Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семишаговая техника наведения транса (М. Эриксон)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Шаг 1. Клиент должен расположиться в удобной позе. Лучше, если подошвы стоят на полу, а руки лежат каждая на своей стороне. Шаг 2. Сконцентрировать вниманеи клиента на каком-то объекте (лучше сразу на трех). Это будет способствовать перегрузке сознания. Шаг 3. Говорить так, чтобы расщепить сознание и бессознательное. Шаг 4. Убедившись, что транс возник, подтвердить его, сообщая клиенту о признаках транса. Шаг 5. Отсутствие установки. Можно сказать клиенту, что он ничего не должен делать, у него нет никаких обязательств. Шаг 6. Использовать транс, чтобы добиться желаемого результата. Шаг 7. Возвратить человека из транса в реальность.
Примеры шестишагового «экспресс-внушения»
I. Клиент чyвствyет себя не очень yвеpенно и хотел бы ВСПОМHИТЬ и ощyтить те состояния, когда он был yвеpен. 1. Тpюизм: "Люди могyт чyвствовать себя yвеpенно". 2. Пpедположение: "Пpежде чем yспокоиться, сделайте глyбокий вдох". 3. Вопpос на пpивлечение внимания: "Интеpесно, вы yже чyвствyете, что становитесь yвеpенным?" 4. Использование пpотивоположностей: "Чем дольше вы пытаетесь сопpотивляться своей памяти, тем yвеpеннее вы становитесь". 5. "Выбоp без выбоpа": "Вы хотите быть yвеpенным сейчас или попозже, стать yвеpенным сpазy или постепенно, или совсем не хотите стать yвеpенным?"
Работа с метафорами в НЛП Те, кто помогает людям, всегда использовали метафоры в качестве одного из важных элементов процесса терапии [22, 23, 24, 25]. Метод состоит в умении использовать иносказательный язык для сообщения информации, «психотерапевтические истории» - метафоры. Метафорическое сообщение обладает следующими особенностями: в то время, как явный смысл метафоры адресован сознанию, скрытый смысл направлен к бессознательному. Более коротко процесс создания метафоры можно представить следующим образом: 1. Полностью определить проблему клиента 2. Определить структурные составляющие, части проблемы 3. Найти изоморфную ситуацию 4. Укажите решение, чему надо научиться, найти контекст для данного обстоятельства 5. Создать историю, которая скроет намерения Весь процесс формулировки (конструирования) основной метафоры более подробно выглядит так: А. Сбор информации. 1. Идентификация значимых лиц, вовлеченных в проблему:а) идентификация их межличностных отношений. 2. Идентификация событий, характерных для проблемной ситуации;а) специфицирование того, как развивается проблема (калибровка). 3. Специфицирование изменений, которые хотел бы сделать клиент (исход);а) убедитесь, что они точно сформулированы. 4. Идентификация того, что клиент предпринимал раньше для решенияпроблемы, или того, что «удерживает» его от совершения желаемых изменений(что может инициировать связующую стратегию). Б. Создание метафоры. 1. Выбор контекста. 2. Выбор персонажей и плана метафоры с тем, чтобы она была изоморфна А1,А2 и A3 (см. предыдущий пункт). 3. Определить разрешения, включая:а) стратегию рекалибровки (по А4); б) желаемый исход (по A3);в) переформирование непосредственной проблемной ситуации. В. Сообщение метафоры. а) отсутствие референтного индекса;б) неспецифицированные глаголы; в) номинализация;г) вставленные команды и маркировка; д) и все то, что описывается в следующем разделе. Возможны 5 уровней метафоры:1. Истинная анология: Это…как если бы…2. Сокращенное сопоставление: Это…как…3. Присутственная метафора: … - как…4. Исчезновение сопоставления: - это ….5. Кинестетическая метафора – это…
Рефрейминг В основе рефрейминга лежат следующие базовые положения НЛП: · любой симптом, любая реакция, любое поведение человека изначально носят защитный характер и поэтому полезны; вредными они становятся только тогда, когда используются в неподходящем контексте; · у каждого человека своя субъективная модель мира, которую можно изменить; · каждый человек обладает скрытыми ресурсами, позволяющими изменить и субъективное восприятие, и субъективный опыт и, как результат, субъективную модель мира. Этот метод хорош тем, что вместо того, чтобы работать с содержанием проблемы, он, используя скрытые ресурсы организма, реорганизует внутренние психические процессы человека и меняет отношение к самой проблеме. Существует несколько техник рефрейминга (шестиступенчатый рефрейминг, контекстуальное преобразование и т.