Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Европейский театр на рубеже XIX-XX веков.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Группа 1 Драматургия Генрика Ибсена (1828-1906) Драматургия Г. Ибсена и ее роль в общеевропейской театральной реформе. Генрик Ибсен - драматург, занимающий промежуточное положение между старой и новой театральной системой. Философско-символическая драма Г. Ибсена «Бранд» (1866). Бранд – позднеромантический герой. Влияние философии Ф. Ницше и А. Шопенгауэра на эстетику Г. Ибсена. Драматическая поэма Ибсена «Пер Гюнт» (1867). Социально-психологическая драма «Нора, или Кукольный дом» (1879). Основные особенности социально-психологических драм Ибсена: перенос центра тяжести драмы с внешнего конфликта на конфликт внутренний, психологический; появление подтекста; символические элементы драматургии Ибсена; «ретроактивное действие».
Обязательная литература История зарубежного театра. СПб., 2005. С.341-344. («Хенрик Ибсен и “новая драма”».) Литература 1. Берковский Н. Я. Ибсен // Берковский Н. Я. Статьи о литературе. Л., 1962. 2. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX века. Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй. М., 1979. 3. Ибсен глазами норвежских писателей. М., 2006. 4. Ибсен, Стриндберг, Чехов: сб. статей. М., 2006. 5. Судья и строитель. Писатели России и Запада о Генрике Ибсене. М., 2004. 6. Шоу Б. Квинтэссенция ибсенизма // Шоу Б. О драме и театре. М., 1963. 7. Минский Н. Генрик Ибсен. Его жизнь и литературная деятельность http://lib.vkarp.com/2014/09/22/%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9-%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%80%D0%B8%D0%BA-%D0%B8%D0%B1/ 8. Титова Г. Феномен Ибсена в драматургии Мейерхольда http://lib.vkarp.com/2011/12/25/%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D1%84%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD-%D0%B8%D0%B1%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B0-%D0%B2-%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5/ 9. Судья и Строитель: Писатели России и Запада о Генрике Ибсене. М., 2004. 10. Творчество Хенрика Ибсена в мировом культурном контексте: Материалы Международной конференции (Санкт-Петербург, 9-10 октября 2006 г.). СПб., 2007. 11. Хейберг Х. Генрик Ибсен. – М., 1975. 12. Храповицкая Г. Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. М., 1979.
Группа 2 Натурализм и «новая драма» Герхардт Гауптман. Одинокие. Август Стриндберг. Фрекен Жюли.
1. Натурализм как направление в искусстве, демонстрирующее «фатальную власть над человеком биологических начал и социальной среды». (Юрьев А.А. «Хенрик Ибсен и “новая драма”» // История зарубежного театра. СПб., 2005. С. 343). 2. Драматургия Герхардта Гауптмана (1862 –1945). Учение о среде, выработанное эстетикой натурализма, и герой гауптмановских драм. Г. Гауптман и Ф. Ницше. «Сверхгерой» ранних гауптмановских пьес. Эволюция от героя-индивидуалиста к герою-неврастенику.
Драма «Одинокие» (1890). Типология драматического конфликта. Система действующих лиц. Биологически–натуралистические и социальные мотивировки поступков героев. Изменение в драматической речи: упразднение монологов, стремление избежать правильной литературной речи, значение пауз. Подтекст. Пантомимические сцены, на которые падают кульминации. Первые признаки обесцененности прямого смыслового значения слова. Несовпадение словесного высказывания с мимикой и жестом (через ремарку действия), создающие психологический подтекст. Структура сценического пространства, драматическое значение вещей на сцене. Расширенные ремарки места действия. Создание эмоциональной атмосферы при помощи звука и света.
