Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рационально-эмоциональная психотерапияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рационально-эмотивная психотерапия имеет много общего с разработанной А. Беком когнитивной психотерапией. Рационально-эмотивная психотерапия [2, 4, 5], разработана А. Эллисом в 50-е гг. В этом методе выделяется три ведущих психологических аспекта психического функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение. А. Эллис, так же как и А. Бек, считал, что между стимулом и реакцией находится когнитивный компонент – система убеждений человека. А. Элис выделяет два типа когниций: дескриптивные и оценочные. Дескриптивные (описательные) когниции содержат информацию о реальности, информацию о том, что человек воспринял в окружающем мире (их можно было бы назвать чистой информацией о реальности). Оценочные когниции содержат отношение к этой реальности (оценочная информация о реальности), для их обозначения Эллис использовал термин belief – убеждение, вера (В). Предполагается, что дескриптивные когниции соединены с оценочными когнициями связями разной степени жесткости. Гибкие связи между дескриптивными и оценочными когнициями формируют рациональную систему установок (убеждений), жесткие – иррациональную. Не объективные события сами по себе вызывают позитивные или негативные эмоции, а оценка, наше внутреннее восприятие их. Мы чувствуем то, что думаем по поводу воспринятого. Расстройства в эмоциональной сфере, ряд психопатологических симптомов являются результатом нарушений в когнитивной сфере (таких, как сверхгенерализации, ложные выводы и жесткие установки). Эти нарушения в когнитивной сфере А. Эллис назвал иррациональными установками (IB). С точки зрения А. Эллиса, это жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями типа предписания, требования, обязательного приказа, не имеющего исключений; они носят абсолютистский характер. Поэтому обычно иррациональные установки не соответствуют реальности как по силе, так и по качеству этого предписания. Если иррациональные установки не реализуются, они приводят к длительным, неадекватным ситуации эмоциям, затрудняют деятельность индивида, мешают достижению его целей. У нормально функционирующего индивида имеется рациональная система установок, которую можно определить как систему гибких эмоционально-когнитивных связей, гибких связей между дескриптивными и оценочными когнициями. Эта система носит вероятностный характер, выражает скорее пожелание или предпочтение. Рациональной системе установок соответствует умеренная сила эмоций. Хотя иногда они и носят интенсивный характер, однако не захватывают человека надолго и поэтому не блокируют его деятельность и не препятствуют достижению целей. Иррациональные установки — это жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями, которые носят абсолютистский характер (типа предписаний, требований, обязательного приказа, не имеющего исключений). Иррациональные установки не соответствуют реальности как по силе, так и по качеству этого предписания. Если человек не может реализовать иррациональные установки, то следствием этого являются длительные, не адекватные ситуации эмоции, которые препятствуют нормальному функционированию индивида. С точки зрения Эллиса, эмоциональные расстройства обусловлены именно нарушениями в когнитивной сфере, иррациональными убеждениями или иррациональными установками. Возникновение психологических проблем у клиента связано с функционированием иррациональных установок. Однако рационально-эмоциональная психотерапия сфокусирована не на генезе иррациональных установок, а на том, что поддерживает и укрепляет их в настоящем. Работа психотерапевта, придерживающегося этого метода, сводится сначала к опознанию иррациональных установок, затем к конфронтации с ними и пересмотру их, закреплению функционирования рациональных (гибких) установок. Человек, пересмотревший иррациональные установки, характеризуется адекватностью эмоционального реагирования в плане частоты, интенсивности и длительности негативных его проявлений. Данный