ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ И ЗАЩИТЫ ДОКЛАДА НА СЕМИНАРЕ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ И ЗАЩИТЫ ДОКЛАДА НА СЕМИНАРЕ



А.В.ВЕТРИНСКАЯ

Методические рекомендации

 к семинарским занятиям

 по дисциплине

«ВСЕМИРНАЯ ДРАМАТУРГИЯ»

Санкт-Петербург

2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка ….........................................................................3

1. Часть I. Тематический план курса «Всемирная драматургия»..........5

2. Часть II. Методические рекомендации к семинарам по «Всемирной драматургии»..............................................................................................7

2.1. Правила написания и защиты доклада на семинаре.............................................................................................7

2.2. Темы семинаров, задания и список литературы...................11

2.3. Семинар № 1 «Драматургия и театр Античности»...............11

2.4.Семинар №2 «Театр Западной Европы Средних веков»...............................................................................................13

2.5. Семинар № 3 «Театр и драматургия В.Шекспира» …..........23

2.6. Семинар № 4 «Театр и Просвещение в Западной Европе XVIII в.»...........................................................................................35

2.7. Семинар № 5 «Драматургия и театр первой половины XIX в.»......................................................................................................36

2.8. Семинар №6 «Европейский театр и драматургия на рубеже XIX-XX вв.».....................................................................................37

2.9. Семинар № 7 «Немецкий театр экспрессионизма и «Эпический театр» Б.Брехта»........................................................42

3. Часть III. Контрольные вопросы, список пьес, темы рефератов и докладов....................................................................................................45

3.1. Контрольные вопросы..............................................................45

3.2. Список пьес..............................................................................47

3.3. Темы контрольных работ........................................................49

3.4. Темы рефератов и докладов....................................................49

4. Библиография.......................................................................................51

 

Пояснительная записка

 

Необходимость составления учебно-методического комплекса по курсу «Всемирная драматургия» исходит из требований, обусловленных федеральным компонентом подготовки по учебному плану с учетом объема часов по указанной дисциплине. УМК позволяет систематизировать получение знаний по дисциплине «Всемирная драматургия», в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

 

Цель курса:

 

Составить картину последовательного развития мировой драматургии от античности до наших времен, представить этапы развития мировой драматургии с учетом общественно-политического и эстетического развития общества, проследить эволюцию организации спектакля от простого представления драматургического материала до художественной реализации авторского и режиссерского замысла.

 Особенно важным является формирование читателя, способного к полноценному восприятию драматургических произведений в контексте духовной культуры человечества, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

 

Задачи курса:

 

- формирование эстетического вкуса обучающихся

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и к искусству

- формирование у студентов четкого представление о роли театра в истории социума,

- научить их определять театральный стиль эпохи, соотносить с современностью особенности сценического искусства (актерское мастерство, сценография, музыкальное оформление исторических эпох),

- создать представление о богатстве мировой драматургии

- научить анализировать драматургические тексты.

 

Содержание материала по курсу «Всемирная драматургия» излагается на основе общепринятой периодизации этапов развития зарубежного и российского театра от истоков до конца XX века. Для сохранения непрерывности изложения и усвоения студентами необходимой информации, курс разделен на две части: 1. История и драматургия зарубежного театра от истоков до конца 19 века; 2. История и драматургия зарубежного театра XX века и изучается в течение 2 учебных семестров.

Информация о процессах развития современного зарубежного и русского театра (театр XXI века) при отсутствии учебной литературы осваивается путем изучения периодических изданий (статьи, рецензии, обзоры), видеозаписей спектаклей, телевизионных передач, публикаций новых пьес в специальных изданиях, материалов театральных фестивалей, конференций, семинаров драматургов.     

По разделу «Современный театр» предлагается система рефератов, семинаров и докладов, которые представляются студентами по окончании изучения темы в устном и письменном виде. Усвоение материала путем самостоятельного поиска информации и возможность сделать самостоятельные выводы на основе театральных процессов, современниками которых являются сами студенты, представляется наиболее плодотворным.

 

Для контроля освоения содержания программы по курсу «Всемирная драматургия» в соответствии с учебным планом проводятся зачет и экзамен. Промежуточный контроль осуществляется посредством тестовой технологии и сдачи студентами карточек по пройденным пьесам (карточки включают в себя сжатый пересказ событйи по действиям, определение темы, идеи и кофликта произведения)..

