ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРСКИХ СУДАХ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРСКИХ СУДАХ



РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Выживание в экстремальных условиях на судне»

на тему: «Конструктивные меры противопожарной безопасности судов»

 

Выполнил:

Студент 2 курса, гр. ЭУ/с-21з

Козырев Александр

 

Проверил:

Д.В. Бурков

 

 

г. Севастополь, 2016 г.

Содержание

План

1. Правила пожарной безопасности на морских судах

2. Организационные мероприятия по созданию системы противопожарной системы судна

3. Поддержание конструктивных элементов судовой противопожарной защиты

4. Противопожарный режим

5. Противопожарная подготовка судна к ремонту, докованию и отстою

 

 

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРСКИХ СУДАХ

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Настоящие Правила устанавливают общие требования пожарной безопасности на находящихся в эксплуатации морских судах всех типов и назначений независимо от их конструктивных особенностей и силовых установок, а также на судах смешанного плавания (река-море), совершающих плавание по морским путям, и являются обязательными для всех судовладельцев, членов экипажей судов и других лиц, временно находящихся на судне.

Для целей настоящих Правил применяются следующие основные понятия:

судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации", Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207);

судовладелец - лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании;

пожарная безопасность - состояние объекта (судна), при котором с регламентируемой вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей;

противопожарный режим - комплекс установленных норм поведения людей, правил выполнения работ и эксплуатации объекта (судна), направленных на обеспечение пожарной безопасности;

общесудовая тревога - тревога, объявляемая по указанию капитана судна (а в чрезвычайных ситуациях - вахтенным персоналом с последующим докладом капитану) в случаях необходимости подготовки судна к предотвращению предполагаемой опасности, поступления внутрь судна забортной воды, возникновения на судне взрыва, пожара, утечки газа или обнаружения первых признаков пожара - дыма и запахов гари;

оперативный план тушения пожара - предварительно составленный план, предусматривающий организацию тушения пожара, оптимальный и запасные варианты применения сил и средств тушения пожара в конкретном аварийном помещении (отсеке) судна;

центральный пост управления - пост управления, в котором сосредоточены средства управления и индикации следующего:

стационарной системой сигнализации обнаружения пожара;

автоматической спринклерной системой пожаротушения и сигнализацией обнаружения пожара;

панелью индикации противопожарных дверей;

закрытием противопожарных дверей;

панелью индикации водонепроницаемых дверей;

открытием и закрытием водонепроницаемых дверей;

вентиляторами;

сигнализацией общей/пожарной тревоги;

системой связи, включая телефоны; микрофоном системы громкоговорящей связи.

(Правило II-2/3.9 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г., далее - СОЛАС-74);

пожарный пост:

а) место, где сосредоточены пусковые устройства противопожарных систем, извещатели пожарной сигнализации для определенной части судна (отсека, главной вертикальной зоны, отдельных помещений);

б) хорошо видимое и доступное место, где расположены первичные средства тушения пожара и предметы противопожарного снабжения (пожарный кран, рукав и рукавный ключ, ствол, насадки, пожарный топор и др.).

Пожарная безопасность судов обеспечивается:

конструкцией судов, их оборудованием и снабжением;

поддержанием в рабочем состоянии и готовности к немедленному использованию противопожарного оборудования и средств для борьбы с пожаром;

выполнением экипажем требований по эксплуатации судового оборудования;

организационными мероприятиями по созданию системы противопожарной защиты судна;

соблюдением противопожарного режима на судне;

выполнением специальных требований пожарной безопасности при перевозке грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, ремонтных и других видов работ.

