Диагностика здоровья – методом скрининг - анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика здоровья – методом скрининг - анализа



 

Задание:

1. Совместно с медицинской сестрой ДОУ предложите родителям ответить на вопросы анкеты.

2. Обоснуйте необходимость такого обследования, используя инструкции к анкетированию.

3. Примите участие в обработке результатов и дайте необходимые рекомендации родителям.

При использовании скрининга комплексный врачебный медицинский осмотр в ДОУ упраздняется, а весь процесс исследования проводится в два этапа.

1-й этап - анкетирование детей с помощью родителей по имеющейся симптоматике нездоровья, отсеивание из медосмотра детей, не предъявляющих никаких жалоб, и направление на врачебное дообследование к педиатру учреждения детей, предъявляющих жалобы. В первой части этап «закрывает» медсестра детского учреждения, во второй - врач, который, проводя собеседование и осмотр предъявляющего жалобы ребенка, решает вопрос о необходимости его дообследования узкими специалистами или функционально-лабораторного обследования в поликлинике.

2-й этап - по заключениям специалистов. Врач учреждения проводит анализ материалов и определяет ребенку группу здоровья.

Как видно из представленной анкеты предлагаемые в ней вопросы о самочувствии ребенка разбиты по группам специалистов и, в зависимости от числа и значимости положительных ответов, уточненных врачом учреждения при первичном осмотре ребенка, определяют необходимость направления ребенка к тому или иному специалисту.

Успех скрининг-анкетирования зависит от правильности и полноты ответов детей и родителей.

АНКЕТА

для выявления жалоб на состояние здоровья детей

ФИО ______ Пол _______ Дата рождения ______

ДОУ№ _____ Группа _____ Домашний адрес _____

п/п

 

Вопросы   Ответы (да,нет)  

1

 

Бывают ли у ребенка головные боли (подчеркнуть: беспричинные, при выполнении, после физической нагрузки, после возвращения из ДОУ, изредка, часто)? '    

2

 

Устает ли ребенок после возвращения из ДОУ (подчеркнуть: изредка, часто)?      

3

 

Плаксив ли ребенок в плохом настроении?      

4

 

Часто ли наблюдаются конфликты, ссоры ребенка с окружающими?    

5

 

Отмечаются ли у ребенка при волнении (подчеркнуть) повышенная потливость, появление красных пятен?    
6  

Бывают ли у ребенка нарушения сна (подчеркнуть: долгое засыпание, чуткий сон, тревожные сновидения, трудное пробуждение по утрам, изредка, часто)?

 

 
7  

Страдает ли ребенок энурезом (ночным недержанием мочи)?

 

 

 
8  

Бывают ли у ребенка головокружения при перемене положе­ния тела (подчеркнуть: изредка, часто)?

 

 

 
9  

Были ли у ребенка ушибы головы с потерей сознания?

 

 
10  

Бывают ли у ребенка судороги (подчеркнуть: общие, стягивание рук, ног)?

 

 
11  

Бывают ли у ребенка обмороки (подчеркнуть: беспричинные, при волнении, при испуге, изредка, часто)?

 

 
12  

Отмечалось ли когда-нибудь у ребенка повышение кровяного давления?

 

 
13  

Не жалуется ли ребенок на неприятные ощущения в области сердца (подчеркнуть: боли, сердцебиение, перебои в сердце)?

 

 
14  

Отмечается ли у ребенка одышка, чувство нехватки воздуха (подчеркнуть: в покое, при физической нагрузке)?

 

 
15  

Жалуется ли ребенок на боли в суставах (подчеркнуть: коленных, локтевых, мелких суставах рук, ног)?

 

 
16'  

Бывают ли у ребенка боли в горле (ангина) с повышением температуры (подчеркнуть: изредка, 4, 5 и более раз в году)?

 

 
17  

Страдает ли ребенок насморком (подчеркнуть: изредка, 4, 5 и более раз в году)?

 

 
18  

Отмечается ли сильный кашель у ребенка (подчеркнуть: изредка, 4, 5 и более раз в году)?

 

 
19

Бывают ли у ребенка охриплость или потеря голоса (подчеркнуть: изредка, 4, 5 и более раз в году)?

 
20    

Не беспокоит ли ребенка постоянное затруднение носового дыхания (подчеркнуть: одной половины, дышит ртом)?

 

 

 
21  

Наблюдается ли у ребенка гноетечение из ушей?

 

 
22  

Не замечаете ли вы снижение слуха у ребенка?

 

 
23  

Бывают ли у ребенка беспричинные носовые кровотечения?

