ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ФЕНОМЕНА РИСКА И ТОЛЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛННОСТИ В ПРИЯТИИ РЕШЕНИЯ КАК ФАКТОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ФЕНОМЕНА РИСКА И ТОЛЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛННОСТИ В ПРИЯТИИ РЕШЕНИЯ КАК ФАКТОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ



Пояснительная записка

к выпускной квалификационной работе бакалавра

 

 

на тему: Факторы риска и толерантности к неопределенности в профессиональной мотивации менеджеров

Выполнил: студент 5 курса, группы П/б-51-з

направления 37.03.01 «Психология»

профиль: «Психология»

 

Таранец Виктория Викторовна

Руководитель: Дьяков Сергей Иванович, к-т. психол. н., доцент

 

 

Дата допуска к защите «____»_______________ 20___ г.

 

Зав. кафедрой «Психология»                  _________ И.Ю. Василенко

                                                                                                   (подпись)                                            

 

2019 г.

 

 


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра «Психология»

 

 

Направление подготовки/специальность ___________37.03.01. «Психология»_________

                                                                      

Профиль/специализация __________________________«Психология»______________________

___________________________________________________________________________

Курс _______5______________Группа_________Пб51з__________ Семестр______10_____

 

З А Д А Н И Е

НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ СТУДЕНТА

 

__________________________Таранец Виктория Викторовна__________________________

 

1. Тема проекта (работы): Факторы риска и толерантности к неопределенности в профессиональной мотивации менеджеров

2. Сроки сдачи студентом законченного проекта (работы)____________________________

3. Исходные данные к проекту (работе)

Объект: профессиональная мотивация личности

Предмет: связь склонности к риску в принятии решения и профессиональной мотивации

Цель: выделить особенности связи между склонностью к риску и профессиональной мотивацией

 

4. Содержание пояснительной записки (перечень вопросов, подлежащих разработке):

- на основе анализа психологической литературы раскрыть теоретические предпосылки влияние риска в принятии решения на профессиональную мотивацию;

- в эмпирическом исследовании определить особенности связи между склонностью к риску в приятии решения и профессиональной мотивацией;

- разработать коррекционно-развивающую программу по формированию трудовой мотивации и оптимизации склонности к риску;

 

5. Перечень графического материала:

Таблицы: 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7,2.8,2.9,2.10,2.11,2.12,2.13

Рисунки: 1.1, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6

Приложения: А, Б, В


6. Консультанты разделов работы (проекта)

Раздел

Фамилия, инициалы и должность

консультанта

Подпись, дата

задание выдал задание принял

7. Дата выдачи задания ___________________________________________________________

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

№ п/п Название этапов работы (проекта) Срок выполнения этапов работы (проекта) Примечание
1 Выбор темы и разработка плана написания работы  07.10.2018
2 Разработка научного аппарата исследования 10 – 15.10.2018
3 Анализ теоретических источников и составление библиографического списка 16 - 25.10.2018  
4 Написание чернового варианта теоретической части работы 26.10. – 02.11.2018
5 Подготовка эмпирического исследования: отбор методик, подготовка протоколов.  02.11. – 05.12. 2018
6 Проведение констатирующего эксперимента и обработка эмпирического материала  06 – 29.12. 2018
7 Анализ, обобщение, интерпретация и оформление результатов констатирующего исследования  15.01. – 14.02. 2019
8 Написание эмпирической части работы 20.02. – 17.03.2019  
9 Написание выводов, заключения, рекомендаций  19.03. – 10.04. 2019
10 Оформление работы, представление чернового варианта работы научному руководителю  11.04. – 17.04. 2019
11 Представление чернового варианта работы на кафедру 22.04.2019
12 Предзащита выпускной квалификационной работы 26.04.2019
13 Устранение замечаний, оформление чистового варианта работы 27.04. – 11.05. 2019
14 Представление чистового варианта работы научному руководителю на кафедру 13. 05 – 14.05.2019
15 Проверка работы на некорректное заимствование 18.05.2019
16 Защита ВКР 24.06 – 25.06 2019

 Студент         _____________             Таранец В.В.

