Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Произведите в группе распределение ролей и покажите (или прочитайте по ролям) один из выбранных фрагментов.
Группа 5 Кейсовое задание «Король Лир» Общим местом является утверждение, что культура корнями уходит в мифологию. В теории искусства и литературе существует такое понятие, как мифологическое клише - это цельная система, где заранее заданы образы-архетипы, отношения между ними, сюжетные линии и тип оценок. Образы-архитипы — это устойчивые образы, которые сопровождают человека на протяжении веков и отражаются в мифологии, религии, искусстве. Они обладают ярко выраженными, характерными, легко узнаваемыми чертами (это могут быть «вечные образы» (Гамлет, Дон-Жуан, Дон Кихот); это могут быть определенные типы героев («матери», «дитяти», «герой», «маг», «жрица»и т. д.; это могут быть образы — символы, часто природные (цветок, море).) Мифологическое клише - застывшая схема, "каркас произведения", где то, что в фольклорных текстах было сверхъестественным, в литературных стало значительным, выдающимся, однако вполне человеческим, а волшебство перешло в метафоры. Исторически развиваясь, произведение теряет свою мифологическую составляющую, но сохраняет архаическую форму, некую узнаваемую схему, которую можно найти в каждом произведении. Возможны случаи, когда автор перерабатывает уже существующий до него сюжет, основанный на мифологическом клише, однако традиционные схемы использует механически, лишая их изначального смысла, отчего вся система клише рушится и получается произведние, использующее мифологическое клише, но обогащающее его новым звучанием и смыслом. Задание: 1) Располагая текстом пьесы и результатами своей самостоятельной работы (карточками), установите наличие в пьесе Шекспира «Король Лир» таких механизмов, как
а) Инициация героя. Кто проходит инициацию? Какова цель этой инициации?
*Справка: Центральное место в кругу мифологических сюжетов (сказаний о богах, героического эпоса, волшебной сказки) занимает инициация героя, то есть путешествие в потусторонний мир (временная смерть), общение с его хозяевами и в результате получение магических сил, оружия и т.п. Обряд инициации у архаических народов, как правило, включал увод посвящаемых близкими родственниками в лес, мучительные пытки в шалаше, вход в который изображал пасть хозяина мира смерти, различные ритуалы, символизирующие поглощение и изрыгание посвящаемого зооморфным прародителем, многочисленные испытания, наконец возвращение в племя и женитьбу. Преодолев препятствия и поборов противников, герой Шекспира возвращает себе доброе имя и титул - так же герой мифов, пройдя посвящение, получал власть и богатство.
б) Ложный герой. Кто это? Что символизирует в данной истории его слепота?
*Справка: это герой, 1) оказывающийся не в состоянии выдержать инициацию и погибший, 2) слепой владыка иного мира, отец Змея. Ложный герой - часто встречающийся в архаических мифах персонаж, чьи неудачи должны оттенять выдающиеся достоинства собственно героя. Слепота с мифологической точки зрения это означает, что человеку, который не видит мир людей, открыт мир духов и потому доступно всеведение (вспомним греческого слепого провидца Тиресия, скандинавский миф об Одине, отдавшем глаз за мудрость, царя Эдипа и т.д.).
в) Посвящаемый Герой— кто им является в пьесе? Через какие стадии «посвящения» он проходит? С кем «иным» встречается в своих скитаниях и как влияет на него эта встреча?
* Справка: Посвящение часто выглядит как инициация, связанная с уводом посвящаемых в лес, лишением социального статуса перед инициацией. Далее следует "раздевание", причем проходит оно в несколько этапов. «Раздевание» - это своебразный поэтапный отказ от имеющихся благ и примирение с этим отказом, инициатические испытания и «пытки». Принятие потери всего, что было дорого и освобождение от того, что связывало. Далее следует встреча с владыкой «иного мира», с кем-то, чьи слова и поведение не вписываются в рамки «нормального, разумного, человеческого. Эта встреча перерождает посвящаемого.
г) «Помощник» героя — кто им является в пьесе? Какова его функция в трагедии Шекспира?
* Справка: магический помощник - отдельная от героя персонификаци\ его качеств, "ум" героя. Пока герой превратно судит о действительности - его "ум" находится подле него, когда герой обретает понимание мира - его ум лишается внешней персонификации и «помощник» уходит из действия. Социальное положение «мистического помощника» позволяет сравнить его с обитателями иного мира - он бедняк из бедняков, к тому же ему окружающие отказывают в уме, то есть ему предназначена роль полоумного, над "глупостью" которого потешается знать. Безумие и нищета - символ принадлежности к иному миру. В образе «помощника» прослеживаются черты потустороннего учителя, аналогичного сказочным старцам-странникам, проводящим как бы "предварительную инициацию" героя (они помогают герою добыть волшебное средство, с помощью которого тот совершает основные деяния).