 

Критерии оценки:

 

Зачет – верный ответ по 2-м вопросам из З-х

 

Экзамен

- «отлично» за полный, исчерпывающий ответ по 2-м экзаменационным вопросам из 2-х;

-   «хорошо» за верный ответ без дополнительной информации по 2-м экзаменационным вопросам из 2-х.

- «удовлетворительно» за 1 верный ответ и 1неполный ответ по 2-м экзаменационным вопросам из 2-х

- «неудовлетворительно» за неверные ответы на вопросы или за отказ от ответа на экзаменационные вопросы

 

К УМК прилагаются библиографические списки литературы по курсу, темы семинарских занятий, темы контрольных работ, примерные контрольные вопросы для зачетов, экзаменов и самоподготовки студентов. Видео материалы могут копироваться и дополняться студентами.

Изучение данного курса тесно связано с такими учебными дисциплинами как «Мировая художественная культура», «История», «Философия», «Литература», «Кульутра речи, «История изобразительного искусства», «Режиссура», «Мастерство актера», «Сценическая речь».

УМК рассчитан на студентов, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество», специализации «Театральное отделение».

 

 

ЧАСТЬ 1

 

Тематический план курса «Всемирная драматургия»

 

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего лекции Семинары
  4-й семестр      
1. АНТИЧНЫЙ ТЕАТР. 1.1. Театр классической Греции. Драматургия   2   2  
  1.2.Драмаутргия и театр эллинизма 2 2  
  1.3. Драматургия и театр Древнего Рима 2 2  
  1.4. Семинарсоке занятие «Античный театр и драматургия» 2   2  
2. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР. 2.1.Народные истоки средневекового театра. Светская драматургия и литургическая драма.   2   2  
  2.2. Театр Западной Европы эпохи средних веков 2   2
3. ТЕАТР эпохи ВОЗРОЖДЕНИЯ и Нового времени (XV–XVII века). 3. 1. Характеристика и периодизация эпохи Возрождения. Ренессансный театр Италии. Драматургия.    Жанры. Творчество Л. Ариосто, Н. Макиавелли, П. Аретино, Т. Тассо.   2   2  
  3.2. Испанский театр и драматургия. Условия развития, структура комедии. Характер театрального представления. Творчество Сервантеса, Лопе де Вега, Тирсо де Молина и Кальдерона 2 2  
  3.3. Английский театр. Исторические условия развития, бытование театра, организация спектаклей.   Предшественники Шекспира.Творчество Шекспира. 2 2  
  3.4. Семинарское занятие «Театр эпохи Ренессанса» 2   2
4 ТЕАТР 17 ВЕКА 4.1. Драматургия и театр французского классицизма. Творчество Корнеля, Расина и Мольера. Эстетика французской драмы 17 в. 4 4  
5 ТЕАТР эпохи ПРОСВЕЩЕНИЯ 5.1. Англия. Особенности английского просвещения. Сатирическая комедия – Д.Гей. Драматургия Г.Филдинга и Р.Шеридана    2 2  
  5.2. Франция. Драматургия Реньяра, Лесажа . Ярмарочные театры. Драматургия П.Мариво. Художественное своеобразие классицистского метода Вольтера. Теория актерского мастерства и драматургии Д. Дидро, «Парадокс об актере». Жизнь и творчество Бомарше. 2 2  
  5.3. Италия. Влияние просветительских идей на создание национальной драматургии. Реализм и демократизм реформаторской драматургии К. Гольдони. Критическое освоение сценического наследия комедии дель арте в творчестве К. Гоцци   2   2      
5.4. Германия. Движение «Буря и натиск». Театрально-критическая деятельность Г.Лессинга. Философия трагедий Гете. Ф. Театрально-критическая и драматургическая деятельность Шиллера. 2 2  
