Области применения психосинтеза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Области применения психосинтеза



В зависимости от области и цели применения психосинтез может быть [20]:

1. методом самопознания и саморазвития личности;

2. методом лечения (в основном пограничных нервно-психических расстройств и психосоматических заболеваний);

3. методом воспитания и интегрального обучения, который благоприятствует выявлению и развитию способностей ребенка;

 

В нашей стране психосинтез как метод лечения и профилактики нервно-психических расстройств до недавнего времени практически не применялся.

 

 

Вопросы для повторения:

1. В чем состоит отличие психосинтеза от других методов?

2. Что такое «субличности»?

3. Что понимается под терминами «разотождествление» и «самоотождествление»?

4. Фазы процедуры психосинтеза?

5. Каковы основные технические приемы психосинтеза?

6. В каких областях может применяться психосинтез?

 

Литература

1.   Бурлачук Л.Ф., А.С. Кочарян Психотерапия [текст]/Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян. - С-Пб. – Питер. - 2003.

2. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учебник для студентов мед. вузов [текст]/Б.Д. Карвасарский. - С-Пб. – Питер. - 1999.

3. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии [текст] / В.В. Макаров. - М. - Академ. Проект. - 1999.

4. Психотерапевтическая энциклопедия [текст]/Под ред. Б.Д. Карвасарского. - С-Пб. – Питер. - 1998.

5. Ассаджиоли Р. Психосинтез [текст]/Р. Ассаджиоли. - М. - 1994.

 

 

1 7. Нейролингвистическое программирование (NLP)

  Современное направление в постэриксоновской психотерапии, развиваемое с 1975 г. американцами Р. Бендлером (R. Bendler) и Дж. Гриндером (J. Grinder) – математиком и лингвистом по базисному образованию. «Нейро» – подчеркивает связь с психическими процессами, «лингвистическое» – указывает на то, что для изменений используются речевые средства.

НЛП возникло в начале 1970-х и стало плодом сотрудничества Джона Гриндера, который был тогда ассистентом профессора лингвистики в университете Калифорнии в Санта Крузе, и Ричарда Бэндлера - студента психологии в том же университете. Ричард Бэндлер, кроме того, сильно интересовался психотерапией. Они вместе изучали действия трех выдающихся психотерапевтов: Фрица Перлза, новатора психотерапии и основоположника школы терапии, известной под названием гештальт-терапии, Вирджинии Сатир, необыкновенного семейного терапевта, которой удавалось разрешать такие трудные семейные взаимоотношения, которые многие другие семейные психотерапевты находили неприступными, и, наконец, Милтона Эриксона, всемирно известного гипнотерапевта.

Р. Бэндлер и Дж. Гриндер [22, 23, 24, 25]вовсе не собирались открывать новую школу терапии, они лишь хотели определить паттерны, используемые выдающимися терапевтами, и передать их другим. Их не интересовали теории, они создавали модели успешной терапии, которые работали на практике и которым можно было научиться. Трое терапевтов, которых они моделировали, представляли собой индивидуальности, сильно отличающиеся друг от друга, и все же они использовали удивительно похожие основные паттерны. Р. Бэндлер и Дж. Гриндер вскрыли эти паттерны, рафинировали их и построили изящную модель, которая может быть применена в эффективной коммуникации, личностном изменении, ускоренном обучении и, конечно же, в получении большего удовольствия от жизни. Они опубликовали свои первые открытия в четырех книгах, вышедших в 1975-77 годах: "Структура магии" 1 и 2 тт. и "Паттерны", 1 и 2 тт (две книги о гипнотических техниках Милтона Эриксона). Количество публикуемой литературы по НЛП увеличивается с тех пор с нарастающей скоростью.

 

Нейролингвистическое программирование базируется на ряде источников [22, 23, 24, 25]:

1) на изучении и анализе практики М. Эриксона, В. Сатир, Ф. Перлса и других представителей американской психотерапии;

2) на современных данных о межполушарной ассиметрии – различиях в переработке информации правым и левым полушарием; работах Бейтсона, посвященных экологии разума;

3) на трансформационной грамматике Хомского, выделяющей глубинные структуры языка, правила организации и трансформации сообщения;

4) на исследованиях кибернетики 50–60 гг., стирающих границы между искусственным и естественным интеллектом; на теории логических типов Рассела.

Базисные постулаты нейролингвистического программирования можно сформулировать следующим образом.

