет «Два» бедро останавливается, а голень, сгибаясь в колене, продолжает движение стопой назад. На счет «Три» бедро вместе с голенью движется вперед, причем голень в движении отстает от бедра и нога сгибается в колене на 10-15°. Носок при этом должен быть вытянут, повернут вовнутрь и при движении касаться пола. На счет «Четыре» бедро останавливается и начинает движение в обратном направлении, то есть назад. Голень же с нарастающей скоростью продолжает движение стопой вперед и нога, разгибаясь, приходит в исходное положение. При выполнении упражнения из положения сидя на полу (на скамейке) носки ног должны быть вытянуты и повернуты вовнутрь, ноги в коленях прямые, размах движений стоп около 40 см. Движения выполняются на три счета. В положении лежа нагруди выполняются движения прямыми ногами с разными положениями рук - впереди; одна рука впереди, другая вдоль тела; вдоль туловища.

Обучение движению ног на воде начинается у неподвижной опоры (поручень, край сливного бортика бассейна, дно водоема, партнер). Движения ног с приподнятой головой сменяется упражнением на задержанном вдохе при опущенном в воду лице. Затем выполняется упражнение с согласованием с дыханием, при котором поворот головы для вдоха делается вначале в сторону прижатой правой руки, а затем в сторону прижатой левой руки. В безопорномположении движения ногами выполняются с расположенными впереди руками (вдох вперед), то же на задержанном вдохе (5-10 с), с вытянутой вперед одной рукой и прижатой к телу другой. Если у занимающегося ноги тонут или нет существенного продвижения вперед, а иногда даже возникает продвижение назад, то в этом случае необходимо использовать поддерживающие или протяжные приспособления.

Обучение движению рук на суше начинается в положении полунаклона - одна рука опирается на согнутое колено одноименной ноги, другая вытянута вперед, выполняется имитация гребка и подготовительного движения. Вначале имитируется вход руки в воду, затем начало гребка и его окончание, потом выход руки из воды и пронос ее над водой. Затем упражнение повторяется в согласовании с дыханием. Во время гребка рукой голова поворачивается и делается вдох. При возвращении руки в исходное положение голова поворачивается лицом вниз и выполняется выдох. Имитацию каждого последующего гребка можно начинать только тогда, когда занимающийся закончит выдох.

Освоив раздельное движение рук на суше, переходят к изучению их движения в воде. Обучение всегда начинается с упражнений из исходного положения стоя на дне. В воде повторяются все имитационные упражнения, которые выполнялись на суше. После того как будут изучены подготовительные и гребковые движения с поднятым над водой лицом, приступают к изучению движений рук с опущенным в воду лицом. Упражнение выполняется на задержанном вдохе (10-15 с). Следует держать глаза в воде приоткрытыми и контролировать движение руки. Затем осваивают гребки в согласовании с дыханием. Поворот головы для вдоха изучается вначале в сторону гребка одной руки, а затем в сторону гребка другой руки, голова для вдоха поворачивается в тот момент, когда рука заканчивает гребок. Раздельное движение рук повторяется многократно, сериями по 20-30 раз подряд, до тех пор, пока не появится свободное дыхание, пока не исчезнет напряженность мышц лица.

Согласование движений рук, ног и дыхания изучается на суше, затем в воде. Обучать плаванию кролем на груди всегда следует начинать с «шестиударного» согласования движений рук и ног. На суше принимается положение стоя в полунаклоне, руки впереди: на «раз» - правая рука полностью выпрямляется в локтевом суставе, кисть начинает выполнять ладонное сгибание. Одновременно с этим движением руки правая нога сгибается в коленном суставе и ставится на носок; на счет «два» - кисть и предплечье начинают движение вниз и одновременно сгибается левая нога; на счет «три» - рука движется вниз, приближаясь к вертикальному положению с одновременным сгибанием правой ноги; на счет «четыре» - правая рука имитирует окончание гребка и левая нога сгибается в колене; на счет «пять» - правая рука, сгибаясь в локте, имитирует начало подготовительного движения, а правая нога ударное движение; на счет «шесть» - правая рука проходит мимо плеча, левая нога сгибается в колене. Вначале упражнение выполняется в медленном темпе с остановкой на каждом счете, затем скорость подсчета можно увеличить, следя за тем, чтобы согласованность движений рук и ног не нарушалась.

