Классическая процедура психодрамы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классическая процедура психодрамы



 

Требования к психодраматической группе [2, 21, 44]

Оптимальные размеры группы – 7–12 человек. Эти границы определяются двумя обстоятельствами: с одной стороны, важно, чтобы состав группы был достаточным для драматического действия и включал наблюдателей, а с другой – чтобы были учтены потребности каждого. Группа может существовать как открытая, так и как закрытая. Желателен гетерогенный состав. Исключение составляют группы, гомогенные по одному признаку (например, группа родителей или группа подростков) и гетерогенные по другим.

 

 

Классическая процедура психодрамы предполагает наличие:

1) Протагониста – клиента, предъявляющего свою проблему, главного исполнителя. Протагонист – главный герой психодрамы. Он предлагает ситуацию для разыгрывания, ее постановку, и сам играет. Действуя в ней, а затем участвуя в обсуждении, он приобретает более полное видение ситуации, себя и других людей, формирует новые поведенческие образцы.

2) Терапевта (режисера) – того, кто помогает клиенту исследовать свои проблемы. Функции терапевта заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создания атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовке протагониста и всей группы к ролевой игре. Ведущий психодрамы – терапевт. Он несет ответственность за организацию сеанса, управляет им, выбирает подходящие техники, регулирует эмоциональную напряженность и включенность участников. Психодраматист (или директор психодрамы) выполняет четыре функции: аналитика, режиссера, терапевта и ведущего группы. В роли аналитика ведущий концентрируется на исследовательской функции. Он наблюдает за вербальными и невербальными проявлениями членов группы, соотносит их, отыскивает ключи, старается понять смысл переживаний. На основе обобщения этой информации, эмпатического вчуствования в переживания протагониста ведущий планирует сеанс, организует его ход, ставит цели и отыскивает средства для их достижения. Как режиссер ведущий ответствен за усвоение и использование языка психодрамы. Режиссер ставит сцены, но при этом он не вмешивается в их содержание. Протагонист сам решает, что будет разыгрываться, ведущий же на основе ключей направляет протагониста, помогает в создании мизансцены. Он генерирует идеи, обеспечивающие наилучшее продвижение, вдохновляет на игру. Как терапевт ведущий стремится достичь решения проблемы, добиться перемен. Он строит интервенцию, используя специфические (катарсис, инсайт, научение, обратную связь) и неспецифические (плацебо-эффект) терапевтические факторы. Выполняя роль ведущего группы, он организует действия группы, устанавливает нормы взаимодействия, управляет групповыми процессами, стимулирует активность участников, а также, обеспечивая необходимую атмосферу, устраняет препятствия в работе. 

Как правило, он не участвует в психодраматическом действии, в качестве партнера протагониста может выступить ко-терапевт, не ведущий игру. Участие в разыгрывании оказывается избыточной функцией для ведущего и снижает ответственность и веру в свои силы других участников.

3) Помощников терапевта – котерапевта и клиентов, исполняющих вспомогательные роли и усиливающих функцию терапевта. Эта категория обозначается также как «вспомогательные Я» и обозначает значимых для клиента людей или части его собственного Я. Они призваны сделать видимыми неосознаваемые протагонистом отношения, играя роль, которая необходима протагонисту, помогают протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни. Вспомогательное Я – это члены группы, которых протагонист выбирает для изображения отсутствующих участников разыгрываемой сцепы. Вспомогательное Я может получить роль реального лица, но может играть и образ из сновидения, субличность, часть тела, вещь, идею – все то, что представляет мир протагониста в чувственной ткани, делает его конкретным и ощутимым. Действия всех участников подчинены главному герою игры, его восприятию прототипа, а не некой условной объективности. Вспомогательное Я представляет что-то или кого-то во внутреннем мире протагониста и в этом смысле является его продолжением. Тому, кто играет, немаловажно также почувствовать сопереживание Вспомогательного Я и желание помочь. Люди в этой роли должны быть чуткими к указаниям психотерапевта. Но Вспомогательное Я – не марионетка, у него есть собственное понимание, чувствование проблемы, которое он вносит в игру. Это понимание не является артефактом, оно обогащает реальность протагониста и задает ему другие аспекты рассмотрения ситуации. Некоторые черты роли гиперболизируются сензитивным Вспомогательным Я для того, чтобы достичь сознания протагониста.

4) Зрителей – остальной части группы, которая не участвует в психодраматическом действии, но обсуждает ситуацию не только относительно протагониста и других участников психодрамы, но и применительно к себе. Зрители обеспечивают поддержку протагониста, помогают достичь инсайта, предоставляют обратную связь.

5) Сцены – жизненного пространства, места, где разворачивается психодраматическое действие. Выделяют три уровня сцены: первый – на нем клиент заявляет свою проблему второй – движение по кругу, при котором проблема обрастает подробностями; третий – непосредственно проигрывание психодраматического действия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.005 с.)