Повышение самоконтроля, в первую очередь над пишущей рукой, развитие умения переключаться с одного элемента на другой



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повышение самоконтроля, в первую очередь над пишущей рукой, развитие умения переключаться с одного элемента на другой



 


Заранее рисуется образец. Предложите ребёнку внимательно посмо­ треть на него и продолжить рисовать точно такой же узор, но с закры­ тыми глазами. Нужно оставаться в строке.

 

 

Узоры из слов

Развитие зрительной памяти

 

Заранее приготовьте лист бумаги, на котором написаны цепочки слов, напоминающие узоры.

Предложите ребёнку внимательно посмотреть на лист и прочитать слова. Нужно запомнить, где какие слова написаны. Через какое-то время ребёнку даётся точно такой же лист бумаги, но чистый. Нужно вспомнить образец и постараться воспроизвести его.

97


 

 

98


 

 

Монетки

Развитие концентрации внимания и отработка математических навыков

 

Монеты разного номинала раскладываются на столе в свободном по­ рядке решкой вверх. Количество монет может быть разным. Ребёнок должен, не прикасаясь к монетам, посчитать сумму их номиналов.

 

 

Части речи

Понимание частей речи, автоматизация словообразования

Это упражнение хорошо помогает при изучении правила «Проверяе­ мые безударные гласные в корне слова», так как одну часть речи мы часто проверяем, подбирая другую часть речи.

Закрепление понятия о части речи

1. Нужно дать определение изучаемой части речи. Например: «Имя су­ ществительное обозначает название предмета и отвечает на вопрос "кто?" или "что?"».

2. Ребёнок придумывает и называет имена существительные. Можно начать с предметов в помещении. Затем изменяем имя существи­ тельное по падежам. Но рассказывать про падежи не обязательно, ребёнок может запутаться. Можно просто поставить вопросы к име­ ни существительному: дали кому? — белке.

Часто на первых порах дети могут найти имя существительное, ко­ торое стоит в И. п., но не в косвенных. Например, ребёнок найдёт имя существительное «белка», а «белкой» — может не увидеть.

3. Попросите ребёнка найти в тексте все существительные и выписать их.

4. Нужно придумать предложения с существительными и записать их. То же самое делаем с глаголом и прилагательным.

Словообразование

Правило русского языка «Проверяемые безударные гласные в кор­ не» очень тяжело запоминается детьми, так как им трудно подобрать

99


 

проверочное слово. Иногда дети не понимают и не могут подобрать именно однокоренные слова: «сотрясать» проверяют словом «треск». Поэтому после того, как ребёнок уже чётко понял и усвоил такие части речи, как имя существительное, глагол, прилагательное, можно дать ему таблицу словообразования.

В таблице представлены примеры слов разных частей речи для изучения и автоматизации правила «Проверяемые безударные глас­ ные в корне слова».

 

Существительное Прилагательное Глагол
ласка шум ласковый шумный приласкать шуметь
мыло свежесть полёт мыльный свежий летательный намылить освежить летать
темнота камень мягкость зима скорбь бедность поход загадка тёмный каменный мягкий зимний скорбный бедный походный загадочный темнеть окаменеть смягчить зимовать скорбеть прибедняться ходить загадать
хитрость кислота твёрдость хитрый кислый твёрдый схитрить окислить затвердеть
грязь холод веселье свет грязный холодный весёлый светлый загрязнить холодить веселить освещать

 

100


 

По таблице можно наглядно объяснить, что такое однокоренные слова. Затем разбирать слова по составу, изучать, как слово меняется, что ушло, что прибавилось: приставка, суффикс и т. д.

Дайте  ребёнку существительное и попросите «превратить» его в прилагательное, а затем в глагол. Например: глупость — глупый — сглупить.

Затем возьмите глагол, например: «заболеть». Как можно про­ верить орфограмму в корне? С помощью существительного «боль». Можно предложить ребёнку самому найти из уже готовых или при­ думанных им слов то, которое будет проверочным, с ударной гласной в корне.