1. Человеческий организм, мозг подобны компьютеру, имеющему набор программ. Помимо генетического программирования, формирование «программ» стереотипов поведения и жизнедеятельности в целом осуществляется путем закрепления внушений значимых лиц, самопрограммирования и стрессовых переживаний.

2. Большая часть программ не осознается и не предъявляется в речи, но отражена в глубинных речевых структурах. Важную информацию «программы» подготовленный наблюдатель может считывать, задавая целенаправленно сформулированные вопросы и ориентируясь на специфические (формальные) языковые структуры и индивидуальные невербальные проявления в человеке.

3. Усвоение опыта и самопрограммирование осуществляется специальным способом с помощью различных по модальности образов (модальности связаны с различными органами и системами чувств и в соответствии с этим опыт может быть записан и воспроизведен в виде визуальных средств – визуальные образы, аудиальных – образы звуков, кинестетических – различные телесные чувства и ощущения).

4. Все поведенческие стереотипы имели в прошлом и, вероятно, имеют и в настоящем адаптивные функции. Но возможно «перепрограммирование» (или самопрограммирование) человека на новые, более адаптивные стереотипы на основе особенностей переработки информации и трансовых состояний клиента.

5. Нейролингвистическое программирование акцентирует внимание на «присоединении» к пациенту и эффективных технологиях взаимодействия с ним. Такая «техническая» ориентация сочетается с бережным отношением к самоценности человека и принципом «экологичности».

Карты и фильтры

Каждый из нас живет в уникальной реальности, построенной из своих сенсорных впечатлений и индивидуального опыта жизни, и мы действуем, опираясь на то, что мы воспринимаем – на нашу модель мира. Мир настолько широк и богат, что мы вынуждены упрощать его, чтобы осмыслить. Составление географических карт – хороший пример того, как мы осмысливаем внешний мир. Карты имеют избирательный характер: они как несут в себе информацию, так и упускают ее, но они оказываются бесценными помощниками при исследовании территории. Карта - это не территория, которую она описывает. Мы обращаем внимание на те аспекты мира, которые нас интересуют и игнорируем другие. Мир всегда богаче, чем те идеи, которые мы имеем относительно его. Фильтры, которые мы накладываем на наше восприятие, определяют мир, в котором мы живем. 

 

 Изменяя свои фильтры, Вы можете изменить свой мир.

 

Некоторые основные фильтры НЛП называются поведенческими рамками. Они представляют собой способ понимания того, как мы действуем. Первая рамка – ориентация на результат, а не на проблемы.  Ориентацию на проблемы обычно называют ' рамкой обвинения'. Заключается она в тщательном анализе причин того, что что-то идет не так, как нужно.  Постановка таких вопросов заставит вас чувствовать себя еще хуже, и никак не продвинет вас к решению проблемы.

Вторая рамка заключается в том, чтобы задавать вопрос "как?", а не ' почему?". Вопрос ' как?' приведет вас к пониманию структуры проблемы. Вопрос "почему?", вероятнее всего, поможет найти оправдывающие обстоятельства и причины, ничего не изменяя.

Третья рамка - это обратная связь вместо неудачи. Не существует такой вещи, как неудача, существуют результаты. Они могут быть использованы в качестве обратной связи, корректировки, прекрасной возможности заметить то, чему вы раньше не придавали значения. Неудача – это всего лишь способ описания результата, к которому вы стремились. Вы можете использовать полученные результаты для того, чтобы скорректировать направление приложения своих усилий. Обратная связь удерживает цель в поле вашего зрения. 

Четвертая рамка заключается в том, чтобы рассматривать возможность, а не необходимость. И снова это лишь изменение точки зрения. Сосредоточьтесь на том, что вы можете сделать, на имеющихся возможностях, а не на ограничивающих вас обстоятельствах. Зачастую барьеры оказываются не столь неприступными, как казалось вначале.

Наконец, НЛП приветствует позицию любопытства и удивления взамен притворства. Эта очень простая идея имеет глубокие последствия. Маленькие дети учатся чрезвычайно быстро, и в этом им помогает их любопытство. Они многого не знают и понимают это. Поэтому они совершенно не беспокоятся о том, что будут выглядеть глупыми, если будут задавать вопросы. Изменение - вот что неизменно в этом мире.

Еще одна полезная идея заключается в том, что все мы имеем или можем создать внутренние ресурсы, необходимые нам для достижения наших целей. Вы с большей вероятностью добьетесь успеха, если будете действовать в предположении, как будто это верно, нежели предполагая обратное.

