Основные смысловые блоки работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные смысловые блоки работы



· Блок работы с проблемой (используют техники: «позитивная трактовка проблемы», «шкалирование проблемы», «изоляция проблемы»).

· Блок работы с целью (техники: определение цели, «воспоминания из будущего», «волшебные изменения»).

· Работа с ресурсами (поиск ресурсов в прошлом и будущем: «опора на прогресс», «проблема как ресурс»).

· Работа с окружением (выясняют, чем могут помочь окружающие).

· Работа с объяснениями (обсуждают конкретные случаи с позитивной точки зрения).

 Позитивная психотерапия основывается на трех принципах: надежд (позитивного подхода к клиенту и его проблеме), баланса, или гармонизации (содержательной оценке конфликта), и консультирования (пятиступенчатой терапии, в основе которой лежит самопомощь), – которые соответствуют трем этапам работы как в процессе отдельного занятия, так и на протяжении всего психотерапевтического курса (в среднем 10 занятий по 1–2 часа).

На этапе работы с учетом принципа надежды используются [45]: 1) позитивная интерпретация проблемы пациента (например, нервная анорексия – проявление способности терпеть ограничения); 2) транскультуральный подход – расширение представлений пациента о проблеме посредством знакомства с иным (часто противоположным) реагированием и отношением к сути его проблемы в других культурах; 3) притчи с психотерапевтическим радикалом.

На этапе работы с учетом принципа гармонизации используется распределение энергии по 4 основным сферам жизнедеятельности: телесной, ментальной, социально-коммуникативной, духовной. К телесной относятся еда, сон, секс, телесные контакты, переживание боли и телесного комфорта; к ментальной – удовлетворение познавательной потребности и любознательности, профессиональные достижения; к социально-коммуникативной – общение человека; к духовной – мировоззренческие и религиозные переживания, фантазии о будущем, «гражданские» поступки. Дисбаланс в телесной сфере создает риск соматических и психосоматических заболеваний, в ментальной – риск агрессивных дистрессовых реакций и перфекционизма, в коммуникативной – чувства одиночества и депрессии, в духовной – чувства тревоги и психотических нарушений.

На этапе гармонизации выявляются и прорабатываются актуальный и базальный конфликты пациента. Актуальный конфликт [5] складывается под воздействием внешних событий (например, смерть близкого, потеря работы и др.), микротравм в значимых межличностных отношениях при недостаточной способности к преодолению этих проблем. Базальными конфликтами являются конфликты между различными установками личности (например, «честность и вежливость»).

Реализация принципа консультирования означает передачу пациенту функции психотерапевта (аутопсихотерапия). Такой подход соответствует принципам психологического консультирования. В практике уже с первого занятия используются структурированное интервью и опросники (дифференциальный аналитический и висбаденский), при заполнении которых пациент сам может прийти к осмыслению различных аспектов своих проблем. Широко практикуются “домашние занятия”, о выполнении которых пациент отчитывается на последующем занятии. Для преодоления межличностных конфликтов применяется пятиступенчатая стратегия: 1) дистанцирование (наблюдение) – отказ от критики, от стереотипных оценок; 2) инвентаризация (описание) – оценка способностей партнера, как негативных, так и позитивных, характерных для самого пациента или желательных для него; 3) ситуативное одобрение – подкрепление продуктивного поведения партнера; 4) вербализация – выбор соответствующей ситуации и стратегии обсуждения проблемы с партнером; 5) расширение целей – выбор новых целей и сфер взаимодействия с партнером с учетом его позитивных качеств и без переноса негативного опыта. Для вербализации проблемы рекомендуется ряд конструктивных правил: 1) партнеру предлагается обсуждение в удобное для него время; 2) начинать беседу с упоминания о достоинствах партнера и положительных аспектов его поведения; 3) перейдя к проблеме, не повышать голос, говорить от первого лица; 4) избегать смещения обсуждения самой проблемы на личностные особенности партнера; 5) помнить, что выявляющиеся различия во мнениях и взглядах – это показатель доверия и искренности; 6) стараться ограничить длительность обсуждения одним часом; 7) напоминать себе и партнеру, что конструктивное разрешение разрешение проблемы – выигрыш для вас обоих; 8) при интенсивных, но неудачных поступках прийти к откровенному диалогу с партнером – обратиться за помощью к психологу или к психотерапевту.

Существенная роль в психотерапии принадлежит религиозно-мировоззренческому аспекту. Мировоззренческие и религиозные установки могут служить базовой информацией для формирования отношения к воспитанию (роль родителей, авторитарное воспитание, антиавторитарные тенденции, предпочтение сына или дочери), к профессии (ограничение профессиональных возможностей, мотивация профессиональной деятельности и т. д.), к партнерству (равноправие между мужчиной и женщиной, мировоззренческая оценка партнерства как средства воспитания детей и др.), к сексуальности (сексуальные запреты и нормы, обычаи сексуального поведения), к социальным контактам (предписываемые социальные отношения, общие праздники и др.).

Позитивная психотерапия, таким образом, направлена по вектору: от позитивных аспектов проблемы – к негативно окрашенным конфликтам и далее – к реалистичной проработке перспектив.

 

 

Вопросы для повторения:

1. Каковы основные принципы позитивной психотерапии?

2. Кто является основателем метода позитивой психотерапии?

3. Каковы этапы позитивной психотерапии?

4. Каковы технические приемы терапевтического воздействия?

5. Смысловые блоки психотерапевтической работы?

 

Литература:

1. Бурлачук Л.Ф., А.С. Кочарян Психотерапия [текст]/Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян. - С-Пб. – Питер. - 2003.

2. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учебник для студентов мед. вузов [текст]/Б.Д. Карвасарский. - С-Пб. – Питер. - 1999.

3. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии [текст] / В.В. Макаров. - М. - Академ. Проект. - 1999.

4. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни [текст]/Н. Пезешкиан. - М. – Медицина. - 1995.

5. Пезешкиан Н. Психсоматика и позитивная психотерапия [текст]/ Н. Пезешкиан. - М. – Медицина. - 1996.

6. Психотерапевтическая энциклопедия [текст]/Под ред. Б.Д. Карвасарского. - С-Пб. – Питер. - 1998.

 

 9. Телесно-ориентированная терапия

 

   

Группа методов психотерапии, ориентированных на осознание пациентом телесных ощущений [15, 16, 35], на исследование того, как потребности, желания и чувства проявляются в различных телесных состояниях, и на обучение способам разрешения дисфункций в этой области. Телесно-ориентированная психотерапия зародилась и развивалась вне группового движения в психотерапии, однако в последнее время телесно-ориентированная психотерапия применяется преимущественно в групповых формах.

Наиболее известными видами телесно-ориентированной психотерапии являются биоэнергетический анализ Лоуэна (A. Lowen, 1972), метод Фельденкрейса (M. Feldenkrais, 1972), метод Александера (F. M. Alexander, 1932), структурная интеграция Рольф (I. Rolf, 1976) и первичная терапия Янова (A. Janov, 1972), которые генетически связаны с работами Райха (W. Reich, 1949).

 

 

Телесная терапия В. Райха

   

Основные представления

В. Райх полагал [19, 32, 33], что механизмы психологической защиты и связанное с ними защитное поведение способствуют формированию «мышечной брони» (или «брони характера»), выражающейся в напряжении различных групп мышц, стесненном дыхании и т. д. Противостоять психологическим защитным механизмам можно путем модификации телесного состояния. В. Райхом были созданы методики для уменьшения хронического напряжения в каждой группе мышц; с помощью физических упражнений высвобождаются подавляемые эмоции и чувства.

В традиционных подходах телесно-ориентированной психотерапии разработан ряд понятий, к числу которых относится «энергия», «мышечная броня», «почва под ногами».

Основатель данной группы методов В. Райх считал, что все процессы в организме подчинены особой «оргонической энергии», которая является частью космической энергии, свободна от массы, находится в постоянном движении, представляет из себя среду для эмоциональных феноменов.

Запрет на проявление эмоций ведет к блокировке циркуляции оргонической энергии за счет образования мышечных зажимов. Постепенно формируется «мышечный панцирь» или «броня характера».

В понимании А. Лоуэна нарушения циркуляции энергии, биоэнергетические нарушения способствуют невротическим расстройствам, а их устранение приводит к выздоровлению.

Разрабатывая концепцию «мышечной брони», телесно-ориентированные психотерапевты отмечают, что мышечное напряжение связано с различными ситуациями и психологическими травмами, переживаемыми людьми. Формирование характера и «мышечной брони» диалектически взаимосвязано, тело и психика в этом процессе непрерывно взаимодействуют. Примером такого единства является стремление маленького ребенка удержаться от плача: он стискивает зубы, сдерживает дыхание и напрягает мышцы живота и шеи. Это первая стадия при формировании «брони характера». Позднее психотравмирующие моменты могут вызывать автоматическое торможение естественных двигательных и голосовых компонентов ответных реакций и становятся бессознательными.

Характер

По В. Райху, характер состоит из привычных положений и отношений клиента, постоянного паттерна его реакций на различные ситуации. Он включает сознательное отношение и ценности, стиль поведения (застенчивость, агрессивность и т. п.), физические позы, привычки держаться и двигаться и пр. Форма поведения, как и формы общения, гораздо более существенны, чем то, что клиент говорит. «Слова могут лгать: способ выражения никогда не лжет». Понятие характера впервые появилось у З. Фрейда в 1908 г. («Характер и анальный эротизм»). В. Райх разработал это понятие и был первым аналитиком, интерпретировавшим природу и функции характера в работе с пациентами вместо анализирования симптомов.

 

Характерный панцирь

В. Райх полагал, что характер создает защиты против беспокойства, которое вызвано в ребенке интенсивными ceксуальными чувствами, сопровождающимися страхом наказания. Первая защита против этого страха – подавление, которое временно обуздывает сексуальные импульсы. По мере того как эго-защиты становятся постоянными и автоматически действующими, они развиваются в характерные черты или в характерный панцирь. Райховское представление о характерном панцире включает все подавляющие защитные силы, организованные в более или менее связный паттерн Эго. Установление характерной черты указывает на разрешение проблемы регрессии: это либо делает процесс подавления ненужным, либо превращает однажды установленное подавление в относительно ригидную, принятую в Эго, формацию. Конфликт, который действовал в определенный период жизни, всегда оставляет свои следы в характере, в форме ригидности.

Характерные черты не являются невротическими симптомами. Развитие, по В. Райху, состоит в том, что невротические симптомы (такие, как иррациональные страхи и фобии) переживаются как чуждые индивидууму, как чуждые элементы в его душе, в то время как невротические характерные черты (вроде преувеличенной любви к порядку или тревожной стеснительности) переживаются как составные части личности. Можно жаловаться на застенчивость, но эта застенчивость не кажется бессмысленной или патологической, как невротические симптомы. Характерные защиты частично эффективны и так трудно поддаются удалению, потому что они хорошо рационализированы индивидуумом и переживаются как часть его представления о себе.

В. Райх постоянно старался дать пациентам осознать их характерные черты. Он часто имитировал их характерные черты или позы или просил самих пациентов повторять или преувеличивать штамп поведения, например нервную улыбку. Когда пациенты перестают принимать свой характерный способ поведения как само собой разумеющийся, их мотивация к изменению возрастает.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.012 с.)