                           (подпись)                                  (фамилия и инициалы)

 

 

Руководитель работы (проекта) _____________            Дьяков С.И

                                                        (подпись)                        (фамилия и инициалы)


АННОТАЦИЯ

Выполнил(а) студент(ка) Таранец Виктория Викторовна
Тема: Факторы риска и толерантности к неопределенности в профессиональной мотивации менеджеров
Научный руководитель: Дьяков Сергей Иванович
Объект: профессиональная мотивация личности.
Предмет: связь склонности к риску в принятии решения и профессиональной мотивации.
Цель: выделить особенности связи между склонностью к риску и профессиональной мотивацией.
Задачи: 1. На основе анализа психологической литературы раскрыть теоретические предпосылки влияние риска в принятии решения на профессиональную мотивацию; 2. В эмпирическом исследовании определить особенности связи между склонностью к риску в приятии решения и профессиональной мотивацией. 3. Разработать коррекционно-развивающую программу по формированию трудовой мотивации и оптимизации склонности к риску.
Гипотеза: характеристики склонности к риску в приятии решения определяют связь с профессиональной мотивацией.
Методики исследования - опросник Т. Корниловой ЛФР,  методика изучения мотивационного профиля личности (Ш. Ричи и П. Мартин), - методика «Толерантность к неопределенности» Т. Корниловой.
Использование математических методов обработки данных: критерий Спирмена.
Структура работы: Работа состоит из введения, основной части, двух глав и шести параграфов, заключения, библиографического списка, приложений. Работа имеет 13 таблиц и 7 рисунков. В теоретической части работы рассмотрены теоретические аспекты исследований феномена риска в приятии решения как фактора профессиональной мотивации, определено понятие риска как ситуативной характеристики деятельности, раскрыты представления о профессиональной мотивации в психологии, изучено влияние риска в принятии решения на профессиональную мотивацию. В практической части работы организовано эмпирическое исследование связи склонности к риску в приятии решения и профессиональной мотивации, описаны методики исследования, проведен анализ и интерпретация результатов исследования особенностей склонности к риску в профессиональной мотивации, предложена коррекционно-развивающая программа по формированию трудовой мотивации и оптимизации склонности к риску.
Краткие выводы по работе: 1. Понятие «риск» рассматривается с разных позиций: как характеристика действия, которое содержит в себе опасность, возможный неблагоприятный сход и как действия человека, направленные на достижение определенной цели, через избегание опасностей. Склонность к риску представляет собой направленность личности на определенную рискованную деятельность, эмоциональное предпочтение таких действий и ситуаций, которые связаны с риском. 2. Под мотивацией понимается сложное психологическое явление, которое выступает основой всех действий и поступков человека. Под профессиональной мотивацией понимается совокупность движущих сил, которые побуждают личность к осуществлению трудовой деятельности и придают ей определенную направленность на достижение конкретных целей. Профессиональная мотивация может иметь внутреннюю и внешнюю направленность. По типам профессиональная мотивация классифицируется на: доминантный, ситуативный, конформистский. 3. На профессиональную мотивацию сотрудников в той или иной степени оказывают влияние индивидуально-психологические особенности работника, в том числе склонность к риску. Личности, имеющие выраженный мотив достижения обладают типологическим комплексом свойств нервной системы, связанным с решительностью а следовательно, и со склонностью к риску. 4. Проведенное исследование показало, что большинство менеджеров имеют средний уровень рациональности и склонности к риску, вместе с этим завышенная рациональность характерна 22% менеджеров, заниженная 30%. Склонность к риску на высоком уровне наблюдается у 34%, заниженная 22%. Мужчины обладают большей склонностью к принятию рискованных решений, им более чем женщинам свойственен заниженный уровень рациональности. Женщины же в большей степени склонны к заниженному принятию рискованных решений, им в большей степени свойственно, чем мужчинам, завышенный уровень рациональности. Возраст оказывает влияние на готовность личности к принятию рисковых решений. 5. Толерантности к неопределенности у большинства менеджеров находится на среднем уровне. Высокие значения при этом характерны 36%, низкие – 28%. Толерантность к неопределенности в большей степени свойственна мужчинам, чем женщинам. Интолерантность и межличностная интолерантность к неопределенности более свойственна женщинам, чем мужчинам. Возраст в некоторой степени оказывает влияние на уровень толерантность к неопределенности. 6. Ведущими мотивами в профессиональной деятельности менеджеров выступают ориентированные как на внешние, так и на внутренние мотивы. В целом испытуемые ориентированы в профессиональной деятельности на ее общественную и личную значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, без внешнего давления. Так же значимыми являются возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых они считают нужным приложить свои усилия. Среди мужчин наиболее распространенными мотивами являются мотивационные потребности в завоевании признания, в самосовершенствовании, в интересной, общественно полезной работе. Среди женщин наиболее распространены мотивационные потребности в разнообразии, переменах, быть креативным. 3. Статистически подтверждено, что высокий уровень рациональности оказывает влияние на возникновение таких потребностей в профессиональной деятельности, как потребность в хороших условиях работы, в социальных контактах, быть креативным. Высокий уровень склонности к риску связан с наличием у работников потребности ставить для себя дерзновенные, сложные цели и достигать их, в разнообразии, переменах, в самосовершенствовании. Уровень толерантности к неопределенности отрицательно коррелирует с потребностями в четком структурировании работы, быть креативным. Уровень «интолерантности» коррелирует с такими потребностями как потребность в хороших условиях работы, в четком структурировании работы, быть креативным; отрицательно: потребность в разнообразии, переменах, в самосовершенствовании. Показатели межличностной интолерантности к неопределенности коррелируют положительно с такими потребностями как потребность в хороших условиях работы, в четком структурировании работы, потребность быть креативным; отрицательно: потребность в разнообразии, переменах. 4. Для организации работы по формированию трудовой мотивации и оптимизации склонности к риску менеджеров нами была предложена коррекционно-развивающая программа, которая включает в себя два основных направления: формирование оптимальных мотивов трудовой деятельности; формирование оптимального уровня склонности к проявлению толерантности к неопределенности. Предложенная программа сожержит в себе пять занятий, распределенных на четыре этапа работы: ориентировочный; развивающий; проективный. На каждом занятии решаются задачи по формированию трудовой мотивации и оптимизации склонности к риску. Для реализации задач в программе предложено использовать разичные методы работы: интервью, мини-лекции, обсуждения, психогимнастические упражнения, деловые игры, ролевые игры, мозговой штурм, шеринг. Каждое упражнение, предложенное в программе, расчитано на 10-20 минут, длительность же занятий составляет около 60 минут.
Количество использованных источников – 64

