Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К. Дебюсси. Прелюдии для фортепиано (1910 - 1913)

Поиск

Характерно импрессионистический круг образов и тем. Новая трактовка программности. Фортепианная техника. Ладово-гармонический язык. Новые принципы формообразования.

Анализ прелюдий: «Затонувший собор», «Девушка с волосами цвета льна», «паруса», «Фейерверк».

Музыка для прослушивания на уроке:

Равель - «Игра воды», «Альборада» из цикла «Отражения», «Античный менуэт», Дебюсси - «Затонувший собор», «Девушка с волосами цвета льна», «Паруса», «Фейерверк».

Импрессионизм в симфоническом творчестве Дебюсси и Равеля.

Дебюсси значительно раньше, чем Равель, обратился к симфонической музыке, и все важнейшие принципы импрессионистского оркестрового письма были разработаны им:

• техника чистых тембров в сочетании с «мазковым» принципом,

• широкое использование различных форм divisi;

• сурдины на струнных и медных духовых,

• флажолет на струнных и арфах;

• глиссандо на струнных, арфе, духовых инструментах, глиссандо флажолетами;

• pizzicato, тремоло;

• игра инструментов в несвойственных для них регистрах (низкая флейта, высокий фагот);

• многокрасочный состав оркестра, включающий в себя эпизодически используемые инструменты (басовый кларнет, контрафагот, ксилофон, челеста, арфа, саскофон, корнет-а-пистон и др.);

• редко используемые старинные инструменты (античные тарелочки, гобой д`амур);

• хор с закрытым ртом в качестве оркестровой краски.

Вопросы и задания

1. Устные вопросы по материалам лекций:

• основные тенденции развития музыкальных жанров в конце XIX -XX вв. Эстетика импрессионизма;

• Живописная техника импрессионизма;

• Круг тем в творчестве композиторов-импрессионистов;

• Музыкальный язык; значение импрессионизма; Особенности фортепианного стиля Равеля;

• Характерные особенности фортепианного импрессионизма Дебюсси;

•   «Ноктюрны» Дебюсси и импрессионистский оркестр.

• биографии Равеля, Дебюсси;

• Равель - «Павана»,«Болеро»;

• Дебюсси - «Море», прелюдии «Дельфийские танцовщицы». «Танец Пека», «Прерванная серенада».

• Круг жанров в творчестве Равеля;

• Круг жанров в творчестве Дебюсси;

• Равель и Дебюсси. «Римская премия»;

• Взаимоотношения двух великих мастеров.

2.           Письменные вопросы по материалу лекций:

• основные стилевые течения конца XIX - XX вв.;

• новые методы музыкальной композиции и способы звукоизвлечения в XX веке;

• перечислить представителей импрессионизма в живописи;

• виды сонористики;

• названия балетов Дебюсси;

• названия балетов Равеля.

3.       Список произведений, вынесенных на музыкальную викторину:
К. Дебюсси - Прелюдии «Затонувший собор», «Девушка с волосами цвета

льна», «Паруса», «Фейерверк», «Дельфийские танцовщицы», «Танец Пека», «Прерванная серенада», «Море» (3 части), «Ноктюрны» (3 ноктюрна), «Послеполуденный отдых фавна».

М. Равель: «Игра воды», «Альборада» из цикла «Отражения», «Павана», «Античный менуэт», «Рассвет» из балета «Дафнис и Хлоя», «Феерия» из «Испанской рапсодии», «Болеро».

Глава IV. О музыкальной сонорике Сонорика (термин Ю. Хоминьского. от латинского sonore - звучать) -обобщенное название системы нетрадиционного звукоизвлечения на различных инструментах с целью получения необычных звуковых эффектов.

Предшественники: К Дебюсси, А Скрябин, А,Веберн, Р^Штраус, О.Мессиан, Б.Барток.

Сонористика может быть тотальной (полной, на ней основано все сочинение) и ограниченной, фрагментарной, введенной в рамки обычного произведения наряду с другими техниками. Сонористика сформировалась в так называемой авангардной

музыке второй половины XX века. Широко распространена в музык В. Лютославского - «Три поэмы Анри Мишо», «Венецианские игры», «Книга для оркестра», в большинстве сочинений К. Пендерецкого 60-х - начала 70-х годов - «De natura sonoris», «Флуоресценции» и др.

