Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава XIV. Футуризм. Урбанизм. Кубизм. Дадаизм. Дадаизм и урбанизм в музыке Э. Сати. Французские композиторы «группы шести»
Термин «футуризм» произошел от слова «fuurum» - будущее (искусство будущего). Футуризм появился в Италии, сначала в литературе, затем в живописи. Манифест футуризма был опубликован в парижской газете «Фигаро» в 1909 г. Автор -основатель нового течения поэт Ф. Маринетти. Развитию футуризма содействовал итальянский журнал «Lacerba». Россия - второй крупный центр футуризма (манифест вышел в 1912 г.). Представители течения: • в литературе: Д. Луччини, П. Буцци, А. Палаццески, К. Гавони (Италия), Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский, В. Маяковскнй, А. Крученых, Н. Асеев, И. Северянин (Россия); • в живописи: У. Боччони, К. Карра, Д. Балла, Д. Северини, Л. Руссоло, Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич, А. Лентулов, П. Филонов; • в музыке: Б. Прателла, Л. Руссоло. Философский источник - Ницше, Фрейд. Бергсон (философия интуитивизма). Эстетика футуризма. Основные положения, выраженные в манифестах: • отрицание романтизма и недавнего импрессионизма; • апология техники и урбанизма. Воспевание мощи машин, шумов • отрицание культурного наследия прошлого («Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с парохода современности» - у русских; «Мы должны ежедневно плевать на алтарь искусства» - у Марннетти); • культ анархии. Бунт против лирики и эстетически-прекрасного, неподчинение, эпатаж, вызов традиции вообще; • отрицание разума, преобразующей силы интеллекта (противопоставлена Т. Маринетти приезжал в Россию, и, несмотря на сходство большинства положений манифестов, у двух футуристических группировок - итальянской и русской - обнаружились серьезные разногласия (по вопросу о войне и насилии). Не случайно Маринетти позже примкнул к фашистам, а в 1915 году произошел раскол внутри его группы. Техника литературного футуризма: • взамен логики цепь бесконтрольных ассоциаций и аналогий; • фигурные стихи (различные, комбинации длинных и коротких строчек, «лесенка» и т.д.); • сочетание типографических и рисованных шрифтов; • рисунок, коллаж, аллитерация; • новые словообразования на основе конструирования слов («блистайность», «чароваль», «словаль», «трехметроворостая» и т.п.); • словесный абсурд (слова и предложения, не имеющие смысла, искусственно составленные из слогов);
• ориентация на обиходную грубость речи. Иллюстрации: стихи В. Каменского, В. Хлебникова, А. Крученых, В. Маяковского. Манифест художников-футуристов вышел в 1910 г. (в Италии). Много общего с манифестом литературным. Главное в живописи - отразить динамизм времени, скоростные ритмы эпохи НТР. Основа - «линия» - сила, которая подчеркивает принцип динамизма: пересекающиеся острые углы, спирали, зигзаги, эллипсы, скошенный конус, круг, многократное умножение очертаний фигур, расположение по пересекающимся линиям и плоскостям, резкие контрасты цвета После общения с кубистами во Франции (1911) футуристы вводят геометрический хаос, тексты-символы и цифровые знаки в свои произведения. Репродукции: Д. Северини, Л. Руссоло, У. Боччони, Д. Балла. Музыка Высказывания композиторов (Д. Руссоло, К. Прателла) полностью совпадают с положениями манифеста Маринетти. Д. Руссоло выдвигает концепцию музыкального прогресса от звука к шуму. («Мы нашли гораздо больше наслаждения в комбинациях шумов поездов, моторов, автомобилей и орущей толпы, чем в «Героической» симфонии Бетховена») Он предлагает уничтожить все музыкальные инструменты и заменить звук шумом (это получило название «брюитизм»). Известен трактат Руссоло «Искусство шумов»: (грохот, рев, свист, шипенье, шепот, бормотанье, шелест, скрип, треск, визг и т.д.). В произведении «Свидание автомобиля с аэропланом» Руссоло использует особый инструмент - шумофон. Кубизм Возник в 1907 г. во Франции, первоначально в живописи. Основатели течения – П. Пикассо и Ж. Брак. Другие представители – М. Лорансен, Ф. Леже, Р. Делоне. Ж. Метценже, Х Грис (Испания), Н. Гончарова, А. Лентулов, П. Филонов. Р.Фальк, А. Осмеркин (Россия). Исходным моментом для возникновения стиля послужила геометричность африканской скульптуры. Термин - кубизм - принадлежит Л. Вокселю, известному критику. Живопись кубистов основана на разложении изображения предмета на плоскости и комбинировании этими плоскостями. После экспрессионизма - это следующий этап деформации предметности, которая все-таки остается на полотнах художников. Существует несколько видов кубистической техники:
