Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подготовительные упражнения по освоению с водойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Эта группа упражнений применяется с целью формирования основных ощущений, соответствующих свойствам и условиям водной среды; устранения страха перед водой и психологической подготовки к обучению; освоению рабочих поз пловца и навыка дыхания в воде. В занятиях используются следующие подгруппы упражнений: контрастные упражнения упражнения на погружение упражнения на всплывание упражнения на лежание упражнения на скольжение упражнения на дыхание.
Контрастные упражнения. Для ознакомления со свойствами воды, для чего решаются следующие частные задачи: 1) развивать чувство координации движений; 2) развивать силу рук и ног для выполнения ходьбы, бега, прыжков; 3) разучить ходьбу, бег с движениями рук и ног; 4) добиться самостоятельного выполнения различных сочетаний движений с движениями рук в ходьбе, в прыжках в изменяющихся условиях; 5) проверить и оценить умение выполнять сочетание ходьбы, бега с движениями рук. Для изучения упражнений на погружение тела под воду необходимо решить частные задачи: 1) разучить задержку дыхания на вдохе; 2) научить погружению под поверхность воды на задержанном вдохе; 3) добиться уверенного и самостоятельного погружения под поверхность воды с открытыми глазами; 4) закрепить умение погружаться под поверхность воды с открыванием глаз, в сочетании с другими движениями; 5) совершенствовать умения погружаться под поверхность воды, открывать глаза и ориентироваться под водой; 6) проверить и оценить погружение под воду с открыванием глаз. Погружение под воду, как правило, с трудом осваивается людьми, страдающими водобоязнью, поэтому при работе с ними нельзя спешить. При изучении упражнений на всплывание решаются следующие задачи: 1) развивать умение задерживать дыхание на вдохе; 2) разучить положение головы и ног для выполнения группировки; 3) научить группировке в приседе на задержанном вдохе; 4) добиться самостоятельного выполнения группировки и умения всплывать на задержанном вдохе; 5) проверить и ценить умение выполнять всплывание к поверхности воды. Наиболее распространенными упражнениями являются «поплавок» и «медуза». Необходимо помнить, что у некоторых людей при полном вдохе тело не приобретает положительной плавучести и не всплывает - им не следует выполнять это упражнение. Упражнения на лежание изучаются в положении на спине и на груди («стрелочка» и «звездочка» на максимальном вдохе). При обучении этой подгруппы упражнений решаются следующие задачи: 1) научиться лежать на груди (на спине) в облегченных условиях; 2) разучить положение лежа на груди из положения группировки; 3) добиться самостоятельного выполнения лежания на груди; 4) научиться умению лежать на спине с посторонней помощью; 5) разучить положение лежа на спине; 6) добиться самостоятельного умения лежать на спине; 7) добиться умения лежать на спине с различными движениями рук и ног; 8) закрепить и совершенствовать умение лежать на груди (на спине) из положения группировки в сочетании с другими движениями; 9) проверить и оценить умение лежать на груди и на спине. Упражнения на скольжение создают у занимающихся ощущение движения тела в воде, формирует чувство встречного давления воды, поддерживающего тело у поверхности. Вначале изучают скольжение на груди. Наиболее простым упражнением является скольжение толчком от дна с предварительно наклоненным туловищем и вытянутыми вверх руками. Такое же движение выполняется и на спине, но из положения прогнувшись. При скольжении на груди необходимо, чтобы голова находилась между рук или ниже рук (на спине - между рук или выше рук). В результате обучения должны быть решены следующие задачи: 1) развивать силу ног для выполнения толчка при скольжении; 2) разучить движения ног при выполнении толчка от дна в скольжении; 3) научить постановке ног на борт для выполнения толчка при скольжении; 4) научить положению головы и движению рук при выполнении скольжения; 5) добиться самостоятельного выполнения скольжения на груди и на спине; 6) закрепить и совершенствовать умение выполнять скольжение на груди и на спине; 7) проверить и оценить умение выполнять скольжение на груди и на спине. Специалисты едины в своем мнении, что освоение упражнений на дыхание в воду является наиболее важным элементом процесса обучения техники способов плавания. От того, насколько успешно идет освоение дыхания, зависит качество выполнения движений ног, движений рук и их согласование в любом способе плавания. К изучению дыхания необходимо приступать сразу после освоения погружений и продолжать его, чередуя с другими упражнениями. При обучении дыханию необходимо решать такие задачи: 1) учить выдоху в облегченных условиях; 2) научить выдоху через рот при опускании лица в воду; 3) разучить выдох через рот при погружении под поверхность