д.). Техника шестишагового рефрейминга: 1. Определить болезненный симптом, синдром или форму нарушения поведения. 2. Попросить пациента войти в контакт с его же «частью» личности, ответственной за данный симптом. Для этого предложить ему закрыть глаза и сосредоточиться на внутренних ощущениях и мысленно спросить себя о том, желает ли эта «часть» вступить с ним в контакт. Затем пациент внимательно следит за возникающими переживаниями. Терапевт должен отметить внешние невербальные признаки возникающего контакта: новую позу, резкое движение, иную мимику и т.д. Для большей достоверности следует заранее попросить пациента обозначить возникающий контакт с «частью» движением руки, кивком головы и др. Предварительно стоит рассказать клиенту про множество «частей», составляющих целое Я. Разъяснить, что каждая из частей существует, в принципе, чтобы приносить ему пользу, и только позже трансформируется в болезненный симптом или нежелательное поведение. 3. Отделить симптом (поведение) от первоначального мотива (намерения). Другими словами, узнайте, для чего первоначально возникла данная «часть». 4. Найдите новую «часть» (новый способ), способную удовлетворить это первоначальное намерение. Можно найти два-три новых способа. Для этого попросите пациента обратиться к своему внутреннему Я, точнее, к его «творческой части», с просьбой найти эти новые способы. Если творческую часть внутри себя отыскать не удается, создайте ее. Для этого попросить пациента вспомнить ситуации, когда он был способен к творчеству и разрешал те же ситуации иными путями. Если попытка удалась, поставьте «якорь». Если же пациент утверждает, что никогда не был склонен к творчеству, предложите ему вспомнить человека, к которому он относится с уважением и который способен к творческому разрешению подобных ситуаций, а затем попросите найти 2-3 способа исполнения намерения. 5. Теперь предложите первоначально выделенной «части» (ответственной за симптом) использовать эти новые возможности (способы) для реализации намерений. Техника все та же: внутренний диалог с «частью». 6. Экологическая проверка. Пациент должен спросить себя, согласны ли все его «части» (все Я) с заключительным договором. Если возникают возражения – начать весь процесс сначала. При этом прежде всего выясните, в чем состоит возражение, и отделите его от намерения. Если же все части согласны, контракт заключен, процесс рефрейминга можно считать завершенным. Нужно ждать результатов (Джозеф О Коннор, Джеймс Сеймор «Введение в нейролингвистическое программирование»).
Объединенное поле НЛП, описанное Р. Дилтсом Роберт Дилтс построил простую, изящную модель мышления о личностных изменениях, обучении и коммуникации, которая собрала вместе идеи контекста, взаимоотношений, уровней обучения и позиций восприятия. Она, кроме того, сформировала контекст для мышления о техниках НЛП и предложила рамку для организации и сбора информации. Где толкнуть, чтобы вызвать изменение? Научение и изменение может иметь место на различных уровнях. 1. Духовность Это самый глубокий уровень, на котором мы рассматриваем и решаем важные метафизические вопросы. Духовный уровень управляет нашей жизнью и формирует ее, является фундаментом нашего существования. Любое изменение на этом уровне оказывает сильное воздействие на все остальные уровни. В некотором смысле он содержит все, чем мы являемся или что делаем, и все-таки не сводится ни к одной из этих вещей. 2. Идентичность Это мое базисное ощущение самого себя, мои центральные ценности в жизни, моя миссия 3. Убеждения Различные идеи, которые мы считаем верными и используем в качестве основы для повседневных действий. Убеждения могут быть как побуждающими, так и ограничивающими. 4. Способности Существуют группы или наборы поведений, общих умений и стратегий, которые мы используем в своей жизни. 5. Поведение Выполняемые нами специфические действия, не относящиеся к способностям. 6.Окружение То, на что мы реагируем, наше окружение, а также другие люди, с которыми мы встречаемся.
