Методологические характеристики исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические характеристики исследования



Лекция № 2

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

К методологическим характеристикам относятся: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, новизна, значение для науки, значение для практики.

Актуальность

Актуальность - важность, современность, злободневность; значительность чего-либо для настоящего момента, требующее своего разрешения.

Любая научная работа начинается с обоснования актуальности заявленной темы. Для этого необходимо привести аргументы, подтверждающие существование данной проблемы в современной науке или практике, и показать необходимость проведения исследования.

Логика обоснования должна быть примерно такой:

1. Показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения (в обществе, государстве, образовании).

2. Показать недостатки в решении проблемы (обученности и воспитанности учащихся), которые следует устранить.

3. Показать причины, которые ведут к указанным недостаткам.

4. Показать степень разработанности выделенной проблемы в науке, указать недостаточно изученные аспекты.

Все эти рассуждения показывают противоречие между тем, что должно быть и тем, что есть на самом деле.

Обосновывать можно и другими способами, главное, чтобы был выдвинут ряд тезисов, которые вследствие последовательной системы доказательств неминуемо приводят к формулировке проблемы.

В обосновании актуальности можно использовать и результаты уже проведенных диагностик. (Например, «в научной литературе обоснована необходимость формирования таких-то умений, но анализ результатов проведенной диагностики (анкетирования) показал, что столько-то % учащихся не владеют данными умениями. Поэтому необходимо выявить условия формирования этих умений, разработать методику формирования и т.д.)

 

Проблема

 

Проблема понимается либо как практическая задача (проблема повышения уровня знаний, проблема диагностики качества знаний учащихся и т.п.), либо как нечто неизвестное в науке, «знание о незнании».

Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретацией фактов. Источником проблемы обычно являются узкие места, затруднения, конфликты, рождающиеся в практике.

Возникает практическая задача, которая требует научно-обоснованного решения. Чтобы перейти от практической задачи к научной проблеме, необходимо:

1. Определить, какие научные знания необходимы, чтобы решить данную практическую задачу;

2. Установить, имеются ли эти знания в науке.

Поэтому, следует различать практическую задачу и научную проблему.

Проблема обозначается в конце обоснования актуальности, которая формулируется в форме вопроса, например, «Выявленные недостатки позволили сформулировать проблему: Какие методы прогнозирования…являются более эффективными?». Можно в форме утверждения, например, «Выявленные недостатки позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в поиске наиболее эффективных методов прогнозирования…»

 

Тема

Проблема должна найти отражение в теме исследования, формулировка которой уточняет и локализует проблему.

 Тема не должна быть слишком широкой (например «Способы прогнозирования наводнений», «Профилактика употребления психоактивных веществ»), она должна быть конкретной (например, «Способы прогнозирования наводнений на территории Свердловской области», «Организация в образовательном учреждении профилактики употребления психоактивных веществ подростками»).

После обозначения проблемы можно указать тему исследования, например, Обозначенная проблема обусловила выбор темы исследования «…».

 

Цель

После формулирования проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается его цель. Цель есть предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. Цель исследования – это прогнозируемые результаты работы, это то, что необходимо достигнуть в итоге научной работы.

Цель непосредственно связана с проблемой исследования и направлена на решение этой проблемы. (см. п.2). Цель должна быть реальной (достижимой за время исследования), конкретной (не содержать неопределенных, неясных, слишком общих утверждений), диагностичной (проверяемой, контролируемой).

Цель формулируют, чаще всего, с помощью глаголов: разработать, обосновать, проанализировать, выявить, экспериментально проверить, спроектировать, смоделировать и т.п. Цель должна носить исследовательский характер. Нельзя формулировать цель с глаголами: изучить, рассмотреть, сформировать.

Формулировка цели должна содержать предмет исследования и указывать, что вы с этим предметом будете делать.

Например, тема исследования (для этой курсовой работы):

Гипотеза

Гипотеза – это обоснованное предположение о том, как, каким путем, при каких условиях, за счет чего можно получить искомый результат. Гипотеза – это положения, выносимые на защиту, то, что проверяется в ходе исследования. В ходе исследования гипотеза должна либо подтверждаться, либо опровергаться. Гипотеза должна быть проверяемой, доказуемой, не должна быть очевидной.

Гипотезу желательно формулировать по схеме: «Если А, то В» или «В существует при условии, что существует А», где А – условия, предмет исследования а В – ожидаемый результат, объект исследования. То есть формулировка гипотезы содержит объект и предмет исследования. Она предполагает, что если применить предмет исследования (методы. средства, условия, методику и т.п.), то объект изменится, улучшится, станет более эффективным.

!!! Гипотеза формулируется только в тех работах, где присутствует опытно-экспериментальная работа.

