Произведите в группе распределение ролей и покажите (или прочитайте по ролям) один из выбранных фрагментов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Произведите в группе распределение ролей и покажите (или прочитайте по ролям) один из выбранных фрагментов.



Группа 5 Кейсовое задание «Король Лир»

Общим местом является утверждение, что культура корнями уходит в мифологию. В теории искусства и литературе существует такое понятие, как мифологическое клише - это цельная система, где заранее заданы образы-архетипы, отношения между ними, сюжетные линии и тип оценок.

Образы-архитипы — это устойчивые образы, которые сопровождают человека на протяжении веков и отражаются в мифологии, религии, искусстве. Они обладают ярко выраженными, характерными, легко узнаваемыми чертами (это могут быть «вечные образы» (Гамлет, Дон-Жуан, Дон Кихот); это могут быть определенные типы героев («матери», «дитяти», «герой», «маг», «жрица»и т. д.; это могут быть образы — символы, часто природные (цветок, море).)

Мифологическое клише - застывшая схема, "каркас произведения", где то, что в фольклорных текстах было сверхъестественным, в литературных стало значительным, выдающимся, однако вполне человеческим, а волшебство перешло в метафоры. Исторически развиваясь, произведение теряет свою мифологическую составляющую, но сохраняет архаическую форму, некую узнаваемую схему, которую можно найти в каждом произведении.

Возможны случаи, когда автор перерабатывает уже существующий до него сюжет, основанный на мифологическом клише, однако традиционные схемы использует механически, лишая их изначального смысла, отчего вся система клише рушится и получается произведние, использующее мифологическое клише, но обогащающее его новым звучанием и смыслом.

Задание:

1) Располагая текстом пьесы и результатами своей самостоятельной работы (карточками), установите наличие в пьесе Шекспира «Король Лир» таких механизмов, как

 

а) Инициация героя. Кто проходит инициацию? Какова цель этой инициации?

 

*Справка: Центральное место в кругу мифологических сюжетов (сказаний о богах, героического эпоса, волшебной сказки) занимает инициация героя, то есть путешествие в потусторонний мир (временная смерть), общение с его хозяевами и в результате получение магических сил, оружия и т.п. Обряд инициации у архаических народов, как правило, включал увод посвящаемых близкими родственниками в лес, мучительные пытки в шалаше, вход в который изображал пасть хозяина мира смерти, различные ритуалы, символизирующие поглощение и изрыгание посвящаемого зооморфным прародителем, многочисленные испытания, наконец возвращение в племя и женитьбу. Преодолев препятствия и поборов противников, герой Шекспира возвращает себе доброе имя и титул - так же герой мифов, пройдя посвящение, получал власть и богатство.

 

б) Ложный герой. Кто это? Что символизирует в данной истории его слепота?

 

*Справка: это герой, 1) оказывающийся не в состоянии выдержать инициацию и погибший, 2) слепой владыка иного мира, отец Змея. Ложный герой - часто встречающийся в архаических мифах персонаж, чьи неудачи должны оттенять выдающиеся достоинства собственно героя. Слепота с мифологической точки зрения это означает, что человеку, который не видит мир людей, открыт мир духов и потому доступно всеведение (вспомним греческого слепого провидца Тиресия, скандинавский миф об Одине, отдавшем глаз за мудрость, царя Эдипа и т.д.).

 

в) Посвящаемый Герой— кто им является в пьесе? Через какие стадии «посвящения» он проходит? С кем «иным» встречается в своих скитаниях и как влияет на него эта встреча?

 

* Справка: Посвящение часто выглядит как инициация, связанная с уводом посвящаемых в лес, лишением социального статуса перед инициацией. Далее следует "раздевание", причем проходит оно в несколько этапов. «Раздевание» - это своебразный поэтапный отказ от имеющихся благ и примирение с этим отказом, инициатические испытания и «пытки». Принятие потери всего, что было дорого и освобождение от того, что связывало. Далее следует встреча с владыкой «иного мира», с кем-то, чьи слова и поведение не вписываются в рамки «нормального, разумного, человеческого. Эта встреча перерождает посвящаемого.

 

г) «Помощник» героя — кто им является в пьесе? Какова его функция в трагедии Шекспира?

 

* Справка: магический помощник - отдельная от героя персонификаци\ его качеств, "ум" героя. Пока герой превратно судит о действительности - его "ум" находится подле него, когда герой обретает понимание мира - его ум лишается внешней персонификации и «помощник» уходит из действия. Социальное положение «мистического помощника» позволяет сравнить его с обитателями иного мира - он бедняк из бедняков, к тому же ему окружающие отказывают в уме, то есть ему предназначена роль полоумного, над "глупостью" которого потешается знать. Безумие и нищета - символ принадлежности к иному миру. В образе «помощника» прослеживаются черты потустороннего учителя, аналогичного сказочным старцам-странникам, проводящим как бы "предварительную инициацию" героя (они помогают герою добыть волшебное средство, с помощью которого тот совершает основные деяния).