17.9. Метод десенсибилизации и переработки движениями глаз (ДПДГ) Основа – представление о существовании психофизиологического механизма – адаптивной информационно-перерабатывающей системы. Разработан Д. Шапиро. Движения глаз запускают процессы, активизирующие ускоренную переработку травматического опыта по аналогии с той, что в норме происходит на стадии сна с быстрыми движениями глазных яблок. Метод создан Шапиро и является, по сути, методом поведенческой психотерапии, но также часто рассматривается и как метод НЛП.
Стадии стандартной процедуры десенсибилизации и переработки движениями глаз 1. Оценка факторов безопасности клиента, изучение его истории болезни и планирование психотерапии. Основной критерий отбора клиентов – их способность справляться с высоким уровнем беспокойства, который может возникать во время сеанса при переработке воспоминаний о травме, а иногда и между психотравматическими сессиями. Необходимо провести анализ всей клинической картины расстройства и выделить специфические цели, требующие переработки. Важный этап психотерапии – работа с будущим, которая предполагает создание в воображении клиента «положительного примера» и закрепление новых адаптивных форм поведения и эмоционального реагирования. Для полноценного разрешения травматического опыта и достижения стабильного клинического эффекта в качестве цели должен поочередно избираться каждый из четырех вышеуказанных элементов. 2. Подготовка. Предполагает установление продуктивных терапевтических отношений с клиентом и создание атмосферы безопасности и доверия. Необходимо разъяснить смысл ДПДГ–терапии. На этой же стадии определяется способность клиента выполнять движения глаз. Задача психотерапевта – вызывать движения глаз от одного края его визуального поля до другого, определить наиболее комфортные движения для каждого пациента. Следует учесть, что боль в глазах требует немедленного прекращения процедуры. Обычно два пальца руки психотерапевта используют как точку фокусировки взгляда пациента. Психотерапевт держит пальцы вертикально с ладонью, обращенной к пациенту на расстоянии 30–35 см от его лица. Далее пальцы начинают медленно, а затем все быстрее двигаться горизонтально от правого края визуального поля до левого, указывая пациенту направление движений глаз. Таким образом подбирают оптимальную скорость движения, расстояние до пальцев, на котором держится рука. Обычно в ходе данной терапии применяются серии, состоящие из 24 движений глаз (туда и обратно – одно движение). В зависимости от конкретной реакции пациента и скорости переработки травматического материала серии могут быть увеличены. Для пациентов с повреждением зрения используются альтернативные формы стимуляции (постукивание по рукам или звуки). Сильные отрицательные эмоции, которые иногда возникают в ходе сеанса десенсибилизации и переработки движениями глаз, также могут потребовать для клиента передышки и усиления чувства безопасности, что достигается его обращением к приятным и успокаивающим событиям прошлого. Для этого полезно обучить клиентов технике «Безопасное место». На стадии подготовки клиенту объясняют, что во время сеанса он будет контролировать все происходящее и в любой момент сможет остановить процедуру, приподняв руку или подав другой условный сигнал психотерапевту. 3. Определение предмета воздействия. Определяется цель воздействия. Вначале это будут реальные травмирующие события, затем переработке подвергаются навязчивые мысли и другие негативные воспоминания, кошмарные сновидения, любые факторы, оживляющие болезненные переживания прошлого. После идентификации конкретного воспоминания клиенту предлагают избрать образ, который лучше всего соответствует ему (отражает наиболее неприятную часть произошедшего события). Затем выявляются снижающие самооценку убеждения клиента. Его просят выразить словами те неприятные, болезненные представления о себе, которые в настоящее время соответствуют психической травме. Высказывать отрицательное самопредставление клиент должен в настоящем времени, с использованием местоимения «я». Следующий шаг – определение желаемого положительного самопредставления, то есть более уместного, конструктивного представления, которое хотел бы иметь клиент в настоящий момент, когда он вспоминает о травмирующей ситуации. Введение положительного самопредставления стимулирует когнитивное переструктурирование (переоценку) пациентом травмирующих событий и облегчает формирование адекватного к ним отношения. Положительное самопредставление оценивается по семибалльной Шкале соответствия представлений (ШСП), где 1 балл – полное несоответствие, а 7 баллов – полное соответствие истинному представлению о себе. Клиент дает оценку исходя из интуитивного ощущения. На следующем шаге пациент определяет негативные эмоции, появляющиеся при сосредоточении на картине травмирующего события и повторении слов, соответствующих отрицательному представлению. Уровень беспокойства, причиняемого воспоминаниями, оценивается по Шкале субъективного беспокойства (ШСБ), где 0 – состояние полного спокойствия, а 10 – максимальное беспокойство (наихудшее из того, что только можно представить). На этом же этапе определяются локализация и интенсивность дискомфортных ощущений. 