3. Драматургия Августа Стриндберга (1849 – 1912) А. Стриндберг – теоретик натуралистической драмы. Антифеминистическая направленность ранних пьес А. Стриндберга. Выдвинутый им тезис непримиримой биологической «войны полов». Драма «Фрекен Жюли» (1888). Сюжет пьесы. Основной тезис о тотальной некоммуникабельности человечества: «люди вообще не могут ужиться друг с другом». (А. Стриндберг.) «Характеры-конгломераты» в пьесе, малочисленность действующих лиц. Особенности сценического времени и пространства драмы. Атмосфера стриндберговских пьес, созданная с помощью романтических диалогов-исповедей и диалогов-обличений. Режиссерские указания А. Стриндберга в предисловии к изданию «Фрекен Жюли»: устранение разделения на акты, включение пантомимических и балетных сцен в спектакль, роль музыки, особенность декораций стриндберговского театра.
Литература 1. Золя Э. Натурализм в театре // Золя Э. Собр. соч.: В 26 т. Т.5. М., 1966. 2. Стриндберг А. Предисловие к «Фрекен Жюли» // Стриндберг А. Избр. произведения: В 2 т. Т.1. М., 1986. 3. Август Стриндберг и мировая культура: Материалы конференции. Статьи. СПб., 1999. 4. Ибсен, Стриндберг, Чехов: сб. статей. М., 2006. 5. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX–XX вв.: очерки / отв. ред. М. Ю. Давыдова. – Москва: РГГУ, 2001. – 436 с. 6. Кугель, А. Р. Театральные портреты / А. Р. Кугель. – Москва, 1967. 7. Образцова, А. Г. Синтез искусств и английская сцена на рубеже XIX–XX веков / А. Г. Образцова. – Москва, 1984. 8. Хрестоматия по истории зарубежного театра: учеб. пособие / под ред. Л. И. Гительмана. – Санкт-Петербург: Изд-во СПГАТИ, 2007. – 640 с. 9. Стриндберг А. Предисловие к «Фрекен Жюли» // Стриндберг А. Избр. произведения: В 2 т. Т.1. М., 1986. 10. Бачелис Т.И. Заметки о символизме. М., 1998. 11. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX века. Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй. М., 1979. 12. Максимов В. Беспредельный Стриндберг // Стриндберг А. Жестокий театр. М., 2003. С. 6-28. 13. Стриндберг А. О современной драме и современном театре // Стриндберг А. Жестокий театр. М., 2003. С.29-43.
Группа 3 Театральный символизм. Морис Метерлинк. 1. Символизм в искусстве 1890-х гг. и театр. Театральный символизм как выражение новых художественных потребностей: обращение к человечеству в его всеобщих и вечных чертах, стремление к сверхчувственному. Причины недолговечности практики театрального символизма.
2. Поэтический театр как «пространство души». Стремление динамизировать сценическое пространство. Cимволистские идеи переустройства мира с помощью театра. Влияние теоретических взглядов и опыта режиссерской практики Р. Вагнера на театральную символистскую эстетику. Трактат Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» и символистский театр. Попытки осуществления «мистериального театра» в практике символистов.
3. Бельгийский драматург Морис Метерлинк (1862 –1949) и французская сцена. Драматургия М. Метерлинка как начало европейской символистской драматургии.
4. «Маленькие драмы» Метерлинка 1890-х годов; их всечеловеческие конфликты – жизнь и смерть, обреченность человечности, любви, красоты, добра жестоким и непостижимым для человека силам рока. «Пьесы для кукольного театра»: замена человека марионеткой. «Принцип трагического повседневного». Неопределенность времени и места действия, символика ситуаций и обстановки в драмах Метерлинка (ремарки места действия). Замена конкретных характеристик родовыми, превращение персонажей в символы: не ребенок, а детство; не старик, а старость; не смерть данного человека, а смерть вообще.
5. Теория драматического подтекста и «неподвижной драмы» в трактате Метерлинка «Сокровище смиренных» (1896). Драматический язык Метерлинка: символический подтекст в речи персонажей, разрушение смысловой значимости слова, превращение слова в музыкальный эмоциональный жест. Символика пластики персонажей. Значение пауз и их пластическое заполнение. Музыкально-ритмическая, построенная на варьируемых повторах композиция драмы Метерлинка. Значение музыкального сопровождения в драматургии Метерлинка и других символистов-драматургов.
