Морское судно как источник опасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Морское судно как источник опасности



для человека (члена экипажа)

 

2.3.1. Виды опасностей

Морское судно, как и любой вид транспортного средства, всегда рассматривается как объект повышенной опасности, в том числе, для людей, находящихся на его борту – членов экипажа. По сравнению с другими транспортными средствами для людей, находящихся на борту морского судна, возникают дополнительные опасности, связанные с особенностями его конструкции, наличием окружающей водной среды и гидрометеорологическими условиями плавания.

Характер опасностей изменяется в зависимости от состояния морского судна.

Следует выделить два состояния морского судна, характеризующие различные степени конструктивной опасности человека.

1. Обычные условия эксплуатации.

2. Аварийные условия.

Возможные опасности для человека, находящегося на морском судне, как в обычных, так и в аварийных условиях:

- физическое воздействие;

- физиологическое, психологическое и эмоциональное воздействие.

 

2.3.2. Конструктивные меры по обеспечению безопасности чяеловека

2.3.2.1.Обычные условия эксплуатации.

2.3.2.1.1.Физическое воздействие морского судна.

Опасности физического воздействия морского судна на человека

связаны с:

- ограниченностью свободного пространства, в котором находится человек на судне;

- разновысокостью поверхностей, используемых человеком;

- возможностью электротравматизма.

Ограниченность свободного пространства связана с экономическим фактором - стоимостью судна, зависящей от размеров отдельных помещений судна, проходов по нему и судна в целом. Ограниченность свободного пространства, в котором находится человек на борту судна, создает предпосылки для травматизма.

На свободное использование пространства в служебных помещениях и на открытых частях палуб влияют выступающие части различного судового оборудования, создавая дополнительные препятствия.

С целью предотвращения травматизма разработаны и применяются в практике отечественного судостроения Правила классификации и постройки морских судов РМРС, Санитарные правила для судов морских судов, Правила по охране труда на судах морского и речного флота. Этими правилами регламентируются минимальные размеры походов в судовых конструкциях и между судовым оборудованием (600 мм), свободная высота на рабочих местах (1900 мм), расположение судовых трапов (углы наклона не более 45 – 60 градусов), и другие параметры, влияющие на травмоопасность человека на судне.

На судне имеются наружные и внутренние поверхности на разных уровнях: верхняя палуба, открытые палубы  надстроек и рубок, различные рабочие площадки палубных устройств, площадки для обслуживания механизмов в машинном отделении. При перемещении по этим поверхностям существует опасность падения человека с них. Для предотвращения падения у краев таких поверхностей устанавливают сплошные (фальшборт на наружных поверхностях) или решётчатые (леерные) ограждения высотой не мене 1000 мм.[15], [16].

Возможность травматизма увеличивается неустойчивостью судна как опоры для людей при качке. При перемещении по качающемуся судну человеку приходится за что-то держаться. Поэтому вдоль всех проходов устанавливаются специальные поручни (рис. 8).

 

 

Рис. 8. Поручни в судовом коридоре.

В санитарно-гигиенических помещениях (туалетных, душевых) так же устанавливаются специальные поручни, за которые можно держаться при качке.

Качка судна, а также мокрая палуба могут способствовать падению людей. Для уменьшения «скользкости» в некоторых служебных помещениях (например, в рулевой рубке) на палубу укладывают специальный линолеум или мастичное покрытие с повышенной шероховатостью. На открытых частях металлической верхней палубы, где производятся судовые работы (районы расположения швартовного оборудования и т.п.), повышение шероховатости  достигается навариванием многочисленных кнопок, препятствующих скольжению обуви. Металлические настилы внутри судна с этой же целью изготавливают решётчатыми или рифлеными.

Частично опасность травматизма уменьшается использованием систем автоматизации и механизации производственных процессов управления судном. В качестве примера можно назвать сосредоточение большинства средств контроля и управления механической установкой судна в специальном звуко- и теплоизолированном помещении – центральном посту управления, что позволяет отказаться от необходимости постоянного присутствия человека в весьма стесненных травмоопасных условиях непосредственно около механизмов в машинном отделении.

