Медитация любящей доброты для лечения травмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медитация любящей доброты для лечения травмы



 

Вспомните, как 11 сентября 2001 года самолет врезался в Пентагон, едва не затронув Стива З. и превратив его офис в море обломков, пропахшее сожженным топливом. Когда офис был восстановлен, Стив вернулся за тот самый стол, за которым сидел 11 сентября. Но чувствовал он себя довольно одиноко — многие из его коллег погибли при взрыве.

Стив вспоминает свои чувства: «Мы были полны ярости: “Эти ублюдки, мы найдем их!” Это было жуткое место, кошмарное время».

Его тяжелое посттравматическое стрессовое расстройство было кумулятивным. Прежде Стив служил на фронте и участвовал в операции «Буря в пустыне» и войне в Ираке. Катастрофа 9/11 обострила травму, которая уже имелась.

Гнев, отчаяние и сверхбдительное недоверие охватили его на долгие годы вперед. Но если кто-нибудь спрашивал Стива, как идут дела, он всегда отвечал: «Все в порядке». Он пытался успокоить себя алкоголем, изнурительными пробежками, встречами с семьей, чтением — словом, всем, чтобы взять себя в руки.

Стив был близок к самоубийству, когда обратился за помощью в Госпиталь Уолтера Рида, вылечился от алкоголизма и медленно начал продвигаться по пути к выздоровлению. Он разобрался в своем состоянии и согласился посещать психотерапевта, который рассказал ему о медитации внимательности. Стив до сих пор посещает консультации.

Через два-три месяца, проведенных в трезвом состоянии, он присоединился к местной группе, проводящей практики внимательности раз в неделю. Первые несколько раз Стив нерешительно заходил, осматривался, видел, что «это не мои люди», и уходил. Помимо прочего, он испытывал клаустрофобию в замкнутых пространствах.

Когда он наконец-то смог пройти короткий ретрит по медитации внимательности, он почувствовал, что медитация помогла ему. В особенности сработала практика любящей доброты — реальный способ испытать сострадание к себе и другим людям. Благодаря практике любящей доброты он почувствовал себя «вновь дома» — это напомнило ему детские годы с друзьями. У него появилось чувство, что все будет хорошо.

«Практика помогла мне жить с этими чувствами и знать, что все пройдет. Если я злился, я мог испытать немного сострадания и любящей доброты к себе и другому человеку».

Последнее, что мы слышали, — Стив вернулся в университет на курс психологического консультирования, стал квалифицированным психотерапевтом и учился в докторантуре. Тема его диссертации — «Моральный вред и духовное благополучие».

Он связался с Министерством по делам ветеранов США и группами поддержки военных с ПТСР вроде него и начал работать с их пациентами в своей маленькой частной практике. Стив обладает уникальными возможностями оказания помощи.

Первые результаты доказывают, что интуиция не подвела Стива. В госпитале при совете ветеранов в Сиэтле 42 ветерана с ПТСР прошли 12-недельный курс по медитации любящей доброты, которая помогла самому Стиву[255]. Спустя три месяца их симптомы ПТСР улучшились, а депрессия — распространенный побочный симптом — немного снизилась.

Эти ранние результаты обнадеживают, но мы не знаем, будет ли настолько же эффективен активный контроль вроде HEP. Оговорки в отношении современных исследований ПТСР в значительной степени свидетельствуют в пользу научного подтверждения медитации как способа лечения многих психиатрических расстройств.

Несмотря на это, существует много аргументов в пользу практики сострадания как противоядия от ПТСР, начиная с отдельных историй вроде истории Стива[256]. Многие из них носят практический характер. Значительная часть ветеранов имеет ПТСР. В любое время от 11 до 20 % ветеранов страдают ПТСР, и на протяжении жизни ветерана эта цифра достигает 30 %. Если практика любящей доброты работает, она представляет собой бюджетный метод группового лечения.

Другая причина: в симптомы ПТСР входят эмоциональная глухота, отчужденность и ощущение апатии в отношениях. Все эти симптомы может устранить практика любящей доброты, создав позитивные чувства по отношению к другим. Еще одна причина: многим ветеранам не нравятся побочные эффекты лекарств, которые они принимают для борьбы с ПТСР. Поэтому они не принимают их вообще и самостоятельно ищут нетрадиционные способы лечения. Практика любящей доброты привлекательна и в том и в другом случае.

