Организационное начало. Психологический настрой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационное начало. Психологический настрой.



Игра на внимание «Птица, рыба»

Правила игры

Дети цепочкой по очереди называют по одному слову: первый ученик - название птицы, второй - рыбы, третий - снова птицы и т. д.

Игра может проходить на выбывание: ученик, повторивший ранее сказанное слово или перепутавший тему ответа, выбывает из игры.

В конце игры - обсуждение: по каким признакам можно отличить эти группы живых существ друг от друга. Часто дети называют отдельные внешние признаки (например, птицы - это те, кто летают; рыбы - плавают и т. п.). Учитель напоминает о нелетающих и водоплавающих птицах, летающих рыбах и т. д.

Можно вспомнить стихотворение Б. Заходера «Про страуса»:

И петь не поет,

И летать не летает,

За что же народ Его птицей считает?

Таким образом учитель подводит детей к пониманию того, что выделение понятия должно происходить не по одному отдельному признаку, а по совокупности признаков, причем существенных (для птиц это наличие перьев, клюва, крыльев, рождение детенышей из яиц; для рыб: наличие жабр, чешуи, плавников и т. п.).

II. Актуализация знаний.

Беседа о существенных признаках.

— Каждый объект обладает существенными (важными) признаками и несущественными (неважными). Несущественные признаки могут изменяться, при этом объект остается тем же самым. Но если изменить существенные признаки, то это будет уже другой объект. Назовите существенные и несущественные признаки для птиц и для рыб.

Можно связать по смыслу слова «существенный» и «существовать»: при изменении существенных признаков данный объект перестает существовать, становится чем-то другим.

Справка

Существенный признак - такой, который необходимо принадлежит предмету при всех условиях, без которого данный предмет существовать не может и который выражает коренную природу предмета и тем самым отличает его от других родов и видов.

Возможны различные варианты работы над раскрытием понятия «существенный признак».

■  Учитель показывает различные варианты (виды) одного и того же объекта и предлагает ответить, что есть общего у них всех, позволяющее называть их одним словом. Например, мяч: футбольный, теннисный, резиновый и т. д.

■  Учитель заранее прячет какой-либо предмет (например, карандаш, кубик и т. д.) и предлагает детям, не видя этого предмета, что-нибудь о нем все же сказать.

■  Ответы анализируются с точки зрения обязательности названных признаков: например, цвет, длину карандаша, материал корпуса и т. д. нельзя назвать, не видя сам карандаш; но есть признаки, которые являются существенными для любого карандаша: наличие грифеля и корпуса, в котором он находится.

■ Кроме того, можно указать «границы», в которые вписываются признаки. Например, мы не знаем каких размеров данный карандаш, но он не может быть длиной несколько миллиметров или километров; мы не знаем, какого он цвета, но знаем, что он не может быть бесцветным, и т. д.

■  Учитель предлагает выделить различные признаки какого-то знакомого объекта (дерево, птица, дом, автомобиль, платье и др.), и мысленно менять их, наблюдая при изменении каких признаков меняется сам объект. Например, у лиственных деревьев может изменяться размер, толщина и цвет коры; величина, размер, форма, расположение листьев и т. д., но обязательным будет наличие листьев (если заменить их на иголки, это будут уже хвойные деревья). При обсуждении желательно использовать знания детей о различных вариантах данного объекта (деревья бывают высотой «от секвойи до карликовой березы», толщиной «до баобаба», кора может быть белой, серой, коричневой; ствол может быть гладким, шершавым, «волосатым» и др.

■  Учитель называет какой-либо неизвестный детям объект и предлагает подумать, что можно и чего нельзя сказать о нем, зная только о принадлежности этого объекта к определенному классу:

«Можно ли что-нибудь сказать про баньян (или про шарпея, или про гамадриаду), если впервые слышишь это название, но знаешь подсказку, что дерево (собака, змея)?»

При анализе ответов учитель подчеркивает, что есть общие признаки всего класса, являющиеся существенными, а есть отличительные особенности каждого вида внутри данного класса: «Есть общие признаки для всех деревьев или для всех собак и т. д., которые называются существенными. Но есть и отличительные признаки, позволяющие различать разные породы деревьев, собак и др.

Так как баньян - это дерево, то у него есть ствол, оно растет в земле, имеет листья и т. д. Но мы не можем сказать, каких оно размеров, какого цвета ствол и какой формы листья, какие у него семена и т. д.»

Например

Понятие: озеро.

Набор признаков: круглое, замкнутое, имеет берега, по берегам растут камыши, водятся лягушки.

 

Работа по карточкам. Как называются эти предметы одним словом? Кто на них изображен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.004 с.)