воды; 4) добиться самостоятельного выполнения выдоха при погружении под воду; 5) научить выдоху с поворотом головы для вдоха (влево и вправо); 6) закрепить и совершенствовать умения выполнять выдох в воду в изменяющихся условиях; 7) проверить и оценить умения выполнять выдохи в воду. Трудности при изучении дыхания в воду прежде всего связаны с тем, что при выдохе, когда голова находится в воде, в нос и в рот может попадать вода. Подготовительные упражнения по освоению с водой по своему характеру статичны и при недостаточной температуре воды или воздуха должны чередоваться с динамичными упражнениями, играми в воде. Обычно при освоении подготовительных упражнений дается задание выполнять частые движения прямыми ногами сидя на борту бассейна, лежа в воде на груди или на спине. Учебные прыжки в воду Учебные прыжки в воду повышают эмоциональный фон занятий. Включение в занятия учебных прыжков позволяет решить такие задачи как: 1) снять страх перед водой и быстрее освоиться с новой средой, овладеть умением выполнять гребковые движения в воде; 2) подготовиться к успешному освоению старта и элементов прикладного плавания, ориентировку под водой; 3) содействовать воспитанию смелости и уверенности. Прыжки в воду вносят оживление и радость в занятия плавание. Проводятся они в начале основной и в заключительной части занятия. При изучении прыжков в воду необходимо соблюдать следующие правила: 1. Проводить изучение прыжков в глубоком бассейне после того, как дети научились плавать или под контролем преподавателя. С первых уроков можно применять прыжки, если тренер находится в воде или с поддерживающими средствами (палки, пояса и др.). 2. При изучении прыжков необходимо учитывать, что его трудность повышается по мере увеличения высоты, поэтому обучение надо начинать с борта бассейна, затем с тумбочки, с вышки или трамплина. 3. При выполнении прыжков необходимо соблюдать строгую дисциплину. По технике выполнения учебные прыжки в воду делятся на соскоки, спады, кувырки, полуобороты, выполняемые из положений сидя согнувшись и сидя в группировке, упора присев, стоя согнувшись и стоя в группировке, с места и с разбега, из передней или задней стойки. Разнообразия, повышения эмоциональности можно достичь за счет использования предметов (палки, обручи, мячи и др.), различной высоты, выполнения различных движений в воздухе (комические прыжки, прыжковые интервалы и др.). В технике прыжков выделяют отдельные фазы: исходное положение, толчок, полет, вход в воду. В фазе полета занимающийся может принимать положение прогнувшись, согнувшись и в группировке. Игры и развлечения на воде На занятиях по плаванию желательно применять игры и развлечения, которые содействуют: 1) повышению интереса к повторению знакомых упражнений; 2) повышению эмоциональности и уменьшению монотонности занятия. 3) воспитанию смелости, самостоятельности, инициативы. 4) воспитание чувства товарищества, укрепления коллектива. Выделяют три группы игр на воде: бессюжетные с элементами соревнований, сюжетные с элементами соревнований и командные. Примеры игр на воде: игры, знакомящие со свойствами воды («хождение по дну», «лови воду», «цапли»); игры, способствующие преодолению водобоязни («футбол в воде», «охотники и утки», «жучок-паучок»); игры, вырабатывающие умение держать глаза в воде открытыми («подводное царство», «морские шашки», «поезд в тоннель»); игры, обучающие выдоху в воду («у кого больше пузырей», «остуди чай», «ванька-встанька»); игры, знакомящие с плавучестью тела («вращение», «звездочка», «поплавок»); игры, способствующие выработке навыка лежания на воде и скольжения («на буксире», «тюлени», «торпеды и кораблики»); игры, способствующие выработке навыка создания упора о воду («восьмерка», «балетная нога», «фламинго»); игры, закрепляющие плавательные движения («мотор», «фонтан», «кто быстрее»); игры, развивающие физические качества («волейбол», «баскетбол», «бой всадников»). Развлечения на воде проводятся с использованием оборудования и без него («трое на одном матраце», «эквилибрист», «хоккей в воде»). 3.3.5. Упражнения для изучения техники плавания, старта и поворта Эти упражнения являются основным материалом, освоение которого обеспечивает овладение техникой плавания. Изучение этих упражнений проводится в строгой методической последовательности: · создание зрительного представления о технике изучаемого способа плавания; · предварительное практическое ознакомление с положением тела, дыханием, формой и характером гребковых движений на суше и на воде путем выполнения имитационных и специальных упражнений, схожих по форме и характеру с изучаемыми движениями; · изучение элементов техники и соединение их в целостное двигательное действие. Техника изучается в такой последовательности: положение тела, движение ногами в сочетании с дыханием, движения руками в сочетании с дыханием, согласование движений рук, ног и дыхания. При