 

Темные ночи

 

«Я ощутил волну ненависти к себе настолько шокирующую, настолько огромную, что она изменила мое отношение… к моему собственному пути дхармы и смыслу самой жизни» — так Джей Майклсон описывает то, что произошло с ним на продолжительном безмолвном ретрите по випассане. Он впал в то, что сам называет «темной ночью» очень сложных психологических состояний[257].

В «Висуддхимагге» говорится, что такой кризис с наибольшей вероятностью наступает, когда человек испытывает временную легкость мыслей. Словно по расписанию, Майклсона настигла «темная ночь» после того, как он испытал экстаз на пути — стадию «возникновения и исчезновения», когда кажется, что мысли исчезают сразу, как только появляются, очень быстро сменяя друг друга.

После этого он погрузился в темную ночь, похожую на сплетение болезненных сомнений, ненависти к себе, гнева, чувства вины и тревоги. В какой-то момент смесь стала настолько токсичной, что он не смог продолжить практику — слезы потекли по его лицу.

Но затем он принялся медленно изучать свой ум вместо того, чтобы застрять в водовороте мыслей и чувств, которые кружились в нем. Он начал рассматривать эти чувства как мимолетные ментальные состояния, подобные любым другим. Страшный момент прошел.

Подобные истории о медитативных темных ночах не всегда заканчиваются так успешно: страдания могут не исчезнуть даже после ухода из центра медитации. Поскольку многие позитивные эффекты медитации известны в гораздо большей степени, некоторые из тех, кто испытал «темную ночь», обнаруживают, что люди не могут понять или даже поверить, что они страдают. Слишком часто психотерапевты не способны помочь в этой проблеме.

Осознав потребность, Уиллоби Бриттон, психолог из Брауновского университета (и выпускница SRI), возглавила проект «темные ночи», чтобы помочь людям, страдающим от психологических сложностей при медитации. Ее проект с формальным названием «Разновидности созерцательного опыта» добавляет к информации о широко известных полезных эффектах медитации вопрос: когда она может нанести вред?

На данный момент четких ответов нет. Бриттон собирала исследования по теме и помогала тем, кто страдает от «темной ночи», понять, через что они проходят, что они не одиноки и, если повезет, исцелиться. Объектами ее исследования в основном были ученики из центров медитации випассаны, где на протяжении многих лет происходили периодические «темные ночи» во время интенсивных ретритов. Это происходит даже несмотря на то, что центры пытаются отсеять уязвимых участников, предлагая заполнить анкеты об истории психиатрических болезней. Стоит отметить, что «темные ночи» не всегда связаны с подобной историей.

«Темные ночи» возникают не только в випассане. Практически каждая медитативная традиция предупреждает об этом. Например, в иудаизме каббалистические тексты предупреждают, что созерцательные методы наилучшим образом подходят людям среднего возраста, иначе несформированное эго может разрушиться.

Сегодня никто не знает, опасна ли для определенных людей интенсивная медитация и возможно ли, что эти люди, испытавшие «темную ночь», сломались бы в любом случае. В то время как исследования Бриттон единичны, сам факт их существования представляет определенный интерес.

По всем признакам, процент «темных ночей» у тех, кто посещает длительные ретриты, очень мал, хотя никто не может четко сказать, каков именно этот процент. С точки зрения исследования одно из необходимых открытий в этой области должно определять базовые нормы для таких проблем как среди практикующих медитацию, так и населения в целом.

По данным Национального института психического здоровья, примерно один из пяти взрослых жителей США — около 44 миллионов человек — сталкивался с психическим заболеванием в тот или иной момент жизни. Известно, что первый курс в университете, военный лагерь и даже психотерапия вызывают психологический кризис у определенного небольшого процента людей. Исследователи во время экспериментов задаются вопросом: есть ли что-то в глубокой медитации, что подвергает некоторых людей повышенному риску сверх этой базовой нормы?

Для тех, кто столкнулся с «темной ночью», программа Уиллоби Бриттон предлагает практические рекомендации и поддержку. Несмотря на (довольно низкий) риск «темных ночей», особенно во время долгих ретритов, медитация вошла в моду у психотерапевтов.