  5.6. Семинарсоке занятие «Театр и Просвещение в Западной Европе XVIII в.» 2   2
    6 ДРАМАТУРГИЯ И ТЕАТР первой половины 19 в.   6.1. Драматургия театра романтизма. Пропер Мериме: «Театр Клары Гасуль», «Жакерия». А.Дюма-отец. А.Де Виньи. Теория романтического гротеска В.Гюго. Культ разочарованного героя: Д.Байрон («Манфред», «Каин») 4 4  
  6.2. Драматургия немецкого романтизма. Л.Тик, Г.Клейст, Г.Бюхнер, К.Гуцков   2   2  
  6.3. Семинар 1)В.Гюго и теория романтического театра и драмы. «Рюи Блаз», «Кромвель», «Эрнари». 2)»Каин» Байрона. Проблематика и эстетика. 3) Немецкая романтическая драма 2   2
  7 ДРАМАТУРГИЯ И ТЕАТР второй половины 19 века. 7.1. Натурализм во французском театре. Театральная теория и драматургия Э.Золя. Немецкий театр. Театральная деятельность Г.Гауптмана. 2 2  
  7.2. Контрольная работа (зачет) 2 2  
  5 семестр      
8  ДРАМАТУРГИЯ И ТЕАТР конца 19 — начала 20 вв. 8.1. Театральная деятельность Г.Ибсена и А.Стриндберга   2   2    
  8.2. Символизм во французской драматургии. Морис Метерлинк и его роль в развитии европейского театра на рубеже 19-20 вв. Веризм в итальянском театре. Творчество Д.Верги. Символизм и неоромантизм в итал.театре. Г.ДАннунцио. 2 2  
  8.3. Семинар Европейский театр на рубеже XIX-XX веков. 2   2
  8.4. Идейно-эстетическая борьба в английской драме рубежа 19-20 вв. О.Уайльд и Б.Шоу. 2 2  
9 ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ ХХ века. 9.1. Французская драма ХХ века. Ж. Жироду, Ж.Ануй, Кокто. Ж. Жироду, А. Салакру, П. Клодель, А. Жарри. 2 2    
9.2. Экзистенциальная драма – Ж.П.Сартр, А.Камю, Ф.Кафка.   2   2    
9.3. Драматургия экспрессионизма. Толлер, Г. Кайзер. 2 2  
9.4. Театр жестокости А. Арто 2 2  
9.5. Драматургия театра абсурда. Э.Ионеско. С.Беккет, Г.Пинтер, О.Олби, С. Мрожек, Ф.Аррабаль 2 2  
9.6. Английская драма ХХ века. У.Моэм. Д.Пристли. Драматургия и театральная концепция «молодых рассерженных». Д.Осборн. 2 2  
  9.7. Семинар «Эпический театр и драматургия Б.Брехта» 2   2
9.8. Драматургия и театр Испании и Италии. Г.Лорка Театр и драматургия Л.Пиранделло 2 2
9.9. Театр США. Драматургия Ю. О Нила.  
9.10 Драматургия Л.Хелман, Т.Уальдера, А.Миллера, У.Сарояна, Т.Уильямса, Э.Олби   2   2    
9.11. Драматургия М. Фриша и Ф. Дюрренматта 2 2  
9.12. Зачетное занятие 2 2  
 
Всего 62 14

 

ЧАСТЬ 2

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 к СЕМИНАРАМ по «ВСЕМИРНОЙ ДРАМАТУРГИИ»

 

Какая польза отдоклада?

Опытные докладчики знают, что польза выступления на семинаре в следующем:

1.Поиск возможных ошибок в постановке работы, методике исследования, обобщении полученных результатов, их интерпретации. Получается, что ваши однокурсники помогают вам улучшить вашу работу. Что может быть ценнее?

2.На семинаре во время обсуждения доклада можно узнать отношение преподавателей и друзей к проведённому вами исследованию. Если доклад понравился, это улучшает настроение.

3.Возможность учиться излагать содержание работы в короткое время, схватывать суть вопросов и толково объяснять существо. Следовательно, учиться делать доклад полезно для работы в любой области знаний.

4.На семинаре докладчику принято задавать вопросы. Следовательно, нужно этому учиться. Никто не осудит вас за неудачный вопрос. Осуждать на семинаре не принято.

5.Докладчик учится отвечать навопросы. Здесь можно показать свои знания.