Виды сонорики

1. Сонорика тембро-блоков, cонорные поля (в оркестровой музыке).

Единое красочное звучание в виде длительного пятна, где не прослушиваются ни ритм, ни мелодия, ни гармония - все привычные связи теряют свой смысл.

Происходит «распыление тематизма». Импрессионистический принцип

растворения мелоса в богатейших фактурных пластах в сонористике абсолютизируется. Ведущим становится принцип звуко-красочного фонизма.

Пример: Ф.Гайслер, «Эссе» для симфонического оркестра (фрагментарная сонористика).

Сонорные блоки-поля с одновременным использованием длительных вибрато, тремоландо, пиццикато на струнных. Возникает красочный звуковой комплекс, сначала самостоятельный, затем превращающийся в фон, на который накладываются вполне традиционные приемы (комбинированный вариант).

Применяется в музыке Р. Щедрина, С. Губайдулнной, Э. Денисова, В. Екимовского.

3. Кластер как один из приемов сонорной техники.

Это короткое звуковое пятно в отличие от длительных сонорных полей. Исполняется на фортепиано ладонью, двумя ладонями, кулаком, предплечьями рук, прижатием клавиш доской и пр.

Иллюстрация: «Лирика тембров» В.Шалонека для фортепиано.

Использован в музыке Ч,Айвза, Р.Щедрина (Второй концерт для фортепиано с оркестром). А.Шнитке (Соната № 2 для скрипки и фортепиано, Импровизация и фуга для фортепиано).

Прослушивание второго концерта Р. Щедрина для фортепиано с оркестром, часть 2;

В «Импровизации» А. Шнитке - кластер ладонью.

В симфонической музыке кластер может быть использован инструментами духовой группы (Равель «Вальс»), струнной группы (К.Пендерецкий «Флуоресценции», «Трен памяти жертв Хиросимы»).

Пример: Пендерецкий «Флуоресценции» - кластеры струнных смычком, pizzicato, col legno, флажолетами.

Ориентальная» сонористика

Связана с использованием экзотических инструментов ударной группы: том-том, там-там, бамбуковые палки, деревянные дощечки, японский гонг, африканские барабаны и трещотки. Этот вид сонористики применяется в музыке Г.Партча, Г.Шуллера. Л. Фосеа, Дж. Кейджа.

Пример: Дж. Кейдж «Конструкции для металла».

Вокальная сонористика

Используется фонетика французской, русской, польской и др. речи как звуковая краска (повторение гласных, согласных). Крик, свист, шепот, громкий выдох, восклицание, вибрато, скандирование слогов, слов или фраз. Применяется повсеместно в 60-е - 70-е годы в вокальной и вокально-хоровой музыке В. Лютославского, К. Пендерецкого, В. Тормиса, Р. Щедрина.

Иллюстрации: К.Пендерецкнй «Космогония», В. Лютославский «Сотканные слова», «Три поэмы Анри Мишо».

Электронная сонористика.

Основана на сонорных эффектах, полученных с помощью электронной техники (электроинструменты, синтезаторы). Особенно широко используется в рок-музыке, джаз-роке.

Примеры: Л. Саульский «Дерево» (композиция для джаз-рок ансамбля); Ф.Байль «Необитаемые пространства».

6.  Оригинальные приемы звукоизвлечения на инструментах.

Игра на струнных «за подставкой», на подгрифннке, постукивание смычком по деке и пюпитру.

На духовых - игра на мундштуках, удары по клапанам и пистонам.

На фортепиано - игра пальцами на струнах, удары но всем деревянным частям фортепиано, игра на струнах с педалью, glissando по обмотке басовых струн.,

Применяется у композиторов: К. Пендерецкого («Флуоресценции», Концерт

для violino grande), Я. Ксенакиса («Три стихотворения Марины Цветаевой»).

Пример: А. Шнитке «Три стихотворения Марины Цветаевой» - флажолеты на рояле, игра по струнам щипком, ударом, тремоло, glissando.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.60.175 (0.006 с.)