 

Медитация как метатерапия

 

В первой статье Дэна, посвященной медитации, он выдвинул предположение, что ее можно использовать в психотерапии[258]. Эту статью под названием «Медитация как метатерапия» Дэн написал во время поездки в Индию в 1971 году, и она не заинтересовала ни одного психотерапевта. Несмотря на это, по возвращении его почему-то пригласили прочитать лекцию на данную тему на встрече представителей Массачусетской психологической ассоциации.

После выступления к Дэну подошел худой юноша с восторженными глазами, одетый в неуместный спортивный пиджак. Он сказал, что учился в магистратуре по психологии и имел схожие интересы. Несколько лет он прожил монахом в Таиланде, изучая медитацию и выживая лишь благодаря щедрости тайцев. В этой стране каждая семья считает честью накормить монахов. В Новой Англии такой удачи ждать не приходится.

Этот магистрант подумал, что, будучи психологом, он мог позаимствовать медитативные инструменты под видом психотерапии, чтобы облегчить страдания людей. Он был рад узнать, что кто-то еще видел связь между медитацией и ее терапевтическим применением.

Тем студентом был Джек Корнфилд, в чей диссертационный совет входил Ричи. Джек стал одним из основателей Общества медитации прозрения в Барре и затем открыл Spirit Rock, медитационный центр в Области залива Сан-Франциско. Джек первым перевел буддийские теории об уме на язык, более понятный для современного восприятия[259].

Джек вместе с группой, в которую вошел Джозеф Голдстейн, разработал и провел программу обучения учителей. Именно выпускники этой программы помогли Стиву З. восстановиться после ПТСР в последующие годы. Само толкование буддийских психологических теорий Джеком — его книга «Мудрое сердце» — показывает, как эту точку зрения на ум и работу с медитацией можно применить в психотерапии или самостоятельно. Этот синтез стал первой из его теперь многочисленных книг, объединивших традиционные восточные и современные подходы.

Другой решающий голос в этом движении принадлежал психиатру Марку Эпштейну. Марк был одним из студентов на курсе Дэна по психологии сознания и в итоге предложил ему стать его научным руководителем по дипломной работе на тему буддийской психологии. Дэн, на тот момент единственный сотрудник факультета психологии в Гарварде, заинтересованный в теме и обладающий определенными знаниями в области, согласился. Позже Марк и Дэн написали статью для журнала, издаваемого недолгое время[260].

В серии книг, объединяющих психоаналитические и буддийские точки зрения, Марк продолжил идти во главе движения. Его первая книга получила интригующее название «Мысли без мыслящего»[261]: эта фраза была взята из работ представителя теории объектных отношений Дональда Винникотта, который также поддерживал медитативную точку зрения[262]. Работы Тары, Марка и Джека символизируют более широкое движение, в котором бесчисленное множество врачей теперь сочетают различные медитативные практики или мировоззрения с собственным подходом к психотерапии.

В то время как научно-исследовательские организации по-прежнему скептически относятся к способности медитации лечить расстройства из Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, число психотерапевтов, с энтузиазмом объединяющих медитацию и психотерапию, постоянно растет. Хотя еще предстоит провести исследования с активным контролем, психотерапевты уже предлагают своим клиентам лечение, дополненное медитацией.

Например, на момент написания этой книги в научной литературе по когнитивной терапии на основе внимательности было представлено 1125 статей. Что характерно, более 80 % этих статей опубликовано в последние пять лет.

Конечно, медитация не всесильна. Изначальный интерес Дэна к медитации в студенческие годы возник, так как он испытывал тревогу. Казалось, что медитация успокаивает эти чувства в некоторой степени, но они по-прежнему появлялись и исчезали.

С подобными проблемами многие обращаются к психотерапевтам. Дэн не стал этого делать. Но через многие годы ему поставили диагноз расстройства надпочечников, бывшего причиной давнего высокого артериального давления. Один из симптомов этого расстройства — повышенный уровень кортизола, гормона стресса, который вызывает чувство тревоги. В сочетании с годами медитации лекарство, решающее проблему надпочечников, также регулировало уровень кортизола — и тревоги.

 

В двух словах

 

Хотя медитация создана не с целью лечения психологических проблем, в современном мире она выглядит многообещающим методом в лечении некоторых заболеваний, особенно депрессивных и тревожных расстройств. В метаанализе 47 исследований применения методов медитации для лечения пациентов с психическими проблемами здоровья результаты показали, что медитация снижает депрессию (особенно тяжелую), тревогу и боль — примерно так же, как и лекарства, но без побочных эффектов. Медитация также снижает тяжесть психологического стресса — в меньшей степени, чем лекарства. Медитация любящей доброты может быть полезной для пациентов, переживших травму, особенно пациентов с ПТСР.

