Немецкий театральный экспрессионизм и «эпический театр» Бертольта Брехта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Немецкий театральный экспрессионизм и «эпический театр» Бертольта Брехта



Э рнст Толлер. Эуген Несчастный.

Бертольт Брехт. Трехгрошовая опера. Мамаша Кураж и ее дети.

 

Группа 1

 

1. Экспрессионизм в Германии.

Экспрессионизм как «философия крика». Социальная почва экспрессионизма – отчаяние и растерянность после поражения в первой мировой войне. Теоретические основания экспрессионизма: отказ от изображения реальности, замена изображением внутреннего мира.

 

2. Герой экспрессионистской драмы – человек, объятый ужасом. Болезненность форм в экспрессионистских текстах, порожденная безобразием страха. Гротеск, галлюцинации, кошмарные сновидения, бред, «пограничные» состояния, безумие в изображении экспрессионистских драм.

 

3. Политические лозунги экспрессионизма – пацифизм, идея всечеловеческого братства, призыв к «революции духа» – примирению классов и моральному перевоспитанию человечества. Вера в «искупительную жертву» избранных личностей, «героев духа». Критика капитализма, войны, власти денег.

 

4. Социальная драма экспрессионизма: Георг Кайзер (1878–945), Фридрих Вольф (1888–1953), Эрнст Толлер (1898–1939). Схематически упрощенный, плакатно-поляризованный мир экспрессионистской драмы. Сатирические мотивы в социальной драме – протест против механизации жизни и нивелировки личности. «Драма положения».

 

Группа 2

 

1. Деиндивидуализация героя экспрессионистских драм, его фрагментарность. Чередование реального и ирреального. Особенности диалога экспрессионизма: стремительность, недосказанность. 

 

2. Трагифарс и комедия в драматургии экспрессионизма. «Черный юмор» в комедиях экспрессионистов (Г. Кайзер «Делец») и его традиции в европейском трагифарсе 1950-1960-х гг.

 

 3. Драмы Э. Толлера «Человек-масса» (1921), «Эуген несчастный», «Гоп-ля, мы живем» (1927).

Анализ драмы «Эуген несчастный». Образ «неистового скорбника» Эугена несчастного, отзвук идеи в этом персонаже человека-марионетки («сломанный паяц»), человека, уставшего сопротивляться Року. Персонажи-маски. Композиция драмы: эпизодичность, «кадровость» действия. Принцип лейтмотивов в построении драмы. Значимость слова. Язык Э. Толлера. Монологи, обращенные в зрительный зал. Истерический пафос. Интермедии, создающие картину страшного механизированного мира, определяющего горестную судьбу героя.

 

Группа 3

 

1. Драматургия и режиссерская деятельность Бертольта Брехта (1898 – 1956).

Приход Б. Брехта в театр. Влияние театральной деятельности Э. Пискатора на драматургию и театральную эстетику Б. Брехта.

Феномен сенсационного успеха первой пьесы Б. Брехта «Трехгрошовая опера» (1928), пародии на «Оперу нищих» Дж. Гея. Музыка Курта Вайля к этому спектаклю. Зарождение жанра «мюзикла».

 

2. «Трехгрошовая опера» как классика «левого искусства» и начало «эпического театра» Б. Брехта. Понятие «Брехт – Вайль стиля». Стиль «новой деловитости» и «Трехгрошовая опера».

 

3. Драма-притча, построенная на широком овеществлении метафор. Социальный пафос Б. Брехта. Сочетание сатиры и лирики. «Зонги» в композиции «Трехгрошовой оперы». «Монтаж аттракционов» (т.е. перенесение в драматический театр структуры мюзик–холла, цирка и ревю) в пьесе Б. Брехта и «разъединение элементов» как характерные приемы «эпического театра».

 

 

Группа 4

 

1. Формирование теории «эпического театра» Б. Брехта в 1930-е годы.

Отрицание «аристотелевского» и экспрессионистского театра. Задача «эпического театра» – оказание помощи зрителю в определении своей общественной позиции и, в конечном итоге, переустройство действительности.

 

2. Драматургия Б. Брехта и способы перенесения внимания зрителей с развития сюжета на идею пьесы, использование старых сюжетов.

 

3. Основные характеристики «эпического театра» (по П. Пави):

 

Литература

1. История зарубежного театра. СПб., 2005. С. 454-462, 465-473.

2. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX века. Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй. М., 1979.

3. Брехт Б. О театре. М., 1960.

4. Гаевский В. М. Свидетельство Толлера // Гаевский В. М. Флейта Гамлета. М., 1990. С. 193 – 202.

5. Гвоздев А. А. Театр послевоенной Германии. Л.-М., 1933.

6. Клюев В. Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. М., 1966.

7. Макарова Г. В. Постижение социальных истин. Мартин, Толлер, Пискатор // Театр. 1977. № 11.

8. Макарова Г. В. «Трехгрошовая опера» Бертольта Брехта // Спектакли двадцатого столетия. М., 2004. С. 128-132.

9. Райх Б. Ф. Вена - Берлин - Москва - Берлин. М., 1972.

10. Ришар, Лионель. Энциклопедия экспрессионизма. Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка. М., 2003. С.223-298.

11. Сурина Т. М. Станиславский и Брехт. М., 1975.

12. Фрадкин И. М. Бертольт Брехт. Путь и метод. М., 1965.

ЧАСТЬ 3

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, СПИСОК ПЬЕС, ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ.