Наличие электрооборудования современного судна, размещение этого оборудования и человека на электропроводных металлических конструкциях судна требует применения специальных защитных устройств электробезопасности.

 

2.3.1.1.2. Физиологическое, психологическое и эмоциональное воздействие.

К физиологическим факторам относятся [17]:

- качка судна;

- воздействие вибрации и шума;

- наличие электромагнитных излучений, статического электричества, использование синтетических материалов для отделки помещений;

- параметры воздушной среды в помещениях судна;

- уровни освещенности в помещениях судна;

- ограниченность суточной нормы движения (на 70-80% ниже береговой);

Физиологическое воздействие качки судна на человека приводит к возникновению морской болезни, доставляющей человеку много неприятностей физического и психологического плана. Прежде всего, при укачивании становится труднее выполнять обязанности по управлению судном. Причинами укачивания являются действия ускорений на вестибулярный аппарат человеческого мозга и раздражение интерорецепторов брюшной полости при смещении внутренних органов в результате качки.

Конструктивные решения при создании судна, направленные на уменьшение ускорений и амплитуд качки, обычно относятся к судну в целом. «Человеческий фактор» при этом учитывается лишь в форме такого предпочтительного размещения судового оборудования (пультов управления, столов и т.п.), при работе с которым человек будет находиться в наиболее благоприятных условиях при бортовой качке - располагаться лицом в сторону носовой или кормовой оконечностей судна.

На судах с механическими двигателями человек подвергается неблагоприятному воздействию шума и вибрации палуб и платформ, на которых он находится. Источниками шума и вибрации являются движущиеся неуравновешенные массы судовой энергетической установки, периодические возмущающие усилия, передающиеся на корпус судна от гребного винта, волновая нагрузка на наружные поверхности корпуса.

Шум бывает воздушный, распространяющийся в виде звуковых волн по воздуху, и структурный, распространяющийся по конструктивным элементам судна. Основные источники шума почти те же, что и источники вибрации, ощущаемой человеком. Однако имеются и дополнительные источники шума, связанные с вибрацией, не ощущаемой человеком физически. Причинами возникновения такого шума являются перемещения различных сред – газообразных и жидких – по каналам и трубопроводам.

Для уменьшения воздушного шума создающие его механизмы и устройства закрывают звукозащитными кожухами, отрабатывают фору поверхностей, служащих источниками воздушного шума, удаляют источники шума от рабочих мест, применяют звукопоглощающие покрытия на стенках и других поверхностях помещений.

Для уменьшения структурного шума применяют амортизаторы, выносят жилые помещения за пределы корпуса, делая жилую надстройку «плавающей» и т.п.

Вибрация носит структурный характер и распространяется по конструктивным элементам судна. Для уменьшения вибрации, связанной с работой механизмов, используют амортизаторы, особые фундаменты, повышают точность изготовления деталей судовых механизмов. Вибрацию корпусных деталей удается уменьшить обеспечением необходимой жесткости отдельных балок и перекрытий в целом.

Жилые и общественные помещения экипажа стараются размещать вдали от источников шума и вибрации. Например,  на ледоколах практикуют вынос всех помещений экипажа за пределы основного корпуса в надстройку, т.к. при движении во льдах уровни шума и сотрясений весьма велики.

В Российской Федерации нормирование условий жизнедеятельности экипажа морского судна по предельно допустимым уровням вибрации и шума отражено в Санитарных нормах по ограничению вибрации (1976 г.) и шума (1982 г.).

Источниками электромагнитных излучений, опасных для здоровья человека, служит различное радиотехническое оборудование судна.

Для уменьшения его влияния внутрисудовые источники электромагнитных излучений размещают в экранированных помещениях. Воздействие внешних электромагнитных излучений (радиоантенн и антенн радиолокационных станций) предотвращают путем запрета на вход в зону их распространения во время работы соответствующего оборудования.