ТЕМЫ СЕМИНАРОВ, ЗАДАНИЯ И СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СЕМИНАР № 1

Литература

 

Теоретическая литература


1) Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.
2) Аристотель. Поэтика. М., 1957.
3) Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978
4) Головня В.В., История античного театра М., 1972.
5) Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994.
6) Каллистов Д.П. Античный театр. Л., 1970.
7) Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975.
8) Ярхо В.В. Античная драма: Технология мастерства. – М., 1990.

9) Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Т.2. – М.,1997 (ст. «Эдип»).

10)Тронский И.М. История античной литературы. – М.. 1983 (ч. I, разд. II, гл. II «Софокл»).

11) Античная культура: Литература. Театр. Искусство. Философия. Наука. Словарь-справочник. – М., 1995.

12) Бакстон Р. Герой греческих трагедий: человек или супермен?

http://lib.vkarp.com/

 

Персоналии:

1) Гусейнов Г. Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия. — М.: ГИТИС, 1982.

2) Ярхо В. Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. — М., 1978

3) Ярхо В. Н. Менандр. У истоков европейской комедии. М., 2004.

4) Гончарова Т. В. Еврипид. М., 1986.

5) Гусейнов В. Ч. Аристофан. М., 1998

 

 Материалы по истории античного театра:

 http://antique-lit.niv.ru/

Сайт по античной литературе

http://antique-lit.niv.ru/

Была ли у древних греков совесть? (К изображению человека в аттической трагедии):
http://ec-dejavu.ru/c/Conscience.html
Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии:
http://www.vbooks.ru/AUTHORS/YARHO-VALERIY/024172.html

http://bookz.ru/authors/arho-valerii/evripid0_1.html

Коллектив авторов «Театральное искусство Западной Европы. Творчество Еврипида»

http://biblioteka.portal-etud.ru/book/kollektiv-avtorov-teatralnoe-iskusstvo-zapadnoi-evropy-tvorchestvo-evripida

Драматургия Теренция: уроки человечности:
http://bookz.ru/authors/arho-valerii/teren0_1.html

http://www.vbooks.ru/AUTHORS/YARHO-VALERIY/024173.html

http://www.lib.ru/POEEAST/TERENCIJ/teren0_1.txt

Менандр - поэт, рождённый заново:
http://lib.chistopol.ru/?id=12782&page=5

http://www.lib.ru/POEEAST/MENANDR/menandr0_3.txt

Софокл и его трагедии:
http://www.lib.ru/POEEAST/SOFOKL/sofokl0_6.txt

Трагический театр Софокла:
http://ihtik.lib.ru/philosbook_22dec2006/philosbook_22dec2006_№1269.rar

http://www.lib.ru/POEEAST/SOFOKL/sofokl0_4.txt

Ф. Ф. Зелинский - переводчик Еврипида
http://ihtik.lib.ru/philosbook_22dec2006/philosbook_22dec2006_№1270.rar

http://www.lib.ru/POEEAST/SOFOKL/sofokl0_5.txt

 

 

СЕМИНАР № 2

Задание обоим подгруппам:

1. Посмотрите внимательно на предложенной ниже схеме, как располагаются события мистериального спектакля в пространстве площади средневекового города.

2. Определите ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ истории — оно станет центром композиции и будет играться на центральной мистериальной площадке.

3. Разбейте всю историю на фрагменты: наиболее важные, поворотные события, которые нужно отразить в мини-драмах, разыгрываются в отдельных локусах (см. схему). Таких маленьких эпизодов может быть достаточно много.

4. Определите, какие события, изложенные в этой истории, или эпизоды, которые вы как авторы можете домыслить за ее рамками, исходя из основного сюжета, могли бы играться на площадках «Небо» и «Ад» (см. схему).

5. На карточках, соответствующих событиям вашей будущей мистерии (главное событие, небо, ад, события в локусах), напишите названия эпизодов и имена героев, которые в каждом из этих событий участвуют.

6. Наклейте (прикрепите) эти карточки на схему.

7. Поскольку, как мы уже говорили ранее, ремесленники готовили материальное оформление: повозки и помосты, декорации, реквизит и костюмы (каждый цех готовил один эпизод), каждая из двух больших групп должна разбиться на столько «цехов», сколько мини-драм она придумала.

8. Теперь устраивается импровизированный парад мистерии. В настоящем средневековом городе Смотр, или Парад, мистерии, шествие в костюмах и показ декораций организовывали за несколько дней до основного представления. У нас — подгруппа показывает и защищает свои эскизы .

