Множественное единство : человеческое единство и разнообразие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Множественное единство : человеческое единство и разнообразие



Образование в будущем должно быть поставлено так, чтобы идея единства человеческого рода не затушевывала идею его разнообразия и чтобы идея его разнообразия не устраняла идею единства. Существует человеческое единство. И существует также человеческое разнообразие. Единство заключается не только в биологических характеристиках вида homo sapiens. Разнообразие состоит не только в психологических, культурных, социальных чертах человеческого существа. Существует также собственно биологическое разнообразие в недрах человеческого единства; существует не только мозговое, но и ментальное,  психическое, эмоциональное, интеллектуальное единство. Более того, самые разнородные культуры и общества имеют общие порождающие и организующие принципы. Именно человеческое единство несет в себе начала своего многоликого разноробразия. Понять человека — значит понять его единство в разнообразии и его разнообразие в единстве. Надо постигнуть единство множественного, множественность одного.

Образование призвано иллюстрировать этот принцип единства / разнообразия во всех областях.

3. I. Индивидуальный уровень. На индивидуальном уровне имеется генетическое единство / разнообразие. Всякий человек несет в себе генетически  человеческий род, генетическим фактором определяется и его анатомическое и физиологическое своеобразие. Существует мозговое, умственное, психологическое, эмоциональное, интеллектуальное, субъективное единство / разнообразие: каждый человек несет себе, в особенностях своей мозговой и умственной деятельности, в психологии поведения и эмоциях, в свойствах интеллекта и субъектных действиях фундаментальные общие свойства, и в то же время он обладает своим мозговым, умственным, психологическим, эмоциональным, интеллектуальным, субъективным своеобразием...

3.2. Социальный уровень. На уровне общества существует единство/разнообразие в языках (совершенно различных, начиная с общей структуры двойного произношения, что приводит к тому, что мы являемся близнецами из-за языка и отделены друг от друга посредством языков), социальных организациях и культурах.

3.3. Культурное разнообразие и множество индивидов. Совершенно справедливо, когда говорят о культуре, и совершенно справедливо, говорят о культурах.

Культура образована совокупностью знаний, умений, правил, норм, запретов, стратегий, верований, идей, ценностей, мифов, которые пе­редаются из поколения в поколение, воспроизводятся в каждом индивиде, контролируют существование общества и поддерживают психологическую и социальную сложность. Не существует человеческого общества, ни архаического, ни современного, которое существовало бы без культуры, но каждая культура своеобразна. Всегда существует культура в культурах, но культура существует только через культуры.

Технические приемы и устройства могут передаваться из одной культуры в другую, как это было в случае колеса, сцепления, компаса,  книгопечатания. То же самое происходит и с определенными
религиозными верованиями, а затем со светскими идеями, которые,
родившись в одной своеобразной культуре, смогли стать универсальными.  Но в каждой культуре имеется специфический набор верований, идей, ценностей, мифов, в частности, тех, которые связывают это сообщество с его предками и историческими традициями.
Тот, кто признает разнообразие культур, склонен недооценивать или
затушевывать человеческое единство, тот же, кто видит человеческое
единство, склонен считать вторичным разнообразие культур. Надо, напротив, понять единство, которое обеспечивает разнообразие и благоприятствует ему, и разнообразие, которое встроено в единство.

Этот двоякий феномен единства и разнообразия культур является решающим. Культура поддерживает человеческую идентичность в том, что является для нее специфичным; культуры поддерживают социаль­ные идентичности в том, что для них является характерным. Культу­ры, очевидно, являются замкнутыми на самих себя, чтобы сохранять своеобразие. Но на самом деле они являются также открытыми: они интегрируют в себе не только знания и технические приемы из дру­гих культур, но и иные идеи, обычаи, продукты питания. Ассимиляция одной культуры другой является обогащающим фактором. В резуль­тате скрещивания культур родились великие творческие достижения, такие, как андалузский танец фламенко, музыка Латинской Америки, новый музыкально-поэтический жанр в Северной Африке — «рай». И напротив, когда в результате техно-цивилизационного господства раз­рушается какая-либо культура, это является невосполнимой утратой для всего человечества, ибо разнообразие культур — одно из наибо­лее драгоценных его сокровищ.

Человек по своей природе является и единым, и множественным. Мы уже отмечали, что всякий человек, как точка голограммы, несет в себе космос. Нам надлежит также понять, что всякий человек, да­же самый заурядный в самых банальных ситуациях жизни, создает в себе некий огромный мир. Он несет в себе свою внутреннюю множе­ственность, свои виртуальные индивидуальности, бесконечность хи­мерических персонажей, полиэкзистенцию в реальном и воображае­мом, во сне и наяву, в повиновении и нарушении, в явном и тай­ном, в личиночном кишении в своих потаенных пещерах и в бездонных пучинах. Каждый содержит в себе галактики грез и фантастических образов, неутоленные порывы желаний и любовных страстей, безд­ны несчастий, безмерности леденящего безразличия, сияния пламен­ных светил, приливы ненависти, помутнения разума, молнии ясности, вспышки безумия...

3.4. Разумный - безумный. В XXI веке мы должны отказаться
от одностороннего видения, когда человеческое существо определяется посредством рациональности (homo sapiens/человек разумный/),
техники (homo faber/человек-ремесленник/), утилитарной деятельности (homo economicus/человек хозяйственный/), неотложных потребностей (homo prosaicus/человек прозаичный/). Человеческое существо является сложным и несет в себе биполярным образом анта­гонистические характеристики:           



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.005 с.)