Ссылки на дальнейшие отчеты по исследованиям медитации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ссылки на дальнейшие отчеты по исследованиям медитации



 

https://centerhealthyminds.org/ — Центр здорового ума, Висконсинский университет — Мэдисон

https://www.mindandlife.org/ — Институт ума и жизни

https://nccih.nih.gov/ — Национальный центр комплементарного и интегративного здоровья

http://ccare.stanford.edu/ — Центр исследований и обучения состраданию и альтруизму, Стэнфордский университет

http://mbct.com/ — когнитивная терапия на основе внимательности

 

Главные исследовательские группы, изучающие медитацию

 

https://centerhealthyminds.org/science/studies — лаборатория Ричи Дэвидсона

http://www.umassmed.edu/cfm/ — лаборатория Джадсона Брюера и центр MBSR

https://www.resource-project.org/en/home.html — исследование медитации Тани Зингер

http://www.amishi.com/lab/ — лаборатория Амиши Джа

http://saronlab.ucdavis.edu/ — лаборатория Клиффорда Сарона

https://www.psych.ox.ac.uk/research/mindfulness — Оксфордский центр внимательности

http://marc.ucla.edu/ — Исследовательский центр внимательного осознавания UCLA

 

Общественное участие

 

Видение Далай-ламы: www.joinaforce4good.org

Аудиоверсия этой книги: www.MoreThanSound.net

 

Благодарности

 

Мы не смогли бы начать путешествие, которое привело к созданию этой книги, без изначального вдохновения духовных гигантов, которых встретили. Эти люди далеко продвинулись по пути медитации.

К ним относятся люди, с которыми Дэн познакомился в Азии, включая Ним Кароли Бабу, Кхуну Ламу и Анандамайи Ма. Это наши учителя: С. Гоенка, Муниндра-джи, Саядо У Пандита, Ньошул Кхен, Адэу Ринпоче, Тулку Ургьен и его сыновья Чоки Нима, Цикей Чоклинг, Цокньи и, конечно же, Мингьюр.

Спасибо тем тибетским йогинам, которые проделали огромный путь, чтобы принять участие в лабораторном исследовании Ричи, а также всем западным участникам ретритов из французского центра в Дордони. Мы в невероятном долгу перед Матье Рикаром, который связал миры науки и медитации, сделав возможным это исследование.

Ученых, которые своими работами внесли вклад в постоянно растущую массу исследований медитации, слишком много, чтобы перечислить здесь, но мы благодарны за их научную работу. Отдельное спасибо ученым из лаборатории Ричи, прежде всего Антуану Лутцу, Кортланду Далу, Джону Данну, Мелиссе Розенкранц, Хелен Слагтер, Хелен Венг и многим другим, которых здесь не перечесть. Все они внесли огромный вклад в это дело. Работа в центре Ричи была бы невозможна без неустанных усилий выдающихся административных сотрудников и руководства, особенно Изы Дольски, Сьюзан Дженсен и Барбары Матисон.

Среди многих друзей и коллег, которые предоставляли ценные идеи, мы хотим выделить и поблагодарить Джека Корнфилда, Джозефа Голдстейна, Дава Тарчина Филлипса, Таню Зингер, Авидех Шашаани, Шерон Зальцберг, Мирабай Буш и Ларри Бриллианта.

И конечно, мы не написали бы эту книгу без любящей поддержки и заботы своих жен, Сьюзан и Тары.

Мы выражаем огромную признательность Его Святейшеству Далай-ламе, который вдохновлял нас своим примером и прямо предположил, что исследование медитации может донести ценность практик до большого количества людей.

 

Максимально полезные книги

 

Если у вас есть замечания и комментарии к содержанию, переводу, редактуре и корректуре, то просим написать на be_better@m-i-f.ru, вы поможете нам исправить недочеты и стать лучше.

Наши электронные книги

Дарите электронные книги

 

Заходите в гости:

 

mann-ivanov-ferber.ru

blog.mann-ivanov-ferber.ru

facebook.com/mifbooks

vk.com/mifbooks

twitter.com/mifbooks

instagram.com/mifbooks

youtube.com/user/mifbookstv

Дерево знаний

Предложите нам книгу

Ищем правильных коллег

 

Для корпоративных клиентов:

 

Полезные книги в подарок

Корпоративная библиотека

Книги ищут поддержку

 

Над книгой работали

 

Главный редактор Артем Степанов

Ответственный редактор Римма Болдинова

Арт-директор Алексей Богомолов

Редактор Сергей Захаров

Верстка Екатерина Матусовская

Дизайн обложки студия A2O (a-2-o.ru)

Корректоры Ирина Моисеенко, Юлия Молокова

 

ООО «Манн, Иванов и Фербер»

mann-ivanov-ferber.ru

Электронная версия книги подготовлена компанией Webkniga.ru, 2018

 


[1] Ретр и т — «уединение», «удаление от общества» — английское слово, вошедшее в русский язык как международное обозначение времяпрепровождения, посвященного духовной практике. Ретриты бывают уединенные и коллективные; на коллективных чаще всего обучают практике медитации. Некоторые ретриты проводятся в тишине, тогда как другие сопровождаются интенсивным общением в зависимости от особенностей духовной традиции и участников. Ретриты часто проводятся в сельской местности, в горах или в других удаленных от цивилизации местах. Прим. ред.