В воде изучать согласование целесообразно в безопорном положении. Вначале подсчет количества ударов ног ведется при раздельном движении рук, а затем при раздельно-попеременно и полураздельном их согласовании. Переходить к слитному согласованию движений рук целесообразно лишь когда шестиударное согласование становится устойчивым.

Обучение старту с тумбочки начинается с простейших учебных прыжков (соскоки, спады), после освоения которых выполняют специальные (подводящие) упражнения. Первым упражнением является спад с отталкиванием из положения сидя на борту бассейна, опираясь пятками о край пенного корытца. Перед началом падения вперед руки должны быть расположены вверху, выпрямленные в локтях, большие пальцы кистей касаться друг друга. Голова перед падением в воду должна находиться между или впереди рук. Приняв такое положение, занимающийся наклоняет туловище и, теряя равновесие, падает. В конце падения, когда туловище приблизится к горизонтальному положению, ноги быстро разгибаются и тело приобретает движение вперед. После выполнения спадов с бортика задание усложняется тем, что увеличивают высоту опоры, от которой выполняется отталкивание. Вторым упражнением будет спад из исходного положения в глубоком приседе, руки вытянуты вверх в плоскости туловища. При выполнении этого упражнения нельзя допускать, чтобы у занимающегося в момент полета и приводнения поднималась вверх голова, так как при этом происходит удар лицом о воду. Третье упражнение для изучения толчка, полета и входа в воду отличается от предыдущего только тем, что обучающийся принимает положение полуприседа с небольшим наклоном туловища вперед. Четвертое упражнение - спад из исходного положения «полуприсед, руки опущены вниз». Задача этого упражнения - научить выводить руки вперед в момент полета тела. Упражнение выполняется вначале с небольшой высоты, а затем со стартовой тумбочки. Пятым упражнением является изучение исходного положения, подготовительных движений и толчка.

На суше вначале имитируется исходное положение. Затем из исходного положения «на старт» изучаются маховые движения рук с одновременным подседом, помогающие ускорить начальное движение туловища вперед. Это подготовительное движение имитирует без толчка, а затем по мере его усвоения подключается и толчковое движение. При имитации на суше толчок должен быть направлен вверх и немного вперед с тем расчетом, чтобы во время приземления занимающийся смог устоять на ногах. В этом упражнении необходимо добиваться быстрого выведения рук в положение для скольжения и принятия правильного положения головы.

Подготовительные движения и толчок в воде изучается с борта бассейна. Поскольку полет пловца и его вход в воду во многом зависят от подготовительных движений и толчка, то все эти элементы старта изучаются вместе. После того, как начальные движения старта будут сопряжены с полетом, входом в воду и скольжением, можно переходить к выполнению этого упражнения с тумбочки. Необходимо иметь в виду, что с увеличением высоты могут возникать ошибки и тогда необходимо будет вернуться к подводящим упражнениям. Первые плавательные движения выполняются в соответствии с правилами соревнований.

Простой открытый поворот при плавании кролем на груди является наименее сложным по технике выполнения. Начинать обучение поворотам принято с элементов, которые уже знакомы занимающимся, - это толчок и скольжение. На суше первое упражнение выполняется из положения спиной к стенке, принимает положение руки вверх, делает полунаклон, сгибает одну ногу в колене и ставит стопу на стенку. Из этого исходного положения делает толчок согнутой ногой и в наклоне совершает 5-6 шагов с вытянутыми вперед руками. Вторым упражнением будет имитация вращения. Стоя лицом к стенке в полунаклоне, занимающийся касается ее одной рукой, например правой. Кисть руки должна находиться напротив левого плеча, пальцами направлена влево, то есть по направлению в сторону вращения, рука немного согнута в локтевом суставе. Перемещая опору на пятку одной ноги и согнув другую, выполняют вращение с постановкой согнутой ноги на стенку и выведением рук вверх. Тело при этом движении остается в положении полунаклона. В третьем упражнении вращение выполняется в сочетании с первым упражнением. В четвертом упражнении переходят к слитному выполнению касания, вращения, толчка, скольжения и первых плавательных движений. И только когда занимающийся сможет слитно сделать освоенное движение, переходят к изучению подплывания. Такая последовательность освоения частей поворота «от конца к началу» принята при изучении поворотов в любом способе плавания.

