Р. Леонкавалло. Опера «Паяцы» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Р. Леонкавалло. Опера «Паяцы»



Опера представлена на конкурс, организованный в 1890 году импрессарио Сонцоньо. Сюжет основан на реальном событии, которое произошло в 60-х годах XIX века в Калабрии (Южная Италия). Этот поразительный случай (во время представления бродячей труппы муж-актер убил свою жену) обошел все газеты.

Либретто написал сам композитор. В опере два действия, которые развиваются очень динамично. Сцены сменяют друг друга по принципу кинематографической смены кадров. Жанр оперы - социально-бытовая драма.

В основе оперы - ряд сцен со сквозным развитием, где опорой являются краткие - на одном дыхании - ариозо, не позволяющие тормозить действие. Речитативно-декламационные моменты отличаются гибкостью и пластичностью. Дуэты играют роль драматургических вершин, узловых сцен драмы. Хоры присутствуют как фон, на котором развивается драма. Пролог оперы и особенно сцена Арлекина и Коломбины (2 действие) выдержаны в духе «комедии масок».

Большая роль принадлежит лейтмотивам («ревности» и «страдания» Канио, «коварных замыслов» Тонио, «любви» Недды и Сильвио). Велика роль оркестра. Он используется как психологический фон, как колористическое средство, есть самостоятельные оркестровые эпизоды, за героями закреплены определенные тембры.

Важнейший драматургический прием - «сцена на сцене». Сопоставляются два плана - реальный и театрализованный. Развитие драмы приобретает крайнюю напряженность. В изображении «театра» использован метод стилизации (закругленные номера подчеркнуто танцевально-жанрового характера - «Гавот Недды», «Серенада» Арлекина). Чувства героев условны, карикатурны. По мере перерастания комедии в драму подключаются основные лейтмотивы оперы, реальное срастается с кукольной драмой, готовя финальную развязку.

Рекомендуются для прослушивания: Пролог, Ария Недды, любовный дуэт Недды и Сильвио, финалы I и П действий.

Дж. Пуччини. Опера «Богема»

Сюжетная основа оперы - «Сцены из жизни богемы» А. Мюрже, Либреттисты -Иллика и Джакоза. Работа над произведением протекала с 1894 по 1895 годы. Премьера состоялась в 1896 г., в Турине, дирижировал А. Тосканини. Опера имела большой успех у публики.

В соответствии с эстетикой веризма «Богема» - бытовая драма. Четыре ее картины представляют собой живые зарисовки быта современных городских окраин, жизни бедных поэтов, художников, музыкантов с их повседневными заботами, мечтами и увлечениями.

1 картина («В мансарде») - непритязательная завязка драмы.

2 картина - («В латинском квартале») - жанрово-юмористическая интермедия.

3 картина («У заставы») - драматическая кульминация.

4 картина («В мансарде») - печальный эпилог. Все картины основаны на принципе свободного сквозного развития при почти

полном отсутствии длительных, завершенных номеров. Основу составляют сжатые, эмоционально насыщенные ариозо. Эффектная концертность, виртуозный блеск здесь уступают место проникновенным лирическим высказываниям, напоминающие короткие и вместе с тем психологически точные в своих характеристиках монологи реалистической драмы. Пуччини находит здесь новый тип речитатива - простого и естественного, переходящего в ритмованную речь, близкую натуральной, разговорной (ария Мими из 1 картины; сцена смерти Мими и т.д.).

Действие оперы, в соответствии с традицией драматургии оперы-пьесы, развивается очень интенсивно. Начало «Богемы» сразу включает слушателя в поток сценической жизни. После нескольких вступительных тактов оркестра поднимается занавес, вместо традиционной увертюры - быстрый, динамичный ввод в действие. Композитор избегает больших цезур, часто обращается к перемене темпа и метроритма, отказывается от самостоятельных оркестровых номеров, тормозящих развитие. Его музыка живет в напряженном ритме подлинной жизни. Обращает на себя внимание принцип калейдоскопического мелькания эпизодов-кадров. Так, например, построены картины уличного быта во втором действии (хоры продавцов, гризеток и студентов, сцена ребят с торговцем игрушками, марш проходящих солдат), в третьем действии - хоровые реплики молочниц, стражников, подгулявших кутил. Здесь трактовка хора приобретает натуралистические черты: беглые, словно выхваченные из жизни, реплики толпы максимально приближены к бытовому разговорному языку.