Требования к конструкции, оборудованию и снабжению судов, для обеспечения пожарной безопасности установлены главой II-2 СОЛАС-74, Международным кодексом по системам противопожарной безопасности (резолюция 73-й сессии Комитета по безопасности на море Международной морской организации (ИМО) MSC.98(73) от 07.12.2000), частью VI тома I Правил классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства 1999 г. издания (далее - правила Регистра), издаваемых им с учетом даты постройки судна в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

Правила эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования, противопожарных систем и средств устанавливаются специальными инструкциями, которыми комплектуются суда в соответствии с требованиями СОЛАС-74 и правилами Регистра с учетом рекомендаций Руководства по техническому обслуживанию, ремонту и инспекциям противопожарных систем и средств (приложение к циркулярному письму ИМО от 13 мая 1998 г. MSC/Circ.850).

Выполнение требований указанных правил должно предусматриваться системами управления безопасностью судовладельческих организаций в соответствии с требованиями СОЛАС-74 и Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (резолюция Ассамблеи ИМО А.741(18) от 05.11.1993).

Организационные мероприятия по созданию системы противопожарной защиты судна, поддержание противопожарного режима на судне осуществляются в соответствии с требованиями СОЛАС-74, Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. (далее - ПДНВ-78), предусматривающей требования к компетентности, профессионализму и квалификации членов экипажей судов и их оценку, и Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.

Специальные требования пожарной безопасности, зависящие от специфических особенностей судов, типов силовых установок, а также подлежащих выполнению при перевозке различных грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, ремонтных и других видов работ, устанавливаются соответствующими нормативными документами.

Ответственность за обеспечение пожарной безопасности судна возлагается на судовладельца.

Если судно передано другому предприятию для ремонта или отстоя, то противопожарные мероприятия и ответственность за его пожарную безопасность могут быть возложены на предприятие, принявшее судно для ответственного хранения на время ремонта или отстоя, если это условие установлено договором судовладельца и предприятия.

За противопожарную безопасность несет ответственность:

судна, находящегося в эксплуатации или ремонте при наличии судового экипажа, - капитан судна;

ремонтируемого судна при отсутствии судового экипажа - судоремонтное предприятие, что должно быть предусмотрено договором судовладельца и судоремонтного предприятия;

судна, находящегося в доке, - предприятие, производящее доковые работы независимо от наличия экипажа на судне, находящегося в доке.

Ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности при проведении ремонтных работ подразделениями судоремонтного предприятия возлагается на предприятие, производящее эти работы.

Ответственность за выполнение требований пожарной безопасности при перевозке грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, а также ремонтных и других видов работ, производимых силами судового экипажа или ремонтными бригадами, взятыми в рейс, возлагается на капитана судна.

О всех случаях пожара, принятых мерах по спасению людей и ликвидации пожара, последствиях, вызванных пожаром, капитан судна обязан сообщать судовладельцу и администрации морского порта регистрации судна (капитану морского порта).

Контроль выполнения эксплуатационных требований в отношении пожарной безопасности судна осуществляет капитан морского порта в соответствии с требованиями правила 19 главы I СОЛАС-74, статьей 5 Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (далее - МАРПОЛ 73/78), статьей X ПДНВ-78, главой V Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и рекомендациями резолюции Ассамблеи ИМО А.742(18) от 05.11.1993.

 

ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ РЕЖИМ

 

К основным причинам возникновения пожара на судне относятся:

неосторожное или небрежное обращение с открытым огнем, нагревательными приборами, небрежное курение;

неисправности электрокабелей, электрооборудования, освещения, судовых механизмов и нарушение правил их эксплуатации;

попадание топлива на раскаленные и горячие поверхности механизмов и выхлопных трубопроводов;

искрообразование при работе котлов, камбузных печей и при ударах;

воспламенение горючих газов и паров нефтепродуктов;

нарушение правил производства сварочных работ и работ с открытым огнем;

разряды статического и атмосферного электричества;

самовоспламенение грузов, в том числе в результате смешения несовместимых опасных грузов;

самовозгорание материалов.

