Уровни адаптации, на которые идет воздействие в процессе психотерапии: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровни адаптации, на которые идет воздействие в процессе психотерапии:



1. Социально-личностный уровень адаптации: в основе адаптирующегося действия лежит неосознаваемая созидательная гармонизация, интегрирующая сила, некоего эстетического и творческого начала, заложенного в искусстве.

2. Личностно-ассоциативный уровень адаптации: облегчение и компенсация достигаются за счет не столько эстетического действия, сколько вследствие снижения напряжения.

3. Ассоциативно-коммуникативный уровень адаптации: лечебное действие арттерапии достигается подключением интеллектуальных операций (проекция, обсуждение и осознание конфликта), облегчением психотерапевтических контактов и доступа психотерапевта к психопатологическим переживаниям, не требующим эстетического компонента, ибо результат достигается даже при простейшем проективном изображении проблем.

4. Социально-коммуникативный уровень адаптации: в качестве адаптирования используются прикладные возможности творчества, арттерапия рассматривается упрощенно, как один из видов занятости, вариант организации и время провождения, принципиально не отличающегося от других аналогичных методов.

5. Физиологический уровень адаптации: учитывается физическое, физиологическое и координационно-кинетическое влияние пластического изображения, творчества на организм и психику.

Каждый из элементов классификации допускает использование искусства и в экспрессивном творческом варианте, когда творят сами больные, и в импрессивном, когда используется восприятие уже готового произведения изобразительного творчества.

 

В зарубежной психотерапии выделяют 4 основных направления в применении арттерапии:

  1. Использование для лечения уже существующего произведения искусства путем их анализа и интерпретации пациентом (пассивная Арттерапия).
  2. Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор (активная Арттерапия).
  3. Одновременное использование первого и второго принципов.

4. Акцентирование роли самого психотерапевта, его взаимоотношения с клиентом в процессе обучения его творчеству

Арттерапевтические занятия проводятся двумя способами [8, 17]. В первом случае больным предоставляется возможность нарисовать что-то, вылепить, построить по собственным рисункам на определенную тему, используя для самовыражения пластилин, глину, краски и другие материалы. При этом нередко удается увидеть необычные сочетания цветов, своеобразную форму, самобытное выражение сюжета – все это непосредственно связано с особенностями мироощущения клиента, с его чувствами, переживаниями, отражающими скрытые элементы болезни. Помимо лечебного эффекта арттерапия позволяет получить так же дополнительный диагностический материал. Второй вариант – неструктурированные занятия. Пациенты сами выбирают тему материал, инструменты. В конце занятия проводится обсуждение темы, манеры выполнения и т.д. основная задача арттерапевта на первых этапах – преодолеть смущение пациента, его нерешительность или страх. Нередко сопротивление приходится преодолевать постепенно, чему способствует общение клиентов на группе. На первых порах занятия преследуют коммуникативные и адаптирующие цели. Активная деятельность, творчество способствуют расслаблению, снятию напряжения. Для изменения и повышения самооценки большую роль играет постоянный интерес и положительная оценка со стороны арттерапевта, других участников группы, а также выставки, устраиваемые в кабинете арттерапии. Эмоциональная личностная заинтересованность активирует больного. Со временем открывается путь для более активного терапевтического воздействия.

Существует много различных видов терапии искусством. Это использование рисунков, живопись красками, лепка, использование фольги, создание коллажа, также сюда может быть отнесена: музыкальная терапия, библиотерапия, рисуночная терапия, биографический метод, танцевальная терапия,  песочная терапия, кинотерапия.

Материалы используются самые простые, такие, как наборы карандашей всех цветов, глина для лепки, а также деревяшки, камни, кусочки ткани и бумага. Иногда члены группы могут приносить и другие материалы, которые привлекают их: береговой песок и кору деревьев. Помещение должно обеспечивать место для движений и шумных игр. Руководитель старается быть как можно более незаметным, для того чтобы способствовать творчеству. 

Е. Крамер указывает на следующие варианты использования материалов:

1. манипуляции с целью исследования физических свойств (глина, песок, вода, вкус красок, цвет и т.д.);

2. деструктивное поведение с потерей ребенком контроля за своими действиями (рвет бумагу, разбрызгивает краски, бросает карандаши, переливает воду в краски и т.д.);

3. стереотипное воспроизведение одних и тех же рисунков и действий;

4. рисование графических пиктограмм;

5. создание художественных образов.

Такая последовательность использования художественных материалов отражает позитивные моменты коррекционной работы с детьми в случае ее успешности.

