ЕВРОПЕЙСКИЙ ТЕАТР на рубеже XIX-XX веков.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЕВРОПЕЙСКИЙ ТЕАТР на рубеже XIX-XX веков.



Группа 1

Драматургия Генрика Ибсена (1828-1906)

Драматургия Г. Ибсена и ее роль в общеевропейской театральной реформе. Генрик Ибсен - драматург, занимающий промежуточное положение между старой и новой театральной системой.

 Философско-символическая драма Г. Ибсена «Бранд» (1866). Бранд – позднеромантический герой. Влияние философии Ф. Ницше и А. Шопенгауэра на эстетику Г. Ибсена.

Драматическая поэма Ибсена «Пер Гюнт» (1867).

 Социально-психологическая драма «Нора, или Кукольный дом» (1879). Основные особенности социально-психологических драм Ибсена: перенос центра тяжести драмы с внешнего конфликта на конфликт внутренний, психологический; появление подтекста; символические элементы драматургии Ибсена; «ретроактивное действие».

 

Обязательная литература

История зарубежного театра. СПб., 2005. С.341-344. («Хенрик Ибсен и “новая драма”».)

Литература

1. Берковский Н. Я. Ибсен // Берковский Н. Я. Статьи о литературе. Л., 1962.

2. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX века. Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй. М., 1979.

3. Ибсен глазами норвежских писателей. М., 2006.

4. Ибсен, Стриндберг, Чехов: сб. статей. М., 2006.

5. Судья и строитель. Писатели России и Запада о Генрике Ибсене. М., 2004.

6. Шоу Б. Квинтэссенция ибсенизма // Шоу Б. О драме и театре. М., 1963.

7. Минский Н. Генрик Ибсен. Его жизнь и литературная деятельность

http://lib.vkarp.com/2014/09/22/%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9-%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%80%D0%B8%D0%BA-%D0%B8%D0%B1/

8. Титова Г. Феномен Ибсена в драматургии Мейерхольда

http://lib.vkarp.com/2011/12/25/%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D1%84%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD-%D0%B8%D0%B1%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B0-%D0%B2-%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5/

9. Судья и Строитель: Писатели России и Запада о Генрике Ибсене. М., 2004.

10. Творчество Хенрика Ибсена в мировом культурном контексте: Материалы Международной конференции (Санкт-Петербург, 9-10 октября 2006 г.). СПб., 2007.

11. Хейберг Х. Генрик Ибсен. – М., 1975.

12. Храповицкая Г. Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. М., 1979.

 

Группа 2

Натурализм и «новая драма»

Герхардт Гауптман. Одинокие.

Август Стриндберг. Фрекен Жюли.

 

1. Натурализм как направление в искусстве, демонстрирующее «фатальную власть над человеком биологических начал и социальной среды». (Юрьев А.А. «Хенрик Ибсен и “новая драма”» // История зарубежного театра. СПб., 2005. С. 343).

2. Драматургия Герхардта Гауптмана (1862 –1945).

Учение о среде, выработанное эстетикой натурализма, и герой гауптмановских драм. Г. Гауптман и Ф. Ницше. «Сверхгерой» ранних гауптмановских пьес. Эволюция от героя-индивидуалиста к герою-неврастенику.

 

Драма «Одинокие» (1890). Типология драматического конфликта. Система действующих лиц. Биологически–натуралистические и социальные мотивировки поступков героев. Изменение в драматической речи: упразднение монологов, стремление избежать правильной литературной речи, значение пауз. Подтекст. Пантомимические сцены, на которые падают кульминации. Первые признаки обесцененности прямого смыслового значения слова. Несовпадение словесного высказывания с мимикой и жестом (через ремарку действия), создающие психологический подтекст. Структура сценического пространства, драматическое значение вещей на сцене. Расширенные ремарки места действия. Создание эмоциональной атмосферы при помощи звука и света.

 

3. Драматургия Августа Стриндберга (1849 – 1912)

А. Стриндберг – теоретик натуралистической драмы. Антифеминистическая направленность ранних пьес А. Стриндберга. Выдвинутый им тезис непримиримой биологической «войны полов».