обучении используются различные варианты дыхания - с произвольным дыханием, на задержке дыхания на вдохе, в согласовании с дыханием. Последовательность упражнений для изучения способов плавания рассмотрим на примере техники кроля на груди, старта с тумбочки и простого открытого поворота при плавании кролем на груди. Обучение движению ног на суше следует начинать с имитации по фазам подготовительного и ударного движения. Упражнения выполняют из положений: стоя, сидя и лежа. Из положения стоя на одной ноге, держась рукой за опору, сгибая ногу в тазобедренном суставе так, чтобы носок этой ноги, вытянутый и повернутый вовнутрь, находился на 10-15 см выше пола. Насчет «Раз» прямая нога движется назад, на счет «Два» бедро останавливается, а голень, сгибаясь в колене, продолжает движение стопой назад. На счет «Три» бедро вместе с голенью движется вперед, причем голень в движении отстает от бедра и нога сгибается в колене на 10-15°. Носок при этом должен быть вытянут, повернут вовнутрь и при движении касаться пола. На счет «Четыре» бедро останавливается и начинает движение в обратном направлении, то есть назад. Голень же с нарастающей скоростью продолжает движение стопой вперед и нога, разгибаясь, приходит в исходное положение. При выполнении упражнения из положения сидя на полу (на скамейке) носки ног должны быть вытянуты и повернуты вовнутрь, ноги в коленях прямые, размах движений стоп около 40 см. Движения выполняются на три счета. В положении лежа нагруди выполняются движения прямыми ногами с разными положениями рук - впереди; одна рука впереди, другая вдоль тела; вдоль туловища. Обучение движению ног на воде начинается у неподвижной опоры (поручень, край сливного бортика бассейна, дно водоема, партнер). Движения ног с приподнятой головой сменяется упражнением на задержанном вдохе при опущенном в воду лице. Затем выполняется упражнение с согласованием с дыханием, при котором поворот головы для вдоха делается вначале в сторону прижатой правой руки, а затем в сторону прижатой левой руки. В безопорномположении движения ногами выполняются с расположенными впереди руками (вдох вперед), то же на задержанном вдохе (5-10 с), с вытянутой вперед одной рукой и прижатой к телу другой. Если у занимающегося ноги тонут или нет существенного продвижения вперед, а иногда даже возникает продвижение назад, то в этом случае необходимо использовать поддерживающие или протяжные приспособления. Обучение движению рук на суше начинается в положении полунаклона - одна рука опирается на согнутое колено одноименной ноги, другая вытянута вперед, выполняется имитация гребка и подготовительного движения. Вначале имитируется вход руки в воду, затем начало гребка и его окончание, потом выход руки из воды и пронос ее над водой. Затем упражнение повторяется в согласовании с дыханием. Во время гребка рукой голова поворачивается и делается вдох. При возвращении руки в исходное положение голова поворачивается лицом вниз и выполняется выдох. Имитацию каждого последующего гребка можно начинать только тогда, когда занимающийся закончит выдох. Освоив раздельное движение рук на суше, переходят к изучению их движения в воде. Обучение всегда начинается с упражнений из исходного положения стоя на дне. В воде повторяются все имитационные упражнения, которые выполнялись на суше. После того как будут изучены подготовительные и гребковые движения с поднятым над водой лицом, приступают к изучению движений рук с опущенным в воду лицом. Упражнение выполняется на задержанном вдохе (10-15 с). Следует держать глаза в воде приоткрытыми и контролировать движение руки. Затем осваивают гребки в согласовании с дыханием. Поворот головы для вдоха изучается вначале в сторону гребка одной руки, а затем в сторону гребка другой руки, голова для вдоха поворачивается в тот момент, когда рука заканчивает гребок. Раздельное движение рук повторяется многократно, сериями по 20-30 раз подряд, до тех пор, пока не появится свободное дыхание, пока не исчезнет напряженность мышц лица. Согласование движений рук, ног и дыхания изучается на суше, затем в воде. Обучать плаванию кролем на груди всегда следует начинать с «шестиударного» согласования движений рук и ног. На суше принимается положение стоя в полунаклоне, руки впереди: на «раз» - правая рука полностью выпрямляется в локтевом суставе, кисть начинает выполнять ладонное сгибание. Одновременно с этим движением руки правая нога сгибается в коленном суставе и ставится на носок; на счет «два» - кисть и предплечье начинают движение вниз и одновременно сгибается левая нога; на счет «три» - рука движется вниз, приближаясь к вертикальному положению с одновременным сгибанием правой ноги; на счет «четыре» - правая рука имитирует окончание гребка и левая нога сгибается в колене; на счет «пять» - правая рука, сгибаясь в локте, имитирует начало подготовительного движения, а правая нога ударное движение; на