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 9

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ФЕНОМЕНА РИСКА И ТОЛЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛННОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ.. 12

1.1. Понятие риска как ситуативной характеристики деятельности. 12

1.2. Представления о профессиональной мотивации в психологии. 18

1.3. Связь риска и толерантности к неопределенности с принятием решения в профессиональной мотивации. 25

Выводы по первой главе. 31

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СКЛОННОСТИ К РИСКУ В ПРИЯТИИ РЕШЕНИЯ И ТОЛЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛННОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИЕЙ.. 33

2.1. Методическая организация процесса исследования. 33

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей склонности к риску и толлерантности к неопределнности в профессиональной мотивации 38

2.3. Коррекционно-развивающая программа по формированию трудовой мотивации и оптимизации склонности к риску и толлерантности к неопределнности. 61

Выводы по второй главе. 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 72

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 77

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

 

Современное российское общество ориентирует граждан на самостоятельное построение карьеры, самоинициирование и самореализацию финансовых, общественных и иных видов деятельности. Это находит свое отражение и на сегодняшний день многие люди для реализации карьеры ориентированы на принятие решений, порой сопряженных с определенными экономическими и другими рисками, с которыми человек сталкивается в процессе профессиональной реализации.

На современном этапе становления российского общества наблюдается сложная социально-экономическая ситуация, требующая от специалистов различного профиля не только уверенных знаний и навыков в области профессиональной деятельности, но и наличия целого ряда качеств, предопределяющих эффективность деятельности. К необходимым личностным качествам в профессиональной деятельности современного сотрудника относится богатый внутренней потенциал, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, способность нести ответственность за принятие и реализацию решений в ситуациях неопределенности и риска. Иными словами, конкурентоспособный специалист на современном рынке труда должен отличаться склонностью к принятию решений, к определенным рискам в области профессиональной и личностной деятельности.