 

[2] Тхеравада, «учение старцев» — самая древняя из существующих ныне школ буддизма, опирающаяся на учения Палийского канона. Цель последователя тхеравады — достижение полного индивидуального освобождения от страданий. Для тхеравады характерна развитая монастырская традиция, в настоящее время в основном процветающая в странах Юго-Восточной Азии и на Шри-Ланке. Прим. ред.

 

[3] В основе MBSR лежит концепция «внимательности» (mindfulness) — безоценочного ежемоментного осознания процессов, протекающих в уме и теле, таких как физические ощущения, процессы восприятия, эмоциональные ответы, мысли, работа воображения и т. д. Прим. ред.

 

[4] Вероятно, он говорил о ненормативной лексике, которой порой разражаются люди с синдромом Туаретта, а не обсессивно-компульсивным расстройством. Но в начале 1970-х клиническая психология еще не была знакома с диагнозом синдрома Туаретта.

 

[5] Тимоти Лири (1920–1996) — американский писатель, психолог, занимавшийся исследованиями психоделических препаратов. Прим. ред.

 

[6] Ричард Альперт (род. 1931), более известен как Баба Рам Дасс — американский гуру, автор вышедшего в 1971 году бестселлера «Будь здесь и сейчас». В 1960-х годах, будучи профессором психологии Гарвардского университета, общался с Тимоти Лири и вместе с ним проводил исследования эффектов ЛСД, за что был лишен профессорского звания. Затем жил какое-то время в Индии, где обратился в индуизм, став учеником индуистского садху Ним Кароли Бабы. Прим. ред.

 

[7] Качество невозмутимости ума, сохраняющего равновесие при восприятии любых явлений. Прим. науч. ред.

 

[8] www.mindandlife.org.

 

[9] Дэниел Гоулман «Деструктивные эмоции. Как с ними справиться?» (Нью-Йорк: Bantam, 2003). Также см. www.mindandlife.org.

 

[10] Почетный титул в индуизме. Обращение используется как к мужчинам, так и к женщинам. Происходит из санскрита и означает «владеющий собой» или «свободный от чувств». Обращением подчеркивается мастерство йогина, посвящение себя Богу или духовному наставнику (гуру). Прим. ред.

 

[11] Лабораторией управлял наш преподаватель по физиологии Дэвид Шапиро. Также в исследовательскую группу входили Джон Кабат-Зинн, собиравшийся преподавать то, что стало программой по снижению стресса на основе внимательности, и Ричард Сервит, тогда психолог-интерн в Массачусетском центре психического здоровья, позже ставший профессором психиатрии и поведенческой медицины в Медицинской школе Университета Дьюка. Дэвид Шапиро ушел из Гарварда и стал преподавать в UCLA, где помимо прочих тем изучал физиологические преимущества йоги.

 

[12] Свободно парящее внимание — техническое правило психоанализа, которое предписывает психоаналитику встречать все, что говорится пациентом, с «равномерным вниманием» и отмечать в своей памяти все совершенно одинаково, без выделения главного и второстепенного, наиболее существенного и неважного. Прим. ред.

 

[13] Ключевые слова в этом поиске: медитация, медитация внимательности, медитация сострадания и медитация любящей доброты.

 

[14] Буддийское архитектурно-скульптурное культовое сооружение, имеющее полусферические очертания. Прим. ред.

 

[15] Выдающийся индийский мыслитель VIII века, буддийский монах монастыря Наланда. Известен как автор труда «Бодхичарья-аватара» («Путь Бодхисаттвы»), подробно рассматривающего многочисленные аспекты буддизма: философию, этику, цели, медитацию, ценности, обеты, поведение. Прим. ред.

 

[16] Термин, которым в индуизме называют аскетов, святых и йогинов, более не стремящихся к осуществлению трех целей жизни индуизма: камы (чувственных наслаждений), артхи (материального развития) и даже дхармы (долга). Садху полностью посвящает себя достижению мокши (освобождения) посредством медитации и познания Бога. Садху часто носят одежды цвета охры, которые символизируют отречение. Прим. ред.