Специфика НЛП. В НЛП разработаны специфические методы диагностики и коррекции. При диагностике выявляются речевые искажения метамодели, ведущие репрезентативные системы переработки информации, проводится калибровка индивидуальных невербальных ответов «да – нет», «конгруэнтность – инконгруэнтность», «проблема – ресурс» и поверхностных коррелятов глубинных речевых структур.

Диагностика доминирующей репрезентативной системы, позволяющая выбрать оптимальную форму присоединения к клиенту, проводится посредством анализа речевой продукции и калибровки поведенческих стереотипов, в том числе глазодвигательных сигналов.

При калибровке невербальных проявлений особое значение уделяется индивидуальному языку конкретного человека. Психотерапевт, руководствуясь общими правилами наблюдения (учитываются типичные незначительные мимические реакции, ритмы дыхания, речи, пантомимика, цвет кожных покровов) составляет представление о том, как, например, в невербальном языке проявляются воспоминания о проблемной ситуации.

При анализе глазодвигательных сигналов считается важным направление движения глаз во время коммуникации и считается, что у большинства людей (правое направление – будущее, левое – прошлое) направление глаз вверх означает генерирование визуальных образов, среднее положение – аудиальных, а нижнее – кинестетических образов. У каждого человека значение глазодвигательных реакций уточняется специально.

Представленная схема отражает пространственную проекцию репрезентативных систем на поле зрения человека. Так, быстрые нистагмоидные движения глазных яблок влево–вверх указывают на репрезентацию визуальных воспоминаний. Можно предположить, что подобная проекция глазодвигательных сигналов отражает и мозговую архитектонику. Помимо приведенной типичной пространственной структуры, могут встречаться и индивидуальные отличия. В любом случае в работе с пациентом рекомендуется калибровка индивидуальных проекций репрезентативных систем и стратегий переработки информации посредством целенаправленных команд-вопросов с последующим отслеживанием поведенческих и глазодвигательных реакций.  

Калибровка индивидуальных невербальных ответов используется в приеме «разговор с подсознанием» и проводится с помощью тестовых вопросов с фиксацией микромимических, пантомимических и вегетативных реакций. При калибровке ответов «да — нет» сначала задаются вопросы, предполагающие однозначные утвердительные ответы, затем – отрицательные. Клиент может говорить или молчать, в любом случае внимание исследователя направлено на невербальные компоненты, стереотипно повторяющиеся при ответах «да» и «нет». Квалифицированный психотерапевт, владеющий НЛП (НЛП-программист, НЛП-коммуникатор), вставляет тестовые вопросы в обычное интервью и считывает до 3 десятков стандартных телесных ответов «да» и «нет» (расширение зрачков, учащение дыхания, подергивание щеки или стопы и др.). Аналогичным образом калиброваться могут многие семантические структуры, преимущественно дихотомического характера («мужчина – женщина», «толстый – тонкий»), что позволяет целенаправленно вмешиваться в переживания клиента, ориентируясь на выявленные невербальные сигналы. Привлечение в диагностику невербальных компонентов семантики позволяет с помощью НЛП в некоторых случаях проводить вмешательство, не интересуясь содержанием переживаний.

Коррекционные техники НЛП преимущественно базируются на следующем алгоритме: 1. Присоединение и создание особого взаимодействия между клиентом и психотерапевтом – «раппорта». 2. Выявление («идентификация») проблемного состояния, то есть такого опыта, который повторяется и воспринимается клиентом как проблема. 3. Выявление («идентификация») ресурса – такого опыта самого клиента, который желателен в этой ситуации или этой группе ситуаций. 4. «Интеграция» проблема-ресурс, смысл которого не замена одного опыта другим, а создание дополнительного выбора поведения в проблемной ситуации и возможности клиента при желании поступать, вести и проявлять себя по-иному. В терапии часто используются трансовые техники.

При планировании терапевтических изменений обязательно учитывается «уровень нарушений» – «уровень проблемы». Выделяется несколько уровней: от более простого – типичная проблема в типичной ситуации – до наиболее сложного – нарушение «самости». Каждому уровню нарушений соответствует уровень сложности терапевтических техник.

Применяются и описаны простые методики способа интеграции ресурса и проблемы, якорные техники, методики «взмаха»; более сложными являются различные виды рефреминга, сложные техники, перестраивающие поведенческие паттерны с использованием аудиально-кинестетической и визуально-кинестетической диссоциации, изменения личной истории, изменения критерия значимости, работа с линиями времени и др.