Данный факт выдвигает актуальной проблему к изучению внутренних регуляторов, склоняющих личность к риску. Актуальной в данном контексте выступает задача определения взаимосвязи склонности к риску принятия решений и профессиональной мотивации личности, поскольку результативная профессиональная мотивация положительно влияет на удовлетворённость трудом, побуждает активизировать действия сотрудника на достижение общей цели организации, способствует благополучию и стабильности сотрудников.

Изучением феномена риска посвящены работы множества психологов, среди которых отдельно можно отметить работы: А. А. Долныковой, А. Л. Журавлева, Т.В. Корнилова, Б.Ф. Ломова, В.А. Петровского, С.К.Рощина, В.А. Хащенко и других авторов.

Проблема трудовой мотивации широко раскрыта в исследованиях отечественных и зарубежных авторов, среди которых А.М. Бандурка, И.Г. Кокурина, П.Мартин, В.А.Розанова, В.Г. Шипунов и другие авторы.

В работах авторов раскрываются психологические аспекты поведения людей в ситуации риска, склонность к риску у представителей различных социальных слоев, рассмотрены различные виды профессиональной мотивации сотрудников, способы поведения и т.п. Несмотря на разработанность данного вопроса, на сегодняшний день актуальным вопросом остается эмпирическое изучение склонности личности к риску в принятии решения и профессиональной мотивацией. Необходимость поиска данной взаимосвязи определила тему данной работы: «Факторы риска и толерантности к неопределенности в профессиональной мотивации менеджеров».

Объект исследования: профессиональная мотивация личности.

Предмет исследования: связь склонности к риску в принятии решения и толлерантности к неопределенности с профессиональной мотивацией менеджеров.

Цель: выявить характеристики связи между склонностью к риску и толлерантностью к неопределенности с профессиональной мотивацией.

Задачи исследования:

1. На основе анализа психологической литературы раскрыть теоретические предпосылки влияние риска в принятии решения и толерантности к неопределенности на профессиональную мотивацию;

2. В эмпирическом исследовании определить особенности связи между склонностью к риску в приятии решения и профессиональной мотивацией менеджеров.

3. Разработать коррекционно-развивающую программу по формированию трудовой мотивации менеджеров.

Гипотеза исследования: склонности к риску в приятии решения и толлерантности к неопределенности имеют связь с профессиональной мотивацией менеджеров.

Методы исследования:

- теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

- эмпирические методы: опросник Т. Корниловой ЛФР, методика изучения мотивационного профиля личности (Ш. Ричи и П. Мартин), методика «Толерантность к неопределенности» Т. Корниловой.

- методы обработки данных: качественный и количественный (методы математической статистики: корреляционный анализ (критерий Спирмена).

Эмпирическая база исследования: в исследовании принимали участие люди среднего возраста от 21 до 53 лет, работающие по профессии «менеджер» в количестве 50 человек (25 мужчин и 25 женщин).

Практическая значимость исследования: проведенное в работе исследование особенности связи между склонностью к риску и профессиональной мотивацией может послужить основой для определения направлений в коррекции и профилактике трудовой мотивации персонала. Результаты исследования послужат основой для определения ключевых направлений психопрофилактической работы в формировании трудовой мотивации.

Структура работы: работа состоит из введения, основной части двух глав и шести параграфов, выводов по главам, заключения, библиографического списка, приложений. Изложена на 101 листе, включая приложения. Работа имеет 13 таблиц и 7 рисунков. Список литературы составляют - источника.