метод показан прежде всего клиентам, способным к интроспекции, анализу своих мыслей. Предполагается активное участие клиента на всех этапах психотерапии, установление с ним отношений, близких к партнерским. Этому помогает совместное обсуждение возможных целей психотерапии, проблем, которые хотел бы разрешить пациент (обычно это симптомы соматического плана или хронического эмоционального дискомфорта). Начало работы включает информирование клиента о «философии» метода (эмоциональные проблемы вызывают не сами события, а их оценка), о последовательных этапах восприятия события человеком: ао – Ас – В (включающая как RB, так и IB) – С, где ао – объективное событие (описанное группой наблюдателей), Ас – субъективно воспринятое событие (описанное пациентом), В – система оценки клиента, предопределяющая, какие параметры объективного события будут восприняты и будут значимы, С – эмоциональные и поведенческие последствия воспринятого события, в том числе и симптоматика. Цель этого метода – перевод клиента в проблемной ситуации с иррациональных установок на рациональные. Работа строится с учетом схемы А, В, С. Первый этап – кларификация, прояснение параметров события (А), в том числе параметров, наиболее эмоционально затронувших пациента, вызвавших у него неадекватные реакции. Фактически на этом этапе происходит личностная оценка события. Кларификация позволяет пациенту дифференцировать события, которые могут и не могут быть изменены. При этом цель психотерапии – не поощрение клиента к уходу от столкновения с событием, не изменение его самого (например, переход на новую работу при наличии неразрешимого конфликта с начальником), а осознание системы оценочных когниций, затрудняющих разрешение этого конфликта, перестройка ее и только после этого – принятие решения об изменении ситуации. В противном случае пациент сохраняет потенциальную уязвимость в сходных ситуациях. Следующий этап – идентификация следствий (С), прежде всего аффективных воздействий события. Цель этого этапа – выявление всего диапазона эмоциональных реакций на событие. Это необходимо, поскольку не все эмоции легко дифференцируются человеком, некоторые подавляются и поэтому не осознаются из-за включения рационализации, проекции, отрицания и некоторых других механизмов защиты. У одних клиентов осознание и вербализация испытываемых эмоций затруднены из-за словарного дефицита, у других – из-за поведенческого дефицита (отсутствие в его арсенале поведенческих стереотипов, обычно связанных с умеренным проявлением эмоций; такие клиенты реагируют полярными эмоциями, например или сильной любовью, или полным отвержением). Вторичный выигрыш от болезни также может исказить осознание испытываемых эмоций. Для достижения цели этого этапа используется ряд приемов. Наблюдение за экспрессивно-моторными проявлениями при рассказе клиента о событии и предоставление обратной связи психотерапевтом, говорящим о своем восприятии характера эмоциональной реакции у клиента; высказывание предположений о чувствах и мыслях у типичного индивида в подобной ситуации (обычно такое высказывание помогает пациенту осознать неосознаваемые эмоции). В некоторых случаях можно использовать приемы усиления из арсенала гештальт-терапии (усиление отдельных экспрессивно-моторных проявлений с осознанием языка тела и др.). Выявление системы оценочных когниций (как иррациональных, так и рациональных установок) облегчается, если два предшествующих этапа реализованы полноценно; вербализации же их помогает ряд технических приемов: фокусировка на тех мыслях, которые приходили пациенту на ум в момент столкновения с событием; высказывание психотерапевтом гипотетических предположений типа «У меня в такой ситуации возникли бы следующие мысли»; вопросы с проекцией в будущее время, например: «Предположим, что произойдет самое худшее, что же это будет?» и др. Выявлению иррациональных установок помогает анализ используемых клиентом слов. Обычно с иррациональными установками связаны слова, отражающие крайнюю степень эмоциональной вовлеченности пациента (ужасно, потрясающе, невыносимо