Понятие риска как ситуативной характеристики деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие риска как ситуативной характеристики деятельности



 

Понятие «риск» связано с различными сферами деятельности человека, и является предметом изучения нескольких наук, таких как социология, психология, экономика и других.

В толковом словаре русского языка С. Ожегова [39] определение понятия «риск» раскрывается как некая возможная опасность, опасное условие, при котором выполняется действие, деятельность, или же, как действие, совершаемое в условиях неопределенности, которая может относиться и к достижению желаемой цели в данном действии, и к возможности избежание физической опасности при (или в результате) его осуществления.

Что касается психологии, данное понятие рассматривается различными исследователями с разных сторон.

Согласно психологического словаря под риском стоит понимать «действие, которое направлено на решение значимой для личности цели, достижение которой сопряжено с элементом опасности, угрозой потери, неуспеха» [43, с. 56].

С точки зрения, которой придерживается Д. Каннеман [20], риск имеет под собой оценочную категорию, меру неблагополучного исхода, которая определяется вероятностью и размером возможного проигрыша. Риск отражает баланс между удачей и неудачей и формируется на стадии планирования и организации.

А.А. Кондрацкий [24] понимает под понятием риска характеристику ситуации или действия, отличающуюся наличием опасности и связанной с необходимостью принять решение, осуществить выбор из ряда возможных альтернатив, среди которых есть такие решения, которые приводят к неблагоприятному исходу.

С позиции М.А. Котик [27], под риском подразумевается определенное действие, которое выполняется в условиях выбора, при этом присутствует опасность в случае неудачи оказаться в худшем положении, чем до выбора.

Некоторые авторы, в частности Н. А. Алешина [3] связывают риск с таким понятием, как опасность, при этом автор отмечает, что связанная с риском опасность представляет собой ситуацию, в которой присутствует фактор (обстоятельство), способное нанести вред, несчастье, ущерб (физический или моральный), привести к катастрофе. Иными словами, является угрозой для кого или чего-либо, от которой требуется защищаться.

Придерживаясь данной точки зрения стоит уточнить, что представляет собой опасность, и какие виды факторы могут быть отнесены к данному понятию. Н. А. Алешина [3] предлагает разделять их по характеру воздействия на человека:

1) факторы, которые в зависимости от дозировки вредны или опасны, но не нужны для жизни и деятельности человека;

2) факторы, которые при выходе за допустимые уровни являются опасными, но могут быть полезны и даже необходимы человеку.

Во многих психологических исследованиях наблюдается отождествление понятий «риск» и «опасность», при этом одной из наиболее распространенных оценок опасности является риск. В частности, В. Г. Асеев [7] предлагает рассматривать риск в качестве определенной как опасности, ситуации, в которой присутствует фактор (обстоятельство), способное нанести вред, несчастье, ущерб (физический или моральный), привести к катастрофе. Иными словами, опасный объект (обстоятельство) является угрозой для кого или чего-либо, от которой требуется защищаться. По характеру и возможному влиянию на жизнь и благополучие человека опасные факторы могут быть разделены на четыре основные группы:

- физические факторы:

- химические факторы;

- биологические факторы:

- психофизиологические факторы.

По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на две группы:

- факторы, которые в зависимости от дозировки вредны или опасны, но не нужны для жизни и деятельности человека;

- факторы, которые при выходе за допустимые уровни являются опасными, но могут быть полезны и даже необходимы человеку.

По словам Э.И.Киршбаума [21] риск в психологии связан с несколькими значениями, которые в той или иной степени взаимосвязаны между собой:

1. Риск - степень ожидаемого человеком неблагополучного исхода в случае отсутствия успеха при организации определенной деятельности, которая определяется сочетанием вероятности неуспеха и степенью неблагоприятных последствий в данном случае;

2. Риск - действие, выполняя которое личность ставит себя под определенную угрозу. В данном случае удовлетворение определенной, значимой для личности потребности в той или иной степени угрожает потерями, проигрышем, травмами, ущербом и т.п. В данном понимании риск может иметь различный характер: мотивированный, который рассчитан на ситуативные преимущества в деятельности, и немотивированный риск. В зависимости от степени соотношения между ожидаемым личностью результатом и ожидаемыми отрицательными последствиями риск может быть оправданным и неоправданным.

3. Риск - ситуация выбора между несколькими возможными вариантами действий, результат которых может привести к возможному возникновению негативных последствий: менее привлекательным, но более надежным, и более привлекательным, но менее надежным. В данном понятии риск включает в себя две возможные ситуации:

- ситуации, при которых успешность или неспешность действий могут быть оценены при помощи шкалы достижений;

- ситуации, при которых успешность или неспешность действий могут нести за собой определенное наказание, связанное с физической угрозой, болевым воздействием на человека, социальными ограничениями и т.п. В данном случае выбор поведения, связанного с риском, не всегда обусловлен более высокой ценностью достигаемого результата, наблюдается склонность к бескорыстному риску, который сам по себе воспринимается как ценность.