Выводы по первой главе

 

Проведенное теоретическое исследование, посвященное изучению феномена риска в приятии решения как фактора профессиональной мотивации, позволило сделать следующие выводы:

1. Понятие «риск» в психологии рассматривается с разных позиций: как характеристика действия, которое содержит в себе опасность, возможный неблагоприятный сход и как действия человека, направленные на достижение определенной цели, через избегание опасностей. Склонность к риску представляет собой направленность личности на определенную рискованную деятельность, эмоциональное предпочтение таких действий и ситуаций, которые связаны с риском. Исследователи (А. .Кондрацкий, В. А. Петровский, Т.В. Корнилова, Г.Н. Солнцева) связывают склонность к риску с такими личностными качествами как экстраверсия, стремление к поиску необычных, новых ощущений и др.; рискованность связанна с потребностью в независимости, доминантностью и агрессивностью. На склонность к риску оказывают влияние как физиологические особенности организма человека, так и социальные факторы.

2. Под мотивацией понимается сложное психологическое явление, которое выступает основой всех действий и поступков человека. Под профессиональной мотивацией понимается совокупность движущих сил, которые побуждают личность к осуществлению трудовой деятельности и придают ей определенную направленность на достижение конкретных целей. Мотив включает в себя несколько понятий: потребность, которую личность хочет удовлетворить; некое благо, которое даст возможность человеку удовлетворить его потребности; действие, которое направляет личность на получение этого блага; материальные и моральные издержки как следствие осуществления деятельности. Профессиональная мотивация может иметь внутреннюю и внешнюю направленность. По типам профессиональная мотивация классифицируется на: доминантный, ситуативный, конформистский.

3. На профессиональную мотивацию сотрудников в той или иной степени оказывают влияние индивидуально-психологические особенности работника, в том числе склонность к риску. Личности, имеющие выраженный мотив достижения обладают типологическим комплексом свойств нервной системы, связанным с решительностью а следовательно, и со склонностью к риску. Активность человека в профессиональной в ситуации обусловлена его стремлением к успеху. В случаях если человек склонен воспринимать возникшую ситуацию как угрожающую его профессиональной самореализации, основными мотивами поведения становятся избегание неудач и стремление к успеху. В этой связи личность направляет все волевые усилия на минимизацию риска, сохраняя тем самым целостность своей системы личных устремлений и притязаний, реализуемых в трудовой деятельности, и обеспечивает себе профессиональную успешность.


Таким образом мы видим, что возраст оказывает влияние на готовность личности к принятию рисковых решений, при этом наблюдается отрицательное влияние, т.е. чем старше личность, тем менее у нее проявляются готовность к риску.

Выводы по второй главе

 Эмпирическое изучение влияния склонности к риску на профессиональную мотивацию позволило определить:

1. Большинство менеджеров имеют средний уровень рациональности и склонности к риску, вместе с этим завышенная рациональность характерна 22% менеджеров, заниженная 30%. Склонность к риску на высоком уровне наблюдается у 34%, заниженная 22%. Мужчины обладают большей склонностью к принятию рискованных решений, им более чем женщинам свойственен заниженный уровень рациональности. Женщины же в большей степени склонны к заниженному принятию рискованных решений, им в большей степени свойственно, чем мужчинам, завышенный уровень рациональности. Возраст оказывает влияние на готовность личности к принятию рисковых решений, при этом наблюдается отрицательное влияние, т.е. чем старше личность, тем менее у нее проявляются готовность к риску. Вместе с этим не было обнаружено значимой взаимосвязи между возрастом и рациональностью поведения.

Что касается толерантности к неопределенности, данный показатель так же у большинства менеджеров находится на среднем уровне. Высокие значения при этом характерны 36%, низкие – 28%. Толерантность к неопределенности в большей степени свойственна мужчинам, чем женщинам. При этом интолерантность и межличностная интолерантность к неопределенности более свойственна женщинам, чем мужчинам. Возраст в некоторой степени оказывает влияние на уровень толерантность к неопределенности, при этом наблюдается отрицательное влияние, т.е. чем старше личность, тем менее у нее выражена толерантность к неопределенности. Пои этом показатели интолерантности и межличностная интолерантностик неопределенности не коррелируют с возрастом респондентов.

2. Ведущими мотивами в профессиональной деятельности менеджеров выступают ориентированные как на внешние, так и на внутренние мотивы. В целом испытуемые ориентированы в профессиональной деятельности на ее общественную и личную значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, без внешнего давления. Так же значимыми являются возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых они считают нужным приложить свои усилия.