 

 
24  

Бывают ли у ребенка боли и резь в глазах, покраснение глаз, зуд (подчеркнуть)?

 

 
25  

Бывает ли у ребенка слезотечение (подчеркнуть: беспричинное, аллергическое, постоянное)?

 

 
26  

Не отмечаете ли вы снижения зрения у ребенка при рассмотрении объекта (подчеркнуть: вдали, вблизи)?

 

 

27

 

Часто ли у ребенка болят зубы?    

28

 

Наблюдается ли у ребенка неприятный запах изо рта?    

29

 

Кровоточат ли у ребенка десны при чистке зубов?    

30

 

Бывают ли у ребенка боли в животе (подчеркнуть: беспричинные, на голодный желудок, после еды)?    

31

 

Бывают ли у ребенка боли или неприятные ощущения в животе после приема жирной, острой, жареной пищи (подчеркнуть)?    

32

 

Бывает ли у ребенка отрыжка (подчеркнуть: воздухом, кислым, горьким, тухлым)?    

33

 

Жалуется ли ребенок на тошноту (подчеркнуть: на голодный желудок, после приема пищи, изредка, часто)?    

34

 

Бывают ли нарушения стула у ребенка (подчеркнуть: склонность к запорам, склонность к поносам, часто, изредка)?    

35

 

Болел ли ребенок кишечными инфекциями (подчеркнуть: салмонеллезом, дизентерией)?    

36

 

Болел ли ребенок болезнью Боткина (вирусным гепатитом)?    

37

 

Не жалуется ли ваш ребенок на боли в животе или паху при поднятии тяжестей?    

38

 

Не жалуется ли ребенок на одно- или двухсторонние ноющие боли в пояснице?    

39

 

Бывают ли у ребенка отеки век по утрам?    

40

 

Бывают ли у ребенка отеки ног к вечеру?    

41

 

Бывает ли у ребенка частое, болезненное мочеиспускание?    

42

 

Отмечали ли вы изменение цвета и прозрачности мочи у ребенка (подчеркнуть: темная, мутная)?    

43

 

Бывает ли у ребенка реакция (подчеркнуть) на какую-либо пищу, запахи, растения, пыль, шерсть животных (подчерк­нуть: отеки, сыпь, чихание,   затрудненное дыхание)?    

44

 

Отмечалась ли когда-нибудь у ребенка аллергическая реак­ция на введение лекарственных препаратов, на прививки?      
       

 

Примечание: в зависимости от характера ответа, вписать «ДА» или «НЕТ».

Дата заполнения:________

Подпись заполнившего анкету _____

ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОГО АНКЕТИРОВАНИЯ (заполняется медработником ДОУ)

1 -и блок   2-й блок 3-й блок 4-й блок 5-й блок 6-й блок 7-й блок 8-й блок   - Патология нервной системы (невротические и вегетативные расстройства) - Патология сердечно-сосудистой системы - Патология уха, горла, носа - Патология глаза - Стоматологическая патология - Патология желудочно-кишечного тракта - Патология мочевыделительной системы — Аллергические состояния   1,2,3,4,5,6,7,8,9, 10, 11   12,13,14, 15 16, 17, 18, 19,20,21,22,23 24,25,26 27,28,29 30,31,32,33,34,35,36,37 38, 39, 40,41, 42 43, 44  

Медсестра: ______________ Дата: _________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (предварительное):.____________

Врач детского учреждения __________ Дата: ______

 

ОЦЕНКА АНКЕТНОГО ТЕСТА

Результаты анкетного теста обобщаются медицинской сестрой учреждения, которая в сводной таблице (табл. 6) обводит номера вопросов, на которые получены положительные ответы. Истории развития ребенка вместе с анкетными тестами, имеющими положительные ответы на поставленные вопросы, передаются врачу учреждения, который осматривает детей и решает вопрос о необходимости их дополнительного обследования в лаборатории или консультации узких специалистов.

Вопросы 1-11: при положительном ответе на вопросы 1,2,3,4 раздельно или в парном сочетании (например, 1 и 2,1 и 3,2 и4и т. д. (наблюдение врачом учреждения; при положительном ответе на остальные вопросы раздельно или в парном сочетании - консультация невропатолога обязательна. При положительном ответе натри и более вопросов данного блока (в любом сочетании) - консультация невропатолога обязательна.

Вопросы 12-15: при положительном ответе на любой из вопросов данного блока- наблюдение врача учреждения, по показаниям - консультация кардиолога или ревматолога.