1. Аналитический кубизм. беспорядке, без всякой системы (момент бессознательного в творчестве), затем художник находит в создавшихся очертаниях какие-то намеки на реальную предметность и уточняет их, выделяет. 2. Синтетический кубизм (более поздний, с 1912 г.). беспорядочном нагромождении. В картины вводятся различные графические изображения-знаки (надписи, цифры, нотные обозначения). Они настраивают зрителя на тот или иной объект. Подлинная предметность заменяется здесь знаком-формулой. Кубизм в литературе Представители; Г. Аполлинер, М. Жакоб, П. Риверди, Г. Стайн, Позиции литературы перекликаются с живописью. М. Жакоб: «Стихотворение - сконструированный объект. Значение искусства - в нем самом, а не в сравнениях с реальностью». Техника письма: 1. Внешние геометрические формы стихотворения - бутылка, треугольник, домик, «косой дождь» и т.д. (Г. Апполлннер, сб. «Каллиграмы») 2. Скрытый геометризм стихов, когда форма выстраивается после прочтения произведения. (В. Брюсов, «Венок сонетов») 3. Коллаж из обрывков диалогов и слов, услышанных в толпе. (Г. Апполлинер, «Поэмы-разговоры») 4. Подобно деформации предметов в живописи - деформация смысла, лишь изредка в общей массе текста возникают островки осмысленной речи (Г. Стайн, «Пьеса, которой нет и которая только названа»). Коллаж От французского «coller» - наклеивать. Это картина, составленная из наклеенных обрывков газет, журналов, цветной бумаги, обоев, клеенки. Коллаж представлял собой в то же время в наибольшей степени предметное искусство. В реалистической живописи такие детали, как линия, цвет, светотень, фактура, были слиты в едином образе, У кубистов они приобретают автономное существование, гак как разбросаны по картине и существуют сами по себе. «Картина-конструкция» (Х. Грис) - основа живописи кубистов, то есть художник конструирует объект из предварительных схем, выявляя его собственную логику. При этом кубисты ссылаются на роль математической абстракции в науке. Философская основа кубизма - агностицизм Юма (невозможность объективного отражения внешнего мира) и эмпиризм Маха (познание мира на основе субъективных ощущений). Кубисты считают, что художник не постигает объективный мир, а творит собственную реальность и потому не претендует на реальность изображения. Иллюстрации: Ж. Брак, П. Пикассо, Х. Грис, Н. Гончарова, А. Лентулов, Р. Фальк, А. Осмеркин. В современной авангардной музыке техника коллажа становится одной из основополагающих. Впервые была применена еще в 10-е годы прошлого столетия крупнейшим американским композитором Ч. Айвзом. В его сочинениях по принципу «монтажа» вводятся цитаты из американских гимнов разных времен, уличных песен и проч. (по принципу «открытого окна»). В 60-е годы нашего века методом коллажа широко пользуется большинство композиторов. Наиболее характерное сочинение - симфония (1966 г.) итальянского композитора Л. Берио, музыкальный текст которой целиком смонтирован из цитат музыки Г. Малера (скерцо Второй симфонии), М. Равеля («Вальс»), отрывков из музыки Бетховена, самого Берио, а также джазовой музыки, выкриков политических демонстрантов, лозунгов со стен Сорбонны и прочих коллажных «вклеек».
Дадаизм Течение сформировалось в 1916 году в Швейцарии, одновременно в литературе и живописи в среде эмигрантов разных национальностей. Основатель дадаизма - поэт Т. Тзара. Позже дадаизм распространяется в другие страны и особенно прививается на французской почве. Основные постулаты дадаизма: абсурд, детская игра, эпатаж, нарочитое желание отстраниться от политики, войн, катаклизмов. Об этом говорит и само название - dada, не имеющее точного смысла - (детская лошадка, на которой скачут верхом, в переносном смысле - бессвязный детский лепет.). Представители в живописи; М. Дюшаи, Ф. Пикабиа, П. Пикассо, М. Эрнс, Д. Швиттерс; в литературе: А. Бретон, А. Арагон, П. Элюар, Ж. Кокто, Р. Гюльзенбек, М. Янко; в музыке: Э.Сати, Ф. Пуленк, Ж.Орик, Д. Мийо, Л. Дюрей, Ж. Тайефер, А. Онегтер (стиль 1910-х - 1920-х годов). Живопись Характерные особенности: • картины, напоминающие чертеж; • коллаж с наклеенным на холст битым стеклом, обрывками фотографий, пуговицами, проволокой и т.п.; • демонстрация предметов или их абсурдное сочетание (что выходит уже за пределы собственно живописи). Последняя разновидность дадаизма во второй половине XX века получила широкое распространение в одном из направлений модернизма под названием поп-арт («популярное искусство»). Выставлялись продукты «массовой культуры» - рекламные муляжи и плакаты, фотографии, упаковка, изделия массового производства и др. Представители: Р. Раушенберг, Д. Джонс, К. Олденбург, Р. Лихтенстейн (США). Еще одно ответвление - боди-арт, (body-art) - «искусство тела», также модернистское направление (возникло в 1960-е годы), где предметом демонстрации было человеческое тело. Оно служило материалом для раскрашивания, татуировок, надрезов, частичного сжигания или просто демонстрировались определенные позы (живая скульптура). Представители: В. Аккончи, Б. Маклин, Л. Смит, Д. Оппенгейм. Репродукции: М. Дюшан, Ф. Пикабиа, П. Пикассо, Г. Гросс, Д. Оппенгейм, К. Олденбург. Литература В основе творчества - бессмыслица, абсурд, принцип детской игры, основанной на бессознательном факторе. Философская основа - З. Фрейд, А. Бергсон, Й. Хейзинга (теория homo ludens -«человека играющего»). Методы стихосложения: • хаотический набор слов; • тарабарщина из псевдоафрнканских, псевдокитайских и др. слов; • коллективное сочинение «вслепую» в заданном ритме (каждый участник пишет свою строчку, не видя других строчек); • коллаж из газетных слов; • подражание детскому лепету.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.014 с.) |