и др.), имеющие характер обязательного предписания (необходимо, надо, должен, обязан и др.), а также глобальных оценок лица, объекта или события. А. Эллис выделил четыре наиболее распространенные группы иррациональных установок, создающих проблемы: 1) катастрофические установки, 2) установки обязательного долженствования, 3) установки обязательной реализации своих потребностей, 4) глобальные оценочные установки. Цель этапа реализована, когда в проблемной области выявлены иррациональные (а их может быть несколько) установки, показан характер связи между ними (параллельные, артикуляционные, иерархической зависимости), делающей понятной многокомпонентную реакцию индивида в проблемной ситуации. Выявление рациональных установок также необходимо, поскольку они составляют ту позитивную часть отношения, которая в последующем может быть расширена. Следующий этап – реконструкция иррациональных установок. К нему следует приступать, если клиент легко идентифицирует иррациональные установки в проблемной ситуации. Реконструкция установок может протекать на когнитивном уровне, на уровне воображения, а также на уровне поведения – прямого действия. Реконструкция на когнитивном уровне включает доказательство клиентом истинности установки, необходимости сохранения ее в данной ситуации. Обычно в процессе такого рода доказательств пациент еще более отчетливо видит негативные последствия сохранения данной установки. Использование приемов вспомогательного моделирования (как бы другие решали эту проблему, какие установки они имели бы при этом) позволяет сформировать на когнитивном уровне новые рациональные установки. При работе на уровне воображения клиент вновь мысленно погружается в психотравмирующую ситуацию. При негативном воображении он должен максимально полно испытать прежнюю эмоцию, а затем попытаться уменьшить ее уровень, осознать, за счет каких новых установок ему удалось достигнуть этого. Погружение в психотравмирующую ситуацию повторяется неоднократно. Тренировка может считаться эффективно проведенной, если пациент уменьшил интенсивность испытываемых эмоций с помощью нескольких вариантов установок. При позитивном воображении клиент сразу представляет проблемную ситуацию с позитивно окрашенной эмоцией. Реконструкция с помощью прямого действия является подтверждением успешности модификаций установок, проведенных на когнитивном уровне и в воображении. Иногда можно начинать реконструкцию сразу на уровне поведения, при этом работа с пациентом напоминает систематическую десенсибилизацию (постепенное приближение к реальной ситуации опасности с осознанием включения иррациональной установки, торможение ее реализации в поведении, использование для описания ситуации других рациональных установок). Важным элементом данного варианта психотерапии являются домашние задания, способствующие закреплению адаптивного поведения.
Вопросы для подготовки: 1. Теоретические основы метода рационально-эмотивной психотерапии. 2. Каковы отличия рационально-эмотивной психотерапии? 3. Каковы основные этапы рационально-эмотивной психотерапии? 4. Каковы технические приемы рационально-эмотивной психотерапии? 5. Каковы особенности психотерапевтического воздействия в КП и РЭТ?
Литература: 1.Александров, А. Личностно-ориентированные методы психотерапии [Текст] / А. Александров. – СПб.: Речь, 2000. – 237 с. 2.Бурлачук, Л. Ф. Психотерапия [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, А. С. Кочарян, М. Е. Жидко. – СПб.: Питер, 2003. – 466 с. 3.Калина, Н. Ф. Основы психотерапии [Текст] / Н. Ф. Калина. – Ваклер, 1997. – 264 с. 4.Кондрашенко, В. Т. Общая психотерапия [Текст] / В. Т. Кондрашенко, Д. И. Донской. – Минск, 1998. – 487 с. 5.Макаров, В. В. Избранные лекции по психотерапии [Текст] / В. В. Макаров. – М.: Академ. Проект, 1999. – 415 с. 6.Психотерапевтическая энциклопедия [Текст] / под ред. Б. Д. Корвасарского. – СПб.: Питер, 1998. – 743 с. 7.Уолен, С. Рационально-эмотивная психотерапия. Когнитивно-бихевиоральный подход [Текст] / С.Уолен, Р. Ди Гусепп, Р.Уэсслер. – М.: Институт гуманитарных знаний, 1997. – 257 с.
