Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава XIII . А. Веберн. Тотальная серийность, структурализм, пуантализм. Стохастическая музыка. Электронная музыкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тотальная серийность (сериализм) - это разновидность серийной техники, разработанная А. Веберном, учеником и последователем Шенберга. Все отправные характеристики метода были перенесены также на другие средства музыкальной выразительности (ритм, тембр, регистр, темп, динамику). Сочинения Веберна предельно сжаты, лаконичны во времени (протяженностью от 15 до 19 секунд). В этом сказалась характерная тенденция искусства эпохи - склонность к информационной концентрнрованноети и новому, сгущенному восприятию времени. В отличие от стиля Шенберга, «Более монохромного», графического, сочинения Веберна изысканно-колористичны за счет почти импрессионистических тембровых эффектов (колотушки с губкой, колокольца, мандолина, гитара, челеста, эффекты глиссандо, divisi, флажолеты), а также отличаются ювелирной нюансировкой (от рррр до mf). Серийную технику Шенберга-Веберна развивает в дальнейшем и абсолютизирует П.Булез, возглавивший течение структурализма. Параллельно серии из 12 тонов он выстраивает ритмическую шкалу (где за каждым звуком закреплена своя длительность), динамическую и тембровую (по этому же принципу). Так построены его произведения «Структуры», «Молоток без мастера». Эту же линию продолжает (О. Мессиан («Лады длительной интенсивности»). Произведения в серийной технике создавались и другими композиторами XX века; это А.Пуссер, М. Ле Ру, М. Кагель, Л.Даллапиккола, Л.Ноно, К.Штокгаузен, Л.Берио, А.Пярт, С.Слонимский, Э.Денисов и др. В тотальной серийности Веберна и его последователей был изначально заложен момент, связанный с повышенным вниманием к отдельно взятому звуку. Этот звук, существовавший автономно, благодаря собственному ритму, тембру, динамике, неизбежно начитает восприниматься как тема. У Веберна размеры произведения иногда сжимаются до нескольких секунд, и количество звуков, соответственно, легко можно сосчитать. Они отстоят друг от друга на расстоянии длительных пауз. Так возникает явление под названием пуантализм (от слова роint - точка), где подчеркивается самоценность звука, окруженного длительной тишиной. При этом наблюдается психологическая иллюзия бесконечной длительности звучания (сам Веберн ошибался в определении временной протяженности своих пьес). В этой манере написано большинство инструментальных, вокальных и оркестровых миниатюр А. Веберна (например, Пять пьес для оркестра ор. 10), а также «Контрапункты» Штокхаузена, «Изолированные точки в пространстве» Э.Денисова. Иллюстрации: Пять пьес ор. 10 для оркестра А. Веберна, «Контрапункты» К. Штокхаузена. Пуантилизм существует и в живописи, но в данном случае истоки явления иные, нежели в музыке. Живописный пуантилизм появился в конце 80-х годов прошлого века и входил он в систему постимпрессионизма. Родоначальники – И. Синьяк, Ж.Сера, французские художники. В книге «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму» Синьяк излагает творческие установки нового течения, которое еще имеет другое название -дивизионизм (divisi - разделение). Система основана на принципе разложения цветового тона на чистые цвета и их последующее оптическое смешение в процессе восприятия. Пуантилисты, в отличие от импрессионистов, пользуются не тончайшим мазком, а точкой-пятном. Это пятно может иметь форму маленького пятнышка, ассиметричного пятна большего размера и даже пятна прямоугольной формы. Иногда манера пуантилизма напоминает византийскую мозаику. В этой манере (в том числе) работали Э.Кросс, В. Ван Гог и др. Репродукции: П.Синьяк, Ж.Сера, В. Ван Гог, Э.Кросс. Стохастическая музыка, создателем которой является Я. Ксенакис, продолжает линию, начатую Шенбергом. Я. Ксенакис, архитектор по образованию, ученик Ле Корбюзье, полагает, что додекафония - лишь арифметика по сравнению с той «высшей математикой» упорядоченности музыки, которую он предлагает. Стохастическая музыка - термин, заимствованный из высшей математики. Это система, опирающаяся на теорию вероятности и теорию бесконечно больших чисел. Ксенакис излагает основы своей теории на примере детального анализа пьесы для виолончели «Nomos alfa». Композитор приводит шесть сложнейших таблиц на миллиметровой бумаге, девять графиков-чертежей и десять страниц, исписанных алгебраическими формулами. Основой для партитуры его пьесы для оркестра «Метастазис» послужил архитектурный чертеж павильона «Филлипс» на Всемирной выставке в Брюсселе. Однако, как писал Т. Адорно, «Статистическая система строения музыкальных элементов, кажущаяся такой точной на бумаге, на деле превращается в свою противоположность... Рационализация приводит к иррациональному хаосу». Сугубо математический аппарат для создания музыки использовали в сочинениях 1960-х - 1970-х годов такие известные польские композиторы, как К. Пендерецквй» В. Лютославский, Г.Гурецкий, К. Сероцкий, а также наши соотечественники - Губайдулина, Гринблат, Фирсова и др. Электронная музыка Электронная музыка как явление, тесно связанное с научно-технической революцией, создается и реализуется с помощью электронно-акустической, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры (синтезаторов). Синтезатор обладает безграничной возможностью получать различные тембры и соединять их. Музыкальная ткань складывается из отдельных, тщательно подобранных элементов, которые фиксируются с помощью многоканального магнитофона. Электронная музыка получила широкое развитие в творчестве Э. Вареза, К. Штокхаузена, К. Пендерецкого, Л. Ноно, Э. Денисова, С. Губайдуллиной. Э. Артемьева, А. Шнитке, К. Пендерецкого и других композиторов. Музыкальные иллюстрации: Л. Ноно, «Электронная музыка». Э. Варез, «Электронная поэма». К. Пендерецкий. «Флуоресценции».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.13 (0.008 с.) |