 

[17] Чтобы узнать больше о Ним Кароли Бабе и понять, каким его видели жители Запада, знакомые с ним, см. Парвати Маркус «Любить всех: трансцендентная мудрость Ним Кароли Бабы в рассказах жителей Запада, чья жизнь изменилась благодаря ему» (Сан-Франциско: HarperOne, 2015).

 

[18] Джеффри Кагель — американский певец и музыкант, которого называют самым известным западным исполнителем индуистской религиозной музыки. Прим. ред.

 

[19] Ныне Мьянма. Название оставлено в авторском варианте, так как описываемые события происходят до переименования государства. Прим. ред.

 

[20] Мирка Кнастер «Прожить эту жизнь по полной: истории и учения Муниндры» (Бостон: Shambhala, 2010).

 

[21] К практикующим медитацию относились те, кто отправился к Махараджу-джи, включая Кришну Даса и самого Рам Дасса. Другие, включая Шерон Зальцберг, Джона Трэвиса и Вэса Нискера, стали учителями випассаны. Мирабай Буш, другая участница, позже основала Центр созерцательного ума в обществе — организацию, посвященную внедрению медитативной педагогики на вузовском уровне. Она стала одним из разработчиков первого курса по внимательности и эмоциональному интеллекту в Google.

 

[22] Конечно, некоторые отрывки из таких текстов казались слишком фантастическими, чтобы серьезно относиться к ним, а именно часть по приобретению сверхъестественных способностей, которая хорошо подходила к схожему разделу в «Йога-сутрах», написанных Патанджали. Эти тексты отвергают такие «способности», как способность слышать на большом расстоянии, как не обладающие духовной значимостью. В некоторых индийских эпосах вроде «Рамаяны» говорится, что злые существа приобретают такие способности спустя годы аскетической медитативной практики, но без защитной этической основы (и поэтому совершают злодейства).

 

[23] См. Дэниел Гоулман «Будда в медитации и состояниях сознания. Часть I: учения», Journal of Transpersonal Psychology 4:1 (1972): 1–44.

 

[24] Дэниел Гоулман «Медитация как метатерапия: гипотезы о предполагаемом пятом этапе сознания», Journal of Transpersonal Psychology 3:1 (1971): 1–25. Прочитав эту статью через 40 лет, Дэн во многих отношениях почувствовал себя неловко из-за ее наивности и одновременно порадовался своей дальновидности.

 

[25] Б. К. Ананд и соавторы «Некоторые аспекты ЭЭГ-исследований йогов», EEG and Clinical Neurophysiology 13 (1961): 452–56. Будучи единичным случаем, это исследование проведено задолго до появления компьютеризированного анализа данных.

 

[26] Не волнуйся. Будь счастлив. Прим. ред.

 

[27] Ключевая концепция «радикального бихевиоризма» Скиннера заключалась в том, что человеческая деятельность возникла из изученной связи конкретного раздражителя (Павлов, звонящий в колокольчик) и специфической реакции (собака, выделяющая слюну в ответ на звон), которая подкрепляется изначально едой.

 

[28] Руководитель факультета Ричи получил степень доктора философии в Гарварде под руководством самого Скиннера и принес в Университет Нью-Йорка свои исследования голубей, которых он обучал через процесс обусловливания — вместе с лабораторией, заполненной клетками с голубями. Он был не только жесток в своей позиции, но и, по мнению Ричи, слишком категоричным, если не безумным. В те годы бихевиоризм завладел многими престижными факультетами психологии, будучи частью более общего движения в академической психологии, делающей область более «научной» с помощью экспериментальных исследований. Такова реакция на психоаналитические теории, которые доминировали в области (и в большей степени поддерживались клиническими случаями, а не экспериментами).

 

[29] Будучи студентом семинара, проводимого руководителем факультета, Ричи в ужасе обнаружил, что текстом стала книга Скиннера «Вербальное поведение» 1957 года. В ней автор утверждал, что все человеческие привычки появлялись посредством подкрепления, с помощью языка, как в данном случае. Несколькими годами ранее книга Скиннера подверглась жесткой и весьма очевидной критике в обзоре лингвиста из МТИ Ноама Хомского. Например, он указывал, что, независимо от того, сколько бы собака ни слушала человеческий язык, никакое вознаграждение не заставит ее заговорить. При этом дети учатся говорить без особого подкрепления. Это свидетельствует о том, что врожденные когнитивные способности, а не изученные связи способствовали обучению речи. Для своего выступления на семинаре Ричи повторил рецензию Ноама Хомского на книгу Скиннера — и впоследствии чувствовал, что руководитель постоянно пытался навредить его учебе и отчислить с факультета. Тот семинар почти свел Ричи с ума: он мечтал, как придет в лабораторию руководителя посреди ночи и выпустит всех голубей. См. Ноам Хомский «Аргументы против бихевиоризма», New York Review of Books, 30 декабря 1971 г.