Среди мужчин наиболее распространенными трудовыми мотивами являются мотивационные потребности в завоевании признания (20%), в самосовершенствовании (28%), в интересной, общественно полезной работе (20%). Среди женщин наиболее распространены мотивационные потребности в разнообразии, переменах (20%), быть креативным (20%).

3. Статистически подтверждено, что высокий уровень рациональности, проявляющийся в высокой способности обдумывать свои решения и действовать при возможно полной ориентировке в ситуации оказывает влияние на возникновение таких потребностей в профессиональной деятельности, как потребность в хороших условиях работы, в социальных контактах, быть креативным. Высокий уровень склонности к риску, проявляющийся в способности принимать решение и действовать в ситуациях неопределенности, умении полагаться на себя и свой жизненный опыт, силу эмоциональных переживаний, связанных с риском связаны с наличием у работников таких профессиональных потребностей как потребность ставить для себя дерзновенные, сложные цели и достигать их, в разнообразии, переменах, в самосовершенствовании. Уровень толерантности к неопределенности, который проявляется в готовности любыми путями идти к намеченной цели положительно взаимодействует с возникновением таких потребностей в профессиональной деятельности, в разнообразии, переменах в самосовершенствовании; отрицательная корреляция с потребностями в четком структурировании работы, быть креативным. Уровень «интолерантности», как показатель склонности стремится к ясности, упорядоченности, коррелирует с такими потребностями как потребность в хороших условиях работы, в четком структурировании работы, быть креативным; отрицательно: потребность в разнообразии, переменах, в самосовершенствовании. Показатели межличностной интолерантности к неопределенности, как показатели стремления личности к контролю в межличностных отношениях коррелируют положительно с такими потребностями как потребность в хороших условиях работы, в четком структурировании работы, потребность быть креативным; отрицательно: потребность в разнообразии, переменах.

4. Для организации работы по формированию трудовой мотивации и оптимизации склонности к риску менеджеров нами была предложена коррекционно-развивающая программа, которая включает в себя два основных направления: первое направление связано с необходимостью организации консультационной и коррекционной помощи по формированию оптимальных мотивов трудовой деятельности; второе направление связано с необходимостью формирования у сотрудников оптимального уровня склонности к проявлению толерантности к неопределенности. Цель программы: актуализировать потребности работников в саморазвитии, формировать у них осознание возможностей профессионального роста как необходимого условия повышения уровня профессионализма; формировать навыки оптимального поведения связанного с риском. Организовывая работу, направленную на решение перечисленных задач, необходимо придерживаться следующих принципов: активности, исследовательской (творческой) позиции, постоянной обратной связи, партнерского общения, добровольного участия. Предложенная программа сожержит в себе пять занятий, распределенных на четыре этапа работы: ориентировочный; развивающий; проективный. На каждом занятии решаются задачи по формированию трудовой мотивации и оптимизации склонности к риску. Для реализации задач в программе предложено использовать разичные методы работы: интервью, мини-лекции, обсуждения, психогимнастические упражнения, деловые игры, ролевые игры, мозговой штурм, шеринг. Каждое упражнение, предложенное в программе, расчитано на 10-20 минут, длительность же занятий составляет около 60 минут.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами теоретико-экспериментальное исследование, посвященное изучению влияния склонности к риску на профессиональную мотивацию, подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что своеобразие профессиональной мотивации оказывает влияние на склонность к риску в приятии решения.

Поставленные в работе цели выполнены, на основании чего можно сделать выводы:

Анализа психологической литературы позволил определить, что понятие «риск» в психологии рассматривается с разных позиций: как характеристика действия, которое содержит в себе опасность, возможный неблагоприятный сход и как действия человека, направленные на достижение определенной цели, через избегание опасностей. Склонность к риску представляет собой направленность личности на определенную рискованную деятельность, эмоциональное предпочтение таких действий и ситуаций, которые связаны с риском. На склонность к риску оказывают влияние как физиологические особенности организма человека, так и социальные факторы.