2) Найдите в тексте пьесы 3 фрагмента, в которых персонажи-носители рассмотренных вами «мифологических клише» вступают друг с другом во взаимодействие (не обязательно в рамках одного фрагмента будут действовать все персонажи: достаточно двоих героев).

 

3) Исследователи выделяют четыре варианта объяснений событий, происходящих в первом действии трагедии: дележа королевства, состязания в дочерней любви и опалы младшей дочери. Их можно определить как:

 

а) фольклорный вариант (о дележе царства (имущества) правителем/отцом);

б) театрально-символический («Обычный реальный предмет, перенесенный на сцену, перестает быть правдоподобным и убедительным: между тем как театральные знаки, совершенно условные и примитивные, становятся сквозь призму театра и убедительными и правдоподобными», — отмечает М.Волошин.)

в) политический (возможные политические причины разделы страны и земель правящим королем — для блага государства)

г) философский («Сами несчастья человека доказывают его величие. Это несчастья властителя, а не нищего. Несчастья свергнутого короля...У нас такое высокое понятие о душе человеческой, что мы не можем снести насмешки над собой и неуважение к душе. Все блаженство человеческое состоит в уважении к ней» - писал философ 17 в. Блез Паскаль. А ирландский поэт и драматург Уильям Йейтс в позднем стихотворении «Клочок лужайки» (1936 г.) приводит Лира как пример героической старости, ищущей новой, глубокой правды:

 

Так дайте же пересоздать Себя на старости лет,

Чтоб я, как Тимон и Лир,

Сквозь бешенство и сквозь бред,

Как Блейк, сквозь обвалы строк,Как Блейк, сквозь обвалы строк,

Пробиться к истине мог!

Вопрос: как вы думаете, в чем смысл каждого варианта? расшифруйте их значения.

 

Блок 2 — Практическая часть

 

Произведите в группе распределение ролей и покажите (или прочитайте по ролям) выбранные фрагменты.

Литература:

1. Аникст А.А. Шекспир. – М., 1964.

2. Гилилов И.М. Игра об Уильяме Шекспире, или тайна Великого Феникса. – М., 2000.

3. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М., 2003.

4. Шекспировская энциклопедия /Под ред. С. Уэллса. – М., 2002.

5. Пинский Л.Е. Шекспир. Л., 1971

6. Бартошевич А.В. Шекспир. Англия. ХХ век. М., 1994

7. Костелянец Б. О. Между Призраком, Клавдием и Гертрудой//Костелянец Б.О. Мир поэзии драматической…Л., 1992

8. Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.

9. Аникст А.А. Творчество Шекспира. М., 1963.

10. Барг М.А. Шекспир и история. 2-е изд. М., 1979.

11. Козинцев Г.М. Наш современник Вильям Шекспир. 2-е изд. М.; Л., 1966.

12. Комарова В.П. Личность и государство в исторических драмах Шекспира. Л., 1977.

13. Комарова В.П. Метафоры и аллегории в произведениях Шекспира. Л., 1989.

14. Комарова В.П. Личность и государство в исторических драмах современников Шекспира. СПб., 1997.

15. Самарин Р.М. Реализм Шекспира. М., 19 64.

16. Смирнов А.А. Шекспир. М.-Л., 1963.

17. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир. Движение во времени. М., 1968.

18. Шведов Ю.Ф. Эволюция шекспировской трагедии. М., 1975.

19. Костелянец Б. Свобода и зло: самоочищение и пресечение зла силой. Шекспир.Король Лир. СПб., 1999

20. Чирков Н. Некоторые принципы драматургии Шекспира

http://lib.vkarp.com/2011/05/10/%D0%BD-%D1%87%D0%B8%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF%D1%8B-%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80/

21. Парфенов А. Театральность Гамлета

http://lib.vkarp.com/2011/05/06/%D0%B0-%D1%82-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2-%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0/

22. Морозов М. Ромео и Джульетта

http://lib.vkarp.com/2011/05/04/%D0%BC-%D0%BC-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2-%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BE-%D0%B8-%D0%B4%D0%B6%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D1%82%D1%82%D0%B0/

23. Морозов М. О трагедиях У.Шекспира

http://lib.vkarp.com/2011/05/04/%D0%BC-%D0%BC-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2-%D0%BE-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F%D1%85-%D1%83%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC%D0%B0-%D1%88%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%BF/

24. Морозов М. Трагедия Шекспира «Король Лир»

http://lib.vkarp.com/2011/05/04/%D0%BC-%D0%BC-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F-%D1%88%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C/

25. Морозов М. Анализ «Отелло» Шекспира по ходу действия

http://lib.vkarp.com/2011/05/03/%D0%BC-%D0%BC-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B8-%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%BE/

26. Беляева Н. Шекспир. «Гамлет»: проблема героя и жанра

http://lib.vkarp.com/2011/04/25/%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F-%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D0%B2%D0%B0-%D1%88%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80-%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D1%82-%D0%BF%D1%80%D0%BE/



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.013 с.)