   Арттерапия широко используется в работе с детьми и с больными психосоматическими расстройствами. Г.Е. Сухарева, И.В. Карпенкова рекомендуют использовать средства изотерапии для работы с детьми с ЗПР. Показаниями для использования рисуночной терапии, по мнению О.А. Карабановой, являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, импульсивность эмоциональных реакций; эмоциональная депривация детей, переживания ребенком эмоционального отвержения и чувства одиночества; наличие конфликтных межличностных ситуаций, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией, ревность к сиблингам; повышенная тревожность, страхи, фобические реакции; негативная "Я-концепция", низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия. Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Образ может выступать для ребенка своеобразным "накопителем", внутри которого, могут сохраняться негативные переживания ребенка, до тех пор, пока он не сможет осознать или "принять" их. "Защитная" функция игрового пространства, материала и изобразительного образа предлагает также то, что они обеспечивают возможность регресса психики и тем самым необходимую степень "открытости" ребенка для психотерапевтической работы. Регрессия и отражение регрессивного материала (опыта, ролей, ситуаций) в изобразительном процессе ведут к взаимодействию с этим материалом и его постепенной реинтеграции. 

Особенность арттерапии – свободное выражение себя. Чувственный мир доступнее языку цвета, красок, движений, чем языку слов, который контролируется нами более тщательно. При работе с рисунком, особенно с красками, важно предоставить клиенту возможность выбирать не только краски, но и инструмент, с помощью которого он будет рисовать. 

Клиент свободно проецирует и отражает в рисунке свои страхи, какие-то «смутные» телесные ощущения, болезненные симптомы. Рисование или лепка сами по себе – обращение к довольно раннему опыту выражения себя в жизни человека. Кроме того, это процесс, позволяющий реализовать в символической форме свои желания и чувства. Осознавая внутренние противоречия, в мире рисунка пациент имеет власть и возможность перестроить их в пространстве листа, проиграть в рисунке новые модели отношений. Работая с образами рисунка клиент работает как бы с собой, и те изменения, которые вносит он в поле рисунка, происходят также и на внутреннем плане.

 

Вопросы для повторения:

  1. Каковы основные отличия арттерапии от других методов?
  2. Кто является основателем метода?
  3. Каковы возможности и цели арттерапии?
  4. Основные способы проведения арттерапии?
  5. Каковы основные направления применения арттерапии?

 

Литература:

1.  Копытин А.И. Системная арт-терапия [текст]/А.И. Копытин. –С-Пб. – 2001.

2. Копытин А.И. Основы арт-терапии[текст]/А.И. Копытин. – С-Пб. -1999.

3. Кери Л. Семейная песочная терапия.Игровая семейная терапия [текст]/Л. Кери. С-Пб. -2001.

4. Маклаган Д. Образ в арт-терапии: от символа к эстетическим качествам. Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии [текст]/Д. Маклаган – 2001.

 

11. Экзистенциальная психотерапия

 

 Собирательное понятие для обозначение психотерапевтических подходов [1, 2], в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути (A. M. Cohen, R. D. Smith, 1976).

Термин происходит от позднелатинского existentia – существование. Методы экзистенциальной психотерапии имеют родство с экзистенциальным направлении в философии – философии существования, возникшей в ХХ в. (Бурлачук Л.Ф., 2003). Представителями этого направления в философии являются С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Бубер, Ж. Сартр, А. Камю, Л. И. Шестов, Н. А. Бердяев. Центральное понятие учения – экзистенция (человеческое существование) как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основные проявления человеческой экзистенции – забота, страх, решимость, совесть, любовь. Все проявления определяются через смерть – человек прозревает свою экзистенцию в пограничных и экстримальных состояниях (борьба, страдание, смерть). Постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, которая и есть выбор своей сущности.

Границы экзистенциальной психологии точно не определены, и в литературе существует несколько вариантов ее понимания. В узком смысле термин «экзистенциальная психотерапия» чаще применяется, когда речь идет об экзистенциальном анализе В. Франкла (V. E. Frankl, 1961). Иногда выделяют экзистенциально-гуманистическое направление, крупнейшим представителем которого называют Р. Мея (R. Mey.)

В более широком смысле под экзистенциальной психотерапией понимается экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии в целом. Часто в экзистенциальную психотерапию включают дазайн-анализ (анализ бытия, анализ существования) Л. Бинсвангера (L. Binswanger).

В последнее время разрабатываются и современные подходы в рамках экзистенциальной психотерапии, которые включают индивидуальные и групповые лечебные и коррекционные технологии.

И. Ялом очень точно замечает, что «экзистенциализму нелегко дать определение» (Л. Ф. Бурлачук, 2002). В большинстве философских работ эта проблема разрешается путем перечисления экзистенциальных тем (например: бытие, свобода, выбор, смерть, изоляция, абсурдность) и определения экзистенциального философа как того, чья работа посвящена их исследованию» (И. Ялом, 1999). 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.008 с.)