Полимерные материалы, применяемые на судах, обладают высокими диэлектрическими свойствами, из-за чего на их поверхности накапливаются заряды статического электричества. Длительное воздействие полей статического электричества на человека приводит к появлению головной боли, повышенной раздражительности, болям в области сердца. Конструктивное предотвращение появления статического электричества в условиях судна трудновыполнимо. Однако в процессе эксплуатации уменьшению статической электризации помещений помогает периодическая обработка их специальными препаратами силами экипажа.

Полимерные материалы, используемые для отделки помещений судна, по мере старения могут выделять токсичные вещества. Для предотвращения чрезмерно негативного влияния на здоровье человека такие материалы проходят соответствующую санитарно-гигиеническую проверку, прежде чем они допускаются к применению на судах.

 Воздушная среда в помещениях судна должна обеспечивать комфортные условия пребывания людей. Комфортные условия определяются температурой и  относительной влажностью, скоростью движения воздуха в помещениях, кратностью воздухообмена, уровнями содержания углеводородов и пыли.

 Для обеспечения необходимых параметров воздушной среды в помещениях морские суда снабжаются системами отопления (парового, электрического), вентиляции (вытяжной или нагнетательной, естественной или принудительной) или кондиционирования воздуха.

Зрение как одно из пяти физиологических чувств человека обеспечивает получение информации только при достаточном уровне освещенности предметов наблюдения. Жизнедеятельность человека на морском судне проходит в условиях полного или частичного отсутствия дневного света внутри помещений судна и недостаточного естественного освещения наружных поверхностей судна в ночное время.

В соответствии с Санитарными правилами для морских судов [17] открытые части палуб судна должны иметь достаточную освещенность, достигаемую применением соответствующих светильников. Жилые, часть общественных и служебных помещений помимо искусственного освещения должны иметь естественное, обеспечиваемое иллюминаторами и рубочными окнами соответствующих размеров.

Длительность непрерывного пребывания человека на морском судне (автономность) может измеряться многими десятками суток. Поэтому морское судно должно предоставлять членам  экипажа  необходимые  условия  для  работы и

отдыха.

С этой целью Международная конвенция о помещениях для экипажа на борту судов 1949/70 г. и отечественные Санитарные правила для морских судов устанавливают номенклатуру и состав оборудования жилых и общественных помещений, а также их минимальные удельные или абсолютные площади.

Для компенсации недостатка двигательных усилий (гиподинамии) членов экипажа оборудуется спортивная каюта (рис. 9). Рекомендуется устраивать открытый или закрытый (на судах ледового плавания) плавательный бассейн (рис. 10).

 

 

Рис. 9. Спортивная каюта

 

 

Рис. 10. Открытый плавательный бассейн.

 

2.3.2.2.. Аварийные условия.

 

В аварийных ситуацияхк обычным опасностям для человека добавляются новые: утопление, термическое или удушающе-отравляющее воздействие при пожарах.

Наибольшую опасность для людей, находящихся на борту судна, представляют аварии, при которых необходима эвакуация экипажа с судна.

Основным конструктивным элементом обеспечения безопасности человека на судне в аварийных условиях является создание безопасных путей эвакуации из того места, где человека может застать аварийная ситуация. Требования к путям эвакуации изложены в Правилах классификации и постройки морских судов РМРС и Правилах по оборудования морских судов РМРС [15].

Под путем эвакуации понимается проход от места нахождения человека к средствам коллективного спасения (спасательной шлюпке, спасательному плоту). Путь эвакуации должен быть по возможности, коротким, обеспечивающим защиту человека от воздействия дыма и огня, имеющим альтернативный вариант, если нельзя воспользоваться основным. Из каждого помещения или группы помещений, расположенных на одном уровне, должно быть не менее двух путей эвакуации (рис. 11).

Пути эвакуации снабжаются соответствующими знаками, указывающими направление движения. Внутренние пути эвакуации имеют аварийное освещение.

 

 

Рис. 11. Аварийные выходы из группы помещений.

 

Для эвакуации членов экипажа с судна предусматриваются средства коллективного спасения – спасательные шлюпки и надувные спасательные плоты достаточной вместимости, а также устройства для их безопасного спуска на воду. Вместимость средств коллективного спасания и их размещение на судне определяются Правилами РМРС.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 716; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.28.132.102 (0.024 с.)