Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К. Дебюсси. Прелюдии для фортепиано (1910 - 1913)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Характерно импрессионистический круг образов и тем. Новая трактовка программности. Фортепианная техника. Ладово-гармонический язык. Новые принципы формообразования. Анализ прелюдий: «Затонувший собор», «Девушка с волосами цвета льна», «паруса», «Фейерверк». Музыка для прослушивания на уроке: Равель - «Игра воды», «Альборада» из цикла «Отражения», «Античный менуэт», Дебюсси - «Затонувший собор», «Девушка с волосами цвета льна», «Паруса», «Фейерверк». Импрессионизм в симфоническом творчестве Дебюсси и Равеля. Дебюсси значительно раньше, чем Равель, обратился к симфонической музыке, и все важнейшие принципы импрессионистского оркестрового письма были разработаны им: • техника чистых тембров в сочетании с «мазковым» принципом, • широкое использование различных форм divisi; • сурдины на струнных и медных духовых, • флажолет на струнных и арфах; • глиссандо на струнных, арфе, духовых инструментах, глиссандо флажолетами; • pizzicato, тремоло; • игра инструментов в несвойственных для них регистрах (низкая флейта, высокий фагот); • многокрасочный состав оркестра, включающий в себя эпизодически используемые инструменты (басовый кларнет, контрафагот, ксилофон, челеста, арфа, саскофон, корнет-а-пистон и др.); • редко используемые старинные инструменты (античные тарелочки, гобой д`амур); • хор с закрытым ртом в качестве оркестровой краски. Вопросы и задания 1. Устные вопросы по материалам лекций: • основные тенденции развития музыкальных жанров в конце XIX -XX вв. Эстетика импрессионизма; • Живописная техника импрессионизма; • Круг тем в творчестве композиторов-импрессионистов; • Музыкальный язык; значение импрессионизма; Особенности фортепианного стиля Равеля; • Характерные особенности фортепианного импрессионизма Дебюсси; • «Ноктюрны» Дебюсси и импрессионистский оркестр. • биографии Равеля, Дебюсси; • Равель - «Павана»,«Болеро»; • Дебюсси - «Море», прелюдии «Дельфийские танцовщицы». «Танец Пека», «Прерванная серенада». • Круг жанров в творчестве Равеля; • Круг жанров в творчестве Дебюсси; • Равель и Дебюсси. «Римская премия»; • Взаимоотношения двух великих мастеров. 2. Письменные вопросы по материалу лекций: • основные стилевые течения конца XIX - XX вв.; • новые методы музыкальной композиции и способы звукоизвлечения в XX веке; • перечислить представителей импрессионизма в живописи; • виды сонористики; • названия балетов Дебюсси; • названия балетов Равеля. 3. Список произведений, вынесенных на музыкальную викторину: льна», «Паруса», «Фейерверк», «Дельфийские танцовщицы», «Танец Пека», «Прерванная серенада», «Море» (3 части), «Ноктюрны» (3 ноктюрна), «Послеполуденный отдых фавна». М. Равель: «Игра воды», «Альборада» из цикла «Отражения», «Павана», «Античный менуэт», «Рассвет» из балета «Дафнис и Хлоя», «Феерия» из «Испанской рапсодии», «Болеро». Глава IV. О музыкальной сонорике Сонорика (термин Ю. Хоминьского. от латинского sonore - звучать) -обобщенное название системы нетрадиционного звукоизвлечения на различных инструментах с целью получения необычных звуковых эффектов. Предшественники: К Дебюсси, А Скрябин, А,Веберн, Р^Штраус, О.Мессиан, Б.