К самовозгоранию способны:

ветошь, пакля, парусина, белье, одеяла и другие адсорбирующие материалы, хранящиеся в сыром виде навалом, в тюках или связках, или пропитанные нефтепродуктами, растительными маслами и животными жирами;

скопления промасленных металлических опилок, стружек и влажного размельченного угля;

дерево, длительное время соприкасающееся с низкотемпературным источником теплоты (например: паропроводом с температурой свыше 100 °C);

грузы опасные соответствующих классов по ГОСТ 19433 с учетом их совместимости.

Все отсеки и помещения судна должны использоваться по своему назначению в соответствии с проектной документацией. Переоборудование судовых помещений, установка дополнительных конструкций, полок и стеллажей (в т.ч. временных) для складирования и хранения изделий и материалов допускается только по согласованию с Регистром.

На судне не допускается:

загромождать коридоры, внутренние и наружные трапы;

сушить и хранить на отопительных приборах или вблизи них одежду, горючие предметы и материалы;

устраивать под внутренними трапами места для хранения горючих материалов;

производить самостоятельные изменения в электроснабжении судовых помещений, устанавливать дополнительные штепсельные розетки, разветвители (тройники), устанавливать удлинители и нештатные предохранители;

использовать нештатные электрические и электронагревательные приборы;

оставлять без наблюдения включенные в сеть электронагревательные приборы, теле- и радиоприемники, магнитофоны, электроосвещение и другие токоприемники, если это не установлено или допускается соответствующими инструкциями;

накрывать тканью, бумагой или другими сгораемыми материалами электролампы;

курить в неустановленных местах;

использовать емкости из горючих материалов для сбора бытового и производственного мусора,

а также хранить:

горючесмазочные материалы в открытой таре;

самовозгорающиеся материалы навалом, в тюках, связках в сыром виде или пропитанными нефтепродуктами, маслами, жирами, красками, лаками и растворителями (в т.ч. загрязненные и сырые угольные мешки, свежевыкрашенную парусину в сложенном виде);

легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы в местах, не предназначенных для этих целей.

На судне в любое время суток должен быть обеспечен доступ во все запираемые помещения. При запертой двери ключ не должен оставаться в замке с внутренней стороны помещения. К каждому замку должно быть в наличии не менее двух ключей.

Закрывание на замки дверей, находящихся на путях эвакуации, не допускается.

Первый комплект ключей должен храниться:

от помещений станций пожаротушения, кладовых комплектов снаряжения пожарных, румпельного отделения, дверей запасных выходов в специальных шкафчиках, размещенных у входа в эти помещения и непосредственно у запасных выходов;

от специальных помещений, помещений с материальными ценностями и других, запираемых на ключ согласно судовому распорядку - у заведующих помещениями в соответствии с расписанием по заведованиям;

от ящика (шкафа) с пиротехническими средствами и кладовой с изолирующими противогазами - на ходовом мостике в специальном ящике;

от кают экипажа - у лиц, их занимающих;

от кают пассажиров - в специально отведенном месте вблизи группы кают.

Второй комплект ключей от всех помещений, за исключением кают членов экипажа, должен храниться в специально отведенном месте на судовой доске (шкафчике). Доска с ключами должна закрываться на замок, опечатываться и находиться под наблюдением вахтенной службы. Ключ от доски должен храниться у вахтенного помощника капитана.

Второй комплект ключей от кают членов экипажа с занумерованными бирками должен находиться на хранении в месте, установленном старшим помощником капитана. Доска с ключами должна запираться на замок, опечатываться, а ключи от доски и помещения храниться у вахтенного помощника капитана.

В распоряжении капитана судна должны быть универсальные ключи, обеспечивающие открытие всех судовых помещений, выдаваемые им на случай экстренной необходимости помощникам капитана и вахтенному помощнику при увольнении членов экипажа на берег во время стоянки в порту.

Во время общесудовой (пожарной) тревоги двери кают и других жилых помещений должны быть открыты.

Места для курения на судне устанавливаются приказами капитана судна.