Под мотивацией понимается сложное психологическое явление, которое выступает основой всех действий и поступков человека. Под профессиональной мотивацией понимается совокупность движущих сил, которые побуждают личность к осуществлению трудовой деятельности и придают ей определенную направленность на достижение конкретных целей. Профессиональная мотивация может иметь внутреннюю и внешнюю направленность. По типам профессиональная мотивация классифицируется на: доминантный, ситуативный, конформистский.

Теоретическое изучение влияние риска в принятии решения на профессиональную мотивацию показало, что на профессиональную мотивацию сотрудников в той или иной степени оказывают влияние индивидуально-психологические особенности работника, в том числе склонность к риску. Личности, имеющие выраженный мотив достижения обладают типологическим комплексом свойств нервной системы, связанным с решительностью а следовательно, и со склонностью к риску.

Проведенное исследование и полученные эмпирические данные позволили определить особенности склонности к риску и профессиональной мотивации сотрудников. Большинство менеджеров имеют средний уровень рациональности и склонности к риску, вместе с этим завышенная рациональность характерна 22% менеджеров, заниженная 30%. Склонность к риску на высоком уровне наблюдается у 34%, заниженная 22%. Мужчины обладают большей склонностью к принятию рискованных решений, им более чем женщинам свойственен заниженный уровень рациональности (U=225. 5). Женщины же в большей степени склонны к заниженному принятию рискованных решений, им в большей степени свойственно, чем мужчинам, завышенный уровень рациональности. Возраст оказывает влияние на готовность личности к принятию рисковых решений и склонности к рациональности: чем старше личность, тем менее у нее проявляются готовность к риску (rs = 0.493); чем старше личность, тем боле она склонна к рациональности (rs = - 0.647).

Что касается толерантности к неопределенности, данный показатель так же у большинства менеджеров находится на среднем уровне. Высокие значения при этом характерны 36%, низкие – 28%. Статистический анализ результатов позволил установить, что имеющиеся различия между менеджерами мужчинами и женщинами в уровне толерантности не достигают статистической значимости (U=308. 5).

Возраст в некоторой степени оказывает влияние на уровень толерантность к неопределенности, при этом наблюдается отрицательное влияние (rs = -0.57), т.е. чем старше личность, тем менее у нее выражена толерантность к неопределенности. При этом показатели интолерантности (rs =0.219) и межличностная интолерантности к неопределенности (rs = 0.27) не коррелируют с возрастом респондентов.

Ведущими мотивами в профессиональной деятельности менеджеров выступают мотивы, ориентированные как на внешние, так и на внутренние мотивы. В целом испытуемые ориентированы в профессиональной деятельности на ее общественную и личную значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, без внешнего давления. Так же значимыми являются возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж. Среди мужчин наиболее распространенными трудовыми мотивами являются мотивационные потребности в завоевании признания (20%), в самосовершенствовании (28%), в интересной, общественно полезной работе (20%). Среди женщин наиболее распространены мотивационные потребности в разнообразии, переменах (20%), быть креативным (20%).

Показатели готовности к риску в принятии решений у менеджеров коррелируют с профессиональной мотивацией работников. Рациональность в принятии решения положительно коррелирует с такими мотивационными потребностями, как потребность в хороших условиях работы (rs =0.511), в социальных контактах (rs =0.575), быть креативным (rs =0.589). Отрицательная корреляция наблюдается по таким потребностям, как: в разнообразии, переменах (rs = -0.388), в самосовершенствовании (rs = -0.597). Готовность к риску имеет положительную корреляцию с такими профессиональными мотивами, как: потребность ставить для себя дерзновенные, сложные цели и достигать их (rs = 0.562), в разнообразии, переменах (rs =0.535), в самосовершенствовании(rs =0.492). Отрицательная корреляция с потребностями: как потребность в хороших условиях работы (rs = -0.511), в социальных контактах (rs = -0.648), быть креативным (rs = -0.57). Следовательно, высокий уровень рациональности, проявляющийся в высокой способности обдумывать свои решения и действовать при возможно полной ориентировке в ситуации оказывает влияние на возникновение таких потребностей в профессиональной деятельности, как потребность в хороших условиях работы, в социальных контактах, быть креативным.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.110.106 (0.043 с.)