Драма «Фрекен Жюли» (1888). Сюжет пьесы. Основной тезис о тотальной некоммуникабельности человечества: «люди вообще не могут ужиться друг с другом». (А. Стриндберг.) «Характеры-конгломераты» в пьесе, малочисленность действующих лиц. Особенности сценического времени и пространства драмы. Атмосфера стриндберговских пьес, созданная с помощью романтических диалогов-исповедей и диалогов-обличений. Режиссерские указания А. Стриндберга в предисловии к изданию «Фрекен Жюли»: устранение разделения на акты, включение пантомимических и балетных сцен в спектакль, роль музыки, особенность декораций стриндберговского театра.

 

Литература

1. Золя Э. Натурализм в театре // Золя Э. Собр. соч.: В 26 т. Т.5. М., 1966.

2. Стриндберг А. Предисловие к «Фрекен Жюли» // Стриндберг А. Избр. произведения: В 2 т. Т.1. М., 1986.

3. Август Стриндберг и мировая культура: Материалы конференции. Статьи. СПб., 1999.

4. Ибсен, Стриндберг, Чехов: сб. статей. М., 2006.

5. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX–XX вв.: очерки / отв. ред. М. Ю. Давыдова. – Москва: РГГУ, 2001. – 436 с.

6. Кугель, А. Р. Театральные портреты / А. Р. Кугель. – Москва, 1967.

7. Образцова, А. Г. Синтез искусств и английская сцена на рубеже XIX–XX веков / А. Г. Образцова. – Москва, 1984.

8. Хрестоматия по истории зарубежного театра: учеб. пособие / под ред. Л. И. Гительмана. – Санкт-Петербург: Изд-во СПГАТИ, 2007. – 640 с.

9. Стриндберг А. Предисловие к «Фрекен Жюли» // Стриндберг А. Избр. произведения: В 2 т. Т.1. М., 1986.

10. Бачелис Т.И. Заметки о символизме. М., 1998.

11. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX века. Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй. М., 1979.

12. Максимов В. Беспредельный Стриндберг // Стриндберг А. Жестокий театр. М., 2003. С. 6-28.

13. Стриндберг А. О современной драме и современном театре // Стриндберг А. Жестокий театр. М., 2003. С.29-43.

 

Группа 3

Театральный символизм. Морис Метерлинк.

1. Символизм в искусстве 1890-х гг. и театр. Театральный символизм как выражение новых художественных потребностей: обращение к человечеству в его всеобщих и вечных чертах, стремление к сверхчувственному. Причины недолговечности практики театрального символизма.

 

2. Поэтический театр как «пространство души». Стремление динамизировать сценическое пространство. Cимволистские идеи переустройства мира с помощью театра. Влияние теоретических взглядов и опыта режиссерской практики Р. Вагнера на театральную символистскую эстетику. Трактат Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» и символистский театр. Попытки осуществления «мистериального театра» в практике символистов.

 

3. Бельгийский драматург Морис Метерлинк (1862 –1949) и французская сцена.

Драматургия М. Метерлинка как начало европейской символистской драматургии.

 

4. «Маленькие драмы» Метерлинка 1890-х годов; их всечеловеческие конфликты – жизнь и смерть, обреченность человечности, любви, красоты, добра жестоким и непостижимым для человека силам рока. «Пьесы для кукольного театра»: замена человека марионеткой. «Принцип трагического повседневного». Неопределенность времени и места действия, символика ситуаций и обстановки в драмах Метерлинка (ремарки места действия). Замена конкретных характеристик родовыми, превращение персонажей в символы: не ребенок, а детство; не старик, а старость; не смерть данного человека, а смерть вообще.

 

5. Теория драматического подтекста и «неподвижной драмы» в трактате Метерлинка «Сокровище смиренных» (1896). Драматический язык Метерлинка: символический подтекст в речи персонажей, разрушение смысловой значимости слова, превращение слова в музыкальный эмоциональный жест. Символика пластики персонажей. Значение пауз и их пластическое заполнение. Музыкально-ритмическая, построенная на варьируемых повторах композиция драмы Метерлинка. Значение музыкального сопровождения в драматургии Метерлинка и других символистов-драматургов.

