Prosaicus и poeticus ( прозаический и поэтический ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Prosaicus и poeticus ( прозаический и поэтический )



Рациональный человек является также эмоциональным человеком, человеком мифа, безумия (demens). Человек работы является также человеком игры (ludens). Эмпирический человек является также воображающим человеком (imaginarius). Экономный человек является также человеком «потребления» (consumans). Прозаический человек является также человеком поэзии, т.е. рвения, участия, любви, экстаза. Любовь есть поэзия. Расцветающая любовь заполняет мир поэзией, любовь, которая сохраняется долгое время, орошает поэзией повседневную жизнь, конец любви снова погружает нас в прозу.

Итак, человек не живет только рациональностью и техникой; он тратит силы, отдает себя, посвящает себя танцам, погружает себя в транс, мифы, магию, ритуалы; он верит в актах жертвоприноше­ния; он часто живет, подготавливая иную жизнь по ту сторону смерти. Повсюду техническая, практическая, интеллектуальная активность свидетельствует об эмпирико-рациональной способности мышления; в то же время всюду праздники, церемонии, культы с их одержимостью, во­сторженностью, расточительством, «тратами» времени, сил и средств свидетельствуют о человеке играющем, поэтическом, расточительном, обладающем воображением, безумном. Деятельность, связанная с игрой, праздником, обрядом, не является просто расслаблением, чтобы затем с новыми силами вернуться к практической жизни и вновь приняться за работу. Вера в богов и в идеи не может быть сведена к иллюзиям или суевериям: она имеет корни, которые погружаются в антропологические глубины, затрагивает наиболее важную часть человеческого существа. Существует явная или скрытая взаимосвязь ме­жду психикой, эмоциональностью, магией, мифом и религией. Существует и единство, и дуальность между homo faber, homo ludens, homo sapiens и homo demens. И приобретение человеком рациональных-эмпирических-технических знаний ни в коей мере не уничтожило сим­волическое, мифическое, магическое или поэтическое познание мира.

3.5. Человек сложный (Homo complexus). Мы являемся инфантильными, невротическими, безумными существами, будучи вместе с тем вполне рациональными. Все это создает собственно человече­скую ткань.

Человек является рассудительным и безрассудным существом, обладающим чувством меры и лишенным этого чувства. Будучи подвержен сильной и неустойчивой эмоциональности, он улыбается, смеется, плачет, но умеет также объективно познавать. Это серьезное и расчетливое, но также и тревожное, наполненное страхами, разгуль­ное, хмельное, восторженное существо. Это существо насилия и неж­ности, любви и ненависти. Это существо, которое наполнено вообра­жаемым, но может признавать и реальное, которое знает о смерти, но не хочет поверить в нее, которое таит в себе миф и магию, но также науку и философию; которое находится во власти Богов и Идей, но сомневается в существовании Богов и критикует Идеи. Человек питает себя проверенными знаниями, но вместе с тем и иллюзиями и несбыточными мечтами. И когда в результате нарушения рационального, культурного, материального контроля возникает путаница между объективным и субъективным, между реальным и воображаемым, когда устанавливается гегемония иллюзий, разбушевавшихся излишеств, тогда человек безумный порабощает человека разумного и способность мышления попадает в зависимость от услуг этих монстров.

Поэтому безумие — это не просто падение, дефект или болезнь но, по сути, центральная для человека проблема. Тема человеческого безумия была бесспорной для античной философии, восточной мудрости, поэтов всех континентов, моралистов, таких, как Эразм, Монтень, Паскаль, Руссо. Но она исчезла в эйфористической гуманистической идеологии, которая отводила человеку роль правителя во вселенной а затем так же в гуманитарных науках и философии.

Безумие не привело человеческий род к вымиранию (только различные виды ядерной энергии, выпущенные на свободу человеческим разумом, и только развитие технической рациональности за счет загрязнения биосферы, по-видимому, могут привести к его исчезновению) И тем не менее столько времени, кажется, было потеряно, растратрачено на обряды, культы, опьянения, украшения, танцы и бесчисленны!, иллюзии... И вопреки всему этому техническое и затем научное развитие было ошеломляющим; цивилизации создали философию и науку; Человечество властвовало над Землей.

Это свидетельствует о том, что прогресс сложности был осуществлен невзирая на человеческое безумие, вместе с ним и из-за него.

Диалог разумный - безумный был креативным, будучи вместе стем деструктивным; мышление, наука, искусства были наводнены глубокими силами эмоциональности, мечтаний, тревог, желаний, опасений, надежд. В человеческих творениях всегда имеется двоякое управление: разумное <-> безумное. Безумное тормозило, но также и благоприятствовало разумному. Как отметил еще Платон, Дикэ, мудрый закон, является дочерью Убрис, отсутствия меры и самодовольства.

Такое слепое неистовство сокрушает колонны храма порабощения, как и взятие Бастилии, и, наоборот, такой культ Разума питает гильотину.

Возможность гениальности проистекает из того, что человек не является полным пленником реального, логики (неокортекса), генетического кода, культуры, общества. Исследование продвигается, и открытие случается в зияющем промежутке неопределенности и неразрешимости. Гениальность внезапно появляется в проломе неконтролируемого, а именно там, где бродит безумие. Творчество бьет ключом в сцеплении между темными глубинами психики и эмоциональности и живым пламенем сознания.

Таким образом, в процессе обучения необходимо показывать и всесторонне иллюстрировать многоликость человеческой Судьбы: судьбу человеческого рода, индивидуальную судьбу, социальную судьбу, историческую судьбу, все вплетенные друг в друга и неотделимые друг от друга судьбы. Одно из важнейших назначений образования в будущем заключается, стало быть, в том, чтобы обсуждать и изучать сложность человека. Это, судя по всему, откроет путь к познанию, а, значит, и к осознанию, ситуации, общей для всех людей на Земле, и очень богатого и необходимого разнообразия индивидов, народов, культур, а поэтому к нашему укоренению как граждан Земли...

■■«



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.005 с.)