С помощью данной таблицы можно не только изучать части речи и словообразование, но и разобрать слово по составу, для начала вы­ деляя только корень и основу. Для наглядности можно использоват образ гриба: «Посмотри на гриб. Какая часть в нём самая важная? Без чего гриб не сможет расти? Без корня (мицелия). Так и в словах, ко­ рень — это главное. Кусочек веточки (приставка) может быть у гриба (и у слова), а может и не быть».


 

101


 

Подбери слово

Развитие речи, закрепление понятия о частях речи

Вариант 1.

Ребёнок читает или слушает различные прилагательные, список которых даётся ниже. А затем к каждому прилагательному подбирает подходящее существительное:

домашний                            тонкий

кленовый                             морской

высокий                               больной

внимательный                     тихий

нежный                                           красивый

холодный                             пластмассовый

сочный                                 меховой

твёрдый                               ласковый

спортивный                         детский

удобный                               свирепый

бумажный                            фарфоровый

ароматный                           разноцветный

небесный                             кудрявый

городской                            мягкий

весёлый                               прекрасный

узкий                                   цветной

быстрый                              светлый

сердитый                             худой

широкий                               интересный

верный                                 мокрый

грязный                               ясный

безобразный                        школьный

извилистый                         липкий

металлический                    молодой

 

102


 

 

сладкий                               вкусный


свежий разнообразный

глубокий густой


опрятный новый кислый


 

Вариант 2.

Задание аналогичное, но ребёнок подбирает уже прилагательные к существительному. Также можно попросить подобрать к некоторым существительным подходящий по смыслу глагол. Например: одеяло — укрываться, диван — сидеть, магазин — покупать, ножницы — резать и т. д. Список слов — примерный, его можно изменять.

 

одеяло лимон бутылка
зима салфетка диван
дерево кастрюля торт
машина магазин велосипед
сахар полка дорога
заяц шкатулка ножницы
антилопа море самолёт
весна кролик пруд
сон птица портфель
тропинка джунгли пустыня

 

Вариант 3.

Работа с текстом. Отработка и закрепление понятия о частях речи в предложении: имени существительном, глаголе, прилагательном.

 

1. Вставь подходящие по смыслу существительные.

 

Под крышей было  ... ласточки. Хозяев в нём уже не было. Почуяв приближение ... , они улетели. Про­ шла .... А в конце  ... пара красивеньких ... прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка закипела.

103


 

Ласточки носили ... из ближнего ручья. Потом ... стали таскать в гнездо то пух, то ... , то стебельки... Прошло ещё несколько ... , и уже только одна ласточка ста­ ла вылетать из ... . Недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные ... . Целыми днями заботливые птички носились по ... и ловили мух, ... , ... . Как неуто­ мимо добывали ... своим деткам!

(По К. Ушинскому)

 

2. Вставь подходяще по смыслу прилагательные.

 

После ... знойного лета наступила ... осень. По опуш­ кам лесов ещё растут ... грибы. На ... больших пнях жмутся к друг дружке ... опёнки. На ... болотах ожере­ льем рассыпана ... клюква. Воздух ... и ... . На дне ... ручья виден каждый камешек. По ... небу бегут ... об­ лака. В ... дни многие птицы готовятся к отлёту. В ... путь отправляются ... гуси, покидают ... болота ... жу­ равли.

(По И. Соколову-Микитову)

 

3. Вставь подходящий по смыслу глагол.

 

Как-то мы с мамой ... в лес за земляникой. Земляни­ ки в тот год ... очень много. Она ... прямо за деревней. День ... по-летнему солнечный, жаркий. Только мы по­ дошли к лесу, вдруг ... синяя тучка и из неё ... частый крупный дождь. Дождевые капли ... на землю, тяжело ... о листья. Они ... на траве, на ветвях деревьев. В каж­ дой капле ... солнце. Но вдруг дождик внезапно ...  .

Я ... вверх. Там, через всё небо разноцветной дугой ...

радуга.

(По Г. Скребицкому)

 

 

104


 

Преврати в картинку

Развитие воображения, мышления

 

Предложите ребёнку пофантазировать и дорисовать данные элементы так, чтобы каждый стал частью картинки.


 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.146 (0.013 с.)