Составу вахты курение на судне разрешается в рулевой рубке без выхода на открытые части мостика, в радиорубке, в центральном посту управления судовой силовой установкой, расположенном вне машинного отделения. В указанных местах для курения должны быть в наличии пепельницы.

В общественных местах для курения (курительных комнатах и салонах) должны быть установлены урны из негорючего материала с водой для гашения окурков, спичек и пепла и знаки, соответствующие общепринятому стандарту.

Выбрасывание окурков и спичек за борт не допускается.

Курение в каютах судов (за исключением танкеров, перевозящих жидкие нефтепродукты, газовозов, судов-бункеровщиков) допускается при наличии пепельниц.

В зависимости от условий плавания, перевозимого груза, проведения бункеровочных и погрузо-разгрузочных работ с пожаро- и взрывоопасными грузами, обнаружения признаков загазованности помещений, правил безопасности, установленных капитаном порта, приказом капитана судна установленный для повседневных условий плавания режим курения может быть изменен:

при стоянке танкеров у грузовых нефтяных и газоприемно-раздаточных причалов во время грузовых операций, приема балласта в недегазированные грузовые танки, дегазации и зачистки танков курение разрешается в одном - двух помещениях в кормовой части судна, не имеющих дверей, иллюминаторов и других отверстий, выходящих непосредственно в сторону грузовых танков;

во время хода танкера может быть допущено курение в штурманской и радиорубке, а также кают-компаниях и салоне капитана при закрытых иллюминаторах;

не допускается курение в общих местах для курения, расположенных на открытых частях палуб.

На судне не допускается использование открытого огня (за исключением производства огневых работ согласно полученному разрешению капитана):

в трюмах, гаражах, ангарах, бункерах, других помещениях при перевозке опасных грузов, в хранилищах всех видов жидкостей (грузов), пары (пыль) которых в смеси с воздухом образуют горючие взрывоопасные смеси;

вблизи вскрываемых танков (цистерн) и в местах разборки трубопроводов грузовых, топливных, масляных систем;

в аккумуляторных помещениях;

в фонарных, малярных кладовых, плотницких мастерских и кладовых грузовых шлангов;

в шкиперских кладовых и кладовых ветоши и пакли;

в кладовых муки и сухой провизии;

вблизи шахт и головок вентиляции;

вблизи легковоспламеняющихся материалов, баллонов с горючими и взрывоопасными газами;

для целей освещения во всех помещениях судна;

вблизи мест вскрытия каких-либо частей котлов и обеспечивающих их работу механизмов и арматуры (до полного охлаждения и полного вентилирования котла) и частей двигателей внутреннего сгорания;

при промывке деталей механизмов легковоспламеняющимися жидкостями.

Пассажирам запрещается перевозить в багаже взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества и предметы.

Все горючие предметы и материалы не должны соприкасаться с электропроводкой, электроарматурой и нагревающимися конструкциями.

При стоянке у причала судно, в случае необходимости, должно быть готово к быстрому отходу от него при возникновении пожара на причале или соседнем судне.

При перевозке грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, ремонтных и других видов работ устанавливаемый на судне противопожарный режим должен обеспечивать выполнение специальных требований пожарной безопасности нормативных документов на перечисленные работы.

Обшивка и теплоизоляция коллекторов двигателей внутреннего сгорания, котлов, пароперегревателей, трубопроводов, других нагревающихся до высоких температур поверхностей, включая фланцевые соединения, должна содержаться в исправном состоянии.

Утечки топлива и масла у механизмов и трубопроводов не допускаются. Причины, вызывающие эти утечки, должны немедленно устраняться. У механизмов и устройств, инструкциями по эксплуатации которых допускается просачивание горюче-смазочных материалов через уплотнительные устройства, должны быть установлены поддоны для их сбора.

На поддонах также должны находиться масленки, используемые для открытой смазки трущихся частей механизмов в процессе их обслуживания в течение вахты. Смазочные материалы должны храниться в специальных плотно закрывающихся шкафах.