 

Модальности и ключи доступа

Человек воспринимает и отражает окружающий мир посредством своих органов чувств. Процесс и механизм такого восприятия носит название модальности [22, 23, 24, 25]. Говорят о зрительной (визуальной), слуховой (аудиальной) модальностях и модальности, основанной на обонятельно-вкусовых и телесных ощущениях (кинестетической). Одна из модальностей у человека обычно доминирует, остальные являются сопутствующими. Поэтому для одного мир – это прежде всего то, что он видит, для другого – то, что он слышит, для третьего – то, что он ощущает. Существует зависимость между доминирующей модальностью, в которой человек воспринимает мир, и словами, которыми он это восприятие выражает. Это предикаты речи.

Так, человек, у которого доминирует визуальная модальность, будет чаще использовать слова: «видеть», «яркий», «отчетливый», «перспектива», «туманный» и т. д. Это зрительные предикаты. Аудиальные предикаты – слова «слышать», «звучать», «скрипеть», «кричать», «оглушительный» и т. д.; кинестетические – «чувствовать», «теплый», «прикасаться», «давящий», «тяжелый», «ароматный» и т. д.

Предикаты формируются у клиента на подсознательном уровне, и терапевту, чтобы быстро сформировать раппорт, нужно пользоваться теми предикатами речи, к которым прибегает клиент. Предикаты речи являются «ключами», дающими доступ к его внутренним психическим процессам.

Не менее важными «ключами доступа» к бессознательному являются невербальные, внешние проявления мышления, эмоций. Это поза, тембр голоса, мимические реакции, ритм дыхания и т.д. Для аудиалов характерна сдержанная жестикуляция, преимущественно в горизонтальной плоскости, голос обычно ритмичный, четкий, слова хорошо артикулированы, «телефонная» поза, в глаза смотрят редко; для визуалов – порывистые, энергичные жесты, направленные вверх, голос резкий и быстрый, быстро переходят на крик, поза прямая, направление взгляда – поверх голов; для кинестетиков – движения округлые, жесты направлены вниз, голос глуховатый, грудной, мямлящий, направление взгляда – снизу; для людей с преобладанием аудиально-дигитальной системы («внутренний диалог») – движения мягкие, гибкие, голос монотонный, затухающий, взгляд – над людьми, зрительный контакт кратковременный.

Прекрасными «ключами доступа» к бессознательному являются глазные паттерны. Это движения глазных яблок (рис. 5), тесно связанные с доминирующей модальностью, в которой человек воспринимает и отражает мир.    

Для правшей движения глаз вверх и влево отражает визуальную эйдетику, вверх и вправо – визуальное конструирование; горизонтально-влево – аудиальное воспоминание, горизонтально-вправо – конструирование аудиальных образов; вниз-влево – «внутренний диалог» (аудиально-дигитальный или аудиально-дискретный канал), вниз-вправо – кинестетические образы.

 Умение быстро распознавать «модальность», в которой пациент воспринимает мир, находить «ключи доступа», умение включаться в модальность клиента и говорить с ним с позиции его модели мира называется в НЛП подстройкой.

 

 


Ри

 

Рис. 5

 

Если человек воспринимает внешний мир в разных модальностях, одна из которых является доминирующей, то примерно так же он и отражает мир. Прежде чем дать ответ на вопрос, пациент должен «получить доступ» к своей собственной информации, к своим собственным неосознанным психическим процессам.

Система, отвечающая за извлечение информации, называется ведущей, система, представляющая эту информацию сознанию, – доминирующей репрезентативной, а система, сверяющая полученный результат, – референтной.

Человек редко воспринимает и отражает мир в какой-то одной модальности, поэтому психические процессы (при одинаковых внешних стимулах) и поведение (как результат) у всех людей разные.

 Цепь психических процессов, ведущих к той или иной форме поведения, называется в НЛП стратегией поведения. Обычно при всем многообразии форм поведения в той или иной ситуации человек выбирает какую-то одну как более для него приемлемую. Если у человека есть опыт реагирования в определенной ситуации, он выбирает определенный стереотип поведения исходя из имеющегося у него опыта. Это помогает избежать риска, но ограничивает творческий подход к решению ситуации, делает поведение менее гибким.

Социально незрелый или больной человек для каждой ситуации имеет одну стратегию поведения, социально-зрелый – две-три. Чем больше стратегий, тем больше выбор и тем лучше адаптация. Исходя из этого психотерапевт должен установить, что ограничивает выбор клиента, что можно изменить в его внутренних стратегиях, чтобы выбор увеличился, а также научить пациента делать не один, а несколько выборов.