Рациональная психотерапия
Термин «рациональная психотерапия» обычно используется для обозначения [5] метода, разработанного Дюбуа П. (Dubois P., 1912): “Рациональной психотерапией я называю ту, которая имеет своей целью действовать на мир представлений пациента непосредственно или именно путем убедительной диалектики”. Рациональная психотерапия - метод, в котором используется логическая способность пациента проводить сопоставления, делать выводы, доказывать их обоснованность. Основной мишенью рациональной психотерапии является искаженная «внутренняя картина болезни», создающая дополнительный источник переживаний для больного. Снятие неопределенности, коррекция противоречивости, непоследовательности представлений пациента – основные направления воздействия рациональной психотерапии. В отличие от других методов психотерапии, все методические приемы рациональной психотерапии построены на логической аргументации. В зависимости от степени директивности психотерапевта выделяют различные варианты рациональной психотерапии. При одних клиент приводится к определенному запрограммированному результату, при этом психотерапевт проявляет высокую активность, побуждая клиента сформулировать нужные выводы. В такой ситуации может быть использована методика сократовского диалога, при котором вопросы задаются таким образом, что предполагают только положительные ответы, на основании которых клиент уже сам делает выводы. Другие представители рациональной терапии, обращаясь к логическому мышлению клиента, значительную роль отводят также отреагированию, поведенческому научению. Рациональная психотерапия может приближаться к дидактике, что нашло отражение в термине психагогика, предложенном Кронфельдом (1927) для своего варианта рациональной психотерапии. Рациональная психотерапия должна влиять на три уровня внутренней картины болезни: 1. Сенсорный уровень – отношение к боли; 2. Эмоциональный (м.б. как недооценка, так и переоценка опасности болезни); 3. Интеллектуальный; Основными формами и этапами являются: 1) объяснение и разъяснение, включающее истолкование сущности заболевания, причин его возникновения, с учетом возможных психосоматических связей, до этого, как правило, игнорируемых клиентом и не включаемых во «внутреннюю картину болезни»; в результате реализации этого этапа достигается более ясная, определенная картина болезни, снимающая дополнительные источники тревоги и открывающие пациенту возможность самому более активно контролировать болезнь; 2) убеждение – коррекция не только когнитивного, но и эмоционального отношения к болезни, способствующая переходу к модификации личности пациента; 3) переориентация – достижение более стабильных перемен в установках больного, прежде всего в его отношении к болезни, связанное с изменением в системе его ценностей и выходящее за пределы болезни; 4) психагогика – переориентация более широкого плана, создающая позитивные перспективы для пациента вне болезни. Рациональная психотерапия может проводиться в форме как индивидуальной, так и групповой психотерапии. В качестве одного из элементов она входит практически во все виды психотерапии. Успех рациональной психотерапии зависит от учета индивидуальных установок больного и его возможностей, от последовательной, систематической работы с ним.
Вопросы для повторения: 1. На какие уровни внутренней картины болезни влияет рациональная психотерапия? 2. Каковы этапы рациональной психотерапии? 3. Каковы особенности факторов терапевтического воздействия? 4. Какова позиция терапевта в терапевтическом процессе?
Литература: 1. Бурлачук Л.Ф., А.С. Кочарян Психотерапия [текст]/Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян. - С-Пб. – Питер. - 2003. 2. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учебник для студентов мед. вузов [текст]/Б.Д. Карвасарский. - С-Пб. – Питер. - 1999. 3. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии [текст] / В.В. Макаров. - М. - Академ. Проект. - 1999. 4. Психотерапевтическая энциклопедия [текст]/Под ред. Б.Д. Карвасарского. - С-Пб. – Питер. - 1998.
8. Позитивная психотерапия (от латинского positum – «имеющее место, реально существующее)
Авторское название психотерапевтической концепции [4, 5, 45], разрабатываемой с 1972 г. (от латинского positum – «имеющее место, реально существующее»). Н. Пезешкианом (H. Peseschkian). В настоящее время широко используется краткострочная позитивная терапия, авторы которой (Т. Ахола, Б. Фурман, К. Берг, Б. Бараш) дополнили метод положениями психотерапевтических концепций М. Эриксона и системной и стратегической семейной терапии В. Сатир. Основные особенности позитивной психотерапии: · Позитивный подход – позитивная трактовка проблемы, фиксация внимания на ресурсах клиента. · Использование только положительного подкрепления. · Принцип утилизации – для решения проблемы используется все, что имеется в арсенале клиента (личные качества, знания, умения, социальное окружение). · Принцип экономичности – «не чинить то, что не сломано», «по возможности решать проблему малыми средствами». · Убежденность в мудрости клиента. · Ориентация на будущее. · Принцип сотрудничества. · Экоцентризм – работа с социальным окружением клиента. · Использование юмора.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.63 (0.016 с.) |