Первым упражнением для изучения поворота в воде является скольжение из исходного положения стоя на дне спиной к стенке, предварительно выполнив вдох и наклонившись так, чтобы тело и вытянутые впереди руки были в воде. Стоя на одной ноге и толкаясь другой, выполняется скольжение до полной остановки тела. Затем это упражнение повторяется, но в конце скольжения начинают работать ноги, а затем руки. Упражнение в дальнейшем повторяется с той лишь разницей, что в исходном положении перед толчком тело погружается под воду и отталкивание выполняется двумя ногами одновременно. После того как будет освоен толчок, скольжение и первые плавательные движения, переходят к изучению вращения. Для этого становятся на расстоянии полуметра от стенки бассейна лицом к ней, касаются стенки кистью, например, правой руки напротив левого плеча, левую руку отводят назад, делают вдох и погружают плечи и голову в воду. Сгибая ноги и быстро группируясь, выполняют вращение туловищем влево, помогая подгребающим движением левой руки. Это упражнение повторяют до тех пор, пока скорость вращения не обеспечит выхода тела в положение для выполнения толчка двумя ногами. Освоив вращение, переходят к выполнению его в сочетании с толчком, а затем с толчком и скольжением. В воде, как и на суше, с самого начала необходимо изучать вращение в обе стороны. Элементы: подплывание и касание выполняются с расстояния 5-6 м. Пловец начинает движение кролем, поворачивая лицо в момент вдоха в сторону и немного вперед, смотрит на приближающуюся стенку и готовится к выполнению касания той рукой, которая окажется на необходимом расстоянии от нее. После того как будет освоено подплывание и касание, поворот выполняется в целом.

Кроль на спине изучать проще, что связано с тем, что при выполнении движений на спине не надо осваивать дыхание в воду. Занятия по обучению технике плавания брассом на груди начинается с обучения движениям ногами. Как правило, освоение этих движений происходит медленнее у взрослых людей. Последовательность изучения движений в дельфине та же, что в других способах - сначала осваиваются движения ногами, руками и согласование движений.

Этапы обучения плаванию

Процесс обучения плаванию можно разделить на три этапа. На первомэтапе формируется предварительное представление о навыке плавания, проводится освоение с водной средой и ознакомление с элементами техники способов плавания. На втором этапе - осуществляется разучивание элементов техники плавания, связок и техники плавания в целом. На третьем этапе - проводится закрепление и совершенствование техники плавания, старта и поворотов. Каждый этап процесса обучения характеризуется разным уровнем освоения навыка плавания занимающимися, спецификой решаемых задач обучения, содержанием средств и методов обучения.

Контрольные вопросы и задания

Назовите основные принципы обучения и особенности их применения в плавании.

Назовите основные педагогические принципы, отражающие методические закономерности обучения плаванию.

Назовите основные задачи обучения плаванию.

Назовите основные группы средств обучения плаванию.

Какова направленность воздействия упражнений каждой группы и какие за­дачи решаются с их помощью?

Расскажите, какие учебные задачи решаются путем примене­ния общеразвивающих, специальных и имитационных физических уп­ражнений на занятиях плаванием.

Охарактеризуйте подготовительные упражнения для освоения с водой; назовите основные подгруппы этих упражнений и направлен­ность их воздействия.

Чем объясняется необходимость применения учебных прыжков в воду на занятиях плаванием и каковы требования безопасности при их выполнении?

Назовите основные группы игр, применяемых на занятиях с
детьми, в зависимости от их возраста и уровня плавательной подготовленности.

Объясните, почему проведение игр на занятиях плаванием с детьми является обязательным требованием физического воспита­ния

Назовите задачи, которые решаются при помощи игр в воде, и правила их проведения.

Назовите основные этапы обучения плаванию и содержание ра­боты преподавателя на каждом этапе.

Опишите обязательную последовательность освоения каждого упражнения техники плавания.

Ошибки, возникающие при обучении технике плавания; их предупреждение и исправ­ление.

Охарактеризуйте основные методы, применяемые при обуче­нии

и тренировке пловца.

Охарактеризуйте практические методы, направленные на освоение

спортивной техники и развитие двигательных качеств, и специфику их использования в плавании.

Расскажите об использовании целостного и раздельного методов

изучения техники спортивного плавания на разных этапах обуче­ния.

Расскажите о правилах применения словесных методов на за­
нятиях плаванием.

Опишите правила демонстрации, показа и жестикуляции пре­
подавателя на занятиях плаванием.

Опишите интервальный и непрерывный методы развития дви­
гательных качеств и последовательность их применения при обуче­
нии технике плавания.

Охарактеризуйте соревновательный и игровой методы, их
сходство и различия.

В чем заключается непосредственная помощь преподавателя и
в каких случаях она необходима?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 953; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.66 (0.01 с.)