Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава XII. Абстракционизм. Конструктивизм. Тенденции конструктивизма в музыке. Серийная техника. Додекафонная система А. Шенберга
Абстракционизм возник в начале 1910-х годов в живописи. Основатель -художник В. Кандинский. С момента рождения абстракционизм - явление интернациональное. Представители: Р.Делоне, К.Малевич, П.Мондриан, П.Клее, М.Шагал, М.Эрнст, Д. Поллок, А.Вольс, Г.Гартунг, М. Тоби, А. Мишо. Это течение существует на протяжении всего века. В основе стиля - полный отказ от фигуративности, здесь завершился процесс разрушения предметности в живописи. Сами художники не считают себя разрушителями, напротив - созидателями новой реальности, лежащей в их внутреннем субъективном восприятии, первооткрывателями новых измерений мира. Выразительные средства абстракционизма: • Цвет, культ красочного пятна, в котором видят н форму, и сюжет; • геометрические фигуры (круг, крадрат, треугольник, конус, прямоугольник) и их комбинации; • узоры; • пересекающиеся линии; • «горячая абстракция» (песок, галька, смола, цемент, стекло, камни в • знаки, иероглифы (связаны с влиянием китайского и японского искусства); • сочетание двух или нескольких вышеназванных элементов в одном произведении. Репродукции: К.Малевич. П.Клее, М.Шагал, В.Кандинский. Конструктивизм - художественное течение, сформировавшееся в 10-е 20-е годы XX столетия и провозгласившее основой художественного образа не композицию, а строгую, рационально продуманную конструкцию. Наиболее полное выражение конструктивизм нашел в архитектуре н дизайне, где форма сооружений и предметов определялась геометрической конструкцией инженерных чертежей. Основоположник и глава конструктивизма - великий французский архитектор Ле Корбюзье, создатель теории современного градостроительства. Он же явился автором ряда исследовательских работ (например, книга «К архитектуре»), где его идеи получают теоретическое обоснование. Во введении к указанному изданию сказано: «Архитектура - это умелое, корректное и великолепное сочетание освещенных форм». Среди других представителен конструктивизма - немецкие архитекторы В.Гропиус, Э.Мендельсон, Б.Паут, американский архитектор Ф.Л.Райт. В живописи некоторые тенденции конструктивизма сказались в творчестве Пикассо, Брака, Леже, в поззии - у Аполлинера, Стайна и др.
Основные художественные принципы конструктивизма: • отсутствие конкретной образности, замененное воплощением четкой • синтез принципов искусства и точных наук, в первую очередь -математики; • художественное совершенство понимается как единство, определяемое соотношением соразмерных математических величин; • целесообразное, строго рассчитанное технологическое решение концепции произведения, которая вместе с тем должна быть поднята до уровня художественного обобщения; • каждый рисунок - это мысль, изложенная на языке графики предельно точно и лаконично, без показной красивости и излишеств. Принцип цвета вне контура, принятый в абстракционизме, отвергается, замененный графической выверенностью линий и объемов; • игра объемов различной формы к цвета на основе законов симметрии, Тенденции конструктивизма в музыке. Додекафония, серийная техника Т.Адорно назвал додекафонную (двенадцатитоновую) технику абстракционизмом в музыке. Другие зарубежные исследователи сравнивают двенадцатитоновую и в целом - серийную технику с конструктивистскими исканиями Корбюзье и Пикассо. Создателем додекафонии является Арнольд Шенберг, глава «Нововенской школы». Та же техника становится основной в творчестве учеников Шенберга -А. Веберна и А. Берга. Разработкой этой идеи в то время занимались многие композиторы (Веберн, Берг, Рославец, Обухов, Клайн, Хауэр), которые ориентировались на свободную двенадцатитоновость. Но именно Шенберг осуществил ее в виде законченной системы (работал над ней с 1915 по 1921 годы. Первое додекафонное произведение - Фортепианная сюита ор. 25 (1921-23)). Создавая свою систему, композитор поставил две задачи: • придать музыке черты строгой математической логики (в соответствии с эпохой НТР), Внедрить культ мысли (в отличие от романтического и экспрессионистического культа эмоций), трезвости интеллекта;
• внести порядок в анархию атональности (гармония переживала кризис тонального мышления). Ограничить атональность жесткими рамками формообразующих принципов, построенных на сугубо полифонической основе. Принципы двенадцатитоновой техники Шенберга 1920-х - 1930-х годов (стиль так называемой «чистой додекафонии»): • в основе произведений положена серия из 12 звуков, охватывающая в • при следующем проведении серии ни один звук не может повториться • развитие додекафонный ряд получает на основе вариантных началу), ракоход инверсии; • серия и модификации могут строиться от любого звука; • все звуки ряда абсолютно равноправны, ладотональные тяготения отсутствуют, также как отсутствует и сам центральный тон; • двенадцатитоновый ряд может быть расположен по вертикали, как аккорд. При создании своей техники Шенберг использовал некоторые принципы вариационно-полифонического развития нидерландских полифонистов ХV-ХVI веков (инверсия, ракоход, ракоход инверсии), в музыке которых также отсутствовала тональная централизация. Произведения, написанные в новой технике: Пять пьес для фортепиано ор.23, квартет № 3. Серенада для семи инструментов, Скрипичный концерт, оратории «Лестница Иакова», «Моисей и Аарон» и др. Сам Шенберг позволял себе в поздний период творчества (начиная с конца 1930-х годов) нарушать собственные правила, вводя в некоторые произведения позднего периода «нестрогую додекафонию» («Ода Наполеону», «Уцелевший из Варшавы»), компромиссы с тональной музыкой. В этом отношении особенно интересен скрипичный концерт А. Берга (1935 г.), где серия впервые строится на трезвучной основе. После Шенберга сформировались три вида додекафонии: 1 - серийная техника (нестрогая додекафония) - самый распространенный вид, основанный на использовании любого количества тонов хроматического звукоряда; 2 - модальная додекафония (обращение с серией, как с ладом, изобретение Г.Эйслера); 3 - тотальная (всеобщая), или сериальность (разработана А.Веберном). Исходные принципы серийности: • введение в музыку точных математических расчетов, рационалистически рождающийся на основе строгой логики интеллекта; • отрицание эмоционально-образного содержания музыки. Данные Иллюстрации: репродукции архитектурных сооружений Ле Корбюзье, Гроппиуса и Райта 1920-х и 1930-х годов. Сюита А.Шенберга для фортепиано ор. 25, квинтет для духовых инструментов ор. 26.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.006 с.) |