9. Группы по очереди представляют свои проекты. А зрители, разглядывая предложенное оформление и слушая комментарии, должны выбрать, какие роли, если бы они были жителями средневекового города, они хотели бы сыграть, аргументируя свой выбор.

На доску в две колонки выписываются все роли: и те, что выбрали, и те, что не выбрали. Роли, которые горожане хотят сыграть, продаются с аукциона: подгруппа за каждую роль задает зрителым вопрос и тот, кто правильно ответит, «выигрывает» эту роль.(В средневековом городе те роли, которые никто не выбрал, поручается играть городским нищим или профессиональным забавникам, за что им причитается плата из денег, вырученных на аукционе.)

 

Задания по подгруппам (тексты)

1 погруппа:

Иосиф, семнадцати лет, пас скот вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Баллы и с сыновьями Зелфы, жен отца своего. И доводил Иосиф худые о них слухи до (Израиля) отца их. Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его; и сделал ему разноцветную одежду. И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его, и не могли говорить с ним дружелюбно.

И видел Иосиф сон, и рассказал братьям своим: и они возненавидели его еще более. Он сказал им: выслушайте сон, который я видел: вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал, и стал прямо; и вот ваши снопы стали кругом, и поклонились моему снопу. И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его. И видел он еще другой сон, и рассказал его (отцу своему и) братьям своим, говоря: вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне. И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его, и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я, и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли? Братья его досадовали на него; а отец его заметил это слово.

 

Братья его пошли пасти скот отца своего в Сихем. И сказал Израиль Иосифу: братья твои не пасут ли в Сихеме? пойди, я пошлю тебя к ним. Он отвечал ему: вот я. (Израиль) сказал ему: пойди, посмотри, здоровы ли братья твои и цел ли скот, и принеси мне ответ. И послал его из долины Хевронской; и он пришел в Сихем. И нашел его некто блуждающим в поле, и спросил его тот человек, говоря: чего ты ищешь? Он сказал: я ищу братьев моих; скажи мне, где они пасут? И сказал тот человек: они ушли отсюда; ибо я слышал, как они говорили: «пойдем в Дофан». И пошел Иосиф за братьями своими, и нашел их в Дофане. И увидели они его издали, и прежде, нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его. И сказали друг другу: вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов. И услышал сие Рувим, и избавил его от рук их, сказав: не убьем его. И сказал им Рувим: не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него. Сие говорил он (с тем намерением) чтобы избавить его от рук их и возвратить его к отцу его. Когда Иосиф пришел к братьям своим, они сняли с Иосифа одежду его, одежду разноцветную, которая была на нем; и взяли его и бросили его в ров: ров же тот был пуст; воды в нем не было.

 

И сели они есть хлеб, и, взглянув, увидели, вот, идет из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет. И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его? Пойдем, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нем; ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушались. И, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва, и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребреников; а они отвели Иосифа в Египет.

Рувим же пришел опять ко рву; и вот, нет Иосифа во рве. И разодрал он одежды свои. И возвратился к братьям своим, и сказал: отрока нет, а я, куда я денусь? И взяли одежду Иосифа, и закололи козла, и вымарали одежду кровью. И послали разноцветную одежду, и доставили к отцу своему, и сказали: мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет. Он узнал ее, и сказал: это одежда сына моего; хищный зверь съел его; верно, растерзан Иосиф. И разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни. И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться, и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его. Мадианитяне же продали его в Египте Потифару, царедворцу фараонову, начальнику телохранителей.

Иосиф же отведен был в Египет; и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец Фараонов, начальник телохранителей. И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах, и жил в доме господина своего, Египтянина. И увидел господин его, что Господь с ним, и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех. И снискал Иосиф благоволение в очах его, и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его. <...>

По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки. И вот, вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотию, и паслись в тростнике. Но вот, после них вышли из реки семь коров других, худых видом и тощих плотию, и стали подле тех коров, на берегу реки. И съели коровы худые видом и тощие плотию семь коров хороших видом и тучных. И проснулся фараон. И заснул опять, и снилось ему в другой раз: вот, на одном стебле поднялось семь колосьев тучных и хороших. Но вот, после них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром. И пожрали тощие колосья семь колосьев тучных и полных. И проснулся фараон, и понял, что это сон.