 

6. Драма «Слепые» (1891). «Слепые» и философия Ф. Ницше («Бог мертв»). Живописные произведения (А. Беклин «Остров мертвых» и П. Брейгель «Слепые») как источник драмы. Символика пьесы (символическое пространство, время, нумерология и т.п.). Особенность финала.

 

7. Драма «Пелеас и Мелисанда» (1892). Любовь, рок, смерть в пьесе. Стилизация фольклорного сюжета. «Условное Средневековье». «Тристан и Изольда» как один из источников пьесы. Символика пространства (пещера, источник, лес, дворец и др.).

 

8. Философская пьеса-сказка «Синяя птица» (1908) («феерия в шести действиях, двенадцати картинах). «Рождественская мистерия». Фольклорная основа «Синей птицы» (немецкие народные сказки). Обряд инициации и сюжетика «Синей птицы». Двоемирие пьесы («дневной» и «ночной» миры). Путешествие Тильтиля и Митиль во сне в «иной мир». Персонажи-помощники. «Ситуации испытания» героев в «ночном мире». Символ «синей птицы». Финал пьесы.

Литература

1. История зарубежного театра. СПб., 2005. С.357-359.

2. Август Стриндберг и мировая культура: Материалы конференции. Статьи. СПб., 1999.

3. Бачелис Т.И. Заметки о символизме. М., 1998.

4. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX века. Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй. М., 1979.

Ибсен, Стриндберг, Чехов: сб. статей. М., 2006.

5. Максимов В. Беспредельный Стриндберг // Стриндберг А. Жестокий театр. М., 2003. С. 6-28.

6. Мейерхольд В.Э. Вступительное слово перед премьерой «Смерти Тентажиля» в Тифлисе 19 марта 1906 года // Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. Ч. I. 1898 – 1917. М., 1968. С. 95 –96.

7. Проскурникова Т. Образ человечества в драматургии Метерлинка // Метерлинк М. Избранные произведения. М., 1996. С. 367-382.

8. Стриндберг А. О современной драме и современном театре // Стриндберг А. Жестокий театр. М., 2003. С.29-43.

9. Французский символизм. Драматургия и театр. Пьесы. Статьи. Воспоминания. Письма. СПб., 2000.

10. Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. Л., 1973.

11. Эткинд Е. Г. Театр Мориса Метерлинка // Метерлинк М. Пьесы. М., 1959.

 

 

Группа 4

Драматургия Бернарда Шоу

 

1. Интеллектуальная драма Бернарда Шоу (1856–1950) и английское сценическое искусство. Б. Шоу – режиссер и теоретик театра.

 

2. Драмы-дискуссии, конфликт которых строится не на борьбе интересов, а «вокруг столкновения идеалов». (Б. Шоу.) Участие зрителя в решении современных о

стрых проблем и превращение театра «в трибуну агитации и пропаганды». Социальная критика. Отказ от документального правдоподобия, гротеск и условность.

 

3. Драматические циклы Б. Шоу: «Неприятные пьесы», «Приятные пьесы», «Пьесы для пуритан».

 

4. Парадоксальность действительности как источник комического у Б. Шоу.

 

5. Комедия «Пигмалион» (1914). Соотношение мифологического сюжета и исторической действительности. Социальная идея «создания нового человека» и ее критика в комедии Б. Шоу.

 

6. Драма «Дом, где разбиваются сердца» (1913-1917) - «фантазия в русском стиле на английские темы». Символика драмы. Шоу и Чехов.

 

Литература

1. История зарубежного театра. СПб., 2005. С. 481-484.

2. Образцова А. Г. Драматургический метод Б. Шоу. М., 1965.

3. Образцова А. Г. Стелла Патрик Кэмпбелл. М., 1973.

4. Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX-XX веков. М., 1974.

5. Ромм А. Шоу-теоретик. Л., 1972.

6. Образцова А. Синтез искусств и английская сцена на рубеже 19-20 вв. – М., 1984

7. Шоу, Б. О драме и театре.- М., 1963.

8. Эстетические идеи в истории зарубежного театра. Сб. научных трудов. - Л., 1991.

 

СЕМИНАР № 7



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.009 с.)