4. Десенсибилизация. Стадия сосредоточена на снижении негативных эмоций клиента при его обращении к воспоминанию о травме до 0 или 1 балла по ШСБ. Нередко в процессе работы наблюдается кратковременное усиление негативных эмоций и ощущений или наступает отреагирование. В случае отреагирования клиент как бы заново переживает ситуацию психической травмы, испытывая при этом прежние мысли, эмоции, ощущения. При десенсибилизации и переработке движениями глаз, в отличие от гипноза, не происходит полного погружения в воспоминание, поскольку сохраняется двойная фокусировка – на осознавании прошлого и на чувстве безопасности в настоящем. В ходе переработки основного травматического материала, в сознании клиента могут всплывать дополнительные воспоминания, ассоциативно связанные с психической травмой. Если одновременно возникает несколько воспоминаний, клиенту предлагают сосредоточиться на наиболее беспокоящем из них. Следует отметить, что всплывшее в сознании дополнительное воспоминание иногда бывает чрезвычайно беспокоящим и дискомфортным. В таком случае оно может быть избрано новой целью для следующего сеанса десенсибилизации и переработки движениями глаз. Однако полномасштабная работа с новой целью должна начинаться лишь после завершения переработки предыдущего воспоминания, связанного с травмой. 5. Инсталляция. Цель стадии – связать желаемое положительное самопредставление с избранной в качестве цели связанной с травмой информацией, что ведет к повышению самооценки клиента. Следует сначала попросить пациента оценить первоначальное положительное представление о себе с точки зрения его привлекательности после проведения десенсибилизации. На этом этапе пациенты нередко уточняют или полностью изменяют значимое для них представление. Далее клиенту предлагают подумать о первоначальном травмирующем событии и об этих словах, а затем ответить на вопрос: «Насколько истинными вам кажутся сейчас эти слова, от 1 – полностью не соответствуют, до 7 – полностью соответствуют (истинны)?» После этого клиенту следует удерживать вместе картину события (думать о нем) и положительное представление. Цель психотерапевта – проведение такого количества серий движений глаз, которое необходимо для усиления положительного самопредставления до 7 баллов. 6. Сканирование тела. Стадия сосредоточена на устранении возможного остаточного напряжения или дискомфортных ощущений в теле. Клиенту предлагают закрыть глаза и, удерживая в сознании первоначальное воспоминание и положительное представление, мысленно пройтись по различным частям своего тела, начиная с головы и постепенно опускаясь вниз. Следует сообщать вслух обо всех местах, в которых он обнаружит какое-либо напряжение, зажатость или другие необычные ощущения. Если такие ощущения отсутствуют, проводят серию движений глаз. В случае неприятных ощущений или мышечном напряжении их перерабатывают, пока дискомфорт не снизится. Иногда телесное напряжение, вскрытое при сканировании тела, может проявить новую цепь негативных ассоциаций, для переработки которых потребуется время. 7. Завершение. Стадия направлена на возвращение клиента в состояние эмоционального равновесия в конце каждого сеанса, вне зависимости от того, полностью ли завершена переработка дисфункционального материала. Если травматический материал переработан не полностью, велика вероятность продолжения переработки после окончания сеанса. При этом клиент может испытывать тревогу различной степени, о чем следует его предупредить. Целесообразно предложить пациенту запомнить (записать) беспокоящие его воспоминания, сновидения, мысли и ситуации, которые возникают между сеансами. Впоследствии они могут стать новыми целями воздействия ДПДГ–терапии. 8. Переоценка. Проводится перед началом каждого нового сеанса десенсибилизации и переработки движениями глаз. Психотерапевт вновь возвращает пациента к ранее переработанным целям и оценивает реакцию пациента для определения того, сохраняется ли эффект лечения. Новый дисфункциональный материал можно подвергнуть переработке только после того, как произойдет полная интеграция психических травм, подвергшихся лечению ранее.