Утром смутился дух его, и послал он, и призвал всех волхвов Египта и всех мудрецов его, и рассказал им фараон сон свой; но не было никого, кто бы истолковал его фараону.

И стал говорить главный виночерпий фараону, и сказал: грехи мои вспоминаю я ныне. Фараон прогневался на рабов своих, и отдал меня и главного хлебодара под стражу в дом начальника телохранителей. И снился нам сон в одну ночь, мне и ему, каждому снился сон особенного значения. Там же был с нами молодой Еврей, раб начальника телохранителей. Мы рассказали ему сны наши, и он истолковал нам каждому соответственно с его сновидением. И как он истолковал нам, так и сбылось: я возвращен на место мое; а тот повешен.

И послал фараон, и позвал Иосифа; и поспешно вывели его из темницы. Он остригся и переменил одежду свою, и пришел к фараону.

Фараон сказал Иосифу: мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны.

И отвечал Иосиф фараону, говоря: это не мое; Бог даст ответ во благо фараону. <...> И сказал Иосиф фараону: сон фараонов один: что Бог сделает, то Он возвестил фараону. Семь коров хороших, это семь лет; и семь колосьев хороших, это семь лет: сон один. И семь коров тощих и худых, вышедших после тех, это семь лет, также и семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром, это семь лет голода. Вот почему сказал я фараону: что Бог сделает, то Он показал фараону.

Вот, наступает семь лет великого изобилия во всей земле Египетской. После них настанут семь лет голода; и забудется все то изобилие в земле Египетской, и истощит голод землю. И неприметно будет прежнее изобилие на земле, по причине голода, который последует, ибо он будет очень тяжел.

А что сон повторился фараону дважды, это значит, что сие истинно слово Божие, и что вскоре Бог исполнит сие. И ныне да усмотрит фараон мужа разумного и мудрого, и да поставит его над землею Египетскою. Да повелит фараон поставить над землею надзирателей и собирать в семь лет изобилия пятую часть с земли Египетской. Пусть они берут всякий хлеб этих наступающих хороших годов, и соберут в городах хлеб под ведение фараона в пищу, и пусть берегут. И будет сия пища в запас для земли на семь лет голода, которые будут в земле Египетской, дабы земля не погибла от голода.

Сие понравилось фараону и всем слугам его. И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?

И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты; ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя.

И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою. И снял фараон перстень свой с руки своей, и надел его на руку Иосифа; <...> возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою. <...>

И прошли семь лет изобилия, которое было в земле Египетской. И наступили семь лет голода, как сказал Иосиф. И был голод во всех землях; а во всей земле Египетской был хлеб. Но когда и вся земля Египетская начала терпеть голод, то народ начал вопиять к фараону о хлебе. И сказал фараон всем Египтянам: пойдите к Иосифу, и делайте, что он вам скажет.

И был голод по всей земле: и отворил Иосиф все житницы, и стал продавать хлеб Египтянам. Голод же усиливался в земле Египетской. И из всех стран приходили в Египет покупать хлеб у Иосифа; ибо голод усилился по всей земле.

И узнал Иаков, что в Египте есть хлеб, и сказал Иаков сыновьям своим: что вы смотрите? И сказал: вот, я слышал, что есть хлеб в Египте; пойдите туда, и купите нам оттуда хлеба, чтобы нам жить и не умереть. <...>

И пришли сыны Израилевы покупать хлеб, вместе с другими пришедшими; ибо в земле Ханаанской был голод.

Иосиф же был начальником в земле той; он и продавал хлеб всему народу земли. Братья Иосифа пришли, и поклонились ему лицем до земли. И увидел Иосиф братьев своих, и узнал их; но показал, будто не знает их, и говорил с ними сурово, и сказал им: откуда вы пришли? Они сказали: из земли Ханаанской, купить пищи. Иосиф узнал братьев своих; но они не узнали его. <...>

И они приготовили дары к приходу Иосифа в полдень; ибо слышали, что там будут есть хлеб. И пришел Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли.

 

Он спросил их о здоровье, и сказал: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он?