 

[30] Научный руководитель Ричи Джудит Родин получила степень доктора философии в Колумбийском университете. Родин построила блестящую карьеру в психологии, став деканом Высшей школы искусств и наук Йельского университета, позже — проректором университета и затем первым президентом-женщиной учебного заведения из Лиги плюща — Пенсильванского университета. На момент написания книги она оставила пост президента Rockefeller Foundation.

 

[31] Для подобных методов он обратился к Джону Антробусу, который преподавал на другом конце города в Городском колледже Нью-Йорка. Ричи проводил много времени в лаборатории Антробуса, островке спасения от атмосферы собственного факультета.

 

[32] Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше IQ». М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.

 

[33] Издана на русском языке: Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. Прим. ред.

 

[34] Уильям Джеймс «Многообразие религиозного опыта» (Независимая издательская платформа CreateSpace, 2013), с. 388.

 

[35] «На основании их я пришел тогда к такому выводу — который и до настоящего времени не поколебался в моих глазах, — что наше нормальное или, как мы его называем, разумное сознание представляет лишь одну из форм сознания, причем другие, совершенно от него отличные формы, существуют рядом с ним, отделенные от него тонкой перегородкой. Мы можем совершить наш жизненный путь, даже не подозревая об их существовании; но, как только будет применен необходимый для их пробуждения стимул, они сразу оживут для нас, представляя готовые и определенные формы духовной жизни, которые, быть может, имеют где-нибудь свою область применения. Наше представление о мире не может быть законченным, если мы не примем во внимание и эти формы сознания. Из них, правда, нельзя вывести точной формулы и они не могут дать нам плана той новой области, какую они перед нами раскрывают, но несомненно, что они должны помешать слишком поспешным заключениям о пределах реального». Полный отрывок из оригинальной статьи У. Джеймса «Многообразие религиозного опыта». Прим. ред.

 

[36] Так у автора. Несмотря на то, что у Ромена Роллана есть стихотворные произведения, он все же считается писателем, драматургом и ученым-музыковедом. Прим. ред.

 

[37] Фрейд и Ролланд: см. Зигмунд Фрейд «Цивилизация и недовольные ею». Однако позже трансцендентный опыт был добавлен в теории Абрахама Маслоу, который называл его «пиковыми переживаниями». С 1970-х начало зарождаться движение на грани и без того периферийного движения гуманистической психологии. Оно называлось трансперсональной психологией, и его сторонники серьезно относились к измененным чертам (Дэн был одним из первых президентов Ассоциации трансперсональной психологии). Дэн опубликовал свои первые статьи по медитации в The Journal of Transpersonal Psychology.

 

[38] М.: Эксмо, 2003. Прим. ред.

 

[39] Чарльз Тарт, ред. «Измененные состояния сознания» (Нью-Йорк: Harper & Row, 1969).

 

[40] Эйфория и увлечение культурой психоделиков были в некотором смысле ответвлением науки о мозге того времени, которая годами продвигала свои знания о нейромедиаторах. В начале 1970-х определены десятки нейромедиаторов, хотя их функции были малоизучены. Спустя 40 лет мы можем назвать более 100 нейромедиаторов и гораздо более широкий список того, что они делают в мозге, а также надлежащим образом оценить сложность этих взаимодействий.

 

[41] Стипендия Social Science Research Council для изучения психологических систем в рамках азиатских духовных традиций.

 

[42] Термин, относящийся к Будде и его «благородному молчанию», которым он отвечал на так называемые бесполезные или безответные» вопросы, объясняя это тем, что жизнь по дхарме в итоге не зависит от существа этих вопросов и что причиной отсутствия объяснений является отсутствие пользы от таких объяснений. Прим. ред.

 

[43] Это определение внимательности взято из Ньянапоника «Сила осознанности» (Канди, Шри-Ланка: Buddhist Publication Society, 1986).

 

[44] Лурия Кастелл Дикинсон, цитируется Шейлой Уэллер «Внезапно тем летом», Vanity Fair, июль 2012 г., с. 72. Аналогичным образом невролог Оливер Сакс писал о своих исследованиях широкого ряда наркотиков, изменяющих сознание: «Некоторые люди могут достичь трансцендентных состояний с помощью медитации или схожих техник, вводящих в транс. Но наркотики предлагают обходной путь: они обещают трансцендентность по первому требованию». Оливер Сакс «Измененные состояния», The New Yorker, 27 августа 2012 г., с. 40. В то время как наркотики могут вызывать измененные состояния, они не помогают создать измененные черты.