Вопросы для повторения:
Литература 2. Бэндлер, Р. Структура магии. НЛП [Текст] / Р. Бэндлер, Д. Гриндер. – СПб., 1996. – 496 с. 3. Бендлер, Р. Из лягушек в принцы [Текст] / Р. Бэндлер, Д. Гриндер. – Воронеж: Модек, 1995. – 239 с. 4. Бендлер, Р. Рейфреминг [Текст] / Р. Бэндлер, Д. Гриндер. – Воронеж: Модек, 1995. – 257 с. 5. Бендлер, Р. Шаблоны гипнотических техник Милтона Эриксона с точки зрения НЛП [Текст] / Р. Бэндлер, Д. Гриндер. – М.: Класс, 1995. – 229 с. 6. Бурлачук, Л. Ф. Психотерапия [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, А. С. Кочарян, М. Е. Жидко. – СПб.: Питер, 2002. – 466 с. 7. Калина, Н. Ф. Основы психотерапии [Текст] / Н. Ф. Калина. – Ваклер, 1997. – 264 с. 8. Коннор, Дж. О. Введение в НЛП [Текст] / Дж. О. Коннор, Дж.Сеймор. – Челябинск: Версия,1997. – 285 с. 9. Психотерапевтическая энциклопедия [Текст] / под ред. Б. Д. Корвасарского. – СПб.: Питер, 1998. – 743 с. 10. Эриксон, М. Мой голос останется с вами [Текст] / М. Эриксон. – СПб.: Век, 1995. – 253 с. 11. Эриксон, М. Человек из февраля [Текст] / М. Эриксон. – М.: Класс, 1995. – 246 с.
18. Трансактный анализ
Сегодня трансактный аенализ представляет из себя один из классических вариантов современного психоанализа. Создателем трансактного анализа является Э.Берн (1957). Международная ассоциация трансактного анализа определяет его как теорию личности и системную психотерапию с целью развития и изменения личности.
Составляющие классического трансактного анализа (В.В. Макаров) [36, 49]: 1. Анализ фиксированных экзистенциальных позиций, занятых основными жизненными позициями или фиксированными эмоциональными установками – основными, базовыми представлениями человека о себе, своем месте в обществе и окружающем мире. Они складываются в раннем детстве. 2. Структурный анализ, исследующий составные части человеческой личности и взаимодействия между ними, как осознаваемое, так и бессознательное. Структура личности в основном складывается в дошкольном возрасте. В дальнейшем без специального терапевтического воздействия может развиваться не более чем одна треть из большего числа ее составляющих. 3. Анализ взаимодействий (трансакций), посвященный вариантам межличностного общения. 4. Анализ психологических игр, исследующий особые варианты межличностного и внутриличностного взаимодействия с обманами, ловушками, расплатами, разочарованиями и выигрышами. Все люди играют в игры. Распознание игр – особая миссия психотерапевта. 5. Анализ неосознаваемых планов жизни, или жизненных сценариев. Многие люди живут и действуют по сценарию и мало кто без специальной психологической работы осознает свой сценарий, то, насколько он описывается в изменяющийся мир.
Основная цель трансактного анализа: 1. принятие ответственности, владение собой, достижение автономии, самостоятельного определения своей судьбы; 2. достижение человеком независимости и автономии, освобождение от принуждения, включенность в настоящее, свободные от игр взаимодействия, допускающие откровенность и близость; 3. возможность жить, реализуя себя, быть счастливым в изменяющемся мире.