По мнению В. В.Кочеткова [28], в психологических исследованиях понятие риска в большей части работ рассматривается в аспекте принятия риска, т.е. активного предпочтения личностью использовать опасный вариант действия безопасному варианту. Многих исследователей в большей степени привлекают явления сдвига в сторону большего или меньшего уровня риска в условиях группового обсуждения деятельности.

Таким образом, анализ подходов к определению понятия «риск» в психологических исследованиях, определил два основных подхода к его изучению:

Первый подход связывает риск с направленностью действий индивида на достижение определенной цели, связанной с различными опасностями, в том числе и физическими.

Во втором подходе особое внимание уделяется тому факту, что риск означает осуществление альтернативного выбора в ситуации неопределенности, где успех-неуспех зависит от случая, а неуспех проявляется в не достижении желаемого результата.

Риск в поведении человека У.В. Бингемом [9], определяется в качестве цели его деятельности, в таких случаях, когда человек специально рискует для того, чтобы убедиться или показать другим, что он не боится опасности, являясь в этом случае средством самоутверждения или создания о себе желаемого мнения.

С точки зрения А.П. Альгина [4], риск может выступить и в роли мотива, в случаях, когда человек сам выбирает опасную ситуацию ради самого риска и связанных с ним острых ощущений.

Наряду с понятием «риск» в психологии используется такие понятия, как «готовность к риску» и «склонность к риску» и «рискованность». Рассмотрим определения данных понятий в различных психологических исследованиях.

С позиции Т.М. Краснянской [23] склонность к риску является устойчивым личностным фактором, своеобразным природным качеством человека. При этом данное качество может носить характер как врожденного, так и приобретенного под воздействием факторов окружающей социальной среды, в которых происходит развитие и становление индивида.

Б.Д. Айзенк [2], рассматривая феномен готовности к риску связывает это понятие с готовностью личности испытывать острые ощущения и подвергаться опасности. С позиции автора склонность к риску выступает составной частью потребности человека в ощущениях или в стимуляции.

Т.В. Корнилова [25] определяет склонность человека к риску как его готовность к самоконтролю действий при заведомой неполноте или недостаточности необходимых ориентиров, а также готовность полагаться на свой потенциал. В своих исследованиях автор выявлял взаимосвязь между склонностью к риску и такими параметрами, как ориентация на свои возможности и стремление к поиску новых ощущений.

Механизм принятия личностью риска выглядит по-разному, на разных уровнях регуляции - от реактивного поведения до уровня сознательного и ценностного отношения к принятию риска.

В. А. Петровский [40] провел исследование и установил круг неадаптивных предпочтений человека в экспериментальных обстоятельствах, моделирующих угрозу его физическому благополучию, а так же категории реакций на потенциальную угрозу, к которому были отнесены:

- реакция избегания: врожденные защитные реакции (оборонительный рефлекс), индивидуально приобретенные реакции ухода (страх, стремление к бегству); ценностно-обусловленные реакции избегания (социальные установки на осторожность).

- стремление навстречу опасности: врожденная ориентировочная реакция; жажда острых ощущений; ценностно-обусловленное стремление к опасности (социальные установки, диктующие предпочтительность рискованных действий в противоположность осторожным в некоторой произвольной ситуации выбора).

Взаимодействия между указанными тенденциями в одних случаях склоняют человека к осторожному поведению, а в других предрешают рискованный способ действия (см. рисунок 1.1).

Рисунок 1.1. - Модель восхождения к риску В. А. Петровского

 

С точки зрения Н.Д. Левитова [32], выбор варианта поведения в условиях опасности определяется внешними ситуативными факторами, объясняющими особенности поведения субъекта в сложной ситуации:

- выигрышем, который может быть получен при данном выборе;

- опасностью (физического или иного порядка, а также просто проигрыша);

- шансами на успех или избежание неудачи (опасности) при сделанном выборе;

- степенью необходимости осуществления выбора, и в частности именно данного выбора.

С понятием риска в психологии нередко связывают такое понятие как «рискованность», которое определяется Г.Н. Солнцевой [53] в нескольких значениях:

- импульсивность, недостаточная продуманность действий в сочетании с надеждой на счастливый исход,

- свойство ситуации или стратегии,

- личностная характеристика.

С позиции Т.В. Корниловой [25], рискованность представляет собой:

- свойство познавательных стратегий;

- форму активности,

- достаточно обобщенную характеристику способов выхода субъекта из ситуации неопределенности и в этом смысле личностную склонность.

Таким образом, понятие «риск» в психологии рассматривается с разных позиций: как характеристика действия, которое содержит в себе опасность, возможный неблагоприятный сход и как действия человека, направленные на достижение определенной цели, через избегание опасностей. Склонность к риску представляет собой направленность личности на определенную рискованную деятельность, эмоциональное предпочтение таких действий и ситуаций, которые связаны с риском. Исследователи (А..Кондрацкий, В. А. Петровский, Т.В. Корнилова, Г.Н. Солнцева) связывают склонность к риску с такими личностными качествами как экстраверсия, стремление к поиску необычных, новых ощущений и др.; рискованность связанна с потребностью в независимости, доминантностью и агрессивностью. На склонность к риску оказывают влияние как физиологические особенности организма человека, так и социальные факторы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.016 с.)