6. Драма «Слепые» (1891). «Слепые» и философия Ф. Ницше («Бог мертв»). Живописные произведения (А. Беклин «Остров мертвых» и П. Брейгель «Слепые») как источник драмы. Символика пьесы (символическое пространство, время, нумерология и т.п.). Особенность финала.
7. Драма «Пелеас и Мелисанда» (1892). Любовь, рок, смерть в пьесе. Стилизация фольклорного сюжета. «Условное Средневековье». «Тристан и Изольда» как один из источников пьесы. Символика пространства (пещера, источник, лес, дворец и др.).
8. Философская пьеса-сказка «Синяя птица» (1908) («феерия в шести действиях, двенадцати картинах). «Рождественская мистерия». Фольклорная основа «Синей птицы» (немецкие народные сказки). Обряд инициации и сюжетика «Синей птицы». Двоемирие пьесы («дневной» и «ночной» миры). Путешествие Тильтиля и Митиль во сне в «иной мир». Персонажи-помощники. «Ситуации испытания» героев в «ночном мире». Символ «синей птицы». Финал пьесы. Литература 1. История зарубежного театра. СПб., 2005. С.357-359. 2. Август Стриндберг и мировая культура: Материалы конференции. Статьи. СПб., 1999. 3. Бачелис Т.И. Заметки о символизме. М., 1998. 4. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX века. Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй. М., 1979. Ибсен, Стриндберг, Чехов: сб. статей. М., 2006. 5. Максимов В. Беспредельный Стриндберг // Стриндберг А. Жестокий театр. М., 2003. С. 6-28. 6. Мейерхольд В.Э. Вступительное слово перед премьерой «Смерти Тентажиля» в Тифлисе 19 марта 1906 года // Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. Ч. I. 1898 – 1917. М., 1968. С. 95 –96. 7. Проскурникова Т. Образ человечества в драматургии Метерлинка // Метерлинк М. Избранные произведения. М., 1996. С. 367-382. 8. Стриндберг А. О современной драме и современном театре // Стриндберг А. Жестокий театр. М., 2003. С.29-43. 9. Французский символизм. Драматургия и театр. Пьесы. Статьи. Воспоминания. Письма. СПб., 2000. 10. Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. Л., 1973. 11. Эткинд Е. Г. Театр Мориса Метерлинка // Метерлинк М. Пьесы. М., 1959.
Группа 4 Драматургия Бернарда Шоу
1. Интеллектуальная драма Бернарда Шоу (1856–1950) и английское сценическое искусство. Б. Шоу – режиссер и теоретик театра.
2. Драмы-дискуссии, конфликт которых строится не на борьбе интересов, а «вокруг столкновения идеалов». (Б. Шоу.) Участие зрителя в решении современных о стрых проблем и превращение театра «в трибуну агитации и пропаганды». Социальная критика. Отказ от документального правдоподобия, гротеск и условность.
3. Драматические циклы Б. Шоу: «Неприятные пьесы», «Приятные пьесы», «Пьесы для пуритан».
4. Парадоксальность действительности как источник комического у Б. Шоу.
5. Комедия «Пигмалион» (1914). Соотношение мифологического сюжета и исторической действительности. Социальная идея «создания нового человека» и ее критика в комедии Б. Шоу.
6. Драма «Дом, где разбиваются сердца» (1913-1917) - «фантазия в русском стиле на английские темы». Символика драмы. Шоу и Чехов.
Литература 1. История зарубежного театра. СПб., 2005. С. 481-484. 2. Образцова А. Г. Драматургический метод Б. Шоу. М., 1965. 3. Образцова А. Г. Стелла Патрик Кэмпбелл. М., 1973. 4. Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX-XX веков. М., 1974. 5. Ромм А. Шоу-теоретик. Л., 1972. 6. Образцова А. Синтез искусств и английская сцена на рубеже 19-20 вв. – М., 1984 7. Шоу, Б. О драме и театре.- М., 1963. 8. Эстетические идеи в истории зарубежного театра. Сб. научных трудов. - Л., 1991.
СЕМИНАР № 7
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.107.181 (0.01 с.) |