Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III . Обучать пониманию человеческого условия
Образование в будущем должно стать первым и универсальным образованием, направленным на понимание человеческого условия. Мы живем в планетарную эру; все люди, где бы они ни жили, вовлечены в единый исторический процесс. Люди должны узнавать себя в облике единого человечества и в то же время признать культурное разнообразие, присущее всему человеческому. Познать человека — значит прежде всего определить его место во вселенной, а не оторвать его от нее. Как мы уже это видели (pаздел I), всякое познание, чтобы соответствовать необходимым требованиям эпохи, должно контекстуализировать свой объект. «Кто мы» неотделимо от «где мы?», «откуда мы приходим?», «куда мы идем?» Задавать вопросы, касающиеся человеческого условия, — значит в первую очередь пытаться понять особенности нашего положения в мире. Приток знаний к концу XX века позволяет по-новому и весьма необычно осмыслить место человека во вселенной. Прогрессивные сдвиги, произошедшие в 1960-1970-х годах в космологии, науках о Земле, экологии, биологии, исследовании предысторического периода изменили наши представления о Вселенной, Земле, Жизни и самом Человеке. Но эти научные достижения пока разрозненны. Человек остается фрагментированным, раздробленным на части головоломки, соединяя которые мы не можем восстановить целостную картинку. Здесь возникает эпистемологическая проблема: невозможно постигнуть сложное единство человека ни посредством разделительного мышления, которое представляет нашу человеческую природу островным образом, вне космоса, в котором мы живем, помимо физической материи и духа, из которых мы состоим, ни посредством редуцирующего мышления, которое сводит человеческое единство к чисто биоанатомическому субстрату. Да и сами гуманитарные науки раздроблены, разделены на обособленные области исследования. Сложность человека становится невидимой, и человек исчезает «как след на песке». Новое знание из-за недостатка внутренних связей не может быть ни ассимилировано, ни интегрировано. Парадоксально, что усугубляется незнание целого, несмотря на то что налицо прогресс в познании частей. Отсюда вытекает необходимость — для будущих систем образования – великого воссоединения рассеянных знаний, являющихся результатами исследований в естественных науках, с целью осмысления места человека в мире, а также знаний, накопленных в гуманитарных науках, чтобы пролить свет на многомерность и сложность человека. В это научное знание необходимо интегрировать неоценимый вклад гуманитарного знания и культуры, не только философии и истории, но также и литературы, поэзии, искусства...
1. Укоренение – искоренение человека Мы должны признать свое двоякое укоренение — и в физическом космосе, и сфере живого — и в то же время искоренение в нас собственно человеческого. Мы находимся одновременно и в природе, и вне ее. 1.1. Космическое условие. Недавно мы отказались от идеи упорядоченной, совершенной, вечной Вселенной в пользу представления о рождении в излучении и расширяющейся Вселенной, где происходит взаимосвязанная, конкурентная и противоречивая игра порядка, беспорядка и организации. Мы живем в гигантском расширяющемся космосе, состоящем из миллиардов галактик и миллиардов миллиардов звезд, и мы узнали, что наша Земля является крошечным волчком, вращающимся вокруг небесного светила, блуждающего на краю маленькой периферийной галактики. Частицы, входящие в состав нашего организма, появились в первые секунды существования нашего космоса (может быть?) пятнадцать миллиардов лет назад. Наши атомы углерода образовались в недрах одного или нескольких солнц, существовавших до нашего. Наши молекулы соединились в первый конвульсивный период существования Земли; макромолекулы образовались в вихрях, один из которых, становясь все более и более богатым в своем молекулярном разнообразии, превратился в организацию нового типа по сравнению с прежними, чисто химическими формообразованиями: возникла самоорганизующаяся жизнь. Эта космическая эпопея организации, беспрестанно подверженная действию сил дезорганизации и рассеяния, является также эпопеей соединения, которое препятствовало рассеянию или исчезновению космоса тотчас после его рождения. В лоне этого космического процесса, в момент колоссального развития отдельной ветви самоорганизации живого, мы продолжаем на свой манер этот путь.
1.2. Физическое условие. Лишь небольшое количество физического вещества организовано на нашей Земле термодинамическим образом. Через погружение в море, путем химических реакций с выделением большого количества тепла, с помощью электрических разрядов Земля приняла Жизнь. Жизнь является солнечной: все ее составляющие были выкованы на солнце и собраны на планете, забрызганной солнцем; жизнь представляет собой трансформацию фотонных потоков, порожденных пылающими солнечными вихрями. Мы, живые существа, образуем соломинку космической диаспоры, несколько крупинок солнечного существования, незначительное почкование в своем земном существовании на мировом древе. 1.3. Земное условие. Мы разделяем космическую судьбу, но мы занимаем здесь маргинальное положение: наша Земля является третьим спутником Солнца, свергнутого со своего центрального места и ставшего небесным светилом-пигмеем, странствующим cpеди миллиардов звезд в периферийной галактике вселенной, находящейся в стадии расширения... Пять миллиардов лет назад сформировалась наша планета, она образовалась, вероятно, из космических обломков, возникших в результате взрыва некоей звезды, предшествовавшей нашему Солнцу А четыре миллиарда лет тому назад возникла жизнь, живая организация появилась из макромолекулярного вихря в эпоху бушевавших и Земле стихий и колоссальных потрясений. Земля породила саму себя и самоорганизовалась в тесной зависимости от Солнца; она стала сложной биофизической системой начиная с того момента, как появилась биосфера. Мы являемся одновременно и космическими, и земными существами. Жизнь возникла в результате земных потрясений, и в процессе ее 1.4. Человеческое условие. Изучение возникновения человека имеет первостепенную важность для обучения пониманию человеческого условия, ибо при этом разъясняется, как животные и человеческие качества в их взаимосвязи определяют природу человека. Доисторическая антропология показывает нам, как на протяжении миллионов лет протекал процесс очеловечивания, являясь одновременно прерывным — появлялись новые виды: homo habilis, homo erectus, неандерталец, homo sapiens, и исчезали предшествующие виды, формировался язык и культура — и непрерывным, в том смысле, происходило освоения двух ног, развитие функций рук, распрямление тела, развитие мозга, ювенилизация (взрослый сохраняет некоторые свойства эмбриона и психологические свойства молодости), социальное усложнение, т.е. происходил процесс, в ходе которого возникал собственно человеческий язык и создалась культура, приобретался капитал знаний, появлялись умения, верования, мифы, передающиеся из поколение в поколение...