При разборке и чистке устройств и арматуры с применением нефтепродуктов необходимо пользоваться поддонами. Все пятна нефтепродуктов на плитах машинных помещений и других поверхностях, вызванные недопустимыми протечками, должны немедленно устраняться путем протирки этих поверхностей ветошью насухо.

Попадание горюче-смазочных материалов на горячие поверхности не допускается.

Устройства (в частности, экраны), предусмотренные на случай аварийного повреждения топливных и масляных трубопроводов и арматуры и предотвращающие попадание струй на горячие поверхности, должны содержаться в предусмотренном конструктивном исполнении и быть надежно закреплены.

Средства управления поступлением воздуха в машинные помещения (открытия и закрытия светового люка, кольцевых пространств вокруг дымовых и выхлопных труб в кожухе судовой трубы, закрытия раструбов вытяжной вентиляции и вентиляционных заслонок, пуском и остановкой нагнетательных и вытяжных вентиляторов) должны быть исправны и готовы к немедленному действию.

Установка каких-либо приспособлений для удержания в открытом (или закрытом) состоянии средств управления поступлением воздуха в машинные помещения, а также арматурой топливных и масляных систем не допускается.

Горюче-смазочные материалы, попавшие в льяла машинных помещений, должны удаляться. Скапливание их в льялах не допускается.

В машинных помещениях не допускается хранение:

легкоиспаряющихся нефтепродуктов (бензин, керосин и т.п.), красок, лаков, растворителей и разбавителей;

горючих материалов (ветоши, пакли и др.) в соприкосновении с нагревающимися конструкциями.

В машинных помещениях должны выполняться следующие мероприятия:

дымоходы, выхлопные коллекторы и искрогасители должны очищаться от сажи;

промасленная ветошь и пакля должна складываться в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками и удаляться каждую вахту из машинных помещений для сжигания или сдачи соответствующей портовой службе для утилизации. Ящики с промасленной ветошью должны устанавливаться в машинных помещениях не ближе 1 м от нагретых поверхностей машин и трубопроводов. Сухая ветошь должна храниться в металлических ящиках с плотно закрывающимися крышками. На ящиках для использованной и сухой ветоши должны быть нанесены соответствующие надписи;

трубопроводы и арматура топливоперекачивающей системы должны проверяться на отсутствие неплотностей и утечек, а в процессе перекачки - на надлежащее заполнение цистерн и отсутствие переливов и переполнений. Установленные приборы сигнализации должны быть в исправном состоянии;

пуск и остановка котлов, пользование факелами (запальниками) и их гашение, регулярная чистка форсунок (во избежание подтеков топлива) должны осуществляться в соответствии с правилами их эксплуатации;

запорные краны на мерительных трубках топливных и масляных емкостей должны находиться в постоянно закрытом состоянии.

Сжигание промасленной ветоши и других отходов в инсинераторе или временной печи должна производиться под постоянным контролем специально назначенного для этой работы члена экипажа судна.

Сжигание ветоши и отходов в судовых котлах не допускается.

Хранить использованную ветошь, мусор и другие твердые отходы в инсинераторе и помещении, где он расположен, не разрешается.

Техническое состояние электрооборудования, кабельных трасс и их эксплуатация должны соответствовать требованиям установленных правил технической эксплуатации.

Не допускается:

образование открытых токоведущих частей и их соприкосновение со сгораемыми конструкциями, материалами, источниками выделения тепла и влаги;

обугливание и трещины в изоляции, наплавления, нагар и копоть в контактных соединениях;

соединения кабельных трасс и проводов, не предусмотренные правилами эксплуатации (скручиванием);

нарушения крепления электрооборудования и заземлений;

эксплуатация электрооборудования при неисправном состоянии средств защиты от короткого замыкания и перегрузок;

замена сработавших предохранителей самодельными вставками;

использование светильников без колпаков и предохранительных сеток;

использование в светильниках ламп большей, не допускаемой для них мощности, ведущей к перегреву;

наличие в светильниках пересохшей и осыпавшейся изоляции;

наличие вмятин и прожогов на трубах, в которых проложены кабели, отсутствие на них и защитной металлической оплетке заземлений.