счет «шесть» - правая рука проходит мимо плеча, левая нога сгибается в колене. Вначале упражнение выполняется в медленном темпе с остановкой на каждом счете, затем скорость подсчета можно увеличить, следя за тем, чтобы согласованность движений рук и ног не нарушалась. В воде изучать согласование целесообразно в безопорном положении. Вначале подсчет количества ударов ног ведется при раздельном движении рук, а затем при раздельно-попеременно и полураздельном их согласовании. Переходить к слитному согласованию движений рук целесообразно лишь когда шестиударное согласование становится устойчивым. Обучение старту с тумбочки начинается с простейших учебных прыжков (соскоки, спады), после освоения которых выполняют специальные (подводящие) упражнения. Первым упражнением является спад с отталкиванием из положения сидя на борту бассейна, опираясь пятками о край пенного корытца. Перед началом падения вперед руки должны быть расположены вверху, выпрямленные в локтях, большие пальцы кистей касаться друг друга. Голова перед падением в воду должна находиться между или впереди рук. Приняв такое положение, занимающийся наклоняет туловище и, теряя равновесие, падает. В конце падения, когда туловище приблизится к горизонтальному положению, ноги быстро разгибаются и тело приобретает движение вперед. После выполнения спадов с бортика задание усложняется тем, что увеличивают высоту опоры, от которой выполняется отталкивание. Вторым упражнением будет спад из исходного положения в глубоком приседе, руки вытянуты вверх в плоскости туловища. При выполнении этого упражнения нельзя допускать, чтобы у занимающегося в момент полета и приводнения поднималась вверх голова, так как при этом происходит удар лицом о воду. Третье упражнение для изучения толчка, полета и входа в воду отличается от предыдущего только тем, что обучающийся принимает положение полуприседа с небольшим наклоном туловища вперед. Четвертое упражнение - спад из исходного положения «полуприсед, руки опущены вниз». Задача этого упражнения - научить выводить руки вперед в момент полета тела. Упражнение выполняется вначале с небольшой высоты, а затем со стартовой тумбочки. Пятым упражнением является изучение исходного положения, подготовительных движений и толчка. На суше вначале имитируется исходное положение. Затем из исходного положения «на старт» изучаются маховые движения рук с одновременным подседом, помогающие ускорить начальное движение туловища вперед. Это подготовительное движение имитирует без толчка, а затем по мере его усвоения подключается и толчковое движение. При имитации на суше толчок должен быть направлен вверх и немного вперед с тем расчетом, чтобы во время приземления занимающийся смог устоять на ногах. В этом упражнении необходимо добиваться быстрого выведения рук в положение для скольжения и принятия правильного положения головы. Подготовительные движения и толчок в воде изучается с борта бассейна. Поскольку полет пловца и его вход в воду во многом зависят от подготовительных движений и толчка, то все эти элементы старта изучаются вместе. После того, как начальные движения старта будут сопряжены с полетом, входом в воду и скольжением, можно переходить к выполнению этого упражнения с тумбочки. Необходимо иметь в виду, что с увеличением высоты могут возникать ошибки и тогда необходимо будет вернуться к подводящим упражнениям. Первые плавательные движения выполняются в соответствии с правилами соревнований. Простой открытый поворот при плавании кролем на груди является наименее сложным по технике выполнения. Начинать обучение поворотам принято с элементов, которые уже знакомы занимающимся, - это толчок и скольжение. На суше первое упражнение выполняется из положения спиной к стенке, принимает положение руки вверх, делает полунаклон, сгибает одну ногу в колене и ставит стопу на стенку. Из этого исходного положения делает толчок согнутой ногой и в наклоне совершает 5-6 шагов с вытянутыми вперед руками. Вторым упражнением будет имитация вращения. Стоя лицом к стенке в полунаклоне, занимающийся касается ее одной рукой, например правой. Кисть руки должна находиться напротив левого плеча, пальцами направлена влево, то есть по направлению в сторону вращения, рука немного согнута в локтевом суставе. Перемещая опору на пятку одной ноги и согнув другую, выполняют вращение с постановкой согнутой ноги на стенку и выведением рук вверх. Тело при этом движении остается в положении полунаклона. В третьем упражнении вращение выполняется в сочетании с первым упражнением. В четвертом упражнении переходят к слитному выполнению касания, вращения, толчка, скольжения и первых плавательных движений. И только когда занимающийся сможет слитно сделать освоенное движение, переходят к изучению подплывания. Такая последовательность освоения частей поворота «от конца к началу» принята при изучении поворотов в любом способе плавания. Первым упражнением