Вопросы 16-23: при положительном ответе на вопросы 16-20 раздельно или в сочетании - наблюдение врача учреждения, по показаниям - консультация оториноларинголога. При положительном ответе на вопросы 21-23 - консультация оториноларинголога обязательна.

Вопросы 24-26: при положительном ответе на вопросы 24-25 - наблюдение врача учреждения, по показаниям - консультация окулиста. При положительном ответе на вопрос 26 - консультация окулиста обязательна.

Вопросы 27-29: при положительном ответе на вопросы 27-28 - направление на прием к стоматологу, при положительном ответе на вопрос 29 - наблюдение врача учреждения, при необходимости - консультация стоматолога.

Вопросы 30-36: при положительном ответе на один из вопросов данного блока - обследование врача учреждения, на два и более вопросов - обследование врачом учреждения с дополнительными специальными исследованиями, по показаниям - консультация гастроэнтеролога.

Вопрос 37: при положительном ответе - обследование врачом учреждения, при необходимости - консультация хирурга.

Вопросы 38-42: при положительном ответе на один из вопросов - наблюдение врача учреждения, на несколько вопросов - обследование, врачом учреждения с дополнительными специальными исследованиями, по показаниям - консультация нефролога.

Вопросы 43-44: при положительном ответе на каждый или оба вопроса - наблюдение врача учреждения, при необходимости - консультация аллерголога.

Исследования показали, что 60-70% выявленной в процессе медосмотра патологии подтверждается жалобами по скрининг-анкетам. Но подавляющее большинство анкетных жалоб не подтверждаются соответствующим диагнозом. Основная масса неподтвержденных диагнозом жалоб является показателем донозологической диагностики.

 

Диагностика культуры здоровья дошкольников

Задание:

1. Выберите одну из предложенных методик и проведите диагностику 2-3-х детей группы.

2. Обработайте результаты и обсудите на педагогическом консилиуме.

3. Выработайте план мероприятий по воспитанию здоровьесберегающей компетентности.

 

Диагностические задачи Методы диагностики
Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни Индивидуальные беседы с ребенком. Проблемные диагностические ситуации. Проективные методы. Контент-анализ продуктов детской деятельности. Наблюдение
Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди» Беседы. Диагностические игровые задания. Проблемные ситуации. Наблюдение. Опрос родителей и педагогов
Изучить особенности здоровьесберегающей компетентности ребенка как готовности само­стоятельно решать: - задачи здорового образа жизни и безопасного поведения; - задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях; - задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи Наблюдение. Диагностические игры. Проблемные ситуации

 

В организации диагностики представлений детей о здоровье очень важно использовать дополнительные диагностические методы с целью изучения переноса продемонстрированных ребенком знаний в реальную жизнь, повседневную практику, чтоосуществляется в процессе наблюдения за ребенком в естественных условиях пребывания в детском саду и в специально орга­низованных условиях (например, сюжетно-ролевой игры или проблемной ситуации)., Результаты наблюдения позволят педагогу увидеть особенности здоровьесберегающей компетентности своих воспитан­никовиуточнить, насколько действенны эти знания

Для более детального изучения здоровьесберегающей компетентности детей младшего и среднего дошкольного возраста целесообразно использовать дидактические игры, направленные на решение ребенком игровых задач:

ü здорового образа жизни и безопасного поведения;

ü разумного поведения в непредвиденных ситуациях;

ü оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

С этой целью можно использовать такие игры, как «Я и мое тело», «Режим дня», «Правильная и здоровая пища», «Опасно - безопасно», «Опасное путешествие», «Волшебный светофор», «Берегите зубы» (приложение 3) и др. Исходя из поставленных задач, педагог может самостоятельно перевести имеющиеся у него в профессиональном арсенале дидактические игры валеологического содержания в диагностический контекст.

Критерии к оценке здоровьесберегающей компетентности детей младшего и среднего дошкольного возраста:

ü применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в решении игровой задачи;

ü актуализация здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в игровой ситуации;

ü решение игровой задачи, которое содействует сохранению здоровья;

ü автономность, самостоятельность решения.

Таблица по критериям

Здоровьесберегающая компетентность ребенка (лет, мес.)_____

(по материалам наблюдения)

 

Критерии Проявляется Не ппроявляется Проявляется избирательно Примечания
Применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в решении игровой задачи;        
Актуализация здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в игровой ситуации;        
Решение игровой задачи, которое содействует сохранению здоровья;        
Автономность, самостоятельность решения.        

Протокол наблюдения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.036 с.)