Переносные светильники, используемые в помещениях, где возможно присутствие горючих паров и газов, должны быть низковольтными во взрывобезопасном исполнении.

Состояние изоляции всего электрооборудования должно регулярно проверяться и поддерживаться в соответствии с установленными нормами.

Нагрев подшипников работающих электрических машин и контактных соединений должен находиться под постоянным контролем. Их перегрев не допускается.

В помещениях постов управления не допускается хранение легковоспламеняющихся жидкостей, газов и других горючих материалов.

На дверях аккумуляторных помещений постов управления должен быть нанесен знак "Осторожно! Опасность взрыва". Во избежание ударов батарей друг о друга и о другие предметы все оборудование аккумуляторного помещения должно быть надежно закреплено.

В аккумуляторном помещении не допускается:

пользование спичками, свечами и другими источниками открытого огня;

размещение приборов и прокладка электрических сетей (в т.ч. временных или транзитных), не относящихся к аккумуляторным батареям;

использование переносных ламп и фонарей невзрывобезопасного исполнения;

использование электронагревательных приборов;

зарядка аккумуляторов при отсутствии вентиляции или перебоях в ее работе;

проверка аккумуляторов с помощью нагрузочной вилки.

При работе с аккумуляторными батареями должен использоваться только изолированный инструмент, исключающий искрообразование при ударах. Зажимы батарей и наконечники проводов должны быть постоянно поджаты.

Хранение в одном помещении щелочных и кислотных аккумуляторов не допускается. В помещениях для хранения электролита и его приготовления не допускается хранить легковоспламеняющиеся материалы.

В посту управления аварийным дизель-генератором и помещении, где он расположен, должен соблюдаться противопожарный режим машинного помещения.

На ящике для хранения пиротехнических средств, расположенном на открытом мостике, должна быть нанесена надпись "Пиротехнические средства. Запрещается пользоваться открытым огнем".

Пиротехнические средства (в т.ч. хранящиеся в спасательных шлюпках), срок хранения которых истек, должны заменяться по прибытии в порт. Пиротехнические средства, отказавшие в действии, должны быть немедленно уничтожены (затоплены).

В плотницких мастерских:

лесоматериалы и заготовки следует хранить на стеллажах или на подкладках, скопление лесоматериалов, готовой продукции из древесины и других горючих отходов не допускается;

подогрев склеивающих материалов разрешается производить только в специальных клееварках, устанавливаемых в металлическом ящике или шкафу, оборудованных вытяжной вентиляцией. Применять для этой цели электроплитки не допускается;

ежедневно, по окончании рабочего дня, должна производиться уборка помещения от стружки, опилок, промасленной ветоши, древесных и других горючих отходов. До начала уборки должны быть обесточены приборы и механизмы;

хранение запасов легковоспламеняющихся жидкостей (лаки, растворители, краски, горючие клеи) сверх суточной нормы не допускается. Жидкости должны находиться в плотно закрытой таре и закреплены на стеллажах. По окончании рабочего дня они должны сдаваться в малярную кладовую.

В электромастерских:

работа с горючими жидкостями допускается только при наличии над местом работы включенной вытяжной принудительной вентиляции;

жидкости в количестве не более суточной потребности должны храниться в плотно закрытой небьющейся таре в металлическом ящике.

В токарных и слесарных помещениях должны соблюдаться требования противопожарного режима, установленные для машинных помещений.

В фотолаборатории:

химические реактивы следует хранить в металлическом ящике с крышкой или металлическом шкафу;

отходы фотобумаги, фотопленки и других горючих материалов необходимо собирать в металлический ящик и по окончании рабочего дня удалять из фотолаборатории;

не допускается курить и пользоваться открытым огнем, применять нештатные электронагревательные и осветительные приборы, оставлять включенную электрофотоаппаратуру без присмотра, хранить в больших количествах фотопленку и фотобумагу, хранить легковоспламеняющиеся жидкости и другие посторонние горючие предметы и материалы.