для изучения поворота в воде является скольжение из исходного положения стоя на дне спиной к стенке, предварительно выполнив вдох и наклонившись так, чтобы тело и вытянутые впереди руки были в воде. Стоя на одной ноге и толкаясь другой, выполняется скольжение до полной остановки тела. Затем это упражнение повторяется, но в конце скольжения начинают работать ноги, а затем руки. Упражнение в дальнейшем повторяется с той лишь разницей, что в исходном положении перед толчком тело погружается под воду и отталкивание выполняется двумя ногами одновременно. После того как будет освоен толчок, скольжение и первые плавательные движения, переходят к изучению вращения. Для этого становятся на расстоянии полуметра от стенки бассейна лицом к ней, касаются стенки кистью, например, правой руки напротив левого плеча, левую руку отводят назад, делают вдох и погружают плечи и голову в воду. Сгибая ноги и быстро группируясь, выполняют вращение туловищем влево, помогая подгребающим движением левой руки. Это упражнение повторяют до тех пор, пока скорость вращения не обеспечит выхода тела в положение для выполнения толчка двумя ногами. Освоив вращение, переходят к выполнению его в сочетании с толчком, а затем с толчком и скольжением. В воде, как и на суше, с самого начала необходимо изучать вращение в обе стороны. Элементы: подплывание и касание выполняются с расстояния 5-6 м. Пловец начинает движение кролем, поворачивая лицо в момент вдоха в сторону и немного вперед, смотрит на приближающуюся стенку и готовится к выполнению касания той рукой, которая окажется на необходимом расстоянии от нее. После того как будет освоено подплывание и касание, поворот выполняется в целом. Кроль на спине изучать проще, что связано с тем, что при выполнении движений на спине не надо осваивать дыхание в воду. Занятия по обучению технике плавания брассом на груди начинается с обучения движениям ногами. Как правило, освоение этих движений происходит медленнее у взрослых людей. Последовательность изучения движений в дельфине та же, что в других способах - сначала осваиваются движения ногами, руками и согласование движений. Этапы обучения плаванию Процесс обучения плаванию можно разделить на три этапа. На первомэтапе формируется предварительное представление о навыке плавания, проводится освоение с водной средой и ознакомление с элементами техники способов плавания. На втором этапе - осуществляется разучивание элементов техники плавания, связок и техники плавания в целом. На третьем этапе - проводится закрепление и совершенствование техники плавания, старта и поворотов. Каждый этап процесса обучения характеризуется разным уровнем освоения навыка плавания занимающимися, спецификой решаемых задач обучения, содержанием средств и методов обучения. Контрольные вопросы и задания Назовите основные принципы обучения и особенности их применения в плавании. Назовите основные педагогические принципы, отражающие методические закономерности обучения плаванию. Назовите основные задачи обучения плаванию. Назовите основные группы средств обучения плаванию. Какова направленность воздействия упражнений каждой группы и какие задачи решаются с их помощью? Расскажите, какие учебные задачи решаются путем применения общеразвивающих, специальных и имитационных физических упражнений на занятиях плаванием. Охарактеризуйте подготовительные упражнения для освоения с водой; назовите основные подгруппы этих упражнений и направленность их воздействия. Чем объясняется необходимость применения учебных прыжков в воду на занятиях плаванием и каковы требования безопасности при их выполнении? Назовите основные группы игр, применяемых на занятиях с Объясните, почему проведение игр на занятиях плаванием с детьми является обязательным требованием физического воспитания Назовите задачи, которые решаются при помощи игр в воде, и правила их проведения. Назовите основные этапы обучения плаванию и содержание работы преподавателя на каждом этапе. Опишите обязательную последовательность освоения каждого упражнения техники плавания. Ошибки, возникающие при обучении технике плавания; их предупреждение и исправление. Охарактеризуйте основные методы, применяемые при обучении и тренировке пловца. Охарактеризуйте практические методы, направленные на освоение спортивной техники и развитие двигательных качеств, и специфику их использования в плавании. Расскажите об использовании целостного и раздельного методов изучения техники спортивного плавания на разных этапах обучения. Расскажите о правилах применения словесных методов на за Опишите правила демонстрации, показа и жестикуляции пре Опишите интервальный и непрерывный методы развития дви Охарактеризуйте соревновательный и игровой методы, их В чем заключается непосредственная помощь преподавателя и
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 953; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.66 (0.01 с.) |