Очеловечивание приводит к новому началу. Обезьяноподобное существо обретает человеческие признаки. Отныне в понятие человека входит двойное содержание — биофизическое и психосоциокультурное, причем оба эти начала тесно взаимосвязаны в человеке. Мы являемся порождением космоса, природы, жизни, но из-за наших собственных человеческих качеств, нашей культуры, нашего духа, нашего сознания мы стали чужими этому космосу, который тайно остается близким для нас. Наше мышление, само наше сознание, посредствомкоторого мы познаем физический мир, отдаляет нас от мира. Сам факт рационального и научного рассмотрения Вселенной отделяет нас от нее. Наше развитие протекало по ту сторону физического и живого мира. Именно в этом «по ту сторону» полностью Голографическим образом мы несем в недрах нашего своеобразия не только всю человеческую природу и всю жизнь, но также и почти весь космос, включая его тайну, которая, несомненно, ютится где-то в глубине человеческой души. Однако мы не являемся существами, которых можно было бы познать и понять, исходя единственно из космологии, физики, биологии, психологии... Человеческое в человеке 2.1. Унидуальность. Человек является и всецело биологическим, Человек — это, стало быть, полностью биологическое существо, но если бы он был совершенно лишен культуры, он был бы приматом самого низкого ранга. Культура аккумулирует в себе все то, что сохраняется, передается, чему учат, и она включает в себя нормы и методы приобретения знаний. 2.2. Петля мозг – дух – культура. Человек становится в полном смысле человеческим существом только посредством культуры и в культуре. Нет культуры без человеческого мозга (биологического аппарата, управляющего действиями, восприятием, приобретением знаний, обучением), но и нет разума (ума, ментального), то есть способности сознавать и мыслить, без культуры. Человеческий разум — это эмерджентное явление, которое рождается и утверждается в отношении мозг-культура. Как только возникает разум, он начинает функционировать в мозге и обратно воздействует на него. Имеем поэтому триада в петле между мозгом <-► разумом <- культурой, где каждый из этих терминов необходим для каждого из других. Разум это эмерджентное явление по отношению к мозгу, порожденное культурой, которая не может существовать без мозга.
2.3. Петля разум <-> аффект <- импульс. Кроме того, существует другая биоантропологическая триада, отличная от триады мозг - разум - культура: она базируется на концепции триединого мозга, развитой Мак-Лином. Мозг человека интегрирует в себе: а) палеоцефальное, наследие мозга пресмыкающихся, источник агрессивности, полового возбуждения, первичных импульсов, б) мезоцефальное, наследие мозга древних млекопитающих, у которых развитие эмоциональности, по видимому, связано с развитием долговременной памяти, в) кору головного мозга (cortex), которая настолько хорошо развита у млекопитающих, что охватывает все структуры головного мозга и формирует два его полушария, но гипертрофически развита у людей в виде некоего неокортекса, являющегося руководящим центром аналитических, логических, стратегических способностей, которые могут быть полностью реализованы в культуре. Итак, нам открывается иная сторона человеческой сложности, которая интегрирует характерные иной и животных (млекопитающих и рептилий) в человеческую природу и человеческие черты — в животную природу**. Отношения между этими тремя звеньями триады не только дополнительны, но и антагонистичны, включают в себя хорошо известные конфликты между импульсом, сердцем и разумом. Соответственно, триединое отношение подчиняется иерархии разум <-» эмоциональность <-> импульс; у этими тремя звеньями имеется нестабильное, ротационное отношение: звенья периодически меняются местами. Рациональность не обладает, стало быть, высшей силой. Она конкурирует, вступает в противоречивую взаимную игру с двумя другим звеньями этой неделимой триады; она подвижна и ломка: она может быть подчинена, наводнена, даже порабощена эмоциональностью или импульсом. Губительный импульс может использовать удивительную логическую машину и техническую рациональность, чтобы организовывать и оправдывать свои собственные действия. 2.4. Петля индивид <- общество <-> род. Наконец, существует триада индивид <-> общество <- род. Индивиды являются продуктами процесса воспроизведения человеческого рода, но сам этот процесс требует участия двух индивидов. Взаимодействия между индивидами создают общество, а последнее, подтверждая эмерджентное возникновение культуры, обратно воздействует на индивидов посредством культуры.
Как мы видели в предыдущем разделе, это позволяет тесно связать способность мышления с эмоциональностью.
Индивид Род Общество Неправомерно абсолютизировать индивида и превращать его в высшую цель этой триады; и тем более нельзя абсолютизировать общество или род. На антропологическом уровне общество живет для индивида, который живет для общества; общество и индивид живут для рода, который живет для индивида и общества. Каждое из этих понятий является одновременно средством и целью: именно культура и общество дают возможность индивидам реализовать себя, и именно взаимодействие между индивидами обеспечивает сохранение культуры и самоорганизацию общества. Все же мы можем считать, что
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.017 с.) |