В помещении камбуза:

плиты, трубы, дымоходы, искрогасители, жироуловители и надплитные зонты должны содержаться в чистоте, регулярно, не реже одного раза в месяц, очищаться путем продувки, промывки и удаления сажи, жира и других наслоений;

все работающие агрегаты должны находиться под постоянным наблюдением;

в системах подачи жидкого топлива к плитам, на нем работающих, подтеки топлива не допускаются. При обнаружении подтеков топлива в трубопроводе или форсунках необходимо прекратить горение в плите до устранения причины подтекания и уборки пролитого топлива. Заполнять расходные бачки подачи топлива к плитам открытым способом с помощью ведер (без использования топливного насоса) не допускается. Все конструктивные элементы противопожарной защиты (поддоны у топливных форсунок и др.) должны быть в наличии и исправном состоянии;

плиты, работающие на жидком топливе, должны разжигаться после тщательной их вентиляции в соответствии с инструкцией по эксплуатации, применение легковоспламеняющихся жидкостей для розжига плит (бензин, керосин и др.) не допускается;

посуду с кипящим жиром или маслом необходимо закрывать крышками, предохраняющими от выплескивания и возгорания;

скапливание в помещении камбуза мучной пыли на стенах, выступах, деталях и оборудовании, сушка одежды, полотенец и салфеток, хранение легковоспламеняющихся жидкостей, окисляющих веществ, промасленной ветоши не допускается;

применение открытого огня во всех случаях, когда имеется опасность концентрации горючих и взрывоопасных газов, не допускается.

При грузовых операциях с опасными грузами, мойке и дегазации танков камбузные двери и иллюминаторы должны быть закрыты.

Работающее оборудование сауны не должно оставаться без присмотра. При обнаружении неисправности электрокамин сауны должен быть отключен с последующим докладом вахтенному помощнику капитана.

В помещениях гладилен не допускается:

пользоваться электроутюгами с неисправными терморегуляторами;

работать без специальных подставок для горячих утюгов;

использовать при глажении бумагу;

чистить одежду бензином, ацетоном и другими легковоспламеняющимися жидкостями.

В помещениях сушилен не допускается:

укладка одежды и обуви непосредственно на защитные кожухи обогревательных приборов;

сушка промасленной одежды навалом;

оставление спичек, зажигалок, других легковоспламеняющихся предметов в одежде;

сушка одежды после ее чистки растворителями.

В малярных и фонарных кладовых:

легковоспламеняющиеся жидкости и покрасочные материалы должны храниться в герметически закрываемых емкостях, установленных на стеллажах в специальных гнездах. Выдача этих жидкостей и окисляющих материалов (гипохлорида кальция, хлорной извести и др.) должна производиться при достаточной освещенности, с разрешения старшего помощника капитана и уведомлением вахтенного помощника капитана, в количестве, не превышающем необходимой сменной нормы расхода;

по окончании работ должна быть проверена плотность закрытия тары с легковоспламеняющимися жидкостями, убраны в поддонах и пролитые на палубу горючие жидкости и краска, иллюминаторы закрыты, вентиляция приведена в состояние, предусмотренное инструкцией по эксплуатации, освещение выключено, электроприборы обесточены и помещение закрыто;

хранить вещества и материалы, которые могут опасно взаимодействовать друг с другом, загружать помещение излишним количеством материалов, загромождать подступы к средствам тушения пожара не допускается.

В шкиперских кладовых:

все материалы должны храниться по сортности. Подверженные самовозгоранию должны проверяться на увлажнение, попадание масла и жира с принятием соответствующих мер по просушиванию или изъятию;

хранение легковоспламеняющихся жидкостей, масел и красок не допускается.