Соединение внимательности с когнитивной терапией, или MBCT, стало самым эмпирически доказанным психологическим способом лечения на основе медитации. Эта интеграция продолжает распространяться в клиническом мире: проводятся эмпирические проверки применения даже к более широкому ряду психологических расстройств. В то время как периодически поступают сообщения о негативных эффектах медитации, открытия на сегодня свидетельствуют о потенциальной эффективности стратегий на основе медитации. Огромный рост научных исследований в этой области предвещает успех.

 

 

Глава 11. Мозг йогина

 

* * *

 

На крутых холмах над деревней Маклеод-Гандж, расположившейся на хребтах Гималаев, вы можете случайно набрести на маленькую хижину или удаленное пристанище в пещерах, где проживают тибетские йогины во время длительных одиночных ретритов. Весной 1992 года отважная группа ученых, среди которых был Ричи и Клифф Сарон, отправилась в эти хижины и пещеры, чтобы проанализировать активность мозга живущих там йогинов.

Трехдневное путешествие привело их в Маклеод-Гандж — поселение у подножия Гималаев и резиденцию Далай-ламы и тибетского правительства в изгнании. Там ученые обосновались в гостинице, принадлежащей брату Далай-ламы, живущему неподалеку. Несколько комнат было выделено под распаковку и установку оборудования для дальнейшего размещения его в рюкзаки, чтобы взять в горные жилища.

В те дни для подобного анализа мозга требовался набор из ЭЭГ-электродов и усилителей, компьютерных мониторов, оборудования для видеозаписи, аккумуляторов и генераторов. Все оборудование, гораздо более объемное, чем сегодня, весило не один десяток килограммов. Путешествуя с этими приборами, упакованными в тяжелые защитные чехлы, исследователи напоминали сумасшедшую рок-группу. Дорога, по которой следовало идти, была неизвестна: для ретритов йогины выбирают самые отдаленные места, которые только могут найти. Поэтому с огромными усилиями и помощью нескольких носильщиков ученые потащили свои приборы для измерений к йогинам.

Далай-лама указал на этих йогинов как на мастеров лоджонга — метода систематической тренировки ума. По его мнению, они были идеальными объектами для исследования. Далай-лама написал письмо, в котором призывал йогинов к сотрудничеству, и даже отправил личного посланника, монаха из своего офиса, подтвердить просьбу высочайшего уровня, чтобы йогины согласились принять участие в эксперименте.

Прибыв в обитель йогина, ученые показывали ему письма и с помощью переводчика просили разрешения изучить мозг йогина, пока он медитирует.

Ответ каждого йогина был одним и тем же: нет.

Разумеется, все они были невероятно дружелюбны и милы. Некоторые предложили обучить ученых тем самым практикам, которые они хотели изучить. Кто-то сказал, что подумает над предложением. Но ни один не дал согласие сделать это сразу же.

Возможно, часть опрошенных была наслышана о другом йогине, которого схожее письмо Далай-ламы убедило приостановить свой ретрит и отправиться в университет в далекой Америке, чтобы продемонстрировать свою способность повышать температуру тела по желанию. Йогин умер вскоре после возвращения, и по горному склону расползлись слухи о том, что эксперимент сыграл свою роль.

Для большинства йогинов наука была неизвестной системой знаний: ни один из них не догадывался о ее роли в современной западной культуре. Более того, из восьми йогинов, которых команда встретила в своей экспедиции, лишь один видел настоящий компьютер до прибытия Ричи и его команды.

Несколько йогинов предусмотрительно заявили, что не знают, что именно измеряют эти странные машины. Если показатели окажутся не связанными с тем, что они делали, или если их мозг не оправдает научных ожиданий, кому-то может показаться, что их методы бесполезны. Это может оттолкнуть людей от вступления на тот же путь.

Независимо от причин научная экспедиция не дала никаких результатов.

Несмотря на неудачную попытку установления сотрудничества, не говоря уже о получении данных, и несмотря на бесполезность в краткосрочном плане, проект оказался поучительным, послужив началом крутой кривой обучения. Во-первых, лучше приглашать исследуемых к оборудованию, особенно в хорошо оборудованную лабораторию по изучению мозга, — если это возможно.