В НЛП есть понятие «метамодель». Это набор лингвистических средств для получения информации, которая скрыта от самого пациента.

Человек воспринимает мир субъективно, поэтому каждый имеет свою модель мира («карту мира»). Иногда субъективная модель мира пациента не поддается коррекции (бредовые больные).

Опытный психотерапевт сначала примет модель мира клиента, «подстроится» к нему. Лишь распознав метамодель пациента, терапевт может заняться коррекцией его субъективной модели мира. Наиболее эффективна в таком случае лингвистическая коррекция.

 Язык отражает субъективный мир человека. С помощью лингвистических средств психотерапевт может менять субъективный мир клиента, а не окружающий его объективный мир. Поэтому основное правило НЛП заключается в следующем: признавая за человеком право на собственные правила, позволить всему остальному миру иметь свои.

 

Работа с мета-моделью

Метамодель была одним из первых паттернов, разработанных Джоном Гриндером и Ричардом Бендлером [22, 23, 24, 25]. Чтобы понять метамодель, нам следует рассмотреть, как мысли превращаются в слова. У говорящего может быть полная и завершенная идея того, что он хочет сказать, лингвисты называют ее глубинной структурой. Глубинная структура не принадлежит сознанию. Мы сокращаем эту глубинную структуру, и то, что мы на самом деле говорим, называется поверхностной структурой. Чтобы перейти от глубинной структуре к поверхностной, мы неосознанно делаем три вещи:

1) отбираем лишь часть информации, имеющейся в глубинной структуре; большая часть информации будет упущена;

2) даем упрощенную версию, которая неизбежно будет искажать смысл;

3) обобщаем;

Метамодель представляет собой серию вопросов, цель которых – повернуть вспять и разгадать упущения, искажения и обобщения языка. Эти вопросы имеют целью восполнить утраченную информацию.

К искажению информации приводят:

1) Использование неспецифических существительных, которые проясняются заданием вопроса: «Кто или что именно?» Например: – Дом был построен (Кто построил этот дом?)

– Любимчики доставляют хлопоты (Чьи любимчики?)

– Если люди оставляют шоколад, то его съедают (Какие люди оставляют? Кто съедает?)

2) Неспецифические глаголы – их значение проясняется вопросами: «Как конкретно?» Например: «Идите и выучите это к следующей неделе». Вопрос: «Как именно мне следует это выучить?»

3) Сравнения – смысл выясняется вопросом: «В сравнении с кем или чем?» Например: «Вам надо работать лучше». Вопросы: «Лучше в сравнении с кем?», «Лучше кого?»

4) Суждения – их смысл можно прояснить с помощью вопросов: «Кто высказал данное суждение и на чем он основывался, делая его?» Например: «Я эгоист». Вопрос: «Кто это сказал?», «На чем это основывается?»

5) Номинализация (когда глагол, описывающий процесс, превращается в существительное). Смысл можно выяснить, превратив ее в глагол и задав вопрос об упущенной информации: «Кто кого номинализирует и зачем он это делает?» Например: «Обучение и дисциплина вместе с уважением и настойчивостью представляют собой основу процесса воспитания». Вопрос: «Кто и кого должен уважать?», «Кому и зачем это нужно?»

6) Модальные операторы возможности («Я не могу»). Смысл модальных операторов возможности проясняется вопросом: «Что произошло бы, если бы Вы это сделали? Что препятствует Вам?»

7) Модальные операторы необходимости («Я должен всегда ставить на первое место других», «Мне не следует разговаривать с этими людьми»). Задаются вопросы: «Что бы случилось, если бы Вы это сделали (не сделали)?», «Кому Вы это должны?»

8) Универсальные квантификаторы (генерализация или обобщение, когда один пример берется в качестве представителя ряда различных возможностей). Например: «Я никогда и ничего не делаю правильно!». Вопрос: «Были ли когда-нибудь случаи, когда Вы хотя бы что-то делали правильно?»

9) Комплексная эквивалентность (возникает тогда, когда два утверждения связаны таким образом, что, по мнению автора, они означают одно и то же). Например: «Вы не улыбаетесь – Вы на меня злитесь». Может быть поставлен вопрос: «Каким образом одно связано с другим?»

10) Пресуппозиции (убеждения и ожидания, возникшие на основе нашего личного опыта; мы часто получаем то, что ожидаем получить). Например: «Уж не собираешься ли ты сказать мне очередную ложь?» Уточняющий вопрос: «Что Вас заставило подумать, что я Вам лгу?»