Барток. Сонористика может быть тотальной (полной, на ней основано все сочинение) и ограниченной, фрагментарной, введенной в рамки обычного произведения наряду с другими техниками. Сонористика сформировалась в так называемой авангардной музыке второй половины XX века. Широко распространена в музык В. Лютославского - «Три поэмы Анри Мишо», «Венецианские игры», «Книга для оркестра», в большинстве сочинений К. Пендерецкого 60-х - начала 70-х годов - «De natura sonoris», «Флуоресценции» и др. Виды сонорики 1. Сонорика тембро-блоков, cонорные поля (в оркестровой музыке). Единое красочное звучание в виде длительного пятна, где не прослушиваются ни ритм, ни мелодия, ни гармония - все привычные связи теряют свой смысл. Происходит «распыление тематизма». Импрессионистический принцип растворения мелоса в богатейших фактурных пластах в сонористике абсолютизируется. Ведущим становится принцип звуко-красочного фонизма. Пример: Ф.Гайслер, «Эссе» для симфонического оркестра (фрагментарная сонористика). Сонорные блоки-поля с одновременным использованием длительных вибрато, тремоландо, пиццикато на струнных. Возникает красочный звуковой комплекс, сначала самостоятельный, затем превращающийся в фон, на который накладываются вполне традиционные приемы (комбинированный вариант). Применяется в музыке Р. Щедрина, С. Губайдулнной, Э. Денисова, В. Екимовского. 3. Кластер как один из приемов сонорной техники. Это короткое звуковое пятно в отличие от длительных сонорных полей. Исполняется на фортепиано ладонью, двумя ладонями, кулаком, предплечьями рук, прижатием клавиш доской и пр. Иллюстрация: «Лирика тембров» В.Шалонека для фортепиано. Использован в музыке Ч,Айвза, Р.Щедрина (Второй концерт для фортепиано с оркестром). А.Шнитке (Соната № 2 для скрипки и фортепиано, Импровизация и фуга для фортепиано). Прослушивание второго концерта Р. Щедрина для фортепиано с оркестром, часть 2; В «Импровизации» А. Шнитке - кластер ладонью. В симфонической музыке кластер может быть использован инструментами духовой группы (Равель «Вальс»), струнной группы (К.Пендерецкий «Флуоресценции», «Трен памяти жертв Хиросимы»). Пример: Пендерецкий «Флуоресценции» - кластеры струнных смычком, pizzicato, col legno, флажолетами. Ориентальная» сонористика Связана с использованием экзотических инструментов ударной группы: том-том, там-там, бамбуковые палки, деревянные дощечки, японский гонг, африканские барабаны и трещотки. Этот вид сонористики применяется в музыке Г.Партча, Г.Шуллера. Л. Фосеа, Дж. Кейджа. Пример: Дж. Кейдж «Конструкции для металла». Вокальная сонористика Используется фонетика французской, русской, польской и др. речи как звуковая краска (повторение гласных, согласных). Крик, свист, шепот, громкий выдох, восклицание, вибрато, скандирование слогов, слов или фраз. Применяется повсеместно в 60-е - 70-е годы в вокальной и вокально-хоровой музыке В. Лютославского, К. Пендерецкого, В. Тормиса, Р. Щедрина. Иллюстрации: К.Пендерецкнй «Космогония», В. Лютославский «Сотканные слова», «Три поэмы Анри Мишо». Электронная сонористика. Основана на сонорных эффектах, полученных с помощью электронной техники (электроинструменты, синтезаторы). Особенно широко используется в рок-музыке, джаз-роке. Примеры: Л. Саульский «Дерево» (композиция для джаз-рок ансамбля); Ф.Байль «Необитаемые пространства». 6. Оригинальные приемы звукоизвлечения на инструментах. Игра на струнных «за подставкой», на подгрифннке, постукивание смычком по деке и пюпитру. На духовых - игра на мундштуках, удары по клапанам и пистонам. На фортепиано - игра пальцами на струнах, удары но всем деревянным частям фортепиано, игра на струнах с педалью, glissando по обмотке басовых струн., Применяется у композиторов: К. Пендерецкого («Флуоресценции», Концерт для violino grande), Я. Ксенакиса («Три стихотворения Марины Цветаевой»). Пример: А. Шнитке «Три стихотворения Марины Цветаевой» - флажолеты на рояле, игра по струнам щипком, ударом, тремоло, glissando.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.60.175 (0.006 с.) |