Например, тема исследования (для курсовой работы по теории и методике обучения БЖ):

Задачи

Цель исследования конкретизируется в задачах. Задача – это шаг, этап достижения цели. Решение всех поставленных в работе задач должно обеспечить достижение цели и проверку гипотезы. Выделяют 3 группы задач:

· Историко-диагностическая - связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением и уточнением ключевых понятий, представленных в теме, цели. (изучить историю и современное состояние исследуемой проблемы, определить, рассмотреть, раскрыть  понятие ….)

· Теоретико-моделирующая – связана с раскрытием структуры, сущности изучаемого, функций изучаемого и способов преобразования и т.д. (определить содержание, структуру, сущность, функции, критерии; выявить формы, методы, принципы; обосновать новые подходы …)

· Практически-преобразовательная – связана с разработкой и апробированием методов, приемов, средств чего-либо, разработкой практических рекомендаций. (разработать методику, методические рекомендации, …); проведением опытно-экспериментальной работы (экспериментально проверить методические приемы, методику; проанализировать полученные результаты; выявить эффективность …), анализом состояния чего-либо (проанализировать…), моделированием, проектированием, проведением расчетов чего-либо и т.п.

Количество задач не должно быть большим (от трех до пяти, но не более шести).!!!Задачи не должны дублировать цель исследования. Задачи не должны носить общий характер. Каждая задача должна иметь конкретный результат. Например, нельзя формулировать первую задачу таким образом: Проанализировать литературу по теме исследования. Рассмотреть теоретические основы формирования здорового образа жизни.

Например:

Задачи:

1. Изучить современное состояние здоровья школьников.

2. Рассмотреть понятие здорового образа жизни и его составляющие.

3. Выявить методы, формы и средства формирования здорового образа жизни у обучающихся 7-х классов.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию ЗОЖ с применением разработанной методики.

5. Проанализировать полученные результаты.

 

Задачи исследования, чаще всего, соответствуют параграфам научно-исследовательской работы.  

 

Кроме выше представленных методологических характеристик существуют еще:

Новизна исследования

При осмыслении и оценке его результатов нужно дать конкретный ответ на вопрос об их новизне: что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?

 

Лекция № 2

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

К методологическим характеристикам относятся: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, новизна, значение для науки, значение для практики.

Актуальность

Актуальность - важность, современность, злободневность; значительность чего-либо для настоящего момента, требующее своего разрешения.

Любая научная работа начинается с обоснования актуальности заявленной темы. Для этого необходимо привести аргументы, подтверждающие существование данной проблемы в современной науке или практике, и показать необходимость проведения исследования.

Логика обоснования должна быть примерно такой:

1. Показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения (в обществе, государстве, образовании).

2. Показать недостатки в решении проблемы (обученности и воспитанности учащихся), которые следует устранить.

3. Показать причины, которые ведут к указанным недостаткам.

4. Показать степень разработанности выделенной проблемы в науке, указать недостаточно изученные аспекты.

Все эти рассуждения показывают противоречие между тем, что должно быть и тем, что есть на самом деле.

Обосновывать можно и другими способами, главное, чтобы был выдвинут ряд тезисов, которые вследствие последовательной системы доказательств неминуемо приводят к формулировке проблемы.

В обосновании актуальности можно использовать и результаты уже проведенных диагностик. (Например, «в научной литературе обоснована необходимость формирования таких-то умений, но анализ результатов проведенной диагностики (анкетирования) показал, что столько-то % учащихся не владеют данными умениями. Поэтому необходимо выявить условия формирования этих умений, разработать методику формирования и т.д.)

 

Проблема

 

Проблема понимается либо как практическая задача (проблема повышения уровня знаний, проблема диагностики качества знаний учащихся и т.п.), либо как нечто неизвестное в науке, «знание о незнании».

Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретацией фактов. Источником проблемы обычно являются узкие места, затруднения, конфликты, рождающиеся в практике.

Возникает практическая задача, которая требует научно-обоснованного решения. Чтобы перейти от практической задачи к научной проблеме, необходимо:

1. Определить, какие научные знания необходимы, чтобы решить данную практическую задачу;

2. Установить, имеются ли эти знания в науке.

Поэтому, следует различать практическую задачу и научную проблему.

Проблема обозначается в конце обоснования актуальности, которая формулируется в форме вопроса, например, «Выявленные недостатки позволили сформулировать проблему: Какие методы прогнозирования…являются более эффективными?». Можно в форме утверждения, например, «Выявленные недостатки позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в поиске наиболее эффективных методов прогнозирования…»

 

Тема

Проблема должна найти отражение в теме исследования, формулировка которой уточняет и локализует проблему.

 Тема не должна быть слишком широкой (например «Способы прогнозирования наводнений», «Профилактика употребления психоактивных веществ»), она должна быть конкретной (например, «Способы прогнозирования наводнений на территории Свердловской области», «Организация в образовательном учреждении профилактики употребления психоактивных веществ подростками»).

После обозначения проблемы можно указать тему исследования, например, Обозначенная проблема обусловила выбор темы исследования «…».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 1436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.019 с.)