11) Причина и следствие. Например: «Я бы ушел в отпуск, но фирма развалится без меня». Уточняющие вопросы: «Каким конкретно образом одно вызывает другое?», «Что должно произойти такое, чтобы одно не было вызвано другим?»

12) «Чтение мыслей» (возникает тогда, когда человек предполагает или знает, не имея непосредственного доказательства, что другой человек думает или ощущает). Например: «Я расстроена тем, что тебя не интересуют мои чувства». Уточняющий вопрос: «Как именно ты узнаешь об этом?»

 

17.3. Работа с «субмодальностями»

Человек воспринимает окружающий мир преимущественно в одной из трех модальностей (визуальной, аудиальной, кинестетической). У каждой модальности, в свою очередь, есть субмодальности, которые делают восприятие мира или ярким, эмоционально насыщенным, запоминающимся, или, наоборот, тусклым, неинтересным, плохо удерживающимся в памяти.

Количество субмодальностей бесчисленно, однако в повседневной работе психотерапевту достаточно использовать только некоторые из них. Так, например, в зрительной модальности можно выделить следующие субмодальности: яркость, размер, цвет, контрастность, фокусировку, расстояние, объемность и т. д. В слуховой модальности это высота тона, громкость, ритм, четкость, тембр звука. Основные субмодальности кинестетической модальности – давление, движение, расположение, длительность, интенсивность, форма, температура, темп.

Опыт показывает, что, изменив субмодальность, можно не только изменить восприятие мира, но и влиять на мышление и поведение человека. Так, например, увеличение такой субмодальности, как яркость воспринимаемого зрительного образа, увеличивает интенсивность ощущений, а уменьшение яркости – наоборот. То же самое происходит при изменении размера воспринимаемой картины. С увеличением картины ощущения обостряются, а как только она уменьшается, ощущения становятся более тусклыми. Естественно, изменения субмодальностей должны производиться в контексте с ожидаемым эффектом.

Есть еще один параметр, который усиливает или уменьшает остроту восприятия, – это то, что называют ассоциированным или диссоциированным восприятием. Воспринимать ассоциированно – значит самому находиться в картине. Обычно это эйдетическое восприятие. Диссоциированное восприятие – это конструированное восприятие, это восприятие как бы со стороны, иногда с чужой точки зрения. Ассоциированное восприятие усиливает переживание, диссоциированное – уменьшает. С помощью диссоциированного восприятия можно изменить качество восприятия, уменьшить ее остроту, снять фобию.

 

Техника наложения

 Довольно часто внутренние переживания пациента схематичны, что соответствует доминирующей модальности. Иногда это полезно, но порой ограничивает терапевтические возможности.

Наложение начинается с первичной репрезентативной системы. Если это визуальная система, то человек легко представит себе желаемый объект. Используя предикаты визуальной модальности, мы можем затем помочь пациенту услышать звуки, издаваемые эти объектом, ощутить его тяжесть… Это будет уже более полное, эмоциональное представление. Не нужно бояться использовать в рамках этого метода элементы внушения. Метод ценен не только при лечении (отдельно или в сочетании с другими методами), но и при обучении, например, актеров, художников.

 

Якорение

«Якорь» – это ассоциативная связь. Подвенечное платье, старая фотография, песенка из Вашего детства – все это «якоря», связанные с определенными переживаниями, чувствами. Такую ассоциативную связь между стимулом и чувством можно создать искусственно. «Якорем» может быть мимика, жест, интонация. «Якоря» могут быть визуальными, аудиальными, кинестетическими. Прикосновение – хороший кинестетический «якорь».

Терапевт выбирает определенное чувство, переживание, симптом, которые нужно «поставить на якорь». Это делается при активном участии пациента. Большое значение при определении переживаний пациента имеют невербальные признаки. Зная «ключи доступа» к внутренним процессам, например паттерны глаз, предикаты речи, можно усилить или, наоборот, ослабить эти переживания, а затем «заякорить».

Техника: 1) дать клиенту возможность получить доступ к нужному переживанию так полно и глубоко, как это возможно (вспомнить, как это было, как он себя чувствовал в этот момент, найти это чувство).

2) В момент наиболее полного переживания ввести дополнительный стимул, например коснуться ладонью колена пациента.

3) Позаботиться о том, чтобы этот дополнительный стимул в последующем воспроизводился точно так же, иначе «якорь» не будет работать.

Метод якоря может быть успешно применен при работе с фобиями, при сексуальных дисгармониях, при алкоголизме.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.066 с.)