 

[45] Здоровые и нездоровые состояния: в научном кругу они обычно называются здоровыми и нездоровыми ментальными факторами.

 

[46] Настоящее имя Ньянапоники — Зигмунд Фенигер. Он имеет еврейские корни и родился в Германии в 1901 году. В свои 20 лет он уже был буддистом и за вдохновением обращался к текстам другого немца-буддиста — Ньянатилоки Тхеры (Антона Гуета). С приходом к власти Гитлера Фенигер отправился на Цейлон (современная Шри-Ланка), чтобы присоединиться к Ньянатилоке в монастыре рядом с Коломбо. Ньянатилока изучал медитацию с бирманским монахом, имевшим славу просветленного (то есть архата). Позже он учился у легендарного бирманского мастера медитации и ученого Махаси Саядо, который был учителем Муниндры.

 

[47] Курс также заинтересовал множество «нестудентов», включая Митчелла Капора, который позже основал Lotus — одну из первых успешных компаний по разработке программного обеспечения.

 

[48] Другим ассистентом преподавателя была Шошана Зубофф, которая построила блестящую карьеру, став профессором Гарвардской школы бизнеса и написав «В эпоху умных машин» (Basic Books, 1989). Студент Джоэл Макклири стал членом администрации Джимми Картера и помог получить одобрение Госдепартамента на первый визит Далай-ламы в США.

 

[49] Миллионы людей, практикующих йогу в современных центрах, не повторяют стандартные методы азиатских йогинов, которые даже сегодня ищут отдаленные места для практики в одиночестве. Традиционно изучение этих практик предполагает наличие учителя (или «гуру») и ученика, а не целого класса в студии йоги. Набор поз, типичных в современном мире, отличается по ряду важных аспектов от традиционных поз. Позы в положении стоя возникли лишь недавно. Формат последовательностей поз позаимствован из европейских спортивных упражнений. Йогины гораздо больше занимаются практикой пранаямы, чтобы успокоить ум и вызвать медитативные состояния, чем предполагают современные программы, разработанные скорее в качестве фитнеса, чем для поддержки длительных сеансов по медитации в положении сидя (это было изначальной целью асан). См. Уильям Броад «Наука йоги» (Нью-Йорк: Simon & Schuster, 2012).

 

[50] Ричард Дэвидсон и Дэниел Гоулман «Роль внимания в медитации и гипнозе. Психобиологический взгляд на трансформацию сознания», International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis 25:4 (1977): 291–308.

 

[51] Дэвид Халл «Наука как процесс» (Чикаго: University of Chicago Press, 1990).

 

[52] Йозеф Шумпетер «История экономического анализа» (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1996), с. 41.

 

[53] В те годы нейронаука лишь формировалась, в основном на базе исследований с участием животных, а не людей. Сообщество нейронауки провело свое первое собрание в 1971 году. Первая встреча для Ричи стала пятой встречей сообщества.

 

[54] Так у автора. На самом деле длительное время тупай относили к отряду насекомоядных либо к примитивным приматам, поскольку тупайи обладают определенным сходством с лемурами. Прим. ред.

 

[55] Э. Беннетт и соавторы «Мозг крысы. Эффекты обогащения среды на вес сухого и сырого мозга», Science 163:3869 (1969): 825–26. http://www.sciencemag.org/content/163/3869/825.short. Теперь мы знаем, что рост может также включать появление новых нейронов.

 

[56] Последние обзоры воздействия музыкальной подготовки на мозг см. К. Пантев и С. Херхольц «Пластичность слуховой коры мозга человека при обучении музыке», Neuroscience Biobehavioral Review 35:10 (2011): 2140–54; doi:10.1016/j.neubiorev.2011.06.010; С. Херхольц и Р. Заторре «Обучение музыке как основа для пластичности мозга: поведение, функция и структура», Neuron 2012: 76 (3): 486–502; doi:10.1016/j.neuron.2012.10.011.

 

[57] Т. Элберт и соавторы «Увеличенное корковое представительство пальцев левой руки у музыкантов-струнников», Science 270:5234 (1995): 305–7; doi:10.1126/science.270.5234.305. Шесть скрипачей, два виолончелиста и один гитарист вместе с участниками контрольной группы, не занимающимися музыкой, стали объектами одного из самых влиятельных исследований воздействия обучения музыке на мозг. Уровень подготовки музыкантов варьировался от низкого (семь лет) до высокого (17 лет). Участники, не играющие на музыкальных инструментах, были того же возраста и пола, что и музыканты. Главное — все музыканты играли на струнных инструментах и были правшами. Во время игры они постоянно перебирали струны инструмента пальцами левой руки. Игра на струнном инструменте требует значительной ловкости рук и вырабатывает повышенную тактильную чувствительность, которая имеет большое значение для искусной игры. Использование техники для измерения магнитных сигналов мозга, очень похожих на электрические (хотя и с меньшим пространственным разрешением), показало, что размер кортикальной поверхности, которая представляла пальцы руки, был гораздо больше у музыкантов, чем у участников, не занимающихся музыкой. Самый большой участок наблюдался у музыкантов, которые начали заниматься музыкой раньше остальных.