Структура личности В трансактном анализе выделяют три составляющие личности [36, 49]: Экстеропсихическое (Родительское) состояние; Неопсихическое (Взрослое) состояние и Археопсихическое (Детское) состояние. Каждая часть представляет из себя способ проявления нашей личности, совокупность связанных друг с другом моделей поведения, мыслей, чувств и желаний. Родительское состояние. Согласно представлениям трансактного анализа каждый человек в первые годы своей жизни запечатлел в психике авторитетные фигуры своего окружения. Это прежде всего его родители, прародители. Эта составляющая психики, складывающаяся из внешних влияний, называется Родительским состоянием или просто родителем. Родительское состояние представляет собой внешнюю, авторитарную реальность детских лет человека, фиксировавшуюся в психике. Его основные функции состоят в сохранении традиций, сбережении опыта прежних поколений. Оно является хранителем этических норм, морали. Родительское состояние ответственно за автоматические решения и действия. Хорошо сформированное Родительское состояние позволяет эффективно действовать в качестве родителей своих детей. Характерны мимические и пантомимические признаки Родителя, его мимика и жесты. Типичные проявления состоят в хмурящемся лбе, поджатых губах, руках, сложенных на груди. Для Родительского состояния характерны следующие типичные словесные обороты: «всегда», «никогда», «ни за что на свете», «должен», «обязан», «я бы на твоем месте», «здесь лучше поступить так…», а также использование пословиц и поговорок. Родительское состояние в свою очередь неоднородно. Можно выделить два его проявления: Поощряющий Родитель и Карающий Родитель. Карающий Родитель реализуется в родительских запретах. Поощряющий Родитель реализуется посредством родительских разрешений. Человек с преобладанием Родителя в структуре личности напряжен, строг к себе и окружающим, всегда живет по четко установленным правилам, все новое воспринимает подозрительно. Когда Родительское состояние блокировано и не функционирует, человек лишается этики, моральных принципов и устоев, родительского инстинкта.
Взрослое состояние. Благодаря этому состоянию каждый из нас постоянно получает, накапливает, обрабатывает и хранит информацию из внешнего мира и собственного организма, мыслит и принимает решения в соответствии с поступившей информацией, приспосабливается к изменяющемуся миру. Кроме того развитое и компетентное Взрослое состояние может стать координатором, осуществляющим посредничество между другими составляющими психики человека. Чаще это достигается при помощи специальной психотерапии. Взрослое состояние может иметь свои узнаваемые черты и характеристики. В мимике оно проявляется глубокомысленной концентрацией внимания на процессе мышления, в заинтересованности человека, изучающего окружающее. Взрослое состояние технологично. В случае преобладания взрослого состояния с полным подавлением других составляющих психики человек становится рациональным, объективным, способным просчитать адаптивное поведение. Это очень сухой и рациональный человек. Когда взрослое состояние блокировано и не функционирует, человек живет в прошлом. Он не способен осознать изменяющийся мир. Детское состояние. Оно представляет собой зафиксировавшуюся внутреннюю реальность детства каждого человека. Это стремления, страхи, радости, удовольствия, чаяния и заблуждения. Его функции: порывы, любопытство, чувства и эмоции, опрометчивые поступки, интуитивное творчество. Детское состояние характеризуют гримасы, всхлипывания, высокий хнычущий голос, закатывание глаз, хихиканье, закатывание глаз, смех. Также типичны пожимание плечами, потупленный взор, улыбка, застенчивый наклон головы, высокий и хнычущий голос. В Детском состоянии человек верит, что он благодаря своей беспомощности может заставить других решать его проблемы. Беспомощность может стать формой насилия, направленной вовне. Человек игнорирует свои способности решать за него проблемы. С детским состоянием связаны и всевозможные манипуляции. У Детского состояния есть три базовых верования: в бессмертие, в неотразимость своего очарования, во всемогущество своих мыслей и чувств. Эти вер
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.104 (0.018 с.) |