Они сказали: здоров раб твой, отец наш; еще жив. И преклонились они и поклонились. <...>

Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него, и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим. И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов.

И сказал Иосиф братьям своим: я Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему; потому что они смутились пред ним.

И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет. Но теперь не печальтесь, и не жалейте о том, что вы продали меня сюда; потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни. Ибо теперь два года голода на земле: еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут. Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак, не вы послали меня сюда, но Бог, который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его, и владыкою во всей земле Египетской.

Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: «Бог поставил меня господином над всем Египтом; прийди ко мне, не медли. Ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое. И прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет; чтобы не обнищал ты, и дом твой, и все твое».

И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят, что это мои уста говорят с вами. Скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели; и приведите скорее отца моего сюда.

И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; а Вениамин плакал на шее его. И целовал всех братьев своих, и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его.

Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его. И сказал фараон Иосифу: скажи братьям твоим: вот что сделайте: навьючьте скот ваш, и ступайте в землю Ханаанскую; и возьмите отца вашего и семейства ваши, и прийдите ко мне; я дам вам лучшее в земле Египетской, и вы будете есть тук земли.

Тебе же повелеваю сказать им: сделайте сие: возьмите себе из земли Египетской колесниц для детей ваших и для жен ваших, и привезите отца вашего и прийдите; и не жалейте вещей ваших, ибо лучшее из всей земли Египетской дам вам.

Так и сделали сыны Израилевы. И дал им Иосиф колесницы, по приказанию фараона, и дал им путевой запас. Каждому из них он дал перемену одежд, а Вениамину дал триста серебреников и пять перемен одежд. Также и отцу своему послал десять ослов, навьюченных лучшими произведениями Египетскими, и десять ослиц, навьюченных зерном, хлебом и припасами отцу своему на путь.

И отпустил братьев своих, и они пошли. И сказал им: не ссорьтесь на дороге. И пошли они из Египта, и пришли в землю Ханаанскую к Иакову, отцу своему. И известили его, сказав: Иосиф жив, и теперь владычествует над всею землею Египетскою. Но сердце его смутилось; ибо он не верил им.

Когда же они пересказали ему все слова Иосифа, которые он говорил им; и когда увидел колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его: тогда ожил дух Иакова, отца их. И сказал Израиль: довольно, еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру.

И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и принес жертвы Богу отца своего Исаака. <...>

Иосиф запряг колесницу свою и выехал навстречу Израилю, отцу своему, в Гесем, и, увидев его, пал на шею его, и долго плакал на шее его.

И сказал Израиль Иосифу: умру я теперь, увидев лице твое; ибо ты еще жив.

Подгруппа

Некто из племени Левиина пошел, и взял себе жен из того же племени. Жена зачала и родила сына, и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца. Но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника, и осмолила ее асфальтом и смолою; и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки. А сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет. И вышла дочь фараонова на реку мыться; а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника, и послала рабыню свою взять ее. Открыла, и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним (дочь фараонова) и сказала: это из Еврейских детей. И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла, и призвала мать младенца. Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его. И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его.

Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим, сынам Израилевым, и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его (сынов Израилевых). Посмотревши туда и сюда, и видя, что нет никого, он убил Египтянина, и скрыл его в песке. И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего? А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил (вчера) Египтянина? Моисей испугался, и сказал: верно, узнали об этом деле. И услышал фараон об этом деле, и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона, и остановился в земле Мадиамской, и (придя в землю Мадиамскую) сел у колодезя.

У священника Мадиамского (было) семь дочерей. Они пришли, начерпали воды, и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего. И пришли пастухи, и отогнали их. Тогда встал Моисей, и защитил их, и напоил овец их.

И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал: что вы так скоро пришли сегодня? Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов; и даже начерпал нам воды, и напоил овец. Он сказал дочерям своим: где же он? зачем вы его оставили? позовите его, и пусть он ест хлеб. Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору. Она родила сына, и (Моисей) нарек ему имя: Гирсам; потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле.

Спустя долгое время умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу. И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог.

Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню, и пришел к горе Божией Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал (ему): Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое; потому что боялся воззреть на Бога.

И сказал Господь (Моисею): Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей (и ввести его) в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев. И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых. Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых? И сказал Бог: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.250.137 (0.024 с.)