 

[58] С технической точки зрения это парафовеальное зрение. Фовеа — это участок сетчатки глаза, который принимает входящую информацию от объектов напротив вас, в то время как информация, которая находится слишком далеко справа или слева, является парафовеальной.

 

[59] Невилл изучила 10 человек с глубокой и врожденной глухотой, средний возраст — 30 лет, и сравнила их с 10 здоровыми людьми без проблем со слухом того же пола и возраста. Команда Невилл попросила участников выполнить задание, разработанное для оценки парафовеального зрения. На экране появлялись желтые мигающие круги, одни из них мигали быстро, другие — медленнее. Задание участников заключалось в том, чтобы нажимать на кнопку, когда они видели те редкие желтые круги, которые мигали быстрее. Порой круги возникали в центре экрана, в остальное же время они появлялись ближе к краям экрана, в зоне парафовеального зрения. Глухие участники более точно определяли желтые круги, когда они возникали на периферии, чем участники контрольной группы. Это открытие следовало ожидать, поскольку глухие субъекты имели большой опыт общения на жестовом языке. Таким образом, их зрительное восприятие отличалось от зрительного восприятия участников контрольной группы и включало регулярное воздействие богатой информации, которая не была размещена по центру. Но самое удивительное открытие заключалось в том, что первичная слуховая кора — сектор кортикальной «недвижимости», получающий изначальный поток информации из ушей, — продемонстрировала устойчивую активацию в ответ на круги, появлявшиеся по краям. Однако это открытие относилось только к глухим участникам. Слышащие субъекты не показали активацию этого первичного слухового участка в ответ на визуальную информацию. См. Дж. Скотт, К. Карнс, М. Доу, К. Стивенс, Х. Невилл «Повышенная периферийная визуальная обработка людей с врожденной глухотой поддерживается многочисленными участками мозга, включая первичную слуховую кору», Frontiers in Human Neuroscience 2014:8 (март): 1–9; doi:10.3389/fnhum.2014.00177.

 

[60] Это исследование похоронило миф, утверждающий, что в «нефрологической» карте мозга каждый участок имеет особый набор неизменных функций.

 

[61] Сама идея подвергала большому сомнению ряд утверждений, святых для психологии. Например, что в раннем детстве личность человека закрепляется и что человек, которым вы были в тот момент, будет тем, кем вы останетесь навсегда, — личность не меняется во времени и контексте. Нейропластичность предлагает обратное — жизненный опыт может в некоторой степени изменить черты вашей личности.

 

[62] См., к примеру, Деннис Чарни и соавторы «Психобиологические механизмы посттравматического стрессового расстройства», Archives of General Psychiatry 50 (1993): 294–305.

 

[63] Д. Палицки и соавторы «Связь между взрослым стилем привязанности, психическими расстройствами и суицидальностью», Journal of Nervous and Mental Disease 201:7 (2013): 579–86; doi:10.1097/NMD.0b013e31829829ab.

 

[64] Говоря формальным языком, измененная черта представляет устойчивые полезные качества мышления, чувств и действий, которые возникают после целенаправленного обучения ума и сопровождаются продолжительными благоприятными переменами в мозге.

 

[65] https://www.proza.ru/diary/gutta60/2012-10-20. Прим. ред.

 

[66] Кортланд Дал и соавторы «Медитация и выработка благополучия. Исторические корни и современная наука», Psychological Bulletin, в печати, 2016 г.

 

[67] Интервью с Карол Рифф, http://blogs.plos.org/neuroanthropology/2012/07/19/psychologist-carol-ryff-on-wellbeing-and-aging-the-fpr-interview/.

 

[68] Розмари Кобау и соавторы «Проверка благополучия. Оценка здоровья по шкале благополучия и оценка благополучия взрослого населения США», Applied Psychology: Health and Well-Being 2:3 (2010): 272–97.

 

[69] Виктор Франкл «Человек в поисках смысла» (Бостон: Beacon Press, 2006).

 

[70] Тоня Якобс и соавторы «Тренинг по интенсивной медитации, активность теломераз иммунных клеток и психологические медиаторы», Psychoneuroendocrinology 2010; doi:10.1016/j.psyneurn.2010.09.010.