2) Найдите в тексте пьесы 3 фрагмента, в которых персонажи-носители рассмотренных вами «мифологических клише» вступают друг с другом во взаимодействие (не обязательно в рамках одного фрагмента будут действовать все персонажи: достаточно двоих героев).
3) Исследователи выделяют четыре варианта объяснений событий, происходящих в первом действии трагедии: дележа королевства, состязания в дочерней любви и опалы младшей дочери. Их можно определить как:
а) фольклорный вариант (о дележе царства (имущества) правителем/отцом); б) театрально-символический («Обычный реальный предмет, перенесенный на сцену, перестает быть правдоподобным и убедительным: между тем как театральные знаки, совершенно условные и примитивные, становятся сквозь призму театра и убедительными и правдоподобными», — отмечает М.Волошин.) в) политический (возможные политические причины разделы страны и земель правящим королем — для блага государства) г) философский («Сами несчастья человека доказывают его величие. Это несчастья властителя, а не нищего. Несчастья свергнутого короля...У нас такое высокое понятие о душе человеческой, что мы не можем снести насмешки над собой и неуважение к душе. Все блаженство человеческое состоит в уважении к ней» - писал философ 17 в. Блез Паскаль. А ирландский поэт и драматург Уильям Йейтс в позднем стихотворении «Клочок лужайки» (1936 г.) приводит Лира как пример героической старости, ищущей новой, глубокой правды:
Так дайте же пересоздать Себя на старости лет, Чтоб я, как Тимон и Лир, Сквозь бешенство и сквозь бред, Как Блейк, сквозь обвалы строк,Как Блейк, сквозь обвалы строк, Пробиться к истине мог! Вопрос: как вы думаете, в чем смысл каждого варианта? расшифруйте их значения.
Блок 2 — Практическая часть
Произведите в группе распределение ролей и покажите (или прочитайте по ролям) выбранные фрагменты. Литература: 1. Аникст А.А. Шекспир. – М., 1964. 2. Гилилов И.М. Игра об Уильяме Шекспире, или тайна Великого Феникса. – М., 2000. 3. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М., 2003. 4. Шекспировская энциклопедия /Под ред. С. Уэллса. – М., 2002. 5. Пинский Л.Е. Шекспир. Л., 1971 6. Бартошевич А.В. Шекспир. Англия. ХХ век. М., 1994 7. Костелянец Б. О. Между Призраком, Клавдием и Гертрудой//Костелянец Б.О. Мир поэзии драматической…Л., 1992 8. Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974. 9. Аникст А.А. Творчество Шекспира. М., 1963. 10. Барг М.А. Шекспир и история. 2-е изд. М., 1979. 11. Козинцев Г.М. Наш современник Вильям Шекспир. 2-е изд. М.; Л., 1966. 12. Комарова В.П. Личность и государство в исторических драмах Шекспира. Л., 1977.
13. Комарова В.П. Метафоры и аллегории в произведениях Шекспира. Л., 1989. 14. Комарова В.П. Личность и государство в исторических драмах современников Шекспира. СПб., 1997. 15. Самарин Р.М. Реализм Шекспира. М., 19 64. 16. Смирнов А.А. Шекспир. М.-Л., 1963. 17. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир. Движение во времени. М., 1968. 18. Шведов Ю.Ф. Эволюция шекспировской трагедии. М., 1975. 19. Костелянец Б. Свобода и зло: самоочищение и пресечение зла силой. Шекспир.Король Лир. СПб., 1999 20. Чирков Н. Некоторые принципы драматургии Шекспира http://lib.vkarp.com/2011/05/10/%D0%BD-%D1%87%D0%B8%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF%D1%8B-%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80/ 21. Парфенов А. Театральность Гамлета http://lib.vkarp.com/2011/05/06/%D0%B0-%D1%82-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2-%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0/ 22. Морозов М. Ромео и Джульетта http://lib.vkarp.com/2011/05/04/%D0%BC-%D0%BC-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2-%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BE-%D0%B8-%D0%B4%D0%B6%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D1%82%D1%82%D0%B0/ 23. Морозов М. О трагедиях У.Шекспира http://lib.vkarp.com/2011/05/04/%D0%BC-%D0%BC-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2-%D0%BE-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F%D1%85-%D1%83%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC%D0%B0-%D1%88%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%BF/ 24. Морозов М. Трагедия Шекспира «Король Лир» http://lib.vkarp.com/2011/05/04/%D0%BC-%D0%BC-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F-%D1%88%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C/ 25. Морозов М. Анализ «Отелло» Шекспира по ходу действия http://lib.vkarp.com/2011/05/03/%D0%BC-%D0%BC-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B8-%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%BE/ 26. Беляева Н. Шекспир. «Гамлет»: проблема героя и жанра http://lib.vkarp.com/2011/04/25/%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F-%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D0%B2%D0%B0-%D1%88%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80-%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D1%82-%D0%BF%D1%80%D0%BE/
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.013 с.) |