Земная идентичность и земное сознание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Земная идентичность и земное сознание



Планетарное единение — это минимальное рациональное требование мира, сделавшегося более тесным и взаимозависимым. Такое единение требует осознания и чувства взаимной принадлежности, которые связывают нас с Землей, рассматриваемой в качестве первой
и последней Родины.                                                           

Если представление об отчизне несет в себе общую идентичность, отношение эмоционального присоединения к субстанции, являющей­ся одновременно и материнской, и отеческой (то, что содержится в самом женско-мужском термине «отчизна», на французском la patrie), наконец, общность судьбы, тогда можно предложить понятие Земли - Отчизны (Terra - Pathe).

Как отмечалось в разделе III, все мы обладаем общими генетически­ми, мозговыми, эмоциональными свойствами через и поверх нашего индивидуального, культурного и социального разнообразия. Мы явля­емся результатом развития формы жизни, для которой Земля служила мшеринской и питательной основой. Все люди, начиная с XX века, оза­бочены одними и теми же фундаментальными проблемами жизни и смерти и соединены общностью планетарной судьбы.

Поэтому нам надо научиться «бытию-здесь» на планете. Научиться «быть-здесь» — значит научиться жить, совместно владеть, общаться, быть в единении; это то, чему обычно учат только в отдельных свое­образных культурах и с помощью таких культур. Впредь нам необ­ходимо научиться быть, жить, совместно владеть, общаться, объеди­няться также и в качестве обитателей Планеты Земля. Быть не только представителями одной культуры, но и представителями Земли. Мы должны посвятить себя не овладению и господству, а обустройству, улучшению и пониманию. Мы должны развить в себе:

антропологическое сознание, которое признает наше единство в разнообразии;

экологическое сознание, т. е. осознание того, что мы обитаем со­вместно со всеми смертными существами в одной и той же сфере живого (биосфере); признавая свою единосущную связь с биосферой, мы должны отказаться от Прометеевой мечты господствовать во Вселенной и создавать атмосферу сотворчества, дружелюбно­сти и праздничности на Земле;

сознание, свойственное гражданину Земли, т. е. чувство солидар­ности со всеми детьми Земли и ответственности за них;

духовное сознание человеческого условия, приобретаемое в ре­зультате сложного движения мышления, которое позволяет нам быть открытыми к взаимной критике, самокритике и взаимопони­манию.

В процессе обучения универсальное и характерное для родной стра­ны не должны противопоставляться. Обучение должно быть направле­но на то, чтобы концентрически связывать все родное для нас: се­мейное, региональное, национальное, европейское — и интегрировать все эти сферы в конкретный универсум земной родины. Не следу­ет более противопоставлять лучезарное будущее рабскому прошлому. Все культуры имеют свои достоинства, свой опыт и свою мудрость, а также и свои недостатки и незнание. Только черпая ресурсы в своем прошлом, группа людей заряжается энергией, для того чтобы безбо­язненно встречать настоящее и готовиться к будущему. Стремление к лучшему будущему должно дополнять, а не противостоять обраще­нию к накопленному в прошлом опыту. Жизнь каждого человека или каждого коллектива должна поддерживаться в результате непрерыв­ной циркуляции между его прошлым, где он, ощущая связь с предше­ственниками, удостоверяет свою идентичность, его настоящим, где он заявляет о своих потребностях, и будущим, куда он проецирует свои стремления и направляет усилия.

В этом отношении государства могут играть решающую роль, но при том условии, что они соглашаются в своих собственных инте­ресах отказаться от своего абсолютного верховенства по всем глав­ным затрагивающим общие интересы проблемам, и в особенности по проблемам жизни и смерти, которые выходят за пределы отведен­ной им компетенции. Во всяком случае, эра плодотворной политики государств - наций, наделенных абсолютной властью, завершилась, а это означает, что не надо разобщать государства, а, напротив, следу­ет их уважать, интегрируя их в целостные образования и принуждая их уважать ту целостность, частями которой они являются.

Мир, объединенный в единую систему, должен быть полицентричным и ацентричным не только в политическом, но и в культурном отно­шении. Запад, превращая себя в провинцию, испытывает потребность в Востоке, тогда как Восток хочет оставаться самим собой, впитывая традиции Запада. Север разработал методы вычислений и техниче­ские приемы, но забыл о качестве жизни, в то время как Юг, будучи технически отсталым, все еще заботится о качестве жизни. В этом диалоге должны в дальнейшем развиваться взаимодополнительные от­ношения между Востоком и Западом, Севером и Югом.

Вместо разъединения должно воцариться установление связей, должна родиться «симбиософия», мудрость жить вместе.

Единство, скрещивание и разнообразие должны противостоять гомогенизации и закрытости. Скрещивание представляет собой не толь­ко создание нового разнообразия, начиная с первой встречи различ­ных элементов; в планетарном процессе оно становится продуктом и производителем связи и единства. Оно вводит сложность в сердцевину смешанной (культурной или расовой) индивидуальности. Ко­нечно, каждый человек может и должен в планетарную эру культивировать свою множественную индивидуальность, которая дает возмож­ность интегрировать в себе своеобразие самого разного рода: семейное, региональное, этническое, национальное, религиозное и философское, континентальное и земное. Что касается метиса, он сам может обнаружить в корнях своей полииндивидуальности семейную биполярность, этническую, национальную и даже континентальную би-полярность, позволяющую ему развить в себе сложную, всецело че­ловеческую индивидуальность.

Отсюда вытекает двоякий антропологический императив: надо со­хранить человеческое единство и надо сохранить человеческое разно­образие. Развивать концентрические и множественные идентичности: идентичность нашей этнической группы, идентичность нашей родины, идентичность нашего цивилизационного сообщества и, наконец, идентичность граждан Земли.

В масштабе планетарного человечества мы вовлечены в важнейшее дело жизни, которое состоит в том, чтобы оказывать сопротивление смерти. Цивилизовать и Солидаризировать Землю, Преобразовать че­ловеческий род в подлинное человечество — это фундаментальная и глобальная цель всех систем образования, стремящихся не только к прогрессу, но и к выживанию человечества. Сознание человечества в эту планетарную эру, судя по всему, должно привести нас к солидарно­сти и взаимному состраданию каждого каждому, всех всем. Будущие системы образования должны учить этике планетарного понимания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.004 с.)