В прочих кладовых:

не допускается хранение легковоспламеняющихся материалов и веществ, а также горючих материалов, для которых они не предназначены и должным образом не оборудованы.

В каютах экипажа и пассажиров не допускается:

хранение взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ и материалов;

протирка мебели и оборудования каюты бензином и другими легковоспламеняющимися жидкостями, не предназначенными для этой цели;

просушивание одежды и других предметов на электрогрелках, батареях отопления;

обертывание электроламп бумагой, салфетками и другими горючими материалами, использование светильников без плафонов;

установка нештатных электровентиляторов без защитных сеток вблизи занавесок и других предметов;

использование бытовых электронагревательных приборов;

установка вешалок для одежды вблизи приборов отопления;

курение в постели;

оставление ключа в замочной скважине с внутренней стороны каюты при закрытой двери на ключ.

В общественных помещениях:

после собраний экипажа заведующим помещением должен проводиться осмотр на отсутствие нарушений противопожарного режима с докладом вахтенному помощнику капитана;

не допускается загромождать выходы и проходы дополнительной мебелью и другими предметами.

В медицинских помещениях:

рентгеновская пленка должна храниться в специальном металлическом ящике или шкафу;

легкогорючие медикаменты и материалы (вата, бинты) должны храниться отдельно от горючих жидкостей (эфир, спирт и др.) и вдали от отопительных приборов;

электронагревательные и электрифицированные медицинские приборы должны устанавливаться на специальных подставках из несгораемых материалов и подключаться в соответствии с инструкциями по их эксплуатации;

наличие кислородных подушек допускается только на время проведения лечебных процедур и в количествах, необходимых для этих целей. Хранение кислорода не допускается;

курение не допускается.

На судне должна быть разработана и утверждена капитаном инструкция по проведению бункеровочных операций и технологическая карта приема топлива.

При бункеровке судна должны быть предприняты и реализованы следующие меры:

объявлено дважды по судовой трансляции о приеме топлива с указанием борта (правого, левого) и о правилах пожарной безопасности, подлежащих обязательному исполнению при бункеровочных операциях;

произведен инструктаж членов экипажа, участвующих в бункеровочных операциях;

закрыты все наружные закрытия, включая иллюминаторы со стороны борта, с которого принимается бункер, и лобовой переборки надстройки судна;

приведены в готовность к немедленному действию противопожарные средства;

у места шланговки организован пожарный пост с первичными средствами пожаротушения (2 пенных, а в условиях отрицательных температур - 2 порошковых огнетушителя, покрывало для тушения пламени, ящик с песком, совковая лопата, поддон) и проложены две рукавные линии с пенными стволами наибольшей производительности;

место приема топлива ограждено и обозначено знаками безопасности: "Запрещается пользоваться открытым огнем", "Запрещается курение", "Проход воспрещен";

при наличии на борту пассажиров у места приема топлива должен быть выставлен специально проинструктированный вахтенный;

при приеме бункера с берега в районе трапа вывешен щит с предупреждающей надписью "Внимание! Идет прием бункера";

на мачте должен быть вывешен сигнал опасности (днем флаг "Б", ночью - красный огонь);

при приеме и перекачке топлива в судовые танки (цистерны) должны быть приняты меры к исключению его выбрасывания через измерительные и воздушные трубы. Пролитое топливо должно немедленно удаляться с протиркой насухо мест его попадания, протирочный материал уничтожен или удален с судна. После удаления пролитого топлива в помещении оно должно быть тщательно провентилировано.

В процессе бункеровки не допускается проведение работ с применением открытого огня и вывод из готовности хотя бы одной из стационарных систем пожаротушения.

Проведение бункеровочных операций не допускается:

во время грозы;

при проведении погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами соответствующих классов, установленных нормативными документами на перевозку опасных грузов.

Об окончании бункеровки должно быть объявлено по судовой трансляции.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.23.193 (0.072 с.)