 

[71] Омар Синглтон и соавторы «Изменение объема серого вещества в стволе мозга после вмешательства на основе осознанности связано с улучшением в психологическом благополучии», Frontiers in Human Neuroscience, 18 февраля 2014; doi:10.3389/fnhum.2014.00033.

 

[72] Шона Шапиро и соавторы «Замедление эффектов программы снижения стресса на основе осознанности посредством осознанности черт. Результаты рандомизированного контролируемого испытания», Journal of Clinical Psychology 67:3 (2011): 267–77.

 

[73] Ричард Лазарус «Стресс, оценка и борьба» (Нью-Йорк: Springer, 1984).

 

[74] Дэниел Гоулман «Медитация и стрессовое реагирование», докторская диссертация в Гарвардском университете, 1973 год; Дэниел Гоулман и Гари Шварц «Медитация как интервенция в стрессовое реагирование», Journal of Consulting and Clinical Psychology 44:3 (июнь 1976 г.): 456–66; http://dx.doi.org/10.1037/0022-006X.44.3.456.

 

[75] Дэниел Гилберт и соавторы «Комментарий по “оценке воспроизводимости в психологической науке”», Science 351:6277 (2016); doi:10.1126/science.aad7243.

 

[76] Метод самооценки, который использовал Дэн — опросник актуальной и личностной тревоги, — до сих пор широко используется в исследованиях стресса и тревоги, включая исследования медитации. Чарльз Спилбергер и соавторы «Руководство по опроснику актуальной и личностной тревоги» (Пало-Альто, Калифорния: Consulting Psychologists Press, 1983).

 

[77] По просьбе своего научного руководителя, Дэн неделями изучал тома в Библиотеке Бейкера Гарвардской медицинской школы, чтобы отследить связи в мозге, ведущие к ЭАК, — выбросам пота на коже. В то время это было участком, еще не собранным воедино из тех кусочков информации, известных о нейроанатомии. Научный руководитель Дэна мечтал опубликовать научную статью на эту тему, однако этого так и не произошло.

 

[78] Конечно, Ричи использовал передовые на тот момент электрические измерения. Но даже прочтение записей вселяло неуверенность в том, что на самом деле происходило в мозге, особенно по сравнению с современными системами анализа ЭЭГ.

 

[79] Более того, в исследовании Дэна даже такие периферийные показатели в какой-то степени были неудачными. Кроме пульса и потоотделения Дэн оценивал ЭМГ, или электромиограмму, показывающую уровень напряжения в лобной мышце (которая сводит наши брови, когда мы хмуримся или беспокоимся). Но результаты ЭМГ пришлось отбросить, потому что Дэну по ошибке посоветовали не ту пасту, которая нужна для крепления датчиков ко лбу.

 

[80] Научный руководитель Дэна сказал ему пропустить показатель пульса в диссертации. Лишь спустя время при работе над совместной статьей для научного журнала руководитель выудил средства из факультета, что позволило ему нанять нескольких студентов для подсчета. Но этих средств не хватало для оценки пульса на всей записи. Были оценены лишь определенные периоды, которые руководитель Дэна считал важными, например кривую восстановления после увиденных несчастных случаев. Но здесь возникала проблема: практикующие медитацию проявляли более сильную реакцию на несчастные случаи, чем участники контрольной группы. Хотя кривая их восстановления был круче, говоря о более быстром возвращении к базовому уровню, данный показатель не сделал их более расслабленными после увиденных несчастных случаев, чем участников контрольной группы. Это было слабое место, как отмечалось в поздней критике исследования. См., к примеру, Дэвид Холмс «Медитация и снижение соматического возбуждения. Обзор экспериментальных доказательств», American Psychologist 39:1 (1984): 1–10.

 

[81] Значимое сравнение, указывающее на возможный эффект черт, было бы проведено между опытными практикующими и новичками в состоянии, при котором ни одна из групп не медитировала перед просмотром фильма с несчастными случаями.

 

[82] Джозеф Хенрич и соавторы «Большинство людей не относятся к WEIRD», Nature 466:28 (2010). Онлайн-публикация от 30 июня 2010 г.; doi:10.1038/466029a.

 

[83] Тайно (лат.).

 

[84] Электрическая реакция органов (в основном мозга) на внешний раздражитель или выполнение умственной задачи. Наиболее широко используемыми раздражителями являются визуальные для регистрации зрительных ВП и звуковые для регистрации аудиторных ВП. Прим. ред.

 

[85] Анна-Лена Лумма и соавторы «Всегда ли медитация расслабляет? Исследование пульса, вариабельности сердечного ритма, приложенных усилий и привлекательности для других людей во время тренинга по трем типам медитации», International Journal of Psychophysiology 97 (2015): 38–45.