3.1. Контрольные вопросы

Семестр

 

1. Древнегреческая трагедия: Эсхил, Софокл, Еврипид.

2. Учение о трагедии. «Поэтика» Аристотеля.

3. Комедии Аристофана, Менандра.

4. Драматургия Плавта и Теренция.

5. Жанры средневекового церковного театра: Мистерия, миракль, моралите, фарс.

6. Светский театр средних веков. Своеобразие театральной культуры трубадуров, труверов, мейнизингеров, шаушпиллеров, вагантов. Театр Адама де ла Аля

7. Общая характеристика искусства эпохи Возрождения. Основные этапы развития театрального искусства эпохи Возрождения.

8. Итальянский театр эпохи Возрождения: театр эрудитов (ученая комедия, трагедия, пастораль) и комедия дель арте.

9. Лопе де Вега и театр.

10. Драматургия Тирсо де Молины.

11. Драматургия Педро Кальдерона.

12. Английский театр эпохи Возрождения: предшественники В.Шекспира

13. Драматургия У. Шекспира, особенности творческой манеры.

14. Французский театр периода классицизма. Характеристика эстетики классицизма. «Поэтическое искусство» Н. Буало.

15. Драматургия П. Корнеля.

16. Драматургия Ж. Расина

17. Драматургия Ж.-Б. Мольера. Высокая комедия.

18. Характеристика эпохи Просвещения в странах Западной Европы.

19. Просвещение во Франции: Вольтер, Дидро, Бомарше.

20. Английский театр эпохи Просвещения. Р.-Б. Шеридан и театр.

21. Эпоха Просвещения: Германия. Г.-Э. Лессинг и театр. («Мина фон Барнхольм», «Эмилия Галотти»).

22. И.-В. Гете и театр («Гец фон Берлихенген», «Фауст»).

23. Драматургия и театральная деятельность Ф. Шиллера («Разбойники», «Коварство и любовь», «Мария Стюарт», «Дон Карлос», «Рюи Блаз»).

24.  П. Мериме и театр. («Театр Клары Гасуль», «Жакерия»)

25. Творчество В. Гюго, манифест романтизма. (Предисловие к «Кромвелю»)

26. Творчество А. де Мюссе («Лорензаччо», «Любовью не шутят»). Драматургия А. Дюма-отца («Антонии», «Нельская башня»).

27. Хорошо сделанная пьеса и мелодрама начала XIX века. Э. Скриб («Стакан воды»), В. Дюканж («З0 лет или жизнь игрока»).

28. Реалиcтическое направление в драматургии: О. де Бальзак («Делец», «Мачеха»)

29. Дж. Гордон Байрон и театр.

30. Эволюция романтического театра Германии: Г. фон Клейст, Л. Тик, Г. Бюхнер

31. Неоромантизм во французской драме. Э. Ростан («Сирано де Бержерак», «Орленок»)

32.  Драматургия Оскара Уайльда.

33.  Натурализм как направление в искусстве второй половины XIX века. Драматургия Э.Золя.

 

*В экзаменационных билетах может быть иная формулировка вопроса

 

Семестр

 

1. Творчество Бернарда Шоу.

2. Эволюция творчества М. Метерлинка.

3. Драматургия Г. Ибсена.

4. А. Стриндберг и театр.

5. Эволюция творчества Г. Гауптмана.

6. Французская драматургия первой половины XX века. Творчество А. Салакру, Ж. Кокто, Ж. Жироду.

7. Драматургия Ж. Ануя. Этапы творчества.

8. Театральный авангард Франции первой половины XX века. Сюрреализм как эстетическое течение. Основные постулаты «Театра Жестокости» А. Арто.

9. Драматургия С. Моэма и Дж. Пристли.

10. Характеристика эксперессионизма как театрального течения. Немецкая драматургия экспрессинизма: Э. Толлер, Г. Кайзер.

11. Эпический театр Б. Брехта. Драматургия Брехта, этапы творчества.

12. Драматургия Ф. Г Лорки.

13. Драматургия Юджин О`Нил.

14. Экзистенциальная драма: Ж-П Сартр, А. Камю.

15. Театр абсурда. Драматургия С. Беккета, Э. Ионеско, Г. Пинтера, Ж. Жене, А. Копита, С. Мрожека.

16. Драматургия Т.Уильяма

17. Драматургия М. Фриша («Опять они поют», «Дон Жуан или любовь к геометрии»).

18. Драматургия Ф. Дюрренматта. («Визит старой дамы», «Физики»).

19. Новаторство драматургии Т. Уильямса («Стеклянный зверинец», «Трамвай «Желание»), А. Миллер («Смерть коммивояжера», «После грехопадения»), Э. Олби («Не боюсь Вирджинии Вулф», «Все в саду»).

 

*В экзаменационных билетах может быть иная формулировка вопроса.

 

СПИСОК ПЬЕС

Семестр

Античный театр.

Аристофан. Всадники. Мир. Лягушки. Лисистрата. (по выбору).

Еврипид. Медея. Ипполит.

Менандр. Брюзга.

Плавт. Хвастливый воин.

Сенека. Федра. Медея.

Софокл. Антигона. Царь Эдип.

Теренций. Братья.

Эсхил. Орестея.

 

Средневековый театр.

Адам де ла Аль. Игра о Робене и Марион.

Фарсы об адвокате Патлене.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.023 с.)