Четыре картины «Богемы» аналогичны четырем частям симфонии:

1 - круг образов драмы, контраст двух начал - комедийного и лирического. Это вносит известную конфликтность в развитие действия по аналогии с сонатной формой. Сцена в Латинском квартале - своеобразное скерцо, а элегически-скорбный третий акт - медленная часть. Траурный финал завершает цикл. Музыкально-драматургическая симметрия находит свое выражение в программных названиях частей. Одни и те же темы любви составляют основу 1 и 4 картин. Первая и последняя встреча, любовь зарождающаяся н любовь угасающая - таков замысел Пуччини.

Действие оперы развивается по линии постепенного нагнетания: каждый последующий акт короче н лаконичнее предыдущего. Создается своеобразный эффект «драматургической стретты».

Единству произведения способствует развитая система лейтмотивов. Это темы Рудольфа, Мини, лейтмотив любви, лейтмотив Мюзетты. тема «веселящейся богемы», Латинского квартала, темы Шонара и Коллена.

Несмотря на то, что в «Богеме» отразились основополагающие принципы оперного веризма, Пуччини во многом выходит за рамки веристской эстетики. Это касается прежде всего, трактовки сюжета. Сам первоисточник - «Сцены из жизни богемы» Мюрже - окрашен тоном легкой иронии, герои его полны скепсиса, Рудольф у Мюрже - смешной, чудаковатый, Мими - легкомысленная и эгоистичная. Пуччини в опере - в соответствии с традицией романтического искусства идеализирует своих героев, придает им прелесть поэтической одухотворенности, наделяет их душевной щедростью, самоотверженностью. Композитору всегда был чужд чрезмерный натурализм, его отталкивающая неэстетичность сюжетов. Поэтому он отказался от замысла написать оперы по произведениям Верга («Волчица») и Пьера Луиса («Женщина и кукла»).

В «Богеме» также нашли отражение некоторые влияния импрессионизма. С французскими художниками и композиторами Пуччини объединяет стремление запечатлеть неуловимую, ускользающую красоту жизни, зафиксировать все тончайшие проявления прекрасного, скрытого в обыденном, повседневном. Вторая картина оперы своим жизнерадостным тоном, богатством красок, мгновенной фиксацией разнородных впечатлений напоминает жанровые сцены художников-импрессионистов (например, «Бал в Мулен де ля Галетт» Ренуара).

Импрессионистический колорит музыки Пуччини прекрасно раскрыт средствами оркестра. В сфере инструментовки композитор виртуозно владеет техникой светотени (излюбленные импрессионистами приемы divisi, глиссандо, флажолеты), мерцающих бликов в прихотливой смене тембров, нежных колористических переливов струнных, арф. Наиболее яркие моменты оперы - эпизод сожжения рукописи Рудольфом (разгорающееся пламя), тема рассвета, открывающая третью картину, «мотив трех труб» в начале второй картины. Здесь, как и в других своих операх, помимо колоритных оркестровых средств, Пуччини применяет непривычные для музыки того времени и впервые введенные в гармонический стиль Дебюсси квинтовые параллельные последования, параллелизмы трезвучий, длительные органные пункты, натуральные диатонические лады, пентатонику.

Оперный стиль Пуччини, в сравнении со стилем веристов, гораздо более сложный, изысканный и свежий, а также его непревзойденное мастерство в области оперной драматургии, предвосхитившее популярные принципы так называемой кадрово-монтажной драматургии, позволили всем его операм, без исключения, войти в золотой фонд оперной классики XX столетия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.005 с.)