Во-вторых, исследование таких мастеров сопряжено с уникальными сложностями с учетом их редкости, их намеренной удаленности и незнанием или отсутствием у них интереса к научной деятельности. И хотя мастерство йогинов в этом внутреннем совершенствовании находится на уровне мировых спортивных достижений, в этом «спорте» чем больше вы развиваетесь, тем меньше вас волнуют рейтинги, не говоря уже о социальном статусе, богатстве или славе.

Список безразличий включает любую личную гордость за научные показатели, которые отражают ваши внутренние достижения. Все, что имело значение для йогинов, — то, как результаты их деятельности воздействуют на других людей: в лучшую или худшую сторону.

Перспективы научного исследования были смутными.

 

Ученый и монах

 

Знакомьтесь, Матье Рикар, чей диплом в области молекулярной генетики Института Пастера во Франции получен под руководством Франсуа Жакоба, впоследствии удостоенного Нобелевской премии по медицине[263]. Будучи постдоком, Матье оставил свою многообещающую карьеру в области биологии, чтобы стать монахом: после этого на протяжении десятилетий он жил в ретритных центрах, монастырях и уединенных хижинах.

Матье был нашим старым другом. Вместе с нами он участвовал в диалогах между Далай-ламой и различными группами ученых, организованных Институтом ума и жизни. Там Матье выражал буддийскую точку зрения по любой обсуждаемой теме[264]. Возможно, вы помните, что во время диалога по деструктивным эмоциям Далай-лама призвал Ричи тщательно изучить медитацию и извлечь то, что окажется полезным для остального мира.

Призыв к действию Далай-ламы тронул Матье так же сильно, как и Ричи, пробудив в уме монаха (к его удивлению) долгое время не используемые научные знания. Матье стал первым монахом, который прибыл в лабораторию Ричи для исследования, провел несколько дней в роли участника эксперимента и коллеги по составлению методики обновленных условий участия для йогинов. Матье Рикар стал соавтором главной научной статьи, объясняющей первые открытия с участием йогинов[265].

Б о льшую часть времени, проведенного Матье в качестве монаха в Непале и Бутане, он был личным помощником Дилго Кхьенце Ринпоче, одного из самых почитаемых мастеров тибетской медитации прошлого века[266]. Многие уважаемые ламы среди тех, кто жил в изгнании из Тибета, включая Далай-ламу, лично обращались к Дилго Кхьенце за наставлениями.

Это привело к тому, что Матье оказался в самом центре огромной сети в мире тибетской медитации. Он знал, кого предложить в качестве потенциальных участников исследования и, возможно, самое главное — пользовался доверием этих экспертов в медитации. Участие Матье оказало решающее воздействие на привлечение этих труднодостижимых мастеров.

Матье мог убедить их в наличии веской причины проехать половину земного шара, чтобы оказаться в университете в Мэдисоне — месте, которое многие тибетские ламы и йогины не только не видели, но о котором и не слышали. Кроме того, им придется смириться со странной едой и привычками западной культуры.

Конечно, некоторые из привлеченных йогинов учились на Западе и были знакомы с его культурными нормами. Но помимо путешествия в экзотические земли предстояли странные — в глазах йогина — ритуалы ученых, абсолютно инопланетные занятия. Для тех, кто больше знаком с гималайскими хижинами, чем с современным миром, ничто не попадало под привычный образ жизни.

Заверение Матье, что их усилия принесут пользу, стало ключевым фактором для начала сотрудничества. Для этих йогинов «польза» не означала, что участие даст личную выгоду — сделает знаменитыми или удовлетворит чувство гордости. Скорее понималась помощь другим людям. Как уяснил Матье, их мотивацией служило сострадание, а не личные интересы.

Матье подчеркнул мотивацию ученых, посвятивших себя этому делу и верящих в то, что, если наука докажет эффективность практик йогинов, это поможет продвинуть внедрение практик в западную культуру.

Убедительные заверения Матье сыграли свою роль и привели 21 самого опытного йогина в лабораторию Ричи для исследований мозга. В это число вошло семь жителей Запада, которые прошли как минимум один трехлетний ретрит во Франции в центре, находящемся в департаменте Дордонь, где Матье практиковал сам. Кроме того, 14 тибетских мастеров прибыли в Висконсин из Индии или Непала.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.049 с.)