 

[86] Эйлин Лудерс и соавторы «Уникальная анатомия мозга практиков медитации: изменения в кортикальной гирификации», Frontiers in Human Neuroscience 6:34 (2012): 1–7.

 

[87] «Собирание ума», или «сосредоточение ума» — недельный период в буддийской школе дзен, во время которого монахи почти все свое время выполняют практику созерцания в зале для медитаций, сильно сокращая время даже на сон. Прим. ред.

 

[88] Условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводят к искаженному, нередко слишком благоприятному результату. Участники эксперимента действуют иначе, более усердно, чем обычно, только благодаря осознанию того, что они причастны к эксперименту. Прим. ред.

 

[89] Сложности с выводами о том, что выявленные перемены обусловлены конкретной интервенцией, будь то медитация, психотерапия, лекарство, а не «неспецифичные» эффекты интервенций в целом, по-прежнему остаются основной сложностью в планировании эксперимента.

 

[90] С. Голдберг и соавторы «Работает ли опросник по пяти аспектам осознанности? Доказательство конструктной валидности из рандомизированного клинического испытания с активным контролем», Psychological Assessment 28:8 (2016): 1009–14; doi:10.1037/pas0000233.

 

[91] Ричард Дэвидсон и Альфред Казняк «Концептуальные и методологические проблемы исследований по осознанности и медитации», American Psychologist 70:7 (2015): 581–92.

 

[92] Также см., к примеру, Бхиккху Бодхи «Что на самом деле означает осознанность? Каноническая точка зрения», Contemporary Buddhism 12:1 (2011): 19–39; Джон Данн «Понимание недвойственной осознанности», Contemporary Buddhism 12:1 (2011): 71–88.

 

[93] См., к примеру, http://www.mindful.org/jon-kabat-zinn-defining-mindfulness/. Также см. Джон Кабат-Зинн «Интервенции на основе осознанности в контексте прошлого, настоящего и будущего», Clinical Psychology Science and Practice 10 (2003): 145.

 

[94] Опросник по пяти аспектам внимательности: Р. Байер и соавторы «Использование самоотчета в качестве метода оценки для изучения аспектов осознанности», Assessment 13 (2009): 27–45.

 

[95] С. Голдберг и соавторы «Секретный ингредиент в интервенциях на основе осознанности. Аргументы в пользу качества, а не количества практики», Journal of Counseling Psycholog.

 

[96] Дж. Ли и соавторы «Духовность, осознанность и наркотическая зависимость», Addictive Behavior 20:7 (2005): 1335–41.

 

[97] Е. Антонова и соавторы «Больше медитации — меньше привыкания: воздействие практики интенсивной осознанности на акустическую реакцию испуга», PLoS One 10:5 (2015): 1–16; doi:10.1371/journal.pone.0123512.

 

[98] Д. Левинсон и соавторы «Разум, на который вы можете положиться: проверка правильности подсчета дыхательных движений как поведенческого показателя осознанности», Frontiers in Psychology 5:1202 (2014); http://journal.frontiersin.org/Journal/110196/abstract.

 

[99] Д. Левинсон и соавторы «Разум, на который вы можете положиться: проверка правильности подсчета дыхательных движений как поведенческого показателя осознанности», Frontiers in Psychology 5:1202 (2014); http://journal.frontiersin.org/Journal/110196/abstract.

 

[100] Авва Дорофей, цитата из Э. Кадлубовский и Дж. Палмер «Отцы-пустынники из “Добротолюбия”» (Лондон: Faber & Faber, 1971), с. 161.

 

[101] Томас Мертон «Когда ботинок впору» из «Путь Чжан-Цзыи» (Нью-Йорк: New Directions, 2010), с. 226.

 

[102] Брюс Макивен «Аллостаз и аллостатическая нагрузка», Neuropsychoparmacology 22 (2000): 108–24.

 

[103] Джон Кабат-Зинн «Размышления о происхождении MBSR, искусных методах и проблеме с картами», Contemporary Buddhism 12:1 (2011); doi:10.1080/14639947.2011.564844.

 

[104] Джон Кабат-Зинн «Размышления о происхождении MBSR, искусных методах и проблеме с картами», Contemporary Buddhism 12:1 (2011); doi:10.1080/14639947.2011.564844.

 

[105] Филипп Голдин и Джеймс Гросс «Воздействие программы по снижению стресса на основе осознанности (MBSR) на регулирование эмоций при социальном тревожном расстройстве», Emotion 10:1 (2010): 83–